Ну, как съездила в буддистский монастырь. «На входе сразу забирают паспорт»

Ну, как съездила в буддистский монастырь. «На входе сразу забирают паспорт»
Любительница гор Вероника на этот раз решила выбрать более спокойный вид отдыха и отправилась в Таиланд в монастырь Ват Па Там Вуа.

Любительница гор Вероника на этот раз решила выбрать более спокойный вид отдыха и отправилась в Таиланд в монастырь Ват Па Там Вуа.

«Отставил в сторону банку пива и сказал: давай отвезу»

– У меня была основная цель – пройти випассану, попрактиковать буддистскую медитацию. Я сама веду тренинги по медитации, но они вне религиозного контекста. И мне стало интересно, какие техники медитации есть в буддизме и чем отличаются от научного подхода. Так как никто не захотел ехать со мной в монастырь (смеется), я поехала одна.

Из Минска билеты туда и обратно стоили 300 долларов. Как всегда, спасли «Вандроўкі». Правда, я летела украинскими авиалиниями, и это тот еще комфорт. Для того чтобы как-то сориентироваться на месте, я провела полтора дня в Бангкоке. После этого вылетала в город Чиангмай, путь туда занял всего час. Только оттуда уже можно было добраться до монастыря. Но заранее я нигде не смогла найти информацию, какой именно автобус мне подходит.

Поэтому в Чиангмае я сразу поехала на вокзал. Оказалось, что их два на такой маленький городок: новый и старый – так что нужно быть внимательными. На вокзале была закрыта касса, где продавали билеты на нужное мне направление, а в других окошках продавать мне их отказались. Я ждала очень долго!

Даже начала обдумывать автостоп. Но ко мне подошел таец, начал расспрашивать, почему я так долго сижу на вокзале. На мои слова, что не могу уехать, он улыбнулся, показал билет и сказал: а я могу. Оказалось, что через дорогу был киоск, в котором свободно продают эти билеты.

Вообще, тайцы очень классные, позитивные люди. В Бангкоке я спокойно гуляла ночью одна, в районах, где много трансвеститов и проституток, полиция на каждом шагу. Этот город действительно никогда не спит, ночью трафик такой же, как и днем.

Из-за того что я очень много времени просидела на вокзале, до монастыря я бы добралась только после 11 вечера. Поэтому я решила остановиться на полпути, в городке под названием Пай. Там очень много европейцев-дауншифтеров: дреды, травка, сувениры, которые они делают своими руками.

Город тусовочный, это сказывается даже на местных. Когда я пыталась найти того, кто отвезет меня к месту ночевки, мне отвечали только: ты что, девять вечера, какое такси? И это тайцы, которые в любом удобном случае стараются заработать.

В конце концов со стула нехотя, отставив в сторону банку пива, поднялся мужчина, мол, так и быть, давай отвезу. Причем сначала он хотел ехать на байке, но я категорически отказалась, поэтому мы поехали на машине. Из всех он был самым трезвым. К счастью, добрались мы нормально. Мои переживания компенсировала ночь в очень классном доме, который я сняла за 7 долларов.

«Мужчины и женщины живут отдельно. Секс, естественно, запрещен»

Насчет монастыря у меня было представление, что там все умиротворенные, глаза к земле опущены, все происходит молча. Каково же было мое удивление, когда я вышла из маршрутки, а навстречу мне идут трое чуваков в белых одеждах прямиком в магазин.

Как оказалось, правила не очень строгие. Буддисты никогда категорично не указывают. Можно делать все что угодно, главное – понимать, что делаешь это ради себя, а не ради кого-то еще, даже бога. Будда ведь не бог, а наставник. Мне понравился этот подход.

У входа нас встретили волонтеры. Монахами могут быть только мужчины, а просто волонтерами – все те, кто прошел программу и хорошо знает английский язык. Сразу же нам рассказали правила. Первое – уважать Будду, петь посвященные ему мантры. Иначе зачем ты здесь?

Еще одно правило – постараться минимизировать общение. Есть определенная зона: столовая-библиотека, только там можно было тихо говорить. Но этого правила обычно никто не придерживался.

Мужчины и женщины живут отдельно, даже в одной комнате нельзя находиться; секс, естественно, запрещен. У монахов – своя территория. Там нельзя появляться после девяти вечера, обращаться и прикасаться к монахам просто так.

Во время медитации монахи находятся на пьедестале, мужчины в первых рядах и уже за ними женщины. Нужно носить только белую одежду, нельзя ругаться, заниматься йогой и делать друг другу массаж. Вот насчет йоги действительно немного расстроило: места там прекрасно для этого подходят. Еще нельзя в открытую использовать технику. Но меня даже волонтерка сама фотографировала. Так что монастырь очень демократичный.

