«Оупен-спейс – место, где люди не хотят находиться». Что не так с минскими офисами

«Оупен-спейс – место, где люди не хотят находиться». Что не так с минскими офисами
Специалисты студии архитектуры и интерьера Nota Bene проектируют корпоративные пространства от Флориды до Алтая. Поговорили с ее основателями Максимом Максименко и Татьяной Антиповой о том, в чем особенность минских офисов и как по ним понять, любят ли вас в компании.

Специалисты студии архитектуры и интерьера Nota Bene проектируют корпоративные пространства от Флориды до Алтая. Поговорили с ее основателями Максимом Максименко и Татьяной Антиповой о том, в чем особенность минских офисов и как по ним понять, любят ли вас в компании.

«Нельзя думать: впереди 8 часов мучений, а потом я буду жить»

– Начнем с главного. Что нужно сделать, чтобы дизайн офиса был актуальным?

– Для начала давайте вообще разберемся, что мы вкладываем в понятие «дизайн». Потому что красивая картинка – это не он. Покажите фото с Рinterest или Нouzze рабочим, и вы получите суперстильный интерьер, в котором при этом невозможно будет работать.

Дизайн должен решать задачи бизнеса, а это гораздо глубже. Нам нужно сделать всё, чтобы удержать хорошего сотрудника в компании и чтобы он работал эффективно. А это уже качественный свет, чистый воздух, удобное кресло и так далее. Работа – это не каторга, а кайф.

Офис Nota Bene, который обустроили в частном доме.

МАКСИМ МАКСИМЕНКО

– Раньше считалось, что ничего не должно отвлекать от работы: чем более строгой будет обстановка, тем больше сотрудники будут успевать. Опыт IT-компаний, которые сейчас задают тон, в том числе и дизайну офисных пространств, показал, что это точно не так, – рассуждает Максим. – Ключевой момент – стираются границы между обучением, работой и всей остальной жизнью.

Человек сейчас не приходит в офис с мыслью: впереди 8 часов мучений, а потом я буду жить. Слишком быстро в этом случае происходит выгорание. Сегодня работа – это место и развития, и обучения, и самореализации, и тусни. Там можно креативить, а можно и поспать.

Место для уединения в офисе.

ТАТЬЯНА АНТИПОВА

– Я бы сказала, что главное условие – возможность находиться в офисе в разных состояниях. Условно говоря, два часа поработал – сходил в тренажерный зал, еще два часа поработал – пообедал, вечером выбрался подумать на террасу, а после остался на игры с коллегами. И все это в одном пространстве, – добавляет Татьяна.

– Так в итоге: идеальный офис – какой он?

– Назвать какие-то универсальные элементы очень сложно. Офис должен подходить конкретной компании. Но в нем точно должен быть очень хороший свет, который диммируется по теплоте и яркости, комфортный климат, удобное рабочее место, а также все то, что соответствует образу жизни работников. Многие ездят на велосипедах – нужны велопарковки и душ, любят компьютерные игры – большой экран и приставка. Но поставить в не продуманный с инженерной точки зрения офис стол для пинг-понга – это точно не спасение ситуации.

– Нам говорят: вышлите анкету, а мы отметим нужные пункты. Но, извините, анкеты нет уже три года. Потому что универсальных решений не бывает. Например, во время разговоров с сотрудниками одной из компаний мы выяснили, что им нужен огромный стол в центре помещения, вокруг которого желательно сидеть на подушках. Как такое можно предположить заранее? – спрашивает Татьяна.

– Могу сказать точно, что не работает. Это оупен-спейс – навязанный тренд из 90-х, место, где люди не хотят находиться. Гораздо эффективнее продумать, какой отдел с каким больше всего взаимодействует, и разместить их рядом, но в разных пространствах.

Еще один важный момент – это возможность трансформации. Условно говоря, сначала мы работаем каждый за своим столом, а потом это же пространство становится местом для коворкинга. Кроме того, офис должен выдержать экспансию – приток новых сотрудников так, чтобы никто не думал: «А без них было гораздо лучше».

