«Я зарабатывал 240 руб. в месяц». В Минске придумали, как можно экономить время на ремонте техники, но все рухнуло в одночасье

«Я зарабатывал 240 руб. в месяц». В Минске придумали, как можно экономить время на ремонте техники, но в...
Вместе с Samsung мы продолжаем проект «Новаторы» – о людях и компаниях, которые сделали Минск и Беларусь современными и комфортными для жизни. Сегодня вспоминаем «Белбытрадиотехнику», создавшую в СССР самую прогрессивную сеть ремонта теле- и радиоаппаратуры.

Вместе с Samsung мы продолжаем проект «Новаторы» – о людях и компаниях, которые сделали Минск и Беларусь современными и комфортными для жизни. Сегодня вспоминаем «Белбытрадиотехнику», создавшую в СССР самую прогрессивную сеть ремонта теле- и радиоаппаратуры.

В конце 1970-х жизнь обычной семьи в БССР выглядела примерно так: молодые люди женились, покупали холодильник, стиральную машину и, конечно же, телевизор. Как правило, через несколько месяцев новенький «Рубин» ломался. Новоиспеченный глава семейства с помощью соседей тащил заветный 70-килограммовый ящик с четвертого этажа хрущевки вниз, вез на «Жигулях» в ателье. Там его чинили.

Через два месяца история повторялась – телик ломался. Без шуток, в те времена это была семейная драма: представьте, что все ваши лэптопы и смартфоны разом сломались, а починить их обещают не раньше чем через 2 месяца. Трагедия была такой же.

Но в Минске с подобными вещами решили не мириться. И создали простую, но эффективную систему: вы звонили в диспетчерскую и вызывали на дом ТВ-механика. Он приезжал в назначенное время – и вот снова голубой экран показывал «Панараму».

А придумал ее и внедрил в жизнь отраслевой радиоэлектронный отдел научно-производственного института «Белбыттехпроект». С 1975 года и до конца 80-х отделом руководил Николай Янюк.  

300 тысяч телевизоров и низкое качество деталей

– Ремонтом радио- и телеаппаратуры в БССР занимались с 1968 года – тогда открыли институт «Белбыттехпроект» Министерства бытового обслуживания, – рассказывает Николай Николаевич. – Там создавали группу ремонта сложной бытовой техники и радиоаппаратуры.

23 ноября 1979 года газета «Вечерний Минск» сообщила, что в эксплуатации у минчан находится около 300 тысяч телевизоров, 45 тысяч из них – цветные. Столько же радиоприемников, магнитофонов и проигрывателей. К концу 1980 года ожидалось «увеличение парка телевизоров цветного изображения в Минске на 25 тысяч аппаратов». С ростом количества телевизоров прибавлялось работы и у мастеров.

– Тем временем все эти хозяева 300 тысяч телевизоров мучились из-за низкого качества аппаратуры. Особенно, когда пошли цветные ламповые телевизоры: большая часть их выходила из строя еще во время действия гарантии. Как их чинить?

Приходилось придумывать нестандартные идеи, отталкиваясь от реалий, — объясняет Николай Николаевич. Его отдел в институте обеспечивал оборудованием и технологиями «Белбытрадиотехнику» — сеть ремонтных мастерских по починке телевизоров, магнитофонов и радиоприемников.

В каждом районном центре БССР были оборудованные ателье, где специально обученные мастера могли починить радиолу или телевизор. Другой вопрос, сколько обычному человеку приходилось ждать этого ремонта – чуть ли не месяц. Чтобы ремонт был продуктивным и для заказчика, и для механика, в отделе Николая Янюка разрабатывались целые технологии по оптимизации ТВ-ремонта.

Революционное решение: как это все работало

Поскольку в старые времена телевизоры весили 50-70 кг, в «Белбытрадиотехнике» придумали, как их можно чинить, не таская на себе. Из телевизора вынимался блок, его отвозили в ателье. А пока гаджет ремонтировался, в аппарат ставили замену – так любители голубого экрана могли наслаждаться просмотром телепередач без неприятных пауз.

На случай, если все-таки телевизор нуждался в серьезном ремонте и его надо было везти в мастерскую, в производственном отделе придумали такое вот приспособление для транспортировки.

– Следующим этапом была система, благодаря которой телевизор вообще не нужно было поднимать, – продолжает Николай Николаевич. – Привезли в ателье, поставили на тележку, на ней он заезжает на рабочий стол – оттуда же выезжает. В тележку складывались все запчасти.

Отремонтировали, все собрали, на тележке отвезли обратно. Если не сделали – подняли и поставили на большой автоматизированный стеллаж.

Вместе с радиотехническим институтом в Минске разработали специальный прибор: нажимаешь кнопку – и выдается причина поломки телевизора. Самое интересное, что подобные изобретения белорусские технологи создавали самостоятельно, ни у кого не подсматривая.

Все эти изобретения были единственными на весь СССР – за них Янюк с коллегами получили золотую и серебряную медали ВДНХ.

