Ну, как съездил в Грузию в зимний отпуск: «После местных виноделен понял, что в Минск нормальные грузинские вина не довозят»

В свой зимний отпуск винный блогер Кирилл Дубовский отправился в Грузию. Намучился с QR-кодом и победил систему, пожил в Батуми и Тбилиси, съездил на три винодельни, побывал на местных рынках, разрушил несколько своих стереотипов об этой стране и, конечно же, привез вина.

Почему именно Грузия? «Самая доступная страна из тех, куда можно полететь из Беларуси»

– Я почувствовал, что устал и пора отдохнуть, поэтому взял отпуск зимой, – рассказывает Кирилл. – В прошлый раз в марте летал на несколько дней в Одессу, привез оттуда как сувенир ковид и остаток отпуска пролежал с температурой.

Сейчас Грузия – самая доступная страна из тех, куда можно полететь из Беларуси. Билет с багажом из Минска стоил в районе 350 рублей. Грузия привлекла меня еще и потому, что это винодельческая страна. Помимо работы в офисе я веду блог о вине, потому и решил лететь туда на две недели.

Думал, что буду заранее основательно готовиться, но потом не было ни времени, ни сил. Обычно перед поездкой составляю себе список мест и заведений. Изучаю гайды, прошу советы у друзей и знакомых – и все наношу на карту. На месте открываю ее и смотрю, что находится рядом.

В этот раз поступил примерно так же, но решил, что с достопримечательностями разберусь на месте. Четкого плана не было. Для меня было важно отправиться в другую страну, провести время спокойно, отдохнуть от работы и гулять пешком. Не было мест, куда нужно было обязательно попасть.

Вид на Батуми с крыши Varios Hotel.

Приключения с «зеленым паспортом»: «В Министерстве здравоохранения объявили, чтобы людей без QR-кода никуда не пускали»

Я прилетел в Грузию в ночь с 3 на 4 декабря, а с 1 декабря ввели «зеленый паспорт». Как он должен работать для иностранцев, все знали лишь приблизительно. Но, если у тебя нет QR-кода, ты не можешь даже зайти куда-то поесть, в том числе за столиками на улице.

Первая еда в Грузии, кафе Manufactory1993 в Батуми.

Паспорт можно получить разными способами: через два приложения и сайт. Его дают в трех случаях: при наличии сертификата о вакцинации («Спутник» подойдет), ПЦР-теста (действует три дня) или теста на антитела (действует один день).

Я прилетел с сертификатом о вакцинации, но получить код никак не получалось. Вернее, он генерировался, но, когда я нажимал на подробную информацию, выдавал «Person not found».

В первый день в Батуми я пошел в Министерство юстиции, но и там тоже никто ничего не знал. В результате мне сказали показывать свой бумажный сертификат о вакцинации. В итоге я ходил с сертификатом и махал паспортом.

А потом в Министерстве здравоохранения объявили, чтобы людей с бумажками и без QR-кода никуда не пускали и что будут делать рейды по заведениям, давать штрафы. В этот же вечер меня уже не пустили в бар, предложили взять еду и пиво навынос. Только когда уезжал из Грузии, объявили, что для иностранцев сделают исключение: им можно будет показывать сертификат и паспорт.

Кирилл на море в Батуми.

На третий день у меня наконец получилось разобраться с QR-кодом. Скорее всего, помогло, что по совету при пятидесятой попытке регистрации ввел имя и фамилию большими буквами (нигде такого указания не было). Либо же привязал местный номер телефона.

До сих пор не знаю, что именно сработало. Я получил код на сайте, скачал картинку, вывел ее на ярлык на первый экран телефона и везде предъявлял. А вот в приложении так и не удалось зарегистрироваться.

Типичная флора Батуми.

Три дня в Батуми: «Если ты семейный человек, то вполне можно переезжать туда и жить спокойной жизнью»

Первые три дня я был в Батуми, потом поехал на поезде в Тбилиси – и все остальное время провел там. Из Тбилиси пару раз выбирался на винодельни, один раз в горы в Кахетию, второй – недалеко от города.

Мне понравились цены в Грузии на жилье. Когда путешествуешь по Европе, ночевка обходится в 35–40 евро, а тут мои отели стоили в районе 15 евро за сутки.

В Батуми я жил в двух местах. Самолет прилетает в 3:50 по местному времени, поэтому снял гостиницу на первую ночь прямо возле аэропорта.

