Ну, как съездил на Кавказ: незапланированные параплан и воздушный шар вместо подъема в горы

Поговорили с минчанином Алесем, который отправился за две тысячи километров от Беларуси, чтобы испытать себя. А получил совершенно другой – но от этого не менее потрясающий – опыт.

«Вертолет прилетит на помощь за 200 тысяч долларов»

– Этим летом я поставил себе цель покорить Эльбрус. Раньше в горы я никогда не ходил, но решил проверить, мое это или нет. Для восхождения я выбрал самый сложный маршрут, который называется «Крест Эльбруса». Подъемы по нему осуществляются всего раз в год, обычно в июле.

Вершина находится на высоте 5642 метра. Чтобы до нее добраться, необходимо пройти 50 километров. Но не нужно сравнивать это с расстоянием на земле, в горах оно ощущается совершенно по-другому. Путь действительно очень непростой: нам попадались участки, где один неверный шаг может стоить жизни. Поэтому там не принято торопиться: восхождение вместе со спуском по времени рассчитаны на 12–14 дней.

К огромному сожалению, преодолеть весь путь мне так и не удалось. Я дошел до высоты 3700 метров и серьезно повредил ногу. Первое время пытался идти на обезболивающих, но дорога была трудной, а за спиной я нес рюкзак весом в 35 килограммов. Быстро стало понятно, что это не вариант.

Я спустился в базовый лагерь, провел там несколько дней, но острая боль не прошла. Зато за это время я успел встретить очень много разных людей, таких историй наслушался… И жутких, и трогательных, и трагических. В очередной раз убедился, что к походу в горы нужно относиться серьезно.

Спускался я сам. Конечно, есть возможность вызвать вертолет, но это стоит 200 тысяч долларов. Правда, в плохую погоду он все равно не полетит. Еще вариант – ратраки или снегоходы. Они ездят только по снегу, а на высоте 3700 километров его еще совсем мало.

Кстати, моя группа до вершины тоже не добралась. Они поднялись на высоту 4800 метров, а продвинуться дальше им помешала погода. Несколько дней они провели на той высоте, а потом вынуждены были спуститься вниз. Уже там у многих довольно сильно проявляются признаки горной болезни. А начинается все с потери аппетита и проблем со сном. Всего в нашей группе было 6 человек: 5 мужчин и одна девушка. Все с хорошей физической подготовкой, без этого никак. В следующем году я планирую обязательно вернуться и все-таки дойти до конца.

«Ванны с минеральной водой расположены в открытых городских парках»

После спуска на некоторое время я остался в Пятигорске – там я собирался немного восстановиться. Вообще, как оказалось, город для этого идеально подходит. В Пятигорск люди едут специально для того, чтобы оздоровиться. Там находятся знаменитые своими полезными свойствами минеральные источники.

Удивительно, но все они в открытом доступе. Сам по себе город очень зеленый, в нем много красивых скверов и парков. И вот прямо в этих парках находятся ванны. Источников много – и все они разные. Обычно температура зависит от уровня расположения ванны. Есть те, в которых вода практически кипяток, а в других – ледяная. Их называют нарзаны. Из них бьет вода, по вкусу очень напоминающая «Боржоми». Питьевые фонтанчики, кстати, также установлены по городу.

Во время полета на параплане.

Люди стекаются туда, чтобы полечиться. Так называемых «туристов» в городе действительно много, а сама индустрия развита на высшем уровне. Если у нас вам предложат 10 видов массажа, то там – 40. И так со всем. Здесь можно удовлетворить любое пожелание: от омоложения до лечения сложных заболеваний.

Но об эффективности методики судить сложно. Я провел там около недели, попробовал разные процедуры, массаж и ванны. Нога действительно начала восстанавливаться, но непонятно, это из-за моей молодости или из-за чудодейственных свойств источников.

Кстати, слишком увлекаться водными процедурами тоже не стоит. В ваннах нельзя лежать больше 15 минут в день, иначе это будет уже вредно для организма. Думаю, чтобы ощутить какой-то значимый результат, нужно провести там не меньше месяца.

«По вечерам в центре города собираются кавказские парни на заниженных машинах и включают музыку на полную громкость»

Насколько я могу судить из того, что слышал на улице, иностранцев туда приезжает около 5%. Все остальные – русскоговорящие. Обычно целей поездки всего две: либо оздоровление, либо подъем в горы. Да, в городе находится музей Лермонтова, но, когда вокруг такая природа, хочется увидеть больше. Но туда я тоже сходил, посмотрел на его дом и место дуэли.

Пятигорск расположен на возвышенности, сам по себе он очень холмистый. Вообще, город живет туризмом: повсюду расположены санатории, медицинские центры и спа. Выбор жилья тоже большой: это могут быть и отели, и хостелы, и квартиры или дома.

Во время полета на параплане.