«Мои коллеги – энтузиасты, они “горели” этим делом. В нашем коллективе было около 20 человек, с которыми я никогда ничего не боялся. Наш метод диагностики оказался новым – никто в мире до нас этим не занимался».

Но система все равно работала плохо – и вот что придумали минчане

Самой удобной формой обслуживания владельцев теле- и радиоаппаратуры в конце 70-х считался вызов механика на дом: 80% всех ремонтных работ выполнялось на месте. Минчане заключали с «Белбытрадиотехникой» договоры на абонементское обслуживание. Но система работала плохо: в ожидании мастера в среднем человек терял до 5 часов!

Специалисты отдела провели исследование, которое показало, что 21% минчан из-за ожидания мастера теряет полный рабочий день, 45% – половину. Поэтому институт решил усовершенствовать систему обслуживания.

– Мы создали центральную диспетчерскую, оснастили ее двумя ЭВМ, посадили диспетчеров. Разбили участки города, закрепили их за механиками. Разработали алгоритмы, как диспетчер может согласовать время с заказчиком: «Вы живете там и там? Механик может быть у вас тогда и тогда. Когда вам удобнее?»

Кажется, просто. А труда сколько! Ведь Минск – большой город, надо было пройти каждый дом, каждую улицу, рассчитать маршрут, чтобы механик успел явиться в назначенное время! Мы потратили на это несколько лет, и это работало. В Союзе ни у кого, кроме нас, такого не было…

– Мои друзья, которые пошли работать на заводы мастерами или наладчиками оборудования, зарабатывали больше, чем я, – с улыбкой отвечает на вопрос про зарплату новаторов Николай Янюк. – Зарплата начальника отдела на момент, когда я уходил из института, была 240 рублей (около 340 долларов по курсу на 1986 год) + 10% квартальной премии. Мог еще получить премию в 60 рублей за лучшее изобретение в 11-й пятилетке.

– В советское время все подлежало стандартизации. Мы писали технические условия на отремонтированный телевизор, радиоаппаратуру, магнитофоны – на все был отдельный документ, и по-другому нельзя. Как сегодня вспоминают: «Был ГОСТ – была тушенка. Исчез ГОСТ – нет тушенки». Так же мы разрабатывали систему управления качеством – стандартизировали все процессы ремонтных организаций.

Как система рухнула

В 1991 году Николай Николаевич последний раз посетил совещание со своими коллегами из других городов СССР.  Он до сих пор хранит генплан конструкторского бюро, которое должны были возвести в Минске в 1992 году:

– На тот момент на Волоха, 1 под наше КБ была огорожена площадка: были выделены деньги, чтобы построить здание, где мы запланировали и бассейн, и спортзал, и хорошую библиотеку, и учебно-методический центр, где обучались бы механики. То есть впереди – перспектива.

И вдруг все это рушится, люди начинают уходить. Котлован под здание – все это мелочи. У меня голова болит: где взять деньги для зарплаты тем, кто остался со мной? Все вдруг оказались без денег!

Николай Янюк говорит, что многим классным технологам и экономистам пришлось искать себя в  торговле: кто-то продавал сахар, кто-то – стекло и мясорубки. Последней работой, которую делало конструкторское бюро во главе с Николаем Янюком, стала регенерация кинескопов для телевизоров: заводы, которые этим занимались, разорились. И то для эффективности бюро пришлось объединиться с частной польской фирмой: своих денег не было.

– По сути, своими кинескопами мы спасли тогда положение в республике: делали регенерацию, пока не появились «Горизонты» нового поколения. Они стоили дешево: приблизительно 45, а потом и 30 долларов, в то время как из Польши и Чехии они завозились в два раза дороже. Но вскоре китайцы завалили рынок дешевыми кинескопами – они стоили еще меньше, чем наши, регенерированные. Смысла продолжать не было.

– То есть в самой системе, которую вы выстроили, отпал смысл?

– Да, – с горечью говорит Николай Николаевич. – Пришло новое поколение аппаратуры, которое закрыло вопрос ремонта.

«Горизонт» стал делать акции для учителей, пенсионеров: скидки, скидки, скидки – рынок насытился.

Это сегодня вы покупаете телевизор, а там написано: «Срок эксплуатации 10 лет», а после десяти лет – выбрасывайте и покупайте новый. Эта аппаратура выдерживает сроки – ремонтов стало гораздо меньше. Раньше, конечно, все было по-другому.

Тем более ремонт стоит достаточно дорого, и вы еще подумаете: не купить ли лучше телевизор нового поколения? Такие времена…

 

 
РУБРИКУ «НОВАТОРЫ» МЫ СОЗДАЕМ ВМЕСТЕ С КОМПАНИЕЙ SAMSUNG ELECTRONICS*.
Кликните, чтобы подписаться на новости Samsung Беларусь.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: CityDog.by, Павал Хадзінскі.

*ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», ИНН 7703608910

поделиться