«Эта страна действительно закрытая, и попасть в нее непросто». Угадайте, куда минчанки уехали на полгода

«Эта страна действительно закрытая, и попасть в нее непросто». Угадайте, куда минчанки уехали на полгода
­­Екатерина работает архитектором, а Юлия – инженером-проектировщиком в Минске. В прошлом году девушки получили предложение поехать в командировку в Туркменистан – и, конечно, не упустили возможности получить хороший международный опыт работы. А так как страна эта достаточно закрытая, послушать о впечатлениях белорусок было любопытно.

­­Екатерина работает архитектором, а Юлия – инженером-проектировщиком в Минске. В прошлом году девушки получили предложение поехать в командировку в Туркменистан – и, конечно, не упустили возможности получить хороший международный опыт работы. А так как страна эта достаточно закрытая, послушать о впечатлениях белорусок было любопытно.

«Всем хотелось получить опыт, заработать денег и перезимовать у моря»

– В Туркменистан мы начали ездить с ноября 2017 года в командировки, – рассказывают девушки. – Первый раз ехали на два месяца, но так получилось, что остались на полгода: во-первых, были перенесены сроки сдачи Туркменбашинского международного морского порта, на который мы ехали работать, а во-вторых, всем хотелось получить хороший опыт на международном проекте, заработать денег и перезимовать у моря.

– Когда я согласилась ехать в Туркменистан, вдруг поняла, что ничего не знаю о современной жизни этой страны, – добавляет Екатерина. – Читала только то, что это «закрытая вечеринка» с культом личности, беломраморной столицей, дешевым бензином и вкуснейшими дынями.

«Страна действительно закрытая, и попасть туда непросто»

– Мы сдавали анализ крови на ВИЧ, чтобы через шесть недель после электронной подачи документов (к счастью, этим занимался работодатель) получить разрешение на въезд в страну. Пятимесячную деловую мультивизу в паспорт нам вклеили по прибытии в аэропорт Ашхабада. Там же мы заплатили за нее $335 плюс туристический взнос в $10 и 14 манат (около $4), который мы оплачивали каждый раз, когда прилетали в Туркменистан.

Ашхабад.

Эта страна действительно закрытая, и попасть в нее непросто. Для получения визы нужно собрать целый пакет документов со всякими подтверждениями, которые проверяются намного жестче, чем в EС. Но даже после этого вероятность отказа в визе очень высокая.

Международные пассажирские поезда в Туркменистан не ходят. Зато есть прямые авиарейсы из Минска в Ашхабад – лететь около четырех часов. Сообщение по Каспийскому морю тоже имеет свои ограничения, как выяснилось. Например, пассажирские паромы ходят только по маршруту Баку – Туркменбаши.

«Беларусь для туркменов – рай на земле»

Впечатлил новый аэропорт Ашхабада – огромное здание в виде парящего сокола. По официальным данным, строительство обошлось в $2,3 млрд. Из необычного – «ковровый» орнамент на потолке, (занесенный в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой в мире по площади) и автоматизированный паспортный контроль: электронная стойка приветствует, считывает данные паспорта, фотографирует и дает разрешение пройти дальше. Затем надо предъявлять паспорт уже живым людям, рассредоточенным по всему аэропорту, – причем проверяли раз шесть.

Аэропорт Ашхабада.

Багаж тщательно досматривают. Изучали даже книги, так как в страну запрещено ввозить литературу религиозного содержания. Действуют строгие лимиты на алкоголь и сигареты – борьба за здоровый образ жизни обуславливает высокие цены на эти товары.

К белорусам туркмены относятся очень дружелюбно. Когда видят в паспорте название нашей страны, улыбаются и радуются – многие учились или какое-то время жили в РБ. Беларусь для туркменов – рай на земле.

«В столице Туркменистана чище, чем в Минске»

В столице Туркменистана нам удалось побывать всего несколько дней за весь период командировки. В переводе с персидского «Ашхабад» означает «город любви». Из-за землетрясения в 1948 году город оказался практически полностью разрушен, больше половины населения погибло.

Сейчас, когда Ашхабад отстроили заново, он представляет собой современный город из стекла и мрамора, который тщательно моют и убирают. Можно даже сказать, что в столице Туркменистана чище, чем в Минске. Но на улицах очень мало людей как по будням, так и по выходным. Спокойно ездят автомобили – преимущественно белого цвета и марки Toyota. Все такси – желтого цвета, а таксисты – в зеленой форме.