Это был Hotel Skyline Batumi: много пафоса в названии, но на месте все не так прекрасно. Мне дали очень прокуренный номер. Похоже, курили прямо в нем, потому что запах был невыветриваемый. Но мне нужно было только переночевать: в пять я заселился, а в одиннадцать уже отправился в другую гостиницу в центре города.

В Hotel Varios у меня было уже две ночи. Отель был небольшим: всего несколько этажей. Не знаю, были ли там еще какие-то постояльцы, кроме меня, но я никого не видел.

Мой номер был на последнем, четвертом, этаже, напротив – выход на крышу. Грузин, который меня заселял, сказал, что обычно туда нельзя выходить, но мне можно.

На крыше сушили белье – его в отеле вообще везде сушат. На каждом этаже – сушилки, на крыше – веревки. На них висели простыни и полотенца. Закрадывались мысли, что отель — это лишь прикрытие для подпольной прачечной.

Вид из окна Varios Hotel в Батуми.

В Батуми мне понравился климат. Все говорят, что мне повезло: когда приехал, было 15-16 градусов, изредка воздух прогревался даже до 18. И это в декабре! Плюс не было типичных для города дождей.

В городе больше всего впечатлил променад вдоль моря длиной в несколько километров. Все три дня гулял по нему туда-обратно. Заканчивается он напротив аэропорта, там стоит табличка с указанием, что это место для споттинга: можно стоять и наблюдать, как прямо над тобой садятся и взлетают самолеты.

Батуми состоит из старых кварталов центра города и новой многоэтажной застройки возле моря – скорее всего, для туристов. В самом городе достаточно однообразно, но прикольно. В курортной зоне много колхозной застройки: ты как будто оказался на пляжах Крыма, которые видел в детстве.

Пытался представить Батуми летом. Мне кажется, там творится много агротрэша. Но когда ты с одной стороны видишь море, а с другой – горы, идешь, дышишь морским воздухом в полном спокойствии и не напрягаешься, это прекрасно.

Променад вдоль моря.

Все время, пока я был в Грузии, анализировал Батуми и Тбилиси на предмет постоянного места жительства. Мне показалось, что все зависит от образа жизни. Наверное, если ты приезжаешь зимой как турист, то Батуми можно посмотреть за пару дней – и больше там делать нечего.

Но если живешь там, занимаешься тем, чем ты занимался в Минске, то город в принципе неплохой. Поработал на удаленке, посидел за компьютером, потом заказал доставку еды, вышел пройтись, зашел в бар или включил сериал – в Батуми жить можно.

А еще, мне кажется, это прекрасный город для любви или жизни с семьей. Там есть определенная романтика: хороший климат, пальмы, красивые сумерки с заходом солнца над морем. Если ты семейный человек, то вполне можно переезжать туда и жить спокойной жизнью, дышать полезным морским воздухом. Может быть, даже стать долгожителем.

Квартира в Тбилиси: «За 11 ночей у меня вышло 209 евро»

В Тбилиси из Батуми ходит штадлеровский поезд. Дорога занимает шесть часов. Билет в бизнес-класс обошелся в 61 лари (около 17 евро). Там уже снимал жилье на Airbnb: в понедельник заселился, а выселился в пятницу следующей недели. За 11 ночей у меня вышло 209 евро.

Возле жилья меня встретили хозяева. Это была квартира в районе современной застройки типа нашей Новой Боровой. Ближайшее метро Didube – не очень близко к центру. Но, поскольку станция совсем рядом, было удобно.

Пару месяцев назад в Тбилиси переехала моя подруга, поэтому я искал квартиру, чтобы поселиться поближе к ней. И так получилось, что единственная свободная квартира на весь район была в том же дворе, где жила она.

Тут Кирилл жил в Тбилиси.

У них такое жилье называется «однушкой», но, по сути, это спальня плюс зал, объединенный с кухней, что наших застройщиков считается «евродвушкой». В квартире был большой красивый балкон, где стоял столик и стулья. Но погода была не для того, чтобы заседать там, – летом, думаю, там очень круто.

Во время заселения мне принесли в подарок десерт из винограда с чем-то похожим на манку. Хозяева были очень тревожные, пытались все предусмотреть. Буквально объясняли: «Вот это дверь, вот так нажимаешь на ручку, и она открывается. Вот так тянешь на себя, и она закрывается». Двери в Грузии, кстати, открываются в другие стороны, чем у нас, так что, может, и не зря рассказывали.

