Эта семейная пара отказалась от прибыльного бизнеса, чтобы научить незрячих детей рисовать. Почитайте их историю

Эта семейная пара отказалась от прибыльного бизнеса, чтобы научить незрячих детей рисовать. Почитайте их...
Яна, Аня и Влад с детства знали, что апельсин оранжевый, хоть никогда его не видели. Эти дети незрячие с рождения. До недавнего времени они просто заучивали названия цветов. Теперь все изменилось. Минчанин Сергей Бондарович придумал специальный прибор, который помогает незрячим детям «видеть» цвета и писать настоящие картины. Эту историю на платформе «ИМЕНА» рассказала Анастасия Волкова.

Яна, Аня и Влад с детства знали, что апельсин оранжевый, хоть никогда его не видели. Эти дети незрячие с рождения. До недавнего времени они просто заучивали названия цветов. Теперь все изменилось. Минчанин Сергей Бондарович придумал специальный прибор, который помогает незрячим детям «видеть» цвета и писать настоящие картины. Эту историю на платформе «ИМЕНА» рассказала Анастасия Волкова.

Яна заходит в комнату и снимает куртку. Под ней – белая кофта с разноцветными полосками на груди. Красный, оранжевый, желтый, зеленый – почти все цвета радуги. Но Яна об этом не знает.

Красный – это черный. Оранжевый – это черный. Желтый – это черный. Уже 14 лет – с самого рождения – Яна ничего не видит. Но она заходит в комнату, раздевается и садится за стол. На столе – яркие тюбики с краской. Яна будет рисовать.

Яна и Аня со своими картинами.

Как стать художником, если ты ничего не видишь

От машины до студии Яне помог дойти Сергей. Владу помогла Ирина. Сергей и Ирина Бондарович – руководители проекта Belonica Art. Они учат незрячих детей рисовать – Яну, Влада, Аню и других ребят из 188-й минской школы для детей с нарушением зрения.

Я помогала попасть в студию Ане. Крепко держала за руку, пока мы шли.

– А Вы кино любите? – быстро выпалила Аня.

– Да, очень.

– А что любите? Я вот советские фильмы обожаю, – не дожидаясь моего ответа, продолжила Аня. – Джигарханяна очень люблю. Джигарханяна любите?

– Люблю.

Ане 16 лет, она учится в 10-м классе. После школы планирует поехать в гродненский колледж и учиться на массажистку. Девушка рассказала, что ей очень важно быть полезной – насколько может. «Я бабушке своей делаю массаж. Люблю на даче возить сено на тачке. И яблоки опавшие собирать. Это же помощь какая-то. Да?»

Аня любит советское кино. И не любит лето. Потому что летом каникулы, а значит нельзя прийти в школу и пообщаться с друзьями. Вне школы друзей найти сложно. Для знакомства двух незрячих детей должно все сойтись. Одному ребенку нужно позвать, а другому понять, что позвали тебя. «Привет!» Если ответа нет – знакомство не состоялось.

У Ани, как и у других незрячих ребят, много ограничений. Нельзя быстро бегать, нельзя ходить на танцы, нельзя заниматься спортом, нельзя рисовать. В теории, конечно, можно заниматься всем, если среда адаптирована под потребности таких детей. Но на практике незрячим детям предлагают только занятия по музыке, курсы лепки из глины и уроки шахматной игры.

После окончания школы выбор профессий тоже невелик. Официально люди с инвалидностью по зрению могут поступать на любую специальность в вузы, если нет противопоказаний в диагнозе.

Но адаптировано обучение для незрячих людей только в Гродненском государственном медицинском колледже – можно стать массажистом. В Витебском государственном профессионально-техническом колледже легкой промышленности можно стать сборщиком обуви, парикмахером, горничной. И в Минском государственном колледже электроники можно стать оператором ПЭВМ.

Стать художником? Для Ани, Яны и Влада и для других 11 незрячих детей из их школы эта идея еще недавно была фантастической. А теперь одно из многих «нельзя» превратилось в «можно». Стать профессиональными художниками хотят далеко не все дети, которые занимаются с Belonica Art. Но теперь у ребят есть выбор.

Ирина с учениками.

В сентябре, когда Ирина и Сергей пришли в 188-ю школу с предложением «А давайте мы будем учить незрячих рисовать!», не откликнулся никто из детей. Идею поддержала только директор. Прошла по классам и собрала группу – пойдешь ты, ты и ты.

– Потом дети нам признались: это же непонятно, что и как, – рассказывает Ирина. – «У нас не получится, а над нами будут смеяться». Очень волновались. Но нам хочется создать атмосферу, которая тянет вверх. Создать место, куда можно прийти, обсудить живопись, какие-то события. Где дети сами друг друга заряжают и помогают раскрывать других ребят.