Пребывание бесплатное, есть только donation box, в котором уже после практики каждый оставляет столько, сколько посчитает нужным. Заранее сообщать о том, что приедешь, никому не нужно. Свободно жить в монастыре можно 10 дней, после этого пребывание нужно согласовывать с главным монахом.

Сами тайцы считают, что для очищения кармы нужно или пожить в монастыре, или постоянно подносить ему подаяния. Я сама видела, как богатые тайцы приезжают на огромных машинах и выгружают мешки риса, фрукты, специи и многое другое. По сути, монастырь за счет этого и живет, потому что практику часто проходят те, кому просто нечего оставить в благодарность.

«На все время пребывания [в монастыре] на входе забирают паспорт»

Когда отправляешься в монастырь, нужно понимать, что это не ретрит с относительно разнообразной программой. Здесь распорядок дня всегда одинаковый, с одними и теми же медитациями, – монастырь живет по своим особым правилам.

В первый день я чувствовала себя достаточно растерянной. Это при том, что я не новичок в медитации. А человек, который вообще не в теме, скорее всего, так и не поймет, что и зачем ему делать.

Всего разные типы медитаций занимают восемь часов в день. Например, есть мантра-медитация на тайском языке. Для этого выдают специальные книги. Получается, что ты в голос поешь на незнакомом языке. Кстати, именно с этого начинается день в пять утра. Если задуматься, это очень полезно не только с духовной точки зрения. Мы делаем непривычные вещи, чтобы развивать наш мозг.

Из удивительного еще была медитация ходьбы, во время которой ты пытаешься осознать каждое движение, из которого состоит шаг. От подъема ноги до перенесения веса на другую. Один шаг, а сколько действий! Целый час ты очень медленно идешь по кругу. Все эти практики направлены на то, чтобы люди прекращали жить на автопилоте.

Также сидя и лежа мы занимались дыхательной медитацией. Но, когда доходила очередь до последней, было сложно сосредоточиться – глаза закрывались сами собой. Вечером каждый занимался медитацией самостоятельно.

Кроме того, есть еще общественные работы. Каждый выбирал то, что ему больше нравится. Я любила подметать территорию, кто-то – резать фрукты и овощи, кто-то – чистить водоем с карпами и кормить их. Никто не следит, ходите вы на общественные работы или нет, но а чем там еще заниматься? Казалось бы, мы почти весь день особо ничего не делали, но время пролетало незаметно.

Нам вместе с японкой, с которой я познакомилась еще в маршрутке, очень повезло: нас поселили в отдельные домики. А все из-за того, что общаги были уже переполнены. Домик – избушка на курьих ножках, внутри – вентилятор, деревянная кровать, выдают тоненький матрасик и такую же подушку. Можно попросить несколько, если есть проблемы со спиной. Я спала так, но было тяжело. Горячей воды нет вообще. Условия спартанские, но привыкнуть можно. Из забавного – на все время пребывания на входе забирают паспорт.

«Миску с едой обязательно должны были подавать шесть женских рук»

Отдельно стоит рассказать про еду и связанные с ней ритуалы. В первый день, поскольку я не очень рано выехала из Пая, я не попала на обед. А кормят там всего два раза в день, чтобы не тратить на это слишком много времени: в 6:30 и в 11 утра. Монахи идут за пожертвованиями рано утром, поэтому все логично: едят пораньше, чтобы продукты не успели испортиться в жару.

Я была очень голодной. У меня остались только орешки из самолета. Открываю – а внутри завелись муравьи. Отмыть я их не смогла, но меня это не остановило. Я еще записала себе в дневник: «Вероника, ты в буддистском монастыре, где едят веганскую еду, в первый же день сожрала муравьев!»

Наутро первой мыслью, естественно, была еда. Но до этого еще нужно было поучаствовать в ритуалах, один из которых – «кормление» монахов. Они не могут брать еду сами. Даже подаяния они собирают только в чашу. Из чаш их потом распределяют волонтеры.

Во время ритуала по периметру зала все сидят на коленях. Звучит гонг, ты берешь тарелку риса, но не ешь его, а просто держишь в руках. Рис нужен для того, чтобы по ложке каждый медитирующий положил его всем 11 монахам на тарелки.

