Ну, как бюджетно съездили в Норвегию. Электромобили, «пешеходная крыша» и запретный алкоголь

Ну, как бюджетно съездили в Норвегию. Электромобили, «пешеходная крыша» и запретный алкоголь
Минский фотограф Виталий Хацук рассказал о недельном путешествии в самую дорогую страну Европы. Маршрут: Осло – Ставангер – Берген. Cпойлер: очень много красивых фото!

Минский фотограф Виталий Хацук рассказал о недельном путешествии в самую дорогую страну Европы. Маршрут: Осло – Ставангер – Берген. Cпойлер: очень много красивых фото!


«ДОСТАТОЧНО ВНЕСТИ ПЕРВЫЙ ВЗНОС ЗА МАШИНУ,  ОСТАЛЬНОЕ ОПЛАТИТ РАБОТОДАТЕЛЬ»

– Все началось со звонка моего друга Александра Бабинецкого, который произнес волшебную фразу: «Сижу на сайте Ryanair. Билет из Вильнюса до Осло на октябрь 20 евро в обе стороны. Пятого вылетаем, девятого назад! Ты со мной?» Я согласился, не раздумывая ни секунды. События этого года меня сильно выбили из колеи, и встряска, возвращающая к жизни, мне была жизненно необходима.

С Саней мы знакомы уже тысячу лет. Судьба нас свела на свадьбе, где я работал фотографом, а Саша видеографом. Мы быстро сдружились и потом часто работали вместе, перемещаясь на одной машине и предлагая молодоженам комплекс. Нашу команду мы называли «Чупакабра-Студио». И это было первое путешествие в жизни, которое гарантировало фотографу нормальные снимки с ним самим.
 


Итак, мы уже счастливые обладатели билетов до Осло и обратно с вылетом из аэропорта «Минск-3». Вечером «шерстили» Booking в поисках доступного по деньгам жилья в Осло на четыре ночи. Хостелы не рассматривали, потому что в конце дня хочется покоя, а не армейской казармы. И я нашел такой вариант на окраине Осло практически по цене хостела.

Дальше предстояло проработать маршрут. Мы быстро поняли, что Осло – это еще не Норвегия. Все красивое находится далеко за его пределами! На форумах мы узнали, что есть дешевый ночной поезд из Осло до Ставангера и недорогой паром из Ставангера до Бергена. А Берген, на минуточку, это древняя столица Норвегии.
 


Итак, забронировав жилье в Осло, мы купили билеты на ночной поезд Осло – Ставангер за 27 евро и на паром «ФьёрдЛайн» Ставангер – Берген за 35 евро: 25 евро паром и 10 евро автобус до порта. Но оказалось, что из Бергена до Осло не нашлось свободных билетов на ночной поезд на нужную нам дату. Но в Бергене есть свой аэропорт. Ближайший лоукостер до Вильнюса оказался на десятое число. Мы решили, что десять евро не такая и большая сумма, чтобы сильно переживать, и выкупили билеты за 32 евро.

Жилье в Норвегии в отелях недешевое. Нормальный двухместный номер стоит не менее 100–150 евро за ночь.

Нам это было не по карману, а хостелы по-прежнему рассматривать не хотелось! На форумах мы узнали, что за разумные деньги можно снять комнату в квартире на airbnb.com. В Ставангере ночь на двоих стоила 42 евро, а в Бергене – 48 евро.
 


Трансфер и проживание обошлись нам в 207 евро с человека. Не такие уж и большие деньги для рядового белоруса за предстоящие приключения. За полгода можно отложить без труда! Визы у нас были, ведь паспорт человеку нужен для того, чтобы путешествовать (улыбается).

Поскольку мы летели за эмоциями, то вещей с собой много не брали. Немного одежды, туристический перекус: сухари, печенье, каши, яблоки, пустой термос, сахар в пакетиках с заправок, соль, чай в пакетиках, молотый кофе, камера, несколько объективов и небольшой штатив, разобранный по деталям, чтобы влез в рюкзак.
 


Первым препятствием в Норвегии для нас было добраться до города. Аэропорт – в сорока километрах. Но совершенно случайно к нам подошел мужчина и заговорил  на русском, предложив подбросить. Мы немного подумали, поторговались и согласились. Тем более что была возможность на понятном нам языке немного расспросить о стране.

Наш водитель оказался разговорчивым литовцем, который тут живет уже много лет и приехал встретить свою супругу, которая летела с нами одним рейсом ил Вильнюса. Мы сели в его Nissan и поехали. А двигателя не слышно. Гибрид? Машина разогналась, но ДВС не обнаружился.

Оказалось, что это электромобиль! Для нас это было приятным потрясением, и мы завели беседу на эту тему. Норвегия очень сильно беспокоится об экологии, и автомобили с ДВС облагаются крупными пошлинами каждый год. А на электромобиль налогов нет. Вдобавок по закону работодатель обязан оплачивать работнику его транспортные расходы. В случае если работник передвигается на автомобиле – оплачивать топливо.
 