Сказал им, что у меня в планах поехать на винодельню. Они предупредили: «Ой, там же дороги снегом заметает. Берегитесь!» Хотя снега по прогнозам на ближайший месяц вообще не было. Когда были неполадки с бойлером, прибежали буквально за пять минут. Но ни я их, ни они меня особо не беспокоили.

Если удачно снять жилье, может достаться такой вид из окна.

Был забавный момент, когда они при выселении поинтересовались: «А что мы бы могли улучшить?» Говорю: «Вы мне только один рулон туалетной бумаги и один мусорный пакет оставили, или я не нашел, где они лежат». Отвечают: «Да, мы оставляем по одному, остальное гости сами покупают».

Ну, и еще особенность новых грузинских домов – там везде души, а ванных нет. В остальном жилье новое, кровать удобная. Мне понравилось соотношение цены и качества. Если снимать не как турист, а для постоянного места жительства, такая квартира обойдется около 350$ в месяц.

Поездки на винодельни: «В Минск не довозят нормальные грузинские вина»

В Тбилиси у меня не было обязательного списка мест. Просто ходил по улицам, старался гулять по разным районам, бродил по старому городу, по винным барам и магазинам. Два раза выезжал на винодельни. В какой-то момент понял, что устал от интенсивных прогулок, и пару вечеров провел дома.

О первой поездке на винодельни в Кахетию договорилась моя знакомая из Одессы. Мы вчетвером наняли машину с водителем. Дорога обошлась нам в 70 евро с чаевыми. За день до поездки у нашего водителя был день рождения, и по нему было видно, что он немного страдал. Но вез нас очень аккуратно. Молодой, всего 22 года – поэтому, несмотря на похмелье, выехал на классе.

Первого винодела звали Иван Нареклишвили. Он несколько лет учился делать вина в Италии. Его вина куда только не отправляются: страны Европы, Япония и другие места. Показал нам винный погреб, где пустые квеври, и винодельню, где есть движ. Давал нам пробовать еще не готовое вино, которое пока выдерживается.

Иван Нареклишвили дает пробовать ркацители этого года урожая.

Не сказал бы, что как-то по-особенному проникся грузинской кухней, но на винодельне мне действительно все понравилось. Нам предложили хороший стол: были хинкали, что-то похожее по форме на хинкали, у которых внутри вместо мяса картофель, сыр и колбасы. Это была самая вкусная еда за все путешествие. В этом месте с нас взяли по 40 лари (12 евро). Мне кажется, очень адекватная цена.

Гастропары на винодельне Ивана Нареклишвили и юный водитель.

После нескольких часов у Ивана мы поехали на другую винодельню – уже к виноделу Сандро Милорава. Там мы поняли, что это наша последняя локация на сегодня: уже стемнело, а еще кроме вина он достал и чачу. Точно не помню, сколько мы там заплатили. Думаю, в районе 30 лари (9 евро).

Погреб Сандро Милорава.

В следующий раз мы поехали на винодельню Tevza winery в 20 км от Тбилиси. У них там и винодельня, и дистиллерия – Riravo distillery.

Начали с дистиллятов, потом в винном погребе все вино продегустировали – в таком вот необычном порядке. Где-то за полчаса все успели посмотреть – очень круто!

Моя подруга была знакома с виноделом, потому денег с нас не взяли. В знак уважения мы подарили им бутылку австрийского вина, которую я привез из Минска. Такси туда обошлось нам всего в 22 лари (6 евро), назад хозяева подвезли нас – им как раз было нужно в город.

С Никушей Канделаки из Tevza winery и подругой Любой.

На месте все гораздо интереснее пьется. Во-первых, в Минск не довозят нормальные грузинские вина (хотя ситуация меняется в лучшую сторону). А в Грузию ты приезжаешь и теряешься, потому что их очень много. Эта страна славится белыми и янтарными (оранжевыми) винами.

Вид на мезгу сорта Чинури в квеври.

И еще, конечно, петнат – это игристые вина, сделанные по так называемому дедовскому методу, где и первичное, и вторичное брожение проходит в бутылке: часто их не снимают с осадка, поэтому они получаются мутными.

В Беларусь такие напитки нельзя возить из-за их мутности, поэтому у нас один петнат на всю страну – и тот дегоржированный, из которого удалили осадок. А в Грузии эти петнаты чудесные! Есть и местные красные вина, но они меня не так впечатляли.

Петнат из Ркацители.