А еще бросилось в глаза огромное количество машин. Кстати, с машинами связана забавная особенность города. В центре находится длинная главная улица с кафешками и барами, которая называется, конечно же, Ленина. Так вот по вечерам там происходит вся движуха: собираются кавказские ребята на заниженных, по-своему украшенных машинах, как в песне про «Ладу Седан». И на полную мощность включают музыку. В это время там прогуливаются молодые девчонки. Такое универсальное место знакомства! В Беларуси такого давно нет.

В целом люди там довольно общительные. Что касается цен, то они сравнимы с нашими. А вот зарплаты немного ниже.

Кстати, имейте в виду: на Кавказе очень жарко. В июле держалась температура +35–38. Мне было тяжеловато, а вот для местных это норма. Приезжие из Краснодара, наоборот, наслаждались погодой. У них температура летом нередко поднимается выше 40, поэтому 35 ощущается как вполне комфортная.

«Только одно “но”: я побаиваюсь высоты»

Когда я немного отдохнул, понял, что хочу себя чем-нибудь занять. Из экстремальных развлечений в этой местности доступны четыре услуги: прыжок с парашютом, параплан, воздушный шар и планер, но в тот период полетать на нем было нельзя. В итоге я остановился на параплане и воздушном шаре – ни того, ни другого не пробовал. Но даже стоя на земле я понимал, что те виды заслуживают того, чтобы попытаться их увидеть.

Только было одно «но»: я побаиваюсь высоты. Зато это была еще одна отличная возможность преодолеть свой страх, хотя раньше желание попробовать что-то из этой категории ко мне не приходило. Я хотел подняться на вершину горы и понять, каково это – смотреть оттуда на мир. Но, раз это не получилось, решил посмотреть на землю с высоты другим способом.

Я начал гуглить – свои услуги предлагали несколько фирм. В основном я опирался на отзывы. Так получилось, что тем, кто организовывает полеты на параплане, я написал поздно вечером, в принципе, не особо рассчитывая на ответ. Откликнулись они рано утром, что уже уезжают и подождать меня не могут.

Проводить полеты можно только в первой половине дня – позже портится погода, и это становится опасным. Поскольку их организовывали через день, а на следующий раз я улетал, решил, что больше такого шанса не будет, взял такси и отправился в Чегемское ущелье.

Приехал я как раз перед тем, как они уже собирались завершать полеты. Мне провели инструктаж. Но я все равно немного боялся за поврежденную ногу во время посадки. Поэтому заранее предупредил, чтобы без фанатизма. Кстати, инструктором у меня была девушка с огромным опытом полетов.

У самого параплана бывает три разновидности парашюта, или, как его называют, крыла. Чем оно уже, тем параплан более спортивный и резкий, подходящий для разных маневров, например для пролета в узком ущелье между горами на скорости. У нас было среднее крыло, на нем можно было немного полихачить, что мы и сделали.

А вообще это настоящий экстрим. Чтобы начать полет, нужно разбежаться и прыгнуть вниз со скалы. В неизвестность! Потом мы поднимались на максимальную высоту в 2200 метров.

Чегем – это в принципе одно из самых красивых мест в регионе. А теперь представьте, как все это выглядит с высоты! Виды не просто красивые, они фантастические… Это тот случай, когда фраза «не описать словами» действительно подходит.

Но этого мне показалось мало, поэтому я решил полетать еще и на воздушном шаре. Для этого я специально поехал в Кисловодск. Во время полета ты ощущаешь себя в большей безопасности, хотя сам по себе воздушный шар практически неуправляем. Его можно только спустить или поднять, а вот задавать направление движения нельзя. Мы, например, приземлились в километре от того места, где планировали.

На воздушном шаре полеты осуществляются тоже с самого утра. Я приехал на место как раз тогда, когда поднималось солнце, и это еще больше добавляло к невероятной красоте вокруг. Ты смотришь, и глаза просто не понимают того объема, который открывается взгляду.

Виды и во время первого, и во время второго полета были невероятными, но разными. В первом случае это была гористая местность, во втором более равнинная. На мой взгляд, нельзя выделить что-то одно: нужно обязательно попробовать и то, и другое. Описать ощущения до полета сложно: и страшно, и интересно, и хочется. Зато потом это чистое наслаждение.

Мне кажется, такая поездка – это отличный вариант для выходных. Только направление пока остается непривычным. Но даже если вы решите полетать на воздушном шаре или параплане в Беларуси, таких пейзажей точно не увидите.

Есть несколько способов добраться до места. Можно ехать на поезде, а потом «на северных оленях», на «Бла-бла-кар» (но выдержать такую дорогу совсем непросто) или же лететь на самолете. Я летел до Москвы, из Москвы до Минеральных Вод, а уже оттуда на такси добирался до Пятигорска.

Расходы на жизнь примерно такие же, как и у нас. Полет на параплане стоил $150, а на воздушном шаре – $350. Правда, мне пришлось выкупить сразу все места в нем. Но было бы странно отправиться в такой полет с абсолютно незнакомыми людьми. Поверьте, потом вы ни разу не вспомните о потраченных деньгах!

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.