Поэтому достаточно прийти в салон, внести первый взнос, оплатить страховку – и можно уехать на новенькой Tesla. А всю оставшуюся сумму за автомобиль выплатит работодатель. Мы были в шоке! В дороге нам потребовалось подзаправить автомобиль энергией, и мы зарулили на заправку: их по стране бесчисленное множество. Мы не встретили ни одной парковки, возле которой нет электрозаправок. При этом электричество очень дешевое.

Оплачивают «таблеткой от домофона». Минут 10 наша машина поедала электроны, а мы – заготовленные еще в Вильнюсе сосиски в булке под Coca-Cola. Там же рекомендую обязательно купить бутылку простой питьевой воды: в Норвегии она стоит от трех евро.

Основные магистрали в Осло проходят под землей, в тоннелях. Поэтому в городе очень мало автомобилей на поверхности. Минут десять мы ехали по разветвленной сети тоннелей и вынырнули в самом центре, возле железнодорожного вокзала и оперного театра с «пешеходной крышей». Крыша – популярное место как для личных, так и для профессиональных фотосессий. Мы, например, видели, как снимают каталог одежды.
 


Центр Осло активно застраивается высотками. Хотя сам город не высокий: в среднем пять-шесть этажей. Архитектура чем-то напоминает Стокгольм, но тут есть своя фишка – здания со скругленными стенами. По всему городу установлено очень много разнообразных скульптур. Некоторые настолько натурально исполнены, что невозможно поверить, что это металл.
 


Для велосипедистов выделена отдельная область проезжей части. Она обозначена разметкой и цветом дорожного покрытия. И, как следствие, никаких конфликтов ни с пешеходами, ни с автомобилистами. Кстати, даже некоторые полицейские передвигаются на велосипедах.
 


На одной из улиц мы увидели такие необычные туалеты с надписями почему-то на французском. Таблички на крыше гласят «Свобода. Равенство. Братство». Про что это они? И почему это написано на туалетах? Возможно, это намек на то, что наравне с Францией в этой стране с 1993 года разрешены однополые браки.


«НОРВЕЖЦЫ МЕЧТАЮТ ЖИТЬ НА ФЬОРДАХ, НО С АСФАЛЬТИРОВАННОЙ ДОРОГОЙ»

Ночью мы переехали в Ставангер. Это самый богатый город в Норвегии. По-другому его называют Город нефтяников, о чем говорит и музей нефти.
 


Самый популярный цвет домов в Ставангере – белый. Но встречаются и исключения. В любом случае безликими эти дома назвать нельзя. И снова по всему городу встречаются арт-объекты.

С самого утра мы отправились на экскурсию по фьордам на корабле. Это очень узкие заливы со скалистыми берегами. В начале все любовались видами на верхней палубе, но, как только мы вышли из города, ветер усилился, и всех «сдуло» вниз отогреваться.
 


Когда мы подплыли к водопаду, заиграла красивая музыка, и наш корабль начал вальсировать. Невероятно красиво и впечатляюще! Капитан подогнал нос корабля вплотную к водопаду, набрал воды и предлагал попить всем желающим. Вода оказалась кристально чистой и вкусной.

Сами норвежцы любят говорить, что мечтают жить в домике на фьорде, но чтобы к дому была проложена асфальтированная дорога. После этой поездки я начал мечтать о том же.
 


Вообще, природа в Норвегии очень красивая, но доставляет жителям немало хлопот. Например, строительное дело у них совсем непростое. Чтобы начать возводить какое-нибудь здание, нередко приходится вывернуть, раздробить и вывезти скалу.

Кстати, о скалах. Нам очень понравился памятник «Мечи в скале». Он простой, но в то же время впечатляющий. Мечи соответствуют настоящим мечам викингов, которые были найдены во время раскопок в разных частях страны.
 


Монумент поставили в память о состоявшейся в этом месте битве при Хафрс-фьорде в 872 году, сыгравшей решающую роль в истории Норвегии: после нее враждующие племена норманнов наконец объединились – так родилась Норвегия.
 


Самый высокий меч символизирует победителя битвы Харальда, а два других меньшего размера — проигравших местных правителей. Есть у памятника и еще один смысл: он олицетворяет стремление к миру, ведь мечи навеки останутся в скале и никто не сможет ими воспользоваться.

Проснувшись рано утром, мы отправились в морской порт – нам предстоял вояж на пароме в Берген. Нам очень повезло с погодой: несмотря на октябрь, на улице стояла настоящая жара – плюс 17. Берген – горный городок, поэтому здесь подъем на каждую улицу уже восхождение.
 


Мы купили Bergen Card на 48 часов за 30 евро. Дата и время активации вписывается на карту ручкой. Она дает право на бесплатное посещение музеев, скидки до 50% в некоторых заведениях, бесплатный проезд на автобусах и единственном трамвае, конечная которого всего в двух километрах от аэропорта. А также бесплатный подъем и спуск на подъемнике на гору Fløyen. Но нужно учесть, что бесплатный билет по Bergen Card можно получить только внизу. Поэтому имеет смысл зайти купить билет на подъемник, а потом уже ехать на Ulriken643.
 


