«Люди пишут, что наш подкаст звучит лучше, чем у “Медузы”». Каково это – делать проект про фильмы и книги, о которых никто не знает

«Люди пишут, что наш подкаст звучит лучше, чем у “Медузы”». Каково это – делать проект про фильмы и книг...
CityDog.by встретился с ребятами из проекта «Новая нормальность» и поговорил о кино, литературе и о том, как делать подкаст, о котором никто не знает. 

CityDog.by встретился с ребятами из проекта «Новая нормальность» и поговорил о кино, литературе и о том, как делать подкаст, о котором никто не знает. 



Владислав Миктум (25 лет, работает в магазине комиксов)
Олег Триерс (21 год, студент БГУ, переводчик с португальского)


«ЛЮДИ ПИШУТ, ЧТО НАШ ПОДКАСТ ЗВУЧИТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ У “МЕДУЗЫ”»

Подкаст «Новая нормальность» – проект минчан Владислава Миктума и Олега Триерса. Первый выпуск ребята записали в июне 2017 года, а сейчас у них уже более 30 записей про непопсовую литературу и кино. Вместе с ними «Новую нормальность» делают звукорежиссер Александр Королевич и дизайнер Егор Давидович.

Влад познакомился с Сашей еще в школе. Потом была учеба в колледже, где один изучал микроэлектронику, а второй собирался стать техником-механиком. После этого оба поступили на философский факультет БГУ, но утверждают, что это образование в подкасте никакой роли не играет.

– Это просто разные способы легитимизации своих увлечений. Я, например, четвертый год работаю в магазине комиксов. Там мы и познакомились с Олегом. 

Это произошло пять лет назад, когда в Минске открылся первый офлайн-магазин комиксов. Олег приходил туда каждый день целую неделю, но на рабочем месте никого не было. Когда он зашел в магазин в очередной раз, там оказался только Влад. 

– Я сразу решил с ним поболтать, и в первую же нашу беседу мы поняли, что у нас много общих интересных тем, – рассказывает Олег.
 


Идея проекта, по словам Олега, выросла из фриковости: подкастов сейчас много, но если они про кино, то это 3,5 часа обсуждения вторых «Стражей Галактики», которые идут два часа. Решающим стало видео, которое Владу скинул его друг – дизайнер Егор Давидович.

Там парень проходится сапогом по плохой книге, купленной в ларьке на вокзале. Я посмотрел и понял: это же настолько просто, а попробуй сделать обзор на что-то действительно достойное – это потребует усилий, – рассказывает Влад. – И раз мы с Егором и так постоянно общаемся и обсуждаем Кафку, Беккета, то почему бы нам это не записать?

В июне 2017-го Влад взял у своего друга Никиты Сенникова микрофон, он же рассказал азы звукозаписи. Был записан пилотный выпуск про Франца Кафку. После этого к проекту присоединился Олег.

– Получилась ужасная каша из шумов, и пришлось подключить Сашу, который увлекается звукозаписью. Для меня он главный волшебник в городе – люди пишут, что наш подкаст звучит лучше, чем у «Медузы».

Забавное видео из интернета все-таки не единственное, что подтолкнуло ребят на создание своего подкаста. Например, Олегу нравится режиссер Наоми Кавасэ, но про нее невозможно ничего найти – даже статью на русском языке.

– К тому же мы представители современного поколения, которое заражено просмотром блогеров на YouTube и постоянным прослушиванием аудио. Я чувствую, что сухие академические статьи – это не совсем то, что нужно для развлечения, – рассказывает Влад. – Я предпочту формат легче, где сохранена эмоциональная чувственность, а материал подан на понятном языке, но при этом без перехода в вульгарщину и банальщину, без пересказа содержимого.

– Это вещь, которая нас всегда мучила, потому что есть миллион буктьюберов, и всегда суперкомично смотрится, когда парень стоит перед камерой, держит в руках 860-страничную книгу, видео длится 4 минуты 46 секунд, из которых минуту он говорит: «Ставьте лойсы, подписывайтесь», а потом пересказывает книгу. И это подкаст про «Радугу тяготения» Томаса Пинчона.
 