Министерство ковра.

В архитектуре города прослеживается концепция символизма: дом печати – в виде книги, аэропорт – птица, МИД – здание с синим шаром-глобусом, министерство ковра (есть и такое!) – с ковром на фасаде. Сложилось впечатление, что проектировался город с принципиальной задачей удивить всех – и у них получилось.

Согласно Книге рекордов Гиннесса, Ашхабад – это самый беломраморный город в мире, в котором находятся самый большой фонтанный комплекс, самое большое архитектурное изображение восьмиконечной звезды, самое большое колесо обозрения закрытого типа, а флаг развевается на высоте 45-го этажа. Там роскошно выглядят даже рекламные щиты и телефонные будки, не говоря уже о том, что каждый фонарный столб – произведение искусства.

Помпезность административных зданий. Парадный вход.

Автобусная остановка в Ашхабаде: «Впечатлили автобусные остановки с кондиционерами и телевизорами. Вот только информации о маршрутах на них мы так и не нашли».

Жилые дома в Ашхабаде стараются строить не типовыми, но отделка у них всегда из белого мрамора. Поэтому находиться в окружении беломраморных помпезных форм и золотых деталей красиво, но быстро утомляет. Хочется почувствовать душу города, а она закрыта мрамором, которого там миллионы квадратных метров. Белоснежные здания, освещенные солнцем, слепят глаза, и город кажется безликим.

Самое большое в мире колесо обозрения закрытого типа. «Садишься в кабинку внутри этой конструкции – и города практически не видно».

«Туркмены очень гостеприимные»

От Ашхабада до приморского города Туркменбаши (бывший Красноводск), в котором мы жили, шесть часов на автомобиле или час на самолете. Пустыня и горы занимают 80% территории страны. На дорогах можно встретить верблюдов и баранов.

По дороге в Туркменбаши.

Перед отъездом наш руководитель из Беларуси в шутку дал нам «задание» – сделать селфи с верблюдом. Но это оказалось не так просто! Сначала нужно пройти «испытание» азиатским гостеприимством. Когда в небольшом селении мы увидели верблюда и остановились, нас сначала пригласили в дом, налили по бокалу верблюжьего молока (очень жирного, больше похожего на сливки), угостили творогом и сывороткой, напоминающей газировку. После этого можно было и сфотографироваться, и верхом покататься. Туркмены очень гостеприимные!

Большая часть населения говорит по-русски. Остальные – только по-туркменски. И, что самое интересное, все друг друга понимают, несмотря на то что туркменский язык больше похож на турецкий. В речи часто проскакивают русские слова, которым не придумали туркменских аналогов: мебель, булка, кровать. А вообще, знать русский и тем более английский в Туркменистане важно и престижно – больше шансов найти хорошую работу.

В Туркменбаши тоже есть беломраморные здания-дворцы, но вместе с тем хватает и стареньких домиков, облепленных спутниковыми тарелками. По национальным телеканалам каждый день повторяют одно и то же: «Золотой век, эпоха могущества и счастья, благословенная туркменская земля, развитие и процветание…»

Административные здания…

…и домики местных жителей.

«Пошли кататься на коньках и оказались единственными посетителями»

– На время строительства морского порта практически весь город Туркменбаши был вовлечен в процесс. И у нас был всего один выходной – воскресенье, в который мы ездили в национальную туристическую зону Аваза (единственный приморский курорт Туркменистана). На ее территории возвели много роскошных отелей с пляжами и спорткомплексами.

Но въехать в эту зону можно только на такси или городском автобусе – два года назад въезжать на личном авто запретили. Говорят, из-за выхлопных газов. После этого местные стали ездить в Авазу гораздо реже. Однажды мы пошли кататься на коньках и оказались единственными посетителями.

Мало людей и в бассейнах, ресторанах, отелях. Нам говорили, что летом на Авазе движуха, туркмены приезжают сюда большими семьями с детьми. Но с ноября по апрель, пока мы там были, все выглядело странно: обслуживающий персонал всегда на месте, светофоры работают, а люди будто вдруг исчезли или стали невидимками. Прогулка по городу, который функционирует без людей, вызывает необычные чувства.

Аваза.