В целом в Грузии себя чувствуешь лучше. То ли горный или морской воздух, то ли магия места, то ли отпуск… Потом уже немного устаешь от грузинского вина, хочется чего-то европейского. Но в обычном магазине такого не найдешь, только если в специализированных.

Привез вина в Минск – посмотрим, сохранится ли эта магия. Во-первых, интересно, как это будет вне контекста Грузии. Во-вторых, узнаю, как вино перенесло перелет.

А что в Батуми и Тбилиси по еде? «Мне не очень понравился грузинский сервис в кафе и ресторанах»

В Батуми в плане еды все было очень недорого. У значка лари такие же черточки, как у евро, и я в первый день подумал, что все цены там в евро. Хотел бежать из ресторана, но потом понял, что ошибся. За 20 лари (6 евро) можно было взять полноценное блюдо. С вином выходило, может, 25 лари (7 евро).

Мне советовали зайти в ресторан в отеле Radisson – оттуда очень хороший вид. Я сел на балконе, заказал лосось с салатом – единственное, что было дорогим из моей еды в Батуми. Ничего грузинского в меню не было. Сходил в Heart of Batumi: опасался, что это попсовое туристическое место, но там оказалось очень вкусно.

Самый дорогой лосось в моей жизни в Terrassa_Askaneli при Hilton.

В Тбилиси меня водила подруга. Она переехала в Грузию недавно, а иностранцев там вакцинируют только через три месяца, поэтому у нее не было QR-кода. Один раз она сделала ПЦР-тест, и вот эти два дня, пока он действовал, мы и ходили по ресторанам и кафе. Потом время от времени выбирался туда и один.

Здесь все зависит от места. Если идешь по улице, можешь взять лепешку за три лари и быстро перекусить. Если приходишь в заведения, где разговаривают на английском, основное блюдо будет стоить в районе 30 лари (9 евро), салат около 15 (4 евро).

Хачапури в Porto Franco, Батуми.

Мне не очень понравился грузинский сервис в кафе и ресторанах. Мы привыкли к тому, что у нас тебя встречают, есть какие-то скрипты, по которым обрабатывают гостя. Там, наверное, ничего такого нет.

Были места, где заходил, а на меня вообще не обращали внимания. Были странные заведения с ценами, где было написано «не включая 18% НДС». Не знаю, зачем делать такую винную карту, где все указано без НДС. И там все, скажем так, на расслабоне.

Доставка, местные рынки и магазины: «В Тбилиси надо знать места, где брать сыр, мясо, специи и хлеба. Просто зайти в обычный магазин и взять все сразу не получится»

Какие-то сервисы Грузии развиты намного лучше, чем у нас. Например, доставка. Местную еду заказывал через нее. Брал три наименования комплексом (хинкали, хачапури и колбаса) – и все это стоило 27 лари (8 евро). Думал: «Боже, храни Грузию».

У них Glovo работает уже давно, а к нам в Минск только недавно пришла. В Грузии есть в том числе Bolt food, можно заказать еду из любого ресторана. Через доставку можно заказывать лекарства и даже вино – и все это разрешено законодательно.

Очень ароматные специи на рынке.

В чем я не разобрался, так это в грузинской офлайн-торговле. Недалеко от меня в Тбилиси был рынок, и я думал, что буду ходить туда за свежайшими продуктами. Но в итоге попал не на рынок, а на самый настоящий базар.

Хаос, никакой структуры, все толпятся, в одном ряду – специи, масло, какие-то желтые куриные ноги, деревянные ложки, ласты. Просто не понимаешь, где что продают. Многие торгуют без холодильников. Наверное, надо приноровиться, и тогда будет круто. Потому что цены ниже, чем в Беларуси. Продукты, специи – все дешевле.

Может, где-то есть крытые рынки, но я ничего не нашел. Когда был в Тбилиси, здесь появился новый уютный рынок Bazari Orbeliani, но там все очень хипстерское. Возможно, его открыли для туристов.

Подарки покупал там. Не знал, что лучше привезти: накупил чаев, мыла ручной работы, специй. Привез круг копченого сыра сулугуни, но это я уже взял на обычном рынке.

Винное мыло на Bazari Orbeliani.

Магазины, которые были прямо у дома, не особо впечатлили. Какие-то очень простые. Думал, приеду в Грузию, и там будет большой выбор сыров, но в сетевых магазинах ничего нет. Наверное, этот сегмент отдают на откуп мелким лавочникам и рынкам.