«МНЕ КАЖЕТСЯ, БЕЛОРУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ НЕ ДУМАЕТ О ТОМ, КАК СТРОИТ СВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

В 17 лет Олег прочитал книгу «Поэтика прозы», и, по его словам, больше ему не попадались писатели, которых так волнует конструкция предложений.

– Меня волнует вопрос, как писатель конструирует предложения. Не только какие слова он выбирает, но даже их порядок, длина, сила этих слов. Это все для меня всегда было важно, и я в жизни не находил ни одного буктьюбера, которого бы это беспокоило.

Это касается и белорусских авторов. Олег признается, что, когда открывает книгу белорусского автора, ему кажется, что тот совершенно не думает о том, как строит свое предложение.

– Но не буду наговаривать. Так уж получилось, что с белорусской литературой я не знаком вообще, даже в школе ее не изучал. Могу оценивать только по тем книгам, которые открывал и изучал в «кнігарнях». Но мне нравятся переводы на белорусский язык, которые начали делать. Макиавелли, Стейнбек – это я читаю.

– В одном из подкастов вы упоминали, что книги Алексиевич произвели на вас впечатление. С чем еще из белорусской литературы знакомы, что нравится?

– После фразы «белорусская литература» я невольно думаю о белорусскоязычных книгах. И вообще, первый, кто приходит в голову, – Быков. Но, например, сегодня белорусские авторы оккупировали поле фантастики. Кстати, придумал хорошую отмазку – мы в принципе за современной литературой и современным кинематографом не особо следим. И эта разорванность – тоже новая нормальность.

– Вообще, мы тут такой умный вид делаем, но мы не филологи. Мы не специалисты и, скорее, подходим к вопросу как те же блогеры. Единственный человек, который действительно шарит, – наш звукорежиссер.

–Кто придумал название и почему «Новая нормальность»?

– Название придумал я, – рассказывает Влад. – Есть созвучие «Н-Н», выглядит круто, и в то же время это явление, обсуждаемое сегодня. Это современное состояние экономики и не только, когда перманентный кризис стал рассматриваться как что-то само собой разумеющееся.

– А я постоянно шучу, что новая нормальность – это то, что два человека, которые никогда формально не учились ничему, связанному с литературой, сидят и базарят по часу о том, какую ценность имеет эта книга Томаса Пинчона для читателей, а единственный образованный человек не участвует в дискуссии, – добавляет Олег. – Никто не пишет: «Вы кто такие, пацанва?» В 1950-х невозможно было представить, что студенты придут и скажут: сидите, слушайте. Нужно было несколько лет выпускать критический журнал, чтобы тебе дали право голоса.


«БОЛЬШУЮ КНИГУ НЕ ПРОЧИТАЕШЬ ЗА ВЕЧЕР? ЭТО ВЫЗОВ?»

На некоторых выпусках я дочитывал книгу буквально когда шел встречать Олега, – признается Влад, рассказывая о том, сколько времени уходит на подготовку к выпуску.

В основном у ребят есть неделя, чтобы подготовиться, почитать, посмотреть дополнительную информацию. Так, например, получилось с «Гёдель, Эшер, Бах» – фактически учебник по математике на 1000 страниц.

– Книгу мы читали за неделю, а приглашенный гость первый раз прочел ее три года назад, потом перечитывал отдельные части, а к нашему выпуску снова два месяца готовился, пришел полностью нагруженный и говорит: что-то вы, ребята, слабо готовы, – улыбается Олег.

– Но большую книгу вряд ли прочитаешь за вечер?

–Это вызов? (Смеются.)

– На самом деле подготовка состоит из того, что ты читаешь основное произведение и, чтобы развлечься, смотришь статьи, небольшие пьесы, если автор их писал, – обращаешься к малой форме. Иногда есть личности, про которых не нужно ничего дополнительного читать – ты и так все это знаешь, просто не читал конкретное произведение автора, – рассказывает Влад. – Мы сейчас уселись в модернизм первой половины XX века, наше поле расширяется, и если мы берем новую персоналию, то уже про нее что-то знаем, потому что она фигурировала в прошлых выпусках.
 