Закрыли агентство и купили коз. А потом создали приложение, которое переводит цвета в звуки

Яна, Влад и Аня осторожно садятся за столы рядом с холстами и красками, медленно и аккуратно трогая все вокруг. Ребята ничего не видят с детства. Нет даже светочувствительности – никаких светлых пятен, абсолютная темнота. Дети говорят, что про цвета никогда особо не задумывались, в школе и семье редко обсуждали эту тему.

– Когда я пришла, я не представляла, что собой представляют цвета, – вспоминает Яна. – Конечно, я еще из детского садика знала, что апельсин оранжевый, трава зеленая, солнце желтое, помидор красный. Мы это просто выучили. Больше я ничего и не представляла. Но мне было интересно это понять, получить хоть какое-то представление о цветах. И-и-и… – Яна резко останавливается и продолжает: – …и-и-и я не теряю надежды, что когда-нибудь технологии дойдут до того, что у меня появится зрение. И, если у меня появится зрение, я не буду знать, где какой цвет.

Сергей достает небольшое устройство, похожее на компьютерную мышку. Это «Ліхтар» – приспособление, которое помогает распознать цвета с помощью музыки. «Ліхтар» связан с мобильным приложением. Он определяет цвет на картине с помощью датчика цвета, а мобильное приложение воспроизводит музыку. Картина поет.

«Ліхтар».

«Ліхтар» придумал и собрал Сергей. Конструировал, скручивал, придумывал и совершенствовал форму для корпуса, чтобы ребятам было проще держать в руке. Мобильное приложение тоже его детище. Сергей написал его сам – был опыт в программировании и дизайне.

Яна водит «Ліхтаром» по своей уже готовой картине. «Это серый фон», – кивает Яна, когда слышит музыку, похожую на мелодию из музыкальной шкатулки. «Ага, фиолетовый в центре», – продолжаем слушать картину. «Вот синий, а вот же-е-елтый», – Яна улыбается, когда слышит веселую мелодию для желтого.

Яна использует «Ліхтар», чтобы узнать, какие цвета есть на одежде.

Раньше у Ирины и Сергея было свое диджитал-агентство. Они много работали и хорошо зарабатывали. Но потом все надоело – однотипные задачи, никаких выходных и перерывов. Ирина и Сергей закрыли агентство и… купили козу! Даже двух – чтобы делать сыры. Но быстро отказались от «сырного» бизнеса. И снова повис вопрос: чем заниматься дальше?

На идею создания «Ліхтара» Сергея подтолкнул сын. Однажды Ирина с Сергеем ехали в машине и обсуждали литовских князей. Вспомнили Гедимина. «О, Гедимин. Как котлета», – выпалил старший. «Почему как котлета?» – удивились мама с папой. «Ну, Гедимин – коричневый. И котлета коричневая».

Ирина с Сергеем продолжили расспросы. Оказалось, что для каждого дня недели у их сына есть цвет. А от школьного звонка все внутри «синеет». «А что, у вас не так?» – наступила очередь удивляться сыну.

Ирина и Сергей выяснили, что у их сына синестезия. Это не болезнь, а особенность восприятия. Люди-синестеты чувствуют все иначе. Могут чувствовать вкус каждого цвета или видеть цветовую ауру настроения человека. Сын Сергея и Ирины «переводит» звуки в цвета. Сергей подумал: а что, если сделать наоборот и перевести цвета в звуки?

Яне 14, сейчас она учится в 8-м классе. С детства мечтает стать врачом. «Я понимаю, что хирургом мне не стать. Но меня заинтересовал человеческий мозг. Психолог – чем не врач?»

Как работает приложение?

Мобильное приложение, работающее с «Ліхтаром», может проиграть 14 цветов. 12 – из стандартного цветового круга художников плюс белый и серый. Черный цвет не звучит никак. Музыку для приложения Сергей и Ирина попросили написать руководителя капеллы БГУ Ольгу Миненкову.

Сергей и Ирина учат детей узнавать цвета через музыку и эмоции. Когда ребята пришли на занятия, Сергей и Ирина долго им объясняли, что с каждым цветом связаны эмоции. А музыка помогла их прочувствовать.

– Зеленый – это цвет, у которого есть две стороны, – объясняет Яна. – Это цвет весны, листьев на деревьях, молодости, здоровья. А еще неопытности или зависти, не зря же говорят «жаба душит». Фиолетовый ассоциируется с волшебством, загадочностью, чем-то таинственным – и одновременно с депрессией, погруженностью в себя.

Яна, Аня и Влад показывают свои картины. На них нет конкретных предметов, только абстракция.

Картина Ани «Освобождение».

– Мы не пишем предметы, они их никогда не видели, – рассказывает Сергей. – Они не знают, что это такое. Если мы их научим, они будут выражать наши мысли. Мы хотим научить их выражать свой мир, чтобы мы могли его увидеть.