И вообще, в первую очередь я советовал бы заказчикам подумать, а нужен ли офис в принципе. Один из белорусских банков сейчас делает «вип-вип-отделение»: с «вип-вип-парковкой», «вип-вип-залом», «вип-вип-ноутбуками» и «вип-вип-сотрудниками». Они называют это отделением будущего. При этом никто не подумал, чего хочет сам вип-клиент. Скорее всего, ему нужно, чтобы специалист приехал к нему со своим ноутбком и быстро решил все его вип-запросы. В этом вся Беларусь: сначала делаем, вкладывая огромные деньги, но экономя на грамотном проектировании, а только потом думаем, для кого и зачем.

«На первое место выходит забота о теле и здоровье» 

– Отличаются ли запросы у разных поколений?

– Так получилось, что в этом году мы много работаем с детьми. И они дают очень конкретные посылы: если будет недостаточно прикольно, я не пойду. Причем это касается не только развлечений, но и работы. Мы сейчас много проектируем на Алтае. Один из опытов – крупная IT-компания, где целый отдел состоит из детей 11–14 лет.

Это такая группа, которая вообще ничего не боится. Они устанавливают свои правила: красной нитью проходит, что рабочее пространство – это место, где есть все, что они любят. Для тех, кто немного старше, на первое место уже выходит забота о теле и здоровье.

Корпоративная йога.

Кстати, о разнице поколений. Один ребенок нам выдал, что хочет работать на летающих облаках. Эта идея только кажется бредовой. Виртуализация – следующий уровень офисного пространства. Ведь работать в виртуальном пространстве, когда все мессенджеры, мудборды, коммуникаторы сведены в одно, очень круто. Поверьте, восьмилетка, который это сказал, в 14 лет уже пойдет делать свой проект.

– В чем особенность белорусских офисов?

Впервые мы увидели существенную разницу в запросах отечественных и зарубежных компаний, проектируя офис американской корпорации IHS, – рассказывает Татьяна. – Мы получили четкое задание на 20 страницах, описывающее три основные цели:

1. Создать эргономичный и функциональный офис в стиле Health&Wellness, где люди утром и вечером будут чувствовать себя одинаково хорошо и эффективно работать.

2. Клиенты и партнеры не должны видеть оверпрайс в отделке. Никаких внешних эффектов, офис должен быть максимально функциональным, а средства освоены эффективно.

3. Офис – в первую очередь место для сотрудников. Кабинет директора не должен отличаться от других рабочих мест.

Офис IHS Global.

Объект мы сдали полтора года назад, а недавно встретились с руководителем компании, чтобы получить обратную связь. Как оказалось, каждый год в 250 офисах корпорации проводят исследование уровня вовлеченности сотрудников. И если в большинстве из них показатель 60–63%, то в Минске он достигает 85%. Теперь перед открытием каждого нового офиса IHS специалисты в качестве примера берут проект минского офиса. При этом внешне никакого вау-эффекта нет. Просто баланс функциональности и комфорта.

Офис IHS Global.

Типичный белорусский заказчик обычно приходит с запросом: на наш метраж нужно вместить максимальное количество людей, представительская зона должна быть ого-го, а там, где люди, как-нибудь разберемся. При этом руководство компании хочет контролировать все этапы реализации проекта.

Западный заказчик обычно долго выбирает исполнителя, зато потом готов довериться фирме полностью, его логика такова: я участвую в составлении ТЗ, но не вникаю в технические решения – я за это плачу. Белорусский руководитель тратит свое время и время своих помощников на бюрократию: сбор кучи подписей, хождение документов туда-сюда, из-за чего, пока всё 10 раз согласовывается, теряются хорошие решения. 

«У белорусов до сих пор слишком много времени»

– В Минске сейчас строится очень много бизнес-центров. Они соответствуют запросам заказчиков?

– Бизнес-центры – это фабрика г****. Чаще всего это чуть ли не самопроектирование и не самостроение. Проблема начинается от ригельно-стоечной системы, когда никто не продумывает, как будет организовано рабочее место, – объясняет Максим. – Есть международные стандарты, давно закрепленные и понятные. Ширина стола должна четко вписываться между опорами, коридоры не должны быть бесконечно длинными, а пространство у лифта – необъятным.