«ЕСТЬ НОЛАН, ЧТОБЫ ПОКАЗЫВАТЬ, КАК СДЕЛАТЬ ПРЕСНО И БЕЗЫСКУСНО»

Кроме книг ребята обсуждают еще и фильмы. Практически в каждом выпуске упоминается Кристофер Нолан, чтобы провести аналогию с рассматриваемым фильмом. Однако, в отличие от многих критиков, эти упоминания саркастичные.

– Нолан прекрасен, он гений, – смеются ребята. – На самом деле нельзя сказать, что он просто гений или он просто плохой режиссер – он комплексный художник, к тому же так или иначе он живет мечтой.

Парень из семьи с достатком ниже среднего, нигде не учился, а теперь снимает оригинальные фильмы на миллиарды долларов! Это успех в любом случае, но в плане режиссерского ремесла он постоянно принимает самые неловкие и оскорбительные решения – много объяснений, лишние монтажные кадры.

Именно поэтому его удобно использовать как «образовательную платформу» – когда я пытаюсь объяснить знакомым, что такое экономия монтажных кадров или интересный блокинг, удобнее всего вспомнить сцены из его фильмов, потому что они прочно укрепились в сознании людей!

Раньше в ходу были гроссмейстеры типа Спилберга или Хичкока, и из их примеров демонстрировали, как можно сделать круто, а для нас вот есть Нолан, чтобы показывать, как можно сделать пресно и безыскусно.

– И, когда ты говоришь «Нолан», сразу находишь контакт с аудиторией. Все смотрели его фильмы, его авторский почерк становится очевиден после одной работы. А вообще, это не было бы смешно, если бы фильмы Нолана не считали на полном серьезе гениальными, – говорит Влад.

– Ну, тогда давайте о любимых фильмах и книгах.

– Фильм Blue Spring Тосиаки Тоеда. Я посмотрел его лет в четырнадцать, и до сих пор не отпускает, – рассказывает Влад. – Это японское кино про старшие классы, про проблемы взросления. Еще режиссер Сабу: у него любой фильм – это попадание.
 


Из книг мне нравятся какие-то подростковые произведения. Это будет смешно, но тем не менее Михаил Нисенбаум, «Теплые вещи». Очень сентиментальная проза, безумно красивая, и видно, что присутствует автобиографический контекст. Меня поражала и эрудированность автора, и в то же время я ассоциировал себя с романтичным главным героем, особенно в неловких моментах.

– Из литературы – сценарий Билли Уайлдера Ace in the Hole. Это потрясающая вещь. Как и сценарий Чарли Кауфмана «Адаптация», – говорит Олег. – А с любимыми фильмами? Это практически невозможно. Пускай The Girl Can’t Help It Фрэнка Тэшлина. Этот режиссер, наверное, настолько же известный, как Тосиаки Тоеда. Он делал мультики для Looney Tunes, восемь лет был их художником, и когда он начал снимать фильмы, то снимал их как мультфильмы. Это 50-е годы, а выглядит интереснее, динамичнее и более оригинально, чем практически всё, что можно сейчас увидеть, потому что для Фрэнка Тэшлина нет границы между мультипликацией и игровым кино.
 

Далее Олег, который посмотрел более 4500 фильмов, приводит длинный список любимых фильмов и книг. Вы найдете его в конце интервью – большие выходные не за горами!

 


Я больше всего ценю в фильмах вариативность в выборе кадров и оригинальность монтажа – Тэшлин где-то на пике. Чтобы просто еще сказать про японцев, укажу Сатоси Кон. Он потрясающий – все то же самое, что у Тэшлина, только еще оригинальнее. Все фильмы Мурнау для меня также войдут в топ; я думаю, у Влада тоже.


ВЕРШИНА «ОСКАРОВСКОГО» МОНТАЖА – «ЧЕРНЫЙ ЯСТРЕБ», И ЕГО НЕВОЗМОЖНО СМОТРЕТЬ

– «Оскар» – ваше отношение к премии и фавориты этого года?

– Давай ставить на «Леди Берд», – предлагает Влад. 

– Я хотел бы, чтобы победил Get Out Джордана Пила. Просто потому, что он очень оригинальный и креативный. Но вообще Baby Driver должен взять «Фильм года», хоть он и вне номинации, – считает Олег.  