«Вопреки расхожему мнению, в Туркменистане не жарко»

Вопреки расхожему мнению, в Туркменистане не жарко. Точнее, жара стоит только летом – средняя температура +40 градусов. Зимой примерно +10 днем и около 0 ночью, часто дуют сильные ветра, так что теплые куртки и шапки были весьма кстати.

Весной погода приятная: теплеет до +15–20 градусов, зацветают немногочисленные деревья и цветы в горах. А вот летом оказаться бы там не хотелось.

Несмотря на то что Туркменбаши – город у моря, пляжей в нем нет. Местные рассказывали, что раньше купались, а сейчас море у берегов грязное, да и оборудованных мест нет. Для купания нужно выезжать за город на дикие пляжи или пользоваться пляжами отелей Авазы.

Однажды, прогуливаясь по одному из диких пляжей, мы увидели на берегу крохотный домик, который оказался метеостанцией! Сотрудники живут там по одному по десять суток и каждые три часа измеряют погоду, а полученные данные затем передают в аэропорт по городскому телефону.

«Не покидает ощущение, что ты приехал в прошлое»

Туркменбаши – город между морем и горной грядой, за которой несколько небольших селений, а дальше – бескрайняя пустыня Каракум. Там дуют сильные ветра, бывают песчаные бури и каждый день светит солнце, которое выныривает из моря и освещает гору желтым светом.

Время в этом городе как будто остановилось. Музыка, декор в ресторанах, рынок, магазины – все как в советских кинофильмах. Не покидает ощущение, что ты приехал в прошлое.

Развлечений немного: спорткомплекс, центральная площадь с небольшим парком, десяток ресторанов и парк с аттракционами, большая часть которых не работает за давностью лет. Говорят, в советские времена было два кинотеатра.

Единственную на весь город кофейню со вкусным молотым кофе открыли совсем недавно, и рассчитана она прежде всего на иностранцев, приехавших на стройку порта. Сами туркмены кофе пьют редко и чаще всего подразумевают под этим словом растворимый Nescafe.

Железнодорожный вокзал в Туркменбаши.

Туркменбаши – городок милый и какой-то домашний: на веревках торчит из окон белье, коты ходят по крышам, шашлыки на мангале жарят прямо во дворах – и отовсюду видно море.

«Для приезжих действует комендантский час»

Из-за плотного графика работы мы не успели посетить в Туркменистане популярный для развлечений ипподром с изящными ахалтекинцами (особая длинноногая порода лошадей) и увидеть знаменитую Дарвазу, которую еще именуют «Вратами ада» на Земле. Это газовый кратер диаметром 60 м и глубиной 20 м, образовавшийся в пустыне в 1971 году в результате неправильного бурения. В яму провалилась буровая вышка со всем оборудованием.

Чтобы предотвратить выход наружу вредных для людей и скота газов, геологи решили их поджечь, рассчитывая, что через пару дней пожар утихнет. В результате уже 47 лет можно наблюдать «филиал ада».

Сложность поездки туда заключалась еще и в том, что для выезда в другой регион страны нужно было обращаться в миграционную службу за разрешением. Водить автомобиль иностранцам запрещено. Кроме того, для приезжих действует комендантский час: после 23:00 все обязаны быть в зарегистрированном месте проживания – отеле или квартире. Как шутили наши немецкие коллеги, «в Туркменистане можно все, но только один раз!» Дальше ждет штраф или даже депортация.

– Перед поездкой я думала о том, чтобы вести блог о жизни в Туркменистане, – добавляет Катерина, – но многие соцсети (включая Facebook, «ВКонтакте» и Instagram) и привычные нам мессенджеры в этой стране не работают. Как оказалось, жить без этого всего даже интереснее – начинаешь больше фокусироваться на настоящем.

День ковра, праздник дыни…

– Так как туркмены – мусульмане, Рождества у них нет. Зато в стране придумали много своих праздников: День ковра, праздник дыни, День скакуна, День собаки – и все это официальные выходные! Новый год отмечают так же, как у нас: елка, салюты, шампанское, ночные гулянья. Везде красивая иллюминация.

«На ногах – туфли без задников типа шлепок, надетые на носки»

Многие женщины в Туркменистане носят национальные наряды не только в праздники – и в повседневной жизни можно встретить девушек с платком на голове и в расшитом платье в пол. На ногах – туфли без задников типа шлепок, надетые на носки.