В нидерландской сети SPAR все товары почему-то российские. Грубо говоря, в Тбилиси надо знать места, где брать сыр, мясо, специи и хлеба. Просто зайти в обычный магазин и взять все сразу не получится.

Конечно же, привез из Грузии вина. В Беларусь можно ввозить три литра алкоголя – это четыре бутылки вина, а я привез шесть обычных бутылок и одну маленькую. Взял почти на два литра больше, чем разрешено, и доплатил у нас на таможне 63 рубля.

Никаких проблем не было: сразу предупредил, что везу больше. Единственное, что оформляли на таможне достаточно долго. Надо было вначале вручную написать все на бумажке, а потом они вносили информацию в компьютер; затем подняться на второй этаж в банк и вернуться с квитанцией. Все это заняло минут 40–50. Плата за уникальность вин.

Цены на транспорт и связь: «Стоимость интернета впечатлила»

Кроме цен на еду, меня впечатлила стоимость связи. Взял SIM-карту с безлимитным интернетом за пять лари (1,5 евро) в неделю. Слушал музыку, смотрел YouTube, жил припеваючи – это мне очень понравилось.

Такси там тоже дешевле, чем у нас. Есть Bolt, «Яндекс.Такси», поездки выходили в среднем по 6-7 лари (около 2 евро), когда был повышенный коэффициент – 9-10 лари (около 3 евро).

Иногда случались странные казусы: приложение показывало, что машина прибыла, а на самом деле ее не было. И мы с подругой просто обходили весь перекресток: вот она стоит на карте, а на улице никого.

Вид на Тбилиси.

Поездки на такси из-за пробок в центре занимают много времени. Иногда просто проще на метро доехать. Оно, конечно, глубже, чем в Минске, но очень похоже на наше по своему декору – поезда тоже такие же, как наши старые, и ездят с таким же грохотом. Чувствуешь себя как дома.

Что удивило в Грузии: «Пешеходы ходят где им удобно, и водители ездят где им удобно»

У меня разрушилось несколько стереотипов про Грузию. По крайней мере, когда белорусы только начинали осваивать эту страну, рассказывали о невероятной общительности грузин. В стиле: «Мы сели в машину, а таксист разговорился и пригласил нас на свадьбу брата». Из-за этого казалось, что грузины – кошмар интроверта. Но меня никто ни на какие свадьбы не звал. Ни один таксист даже не заговорил со мной во время поездок.

Еще один стереотип – «боже, как же они страшно ездят!» Но я не видел, чтобы кто-то особо гонял. И в Батуми, в Тбилиси меня возили аккуратно. Может быть, пробки не давали разогнаться.

Еще интересно, что многие таксисты очень религиозны. Когда проезжают храм, крестятся, иногда трогают крест, который у них болтается на зеркале.

Эта бабушка играючи продала полтора круга сыра за 40 лари. Сказала, чтобы приходил еще, если она не умрет.

В Тбилиси я так и не понял, для кого этот город. С одной стороны, не для автомобилистов, потому что там достаточно много узких улиц. Полчаса ехать три километра – это нормально. С другой стороны, и не для пешеходов. Потому что часто где-то заканчиваются тротуары и начинаются гигантские развязки, которые непонятно, как проходить. Вроде идешь, гуляешь, а потом раз – и нормальная дорога уже закончилась.

Еще одна особенность: на пешеходном переходе на зеленый свет тебя никто не пропускает. Просто идешь внаглую. Как понимаю, есть негласный договор: тебя никто не пропускает на зеленый, но за это можешь перейти любую дорогу вне пешеходного перехода, и никто не будет нервничать или сигналить. Смотришь на водителей, показываешь, что переходишь, – и все.

Там немного заряжаешься пэдэдэшным пофигизмом. Все это в доброжелательной атмосфере: и пешеходы ходят где им удобно, и водители ездят где им удобно. Все по обоюдной договоренности.

Ну и, конечно, не так сразу привыкаешь к тому, что лифты платные, – нужно оплачивать буквально каждое свое поднятие на этаж и спуск.

Платить за лифт здесь.

Для меня Тбилиси по своему активному вайбу – гораздо более близкий город, чем Батуми, где, такое чувство, половина мужского населения круглыми днями тусуется в группах по несколько человек на перекрестках.

Мне кажется, освоить бытовую жизнь в Тбилиси было бы для меня не очень сложно. Жаль только, что нажитую в Минске жизнь не перевезешь в чемодане, даже доплатив за перевес.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: из личного архива героя.