Олега «главные» «Оскары» – лучший актер, лучший фильм, лучший режиссер – не очень волнуют. Он «болеет» за «технические» статуэтки: монтажеры, звукорежиссеры, люди, которые делают арт-дирекцию, костюмы, продакшн-дизайн. 

– Забавно, что даже тут есть вид монтажа, за который всегда дают премию. Вершина «оскаровского» монтажа – «Черный ястреб», и его невозможно смотреть.
 


Периодически ребята выходят из онлайна и встречаются во «Сне Гоголя». На первую встречу пришла вся команда и девушка, которая случайно осталась до конца выступления.

На последней встрече людей было прилично, потому что мы выбрали тему, которая на слуху, – Филип Дик. Будут еще три беседы, посвященные этому автору.

А вот на все наши выпуски про Пинчона приходили, к сожалению, четыре-пять человек, и это нас удивило, потому что это один из самых важных авторов вообще, не только англоязычных. Мы живем в его эпоху, как когда-то жили в эпоху Джойса. Он мастер слова, сюжета, социального комментария.

Следующую встречу мы планируем 24 или 25 февраля, и еще у нас запланировано схожее мероприятие в библиотеке имени А.С. Пушкина. Если удастся следовать графику, то два раза в месяц у нас будет гостевая запись и повод выйти из дома.

И как вы все успеваете?

– Мой секрет в том, что на самом деле я ничего не успеваю, – признается Влад. – И пока у нас сохраняется энтузиазм. Потому что есть такой опыт: когда твой проект не становится на рельсы монетизации в течение года-двух, люди перестают этим заниматься.

– Если это важно, ты находишь время, – говорит Олег. – Пример – идет лекция, но немые фильмы можно смотреть без звука. Единственный выход, чтобы все успевать для нас с Владом, – иметь сразу миллион дел, чтобы не было времени расслабиться, чтобы постоянно был дедлайн, который тебя стимулирует. Я еще в том числе согласился на участие в подкасте, чтобы заполнять пропасть моих отношений с литературой. Мне сложно высидеть 700-страничную книгу, а это стимулирует.
 

Фильмы:

Дзюдзо Итами «Тампопо» 
Тэйносукэ Кинугаса «Страница безумия» 
Стивен Спилберг «Дуэль»
Цуй Харк «Блюз пекинской оперы»
Орсон Уэллс «Логан»/«Непрощенный», «F for Fake» 
Луи Маль «Наёмник»
Корбуччи, «Страна Бога» 
«La Jetée» Маркера, «Мой ужин с Андре»
Офюльс «Мадам де...»
Все фильмы Скорсезе
Джейсон Рейтман «Мне бы в небо», 
Михаил Калатозов «Неотправленное письмо», 
Кэндзи Мидзогути «Управляющий Сансё», 
Джеймс Беннинг «Landscape Suicide», 
Фриц Ланг «Бенгальский тигр»/«Индийская гробница» (дилогия), 
Джеки Чан «Полицейская история», 
Михаил Ромм «Девять дней одного года»,
Джордж Миллера «Делай ноги»/«Дорога ярости» (бог за работой), 
Эдвард Ян «Яркий летний день»
Ясудзиро Одзу «Пора созревания пшеницы»
Абрам Роом «Третья Мещанская»
Альфонсо Куарон «Гарри Поттер и узник Азкабана»
Уолтер Хилл «Водитель»

Все фильмы Эдгара Райта, Волша, Николаса Роуга, Кёртиса и единственный фильм с непровисающим ритмом со времен «Мушкетеров Свиной Аллеи» – «Дорога Ярости».
И ещё «Дорога в Эль-Дорадо», «Похождения императора», «Трагедия человека», «Порко Россо», «Вор и сапожник» и «Бэтмен: Под красным колпаком».

Книги:

Малкольм Икс «Autobiography of Malcolm X»; Дэвид Мэмет «State and Main», «Unforgiven» Дэвида В. Пиплза, «Debate 109» Тима Хоберта, «Speaker for the Dead» Орсона Скотта Карда, Спилберг/Барвуд/Роббинс «The Sugarland Express». И Джорджа Оруэлла «Памяти Каталонии. Эссе. Сборник» – именно таким форматом, это русскоязычное издание и оно просто потрясающее.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Иллюстрации: CityDog.by.

поделиться