Офис «Плутон Групп» номинирован на премию Best Office Awards 2018.

Из-за этого получается, что КПД квадратного метра крайне низкий. В проектировании любого из зданий в основе должна лежать экономика. А у нас чаще действуют по принципу: а чего бы не построить 14 тысяч метров, а сколько человек мы там посадим – потом разберемся. В Беларуси только начинают задумываться о том, что любое пространство проектируется для людей, а не для того, чтобы было как можно больше квадратных метров.

Еще одна проблема в том, что строительные нормы устаревшие. В Минске нет ни одного бизнес-центра и административного здания, где было бы все в порядке с вентиляцией. Поэтому у нас нет и настоящих бизнес-центров класса «А». Инвесторы сверяют предложенные условия с внутренними нормами и требованиям компании и понимают, что либо уходят из Беларуси, либо вписываются в то, что есть.

Офис «Плутон Групп» в Минске.

Офис «Плутон Групп» в Минске.

Нам очень нравится новый комплекс «Ривьера-плаза». Но он все равно далек от идеала. Во всем мире лучшей формой для офиса считается квадрат с красивым шагом ригельной системы. А тут острый нос, который еще и завален: ни жалюзи подобрать, ни столы поставить. Каждый выкручивается как может: у кого-то в этой части чилаут-зона, у кого-то кухни. Но для рабочего пространства оно совсем не подходит. Готовое здание – это узкая ванна, в которую приходится ложиться. Что-то можно улучшить, но ширина останется прежней.

– Компании все еще мечтают об офисе в центре города?

– Нет, тенденция «только у метро» исчезает. Возьмем пример офиса Ikea в Москве. Его построили далеко за пределами «кольца», – говорит Татьяна. – Сначала были опасения, что никто так далеко не поедет, но это пространство, наоборот, стало местом притяжения, потому что предлагает разные состояния. Сотрудники по выходным приезжают туда вместе с семьями, чтобы отдохнуть.

Офис Nota Bene.

Офис Nota Bene.

В целом сейчас активно начинают миксовать офисную и жилую недвижимость. Наш офис, например, расположен на тихой улочке в частном секторе. Это был жилой дом, который мы кардинально переделали под себя. Когда нас нет, соседи живут здесь и условно охраняют дом. Когда они на работе, мы спокойно паркуемся во дворе. Место в итоге никогда не пустует.

– Чем отличается работа дизайнера в Беларуси и других странах?

– В США первым пунктом всегда будет идти капитализация, – замечает Максим. – Заказчики в самом начале четко говорят: в этом месте недвижимость при такой рентабельности и показателях бизнеса не может стоить больше чем …, поэтому бюджет у нас такой.

Европейцы, как правило, делают акцент на технологиях и инновациях при отсутствии внешних эффектов и дорогих материалов: здоровый воздух, отличный свет, комфортная температура.

Проект образовательного центра Federal Leader Group в Москве.

В России, как и в Беларуси, долго играли в дизайн – «чтобы было красиво». Но сейчас этот тренд явно отходит, там очень быстро перенимают всё новое, а действительно новое в дизайне, как мы уже подчеркивали, это совсем не об эстетике. В России сейчас происходит просто что-то невероятное, на этом фоне особенно ярко видно, что у белорусов до сих пор слишком много времени. Пока мы согласовываем контракт с белорусской компанией, в России уже успеваем зайти на стройку.

И дело не только в нерасторопности заказчиков, но и в сложности согласования. Я всегда думал, что у нас слишком замороченная система, но, когда произошла трагедия в Кемерове, отношение к этому поменялось. Мы проектируем в России, поэтому знаем, что на то, что у нас и близко не пройдет, там без проблем закрывают глаза. Здесь я чувствую себя в этом плане более защищенным и как проектировщик, и как житель города. Пусть лучше будет так жестко, чем слишком расслабленно.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Еще по этой теме:
«Можно оставаться ночевать». Каково это – работать в офисе, расположенном в квартире
Сидеть или стоять? Доктор о том, как работать в офисе и не отсидеть «пятую точку»
поделиться