После этого они становятся в ряд и поют мантры благодарности. Звучит очень необычно. Потом главный монах читает небольшую проповедь. По сути, каждый день он говорит одно и то же: выполняйте не только формальные, но и неформальные практики – осознанно ходите, осознанно общайтесь, осознанно ешьте, осознанно читайте книги. Осознанно – это значит думая о том, что ты делаешь в данный момент, а не о прошлом или о будущем.

Во время этого продолжительного ритуала я несколько раз ловила себя на мысли, что хочется подбежать к этому столу и поскорее, обгоняя всех, нахватать себе ананасов, ведь я ела последний раз вчера в 11 утра. Но этот импульс я сдержала, в этом тоже есть особая практика, понимать, что есть импульсивные эмоции, но не следовать за ними, а сохранять спокойствие. И все сдерживаются, происходит всё очень размеренно.

В обед – другой ритуал. Монахи сидят на возвышении, и женщины по трое подают им еду, обязательно все шесть рук должны держать миску. Взяв себе сколько нужно, они передают миску мужчинам.

Я старалась наедаться так, чтобы не хотелось есть до завтрашнего утра. Еда казалась очень вкусной! Я до сих пор не поняла, то ли это от голода, то ли там действительно потрясающе готовят. Даже жареные огурцы, которые выглядят не очень привлекательно, на вкус были божественными. А может, дело в приправах: их во всех блюдах было очень много.

На десерт всегда были свежие фрукты. Признаюсь честно, если было совсем невмоготу, я ходила в сад и рвала бананы. Еще там растут ананасы, дикие яблоки и манго, но в то время они были незрелыми.

«Многим дауншифтерам приходится жить в монастыре и делать то, чего они на самом деле не хотят»

В первый же день я познакомилась с девчонками из Германии. Одна из них, к примеру, до этого полтора года путешествовала по Австралии. Она мне так и сказала, что у нее нет ни дома, ни постоянной работы, только временные подработки и волонтерство. Чуть-чуть подкопила денег и улетела в Таиланд. Но зато свобода – так она считает.

И таких людей, которые не могут адаптироваться к современной жизни, выбирают дауншифтинг и отказ от общества, там действительно много. Но у большинства из них нет цели, они просто плывут по течению. Мол, мы отказываемся от материального, комфорта, чтобы жить в свободе. По факту это не совсем свобода. Приходится выживать: идти волонтерить или жить в монастырь. Человек не понимает, что такое медитация, но делает это целый день. Это свобода? В общем, у меня было время пофилософствовать на эту тему (смеется). Я и сама раньше подумывала о таком образе жизни.

Я ожидала, что там будут люди, которые «в теме», и мне будет с кем пообщаться. Но на деле все оказалось по-другому. Много типичных персонажей: например, собирательный образ просвещенных шиза-гуру, которые выполняли все правила с большим усердием, чем это было нужно. Закрывали глаза во время медитации-ходьбы. Даже монахи им говорили «осторожнее», медитация не для того, чтобы погрузиться в мир грез, а чтобы ощущать этот мир, в том числе и глазами.

Большой процент людей, у которых везде татуировки: где-то Будда, где-то мандалы, где-то лотос, дреды и серьги в носу, в брови. Есть люди, у которых просто нет денег. Во время медитации они садились на стул – так можно было медитировать тем, у кого проблемы со спиной – и спали. И только небольшой процент людей, которые раньше уже практиковали и хоть немного разбираются в этом.

После беседы с немками я решила помолчать. Там есть специальные бейджи «Silent and happy», когда ты надеваешь такой бейдж, никто не вступает с тобой в разговор, даже жестами. Я носила его до конца пребывания в монастыре. Для жизни в Минске это роскошь. Такая практика помогает углубиться в подсознание, я вспомнила много забытых вещей.

С точки зрения психологии ритуалы снимают тревожность. В монастыре тебе не нужно ни о чем беспокоиться: ты накормлен, одет и постоянно выполняешь повторяющиеся действия. Я бы хотела туда вернуться и пройти десятидневную практику молчания, потому что уже не надо будет адаптироваться. Я потеряла время, а так помолчала бы дольше на два дня (улыбается).

 

ВАЖНО: если вы хотите поделиться интересной историей о своем нестандартном путешествии, обязательно напишите нам – а мы напишем про вас: citydogby@gmail.com.

 

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: из личного архива героини.

Еще по этой теме:
Ну, как съездили. Три девушки о европейцах, опыте взлома и поездке не в ту страну
Ну, как съездил в большое путешествие, чтобы найти идеальный чай. «Деловые отношения с китайцами напоминают постоянное танго»
Ну, как съездили в Италию в гости: «С собой мы получили ровно столько подарков, сколько можно было провезти через границу»
поделиться