Мы видим 2D, они – 3D. Но передать это на плоскости очень тяжело. Это не укладывается в голове. Когда мы говорим «квадрат», он всплывает в голове. А когда им говоришь «квадрат», у них всплывает ощущение, что они где-то его трогали. Нервные импульсы срабатывают по-другому. Искусство про то, чтобы показывать миру что-то новое и удивительное. Когда мы показываем мир незрячих людей – это новое и удивительное.

Зачем все это? «Что скрывать – все мы эгоисты. Конечно, мы себя чувствуем хорошими людьми, и нам это приятно».

Пока мы рассматривали «Ліхтар», Аня уже успела покрыть холст белой краской. «Я хочу нарисовать картину, связанную с весной». Сергей смешивает белую и черную краску и пододвигает к Ане. «Это грязь – снег тает». Теперь Аня рисует черные стволы деревьев.

– Левее, центрее, – подсказывает Сергей.

– Ну и смешные слова у Вас, Сергей, – «центрее», – смеется Аня.

Сергей и Ирина помогают детям правильно держать кисть, подсказывают, когда те выходят за холст, и вытирают руки от краски салфеткой.

– Ребятам сложно понимать вертикаль, горизонталь, сложно рисовать прямую линию, – объясняет Сергей. – Но мы делаем корректирующую линию. Моторика улучшается. Прогресс однозначно есть. Это можно посмотреть по картинам.

Вообще мы делаем картины в несколько этапов. Сначала ребята рисуют первый слой, на следующем занятии прослушивают, доделывают, где не докрашено. Кроме цветовых пятен мы используем контуры.

Аня рисует весеннюю картину.

Ирина и Сергей занимаются с ребятами три раза в неделю. Абсолютно бесплатно, а иногда и «в минус». Помещение для занятий дает школа, а вот все расходники семейная пара покупает самостоятельно.

– Почему вы этим занимаетесь?

– Что скрывать – все мы эгоисты. Конечно, мы себя чувствуем хорошими людьми, и нам это приятно. Приятно видеть ребят – как в них что-то зарождается. Да, это 11 человек, а не тысячи. Но это тоже важно. Очень заряжает идея того, что ты что-то делаешь – и видишь результат.

«Я лучше не буду делать, потому что могу показаться смешным»

Влад учится в 9-м классе. Кем станет, пока не определился.

Подходим смотреть картину Влада. На ней – зеленый, красный и белые цвета.

– У меня на картине изображен восторг. Здесь два основных цвета – красный и зеленый. Почему красный? Это яркие эмоции, это бурный цвет. Зеленый – это цвет радости и счастья, веселья, одновременно спокойствия. Потому что при ярких эмоциях надо себя сдерживать для того, чтобы окружающие не думали, что с тобой происходит.

Влад и правда говорит очень сдержанно, не жестикулирует и сидит неподвижно. Сергей с Ириной объясняют, что незрячие дети очень осторожны в своих движениях.

– Это вызывает у них много ограничений, в том числе и моральных. Я лучше не буду делать, я здесь могу показаться смешным.

Первые работы детей Сергей и Ирина активно выкладывали в Instagram. «Сколько лайков, сколько лайков?», «Что, правда нравятся?» – переживали ребята. Детей очень вдохновило внимание. «Узнают об интервью – прям всё! А что? А когда? А где?» – смеется Ирина.

Сергей и Ирина сами делают для ребят тренажеры, которые помогают создавать ровные линии или геометрические фигуры.

Теперь желающих ходить на занятия Belonica Art много. Но Ирина и Сергей больше взять никого не могут. За детьми нужно постоянно следить и помогать им – с большей группой они просто физически не справятся.

Ирина и Сергей планируют расширяться, но только тогда, когда откроют собственную студию. Там все будет адаптировано для незрячих людей. Безопасные рабочие места, стационарные устройства с дозаторами для красок, объемные цветовые круги с описанием цветов на шрифте Брайля.

Чтобы такое место появилось, Сергей и Ирина продают картины молодых художников. Часть денег идет авторам, часть откладывается на студию. Недавно Сергей и Ирина организовали выставку картин незрячих художников «Путь к цвету». Дети были в восторге.

– Незрячий человек много не может сделать, – говорит Яна. – Я вот раньше не представляла: как это абсолютно незрячий человек, как я, может взять кисточку в руки и будет рисовать? Когда я узнала, что это возможно, меня это очень заинтересовало. Это интересно и сложно. Я и другим людям даю надежду, мне кажется.

Я прошу Яну провести «Ліхтаром» по своей кофте там, где цветные полоски. «Тут кра-а-асный, – определяет Яна. – Оранжевый, желтый, зеленый. Красивая!» Яна смеется.

Сергей и Ирина со своими учениками.

 

Фото: Юлия Карпенко.

поделиться