Нелегальные уличные торговцы: «У меня балкон 40 метров в Каменной Горке»

Нелегальные уличные торговцы: «У меня балкон 40 метров в Каменной Горке»
CityDog.by узнал о буднях бабуль-продавщиц, потом чуть не отхватил от торгашей-конспираторов.

CityDog.by узнал о буднях бабуль-продавщиц, потом чуть не отхватил от торгашей-конспираторов.

Универмаг «Северянка» недалеко от минской кольцевой автодороги всегда был местом сбора таких торговцев. Когда-то тут даже был настоящий рынок. Официальные торговцы ушли, а вот «несанкционированные» бабули остались. Бороться с такой «партизанской» предпринимательской деятельностью почти бесполезно, но правоохранители периодически устраивают облавы. Поэтому любое подозрение в нашу сторону заканчивалось одинаково – люди разбегались. Некоторые, заметив фотокамеру, переходили в наступление: доходчиво объясняли, как быстро, зачем и куда именно стоит пойти CityDog.by. Что поделаешь, мир бизнеса жесток…

 

Бабушка Помидор

Так мы назвали пожелавшую остаться неузнанной героиню в честь ее собственной продукции. Бабушка приходит сюда несколько раз в месяц. Как и многие товарки, приносит на продажу излишки овощей, которые ни самой не съесть, ни родственникам не втюхать.

– Вы знаете, как сердце кровью обливается, когда урожай некуда девать? Ты его растишь, столько сил и времени тратишь, ну, иногда перестараешься чуть-чуть... Вот я одна живу, муж умер, у детей свои семьи, куда мне девать 30 килограмм помидоров? Даже если на закатки пустить – в жизни их не съешь, а еще и на банки потратишься с крышками. Ну не выкидывать же урожай, честное слово! Вот я сюда помидорки ношу. Продал одну партию в неделю, глядишь, там еще поспели.

Килограмм помидоров у меня 10 тысяч стоит. В неделю продаю килограмм шесть. Но вы не подумайте, денег у меня нет. Это на рынке спекулянты обогащаются на простых покупателях. А я, может, даже и не окупаю все затраты.

Вот я до этого цветы продавала. Лилии. Красивые! Смотрела бы и смотрела. Но они же осыпаются, заразы. А одна луковичка может и 20 тысяч стоить. Так я их срезала, букеты делала и продавала. И по 60 тысяч, и по 20, по-разному. И людям хорошо – недорогие и красивые. И я себе на новые лилии заработала.

 

Галина Дмитриевна

Она не раз зарекалась приходить к торговым рядам, но через некоторое время все равно несет сумки с кабачками, капустой и огурцами к железной изгороди городского рынка.

– Вы не представляете, что иногда приходится терпеть, чтобы продать излишки урожая. Продукты у меня все свои, с дачи, которая от Минска далеко, но я справляюсь. Не остатки и не худшие овощи сюда приношу. Я же понимаю, покупают такие же пенсионеры, как я. Или мамочки для детей берут экологически чистые продукты. Да и какая разница в цене у нас и через забор на рынке! Вон качанчик капусты продаю за 4 тысячи рублей.

Конечно, лучше было бы на рынке торговать, ведь страшно: раз в несколько недель обязательно будет милицейская облава. И товар забирают, и протоколы составляют. Не так, как в Пинске, конечно, когда несчастных пенсионеров побили, но все равно неприятно. Да и штрафы дают такие, что ни за что в жизни не отторгуешь. Но все места на рыночных столах занимают оптовые торговцы, хоть пенсионеры тоже на это право имеют.

Так тяжело тут возле забора поддерживать порядок. Ношу с собою воду, чтобы промывать овощи – от дороги копоть.

А еще тут постоянно грязь от бомжей и алкоголиков. Хоть так и нехорошо говорить, но уж очень они неприятные соседи. У меня в прошлом году всю капусту украли. Да бог с ней, с капустой. Но они же постоянно мусорят. Украдут овощей или насобирают где попало. Продадут и только их и видели. А коробки, окурки и бутылки остаются. Я однажды замечание сделала, так меня чуть не побили.

Только вы не фотографируйте, пожалуйста, меня и мой столик. Я сегодня забыла полотенце, чтобы под весы подстелить, – стыдно будет перед людьми. И возьмите слив, пожалуйста, а то вечер уже. Кто их купит…

 

Дядя Кукуруза

Он не захотел ни представляться, ни фотографироваться. Заметно несвежий мужчина не скрывает, что урожай кукурузы для него – лишняя возможность временно улучшить свое материальное положение.

 – Откуда кукуруза? Ну а как вы думаете? С колхозного поля, говорите? Да никогда! На балконе все выращиваю. У меня балкон 40 метров. В Каменной Горке. Я, может, тоже льготник. Там все и сажаю. Ага. И выращиваю, и убираю сам.

Когда невероятная история надоедает Кукурузе, он признается: все у него действительно колхозное, а значит, как бы и не совсем ворованное.

 – Тут же вдоль кольцевой столько полей колхозных. Сторожей нет почти. Главное, успеть, пока кукуруза не перезрела. Она же кормовая, для свиней и коров. Человеческой кукурузы у нас нет, только свиная. Все равно люди берут. Вот я початок за 3 тысячи отдаю. Берите, сегодня только надрал. Если думаете, что она грязная или еще какая, то зря – я даже трогать ее не хочу немытыми руками. Сами выбирайте, сами складывайте.

Некоторые, чтобы по-быстрому заработать, собирают алычу и яблоки с городских деревьев. Тут много их во дворах растет. За копейки продают – ведро 12 литров за 20 тысяч, но она же грязная. Мало того, что у дороги растет, так еще и не ухаживает за ней никто. Я таким не занимаюсь. Только кукуруза или грибы. Сегодня за грибы у нас Натаха ответственная. 


Натаха

Вместо лотка у нее перевернутый ящик – рядом с Кукурузой. На прилавочке сразу несколько банок из-под майонеза, наполненных грибами, внешне похожими на опята. Впрочем, сходство с бледными поганками тоже присутствует. Но Натаха утверждает: ее товар отменный.

– Берите грибочки, всего за 20 тысяч отдам. Это же опята – жареные просто вкуснотища. Где собирала? Не за кольцевой, нет. На Волму ездила, там и брала. Вы не думайте, в них никакой радиации нет. Я вам даже без контроля скажу: чистейшие грибы.

Естественно, никаких документов, которые подтвердили бы слова Натахи, не существует.

 

Антонина

Зато дама средних лет с удовольствием демонстрирует свой товар. И даже готова показать паспорт, чтобы доказать: ее груши из родной деревни, а не из ближайшего сада.

– Впервые пришла к магазину поторговать. Зачем мне это? Все очень просто: хочу заработать на бензин, чтобы съездить к отцу. До его деревни почти сто километров ехать, а ему 92 года, никак нельзя без помощи. В город перебираться тоже не хочет. Да я его и понимаю – там хорошо, чисто и тихо. Вот и грушки оттуда. Зеленоваты еще, я бы их и не продавала, но дерево раскололось, жалко просто выкидывать. Килограмм всего 7 тысяч, возьмите попробовать – они мытые уже. Продам да домой пойду. Беспокойное это занятие торговля.

Фото: С.Г.

Еще по этой теме:
Рыночные отношения
Кулинарные блогеры: где что лучше покупать в Минске летом?
Места знать надо
поделиться