Жилье наше находилось в самом центре Бергена с видом на две горы, на которые ходят подъемники, и город у их подножия. Слева светится «дорожка» на гору Fløyenа, справа – вышка телебашни на горе Ulriken643. Мы запланировали пешую прогулку по горной туристической тропе с одной горы на другую: от Ulriken643 к Fløyenа. Лучше двигаться именно в таком направлении, а не наоборот.
 


Нам невероятно повезло с тем, что хозяином квартиры оказался «наш» эмигрант из Питера. Без языкового барьера он нам рассказал, где находится гастроном, на каком автобусе можно доехать до канатной дороги на гору Ulriken643 и другую полезную информацию

Мы сходили в магазин, купили макароны, хлеб, яйца (кстати, там они продаются в лотках по 12 штук, а не по 10, как у нас; у кого есть холодильник дома, те поймут (смеется)), лечо и по банке пива. Таким образом, продуктовые расходы на ближайшие три дня нам обошлись в 30 евро.
 


Кстати, алкоголь в Норвегии очень дорогой и продается только до десяти вечера. По выходным его, даже пиво, не продают вообще. Но выход есть – помогают таксисты. Кстати, по просьбе хозяина мы привезли ему из «дьютика» презент, чему он был безмерно рад.


«СОХРАНИЛСЯ КАБАК НА ВОДЕ, УСТРОЕННЫЙ ПО ПРИНЦИПУ “МАКДРАЙВА”»

С утра, заправив термос кофе, а пластиковые бутылки – питьевой водой (в Норвегии, как и в Швеции, воду можно пить прямо из-под крана), мы отправились на остановку автобуса. Стоимость проезда: в одну сторону – 100 крон (11 евро), в обе стороны – 160 крон.

Но больше всего «прибил» пункт «абонемент»: взрослый – 960 крон (110 евро), семейный (2+3) – 1920 крон (212 евро). Мы стояли и не понимали: зачем туда-сюда ездить на гору? Ну съездил ты раз, ну два... Не надоест? Решение этого ребуса мы узнали позже!
 


Тропа хоть с виду и похожа на дорожку, но очень каменистая. Ступать нужно осторожно, чтобы не вывихнуть стопу, – периодически  встречаются «пункты первой помощи». По пути постоянно встречаются домики и горные озера. Есть натянутый трос, по которому даже дети поднимаются легко, при этом можно получить впечатляющие фото, достойные уважения друзей.

А абонементы нужны местным жителям, чтобы заниматься здесь спортом.  Пока мы карабкались с рюкзаками, камерами и термосами, мимо нас просто пулей пролетали бегуны. Как они ноги не выворачивают – неизвестно. Но попадаются еще даже и «крэзики» на великах. Мы же, как и все, кто пришел сюда за впечатлениями, шли не спеша, смакуя и наслаждаясь видами, чистым горным воздухом и теплым ветерком.
 


За три километра до вершины горная тропа кончилась, и мы шли по дорожке. Но стало не особо легче: подъемы и спуски внушительные. Порадовало, что на горе много оборудованных мест для созерцания прекрасного.

Итак, путь длиной в 14,76 км мы преодолели за шесть часов. При этом я уверен, что навигатор не учитывал наши «топтания на месте», когда ты просто карабкаешься по горному препятствию. И это в хорошую солнечную погоду. Именно это остановило нас от поездки на «Язык тролля». Погода там испортилась, видимость стала очень низкой, а путь – опасным.
 


Последний туристический день мы решили посвятить городу. Начали с исторической части – Брюггена. Это комплекс торговых зданий, расположенных на набережной в центре Бергена. В 1979 году Брюгген был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Название «Брюгген» происходит от норвежского «brygge» — «причал, пристань».

Некоторые здания от старости покосились, но, чтобы не портить историю, для них специально делают косые двери.

Когда-то это был «кабак на воде». Что-то вроде «Макдрайва»: приплыл моряк, заказал через окно, расплатился и поплыл восвояси.
 


Ну а теперь немного о том, в чем ходят местные жители. За все время мы ни разу не встретили ни одной девушки на каблуках и ни одной с ярким макияжем. Даже в Осло! Там это не принято и не считается красивым. Хотя одна дама в субботу вечером нам попалась на глаза. Она неуклюже шагала по тротуару на невысоких по меркам Минска каблуках в сторону ночного клуба.
 


Норвежцы одеваются практично, удобно и со вкусом, отдавая предпочтение спортивной обуви и джинсам. При этом девушки просто обожают носить обтягивающие лосины. А еще я заметил, что люди никогда не смотрят в асфальт, как у нас, а только вперед и по сторонам!
 


В путешествии нам помогла не растратить деньги простая здоровая пища, которую можно проносить в самолет и которая практически не занимает места в багаже. Благодаря этому у нас вышло сверхбюджетное путешествие в самую дорогую страну старушки Европы!
 

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: из архива героя.

Еще по этой теме:
Ну, как съездили на Камчатку. «Мы увидели огромные следы и почувствовали запах мокрой шерсти»
Ну, как съездили в Марокко без денег. «Мы оказались в окружении пяти вооруженных людей»
Ну, как съездили на «Жигулях» в Африку. «Из одной страны нас выпустили, а в другую не пустили»
поделиться