В Туркменбаши как в наименее «туркменском» городе на улицах можно встретить женщин как в национальных нарядах, так и в обычной одежде – джинсах или коротких юбках. А вот мужской национальной одежды в повседневной жизни мы не видели.

Особенно интересно выглядят пары, когда девушка идет в платке и туркменском платье за ручку с парнем в джинсах и футболке. Такая вот демократия приморского города-порта.

Школьники и студенты тоже ходят в национальной школьной форме и с шапочками на голове. Девушки-школьницы должны иметь две косы. На базаре продаются искусственные косы – видимо, для тех, у кого свои не получаются.

Одежда в Туркменбаши продается на базаре. Это турецкие (подороже) и китайские (подешевле) вещи, а также одежда из туркменского хлопка незамысловатого кроя. Местные модники заказывают вещи из Турции. В продаже много тканей. Многие женщины шьют платья сами, каждая вторая – портниха.

Когда мы узнали, что Новый год будем встречать в Туркменистане, то не удержались и тоже сшили себе национальные платья в местном ателье. Только не в пол, а выше колена.

На работе…

…и на отдыхе.

«Свадьбу празднуют неделю»

Семьи у туркменов большие, много детей. По традиции, если парню понравилась девушка и он захотел на ней жениться, сначала нужно спросить разрешения у ее семьи, приготовить выкуп в размере почти $10 000 – и это при средней туркменской зарплате $150–200. Зато на свадьбах пируют с размахом: празднуют около недели, а 1000 гостей считается обычным делом.

«Конфеты из сушеных дынь в шоколаде – лучший подарок из этой страны»

Дыни в Туркменистане и правда вкусные! Некоторые сорта могут храниться от сезона до сезона. А красивые и вкусные конфеты из сушеных дынь в шоколаде – лучший подарок из этой страны.

Второй по популярности туркменский сувенир – носки из верблюжьей шерсти. Также там дешевый хлопок: джинсы, постельное белье, полотенца приличного качества стоят копейки. И, конечно, ковры.

Рынок.

Ассортимент овощей и фруктов в Туркменистане гораздо шире, чем в Беларуси. Да и на вкус они в разы лучше, хотя цены примерно такие же, как у нас. Остальные продукты немного дешевле, чем в РБ, выбор поменьше, но все необходимое есть. Многое привозится из России, Турции и Ирана.

«Верблюжье молоко и его производные пить не смогли из-за запаха»

Национальная туркменская кухня – это мясо и хлеб. Популярны баранина, люля-кебаб, шашлык из каспийской осетрины.

Люля-кебаб – самое вкусное, что есть в туркменской кухне (если ты не вегетарианец). Это сочные «сосиски» из измельченной говядины. Еще одно лакомство мясоеда – говяжья печень на гриле. Все это вместе с традиционным шашлыком предлагают в любом ресторане или кафе как основные блюда – а часто и единственные.

Еще очень понравилась самса – национальная туркменская лепешка с бараниной или говядиной, напоминает чебурек. Традиционно готовится в глиняной печи (тандыре) и заворачивается в газету – выглядит очень аутентично. И стоит копейки.

На вопрос «Какое же самое-самое национальное туркменское блюдо?» местные отвечали, что это тандыр-лама – козленок с овощами, запеченный целиком в печи.

Из напитков понравился айран, а вот верблюжье молоко и его производные пить не смогли из-за непривычного запаха. Хотя многие держат верблюдов именно из-за молока – местные дети его любят.

Алкоголь в Туркменистане в основном привозной. Из местного видели только пиво и виноградное крепленое вино. «Мы хоть и исламское, но светское государство», – говорят местные, объясняя, почему спиртное официально не запрещено.

«Туркмены умеют получать удовольствие от жизни»

Если говорить о туркменах, то сложилось впечатление, что кочевая жизнь в скудных природных условиях испокон веков приучила их к терпимости и как бы философскому принятию бытия. Они спокойны, благожелательны, скромны и не склонны унывать и жаловаться. Несмотря на непростой климат, отсутствие красочной природы и прочие трудности, они умеют получать удовольствие от жизни: радуются простым вещам, подтанцовывают под национальную музыку и искренне улыбаются собеседникам. Нам, белорусам, это показалось особенно заметно.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: личный архив героинь.

поделиться