Инцест, «непорочное зачатие» и детский труд. Белоруска поехала в очень консервативную часть Турции. Как там?

Инцест, «непорочное зачатие» и детский труд. Белоруска поехала в очень консервативную часть Турции. Как ...
Маргарита уже рассказывала CityDog.by о своем опыте работы волонтером в турецком городе Муш. Здесь – ее наблюдения о жизни самой страны.

Маргарита уже рассказывала CityDog.by о своем опыте работы волонтером в турецком городе Муш. Здесь – ее наблюдения о жизни самой страны.

О чем была первая часть? Маргарита рассказывала, как нашла волонтерскую программу, а еще о том, как полетела в Турцию без визы (все закончилось хорошо). Еще из того рассказа мы узнали, что в Турции мужчины считают себя обязанными платить за женщину, по городу гуляют военные с автоматами, а если девушка посидит в кафе с мужчиной, то все подумают, что они спят вместе. А вот и продолжение.

«Местные живут по принципу: понты дороже денег»

– Природа Турции невероятно красивая. Захватывает дух! При этом пейзаж иногда разбавляют совершенно обычные для Турции, но такие абсурдные вещи. Например, едешь на автобусе – поле, горы… и где-то далеко бежит один ребенок в сторону гор. Куда, зачем? Или в пустом поле около дороги без навеса стоит диван – и это автобусная остановка.

Как говорится, понты дороже денег. Такое отношение в Турции прослеживается во всем. Видишь полуразрушенный дом, а оштукатурена только лицевая часть, причем иногда ярко-розовым. Очень много домов в аварийном состоянии, которые никто и не думает сносить. Например, с пленкой вместо окон. Но рядом обязательно будет стоять суперклассная «бэха».

И это все очень хорошо коррелирует с тем, что все дороги в ямах. Местные объясняют это просто: горы и землетрясения. А еще там на дорогах полная анархия – по поводу ПДД вообще никто не заморачивается.

То, чему я не переставала удивляться, – большинство машин белые. Хотя это логично: так они меньше нагреваются. Я развлекала себя тем, что считала цветные машины. Их всего штук 15-20 на весь город. В основном это те, на которых есть какие-то рекламные объявления.

У одного из наших волонтеров была салатовая машина, я была в восторге и сразу ему сказала: «Классно, что ты выбрал нестандартный цвет, так отличаешься от остальных». На что он ответил: «Когда я ее покупал, был слишком молод. Больше такой ошибки не допущу. В будущем – только белая».

Парни старше 15 лет на великах почти не ездят. Если тебе уже есть 18, почему у тебя до сих пор нет машины? Девушки, как и в Иране, вообще не ездят на велосипедах. Причина в страхе во время падения случайно потерять девственность.

«Цвет хиджаба может быть разной степени распущенности»

В Муше процентов 90 женщин закрывают голову хиджабом, из женщин постарше большинство ходит в полностью закрытом черном балахоне – чадре. Цвет хиджаба может быть разной степени распущенности (смеется): от черного до яркого. Женщины могут оставить открытыми только глаза – и накрасить их. Где логика?

Ну это еще ладно. Но когда волонтерка из Марокко каждое утро мыла голову, выпрямляла кучерявые волосы утюжком (чтобы платок ровнее лежал) и потом наверх надевала хиджаб, я переставала понимать вообще что-либо.

Я спрашивала, мол, если уж всю жизнь носить хиджаб и снимать платок только дома для семьи, то почему тогда не постричься налысо? Тогда хиджаб точно будет лежать идеально. А сколько времени можно сэкономить! На что получала ответ, что у них нет цели быть некрасивыми, а есть цель быть красивой для одного мужчины – своего мужа.

Даже девочки иногда ходят в хиджабе. Вообще, считается, что его нужно надевать во время переходного возраста, но некоторые думают, что лучше приучать к этому заранее.

Когда я там была, как раз приближалась Пасха. Мне звонит мама и спрашивает, освятила ли я вербу. Да, конечно, шансов было много.

Я для прикола спросила у местных, есть ли тут хоть какая-то церковь. Они ответили: «Да, была на горе. Ее сожгли». Все вопросы сразу отпали.

В целом ко мне за счет того, что я не мусульманка, относились нормально. Традиции они распространяют на своих. Иностранка, что с нее взять? Если сильно не нарывается, то окей.

Для этого мне приходилось постоянно ходить в джинсах в +25. Я ни разу не показала ноги – там это не принято. И об этом нас предупреждали заранее. Некоторые волонтеры иногда в порядке исключения надевали бриджи, но на них сильно косились. Даже открытые руки уже вызывают некоторые вопросы.

Я еще прикалывалась, что первая брачная ночь тут – это когда женщина, по-видимому, показывает щиколотку, а мужчина падает от увиденного. Даже закрытая одежда у девушек вся очень свободного кроя, поэтому рассмотреть фигуру сложновато. Блузы почти не носят, только туники. А еще платья в пол, как в Средневековье.

Особенность моды конкретно этого места: под хиджаб девушки укладывают что-то типа шиньона. Так ты якобы показываешь, что у тебя большой объем волос. Но многие перебарщивают, и получается эффект «двух голов».

Мужчины же выглядят дорого и современно, они прилагают очень много усилий, чтобы красиво одеваться и вообще быть ухоженными. Даже бедные стараются выглядеть классно, и у многих это получается. Магазин одежды разбит обычно так: один этаж для мужчин, второй – для женщин и детей. Часто магазины вообще отдельные. Парикмахерские не бывают совмещенными вообще никогда, потому что там женщины снимают хиджаб.

Все мужчины бородатые. Даже те, кому это не идет. Так они стараются подчеркнуть свою маскулинность. И это только один из способов. Один местный мне сказал, что борода – это макияж для мужчины.

«Есть кафе, заходить в которые могут только мужчины»

Большинство мужчин курит, причем очень много. Хотя цены на сигареты как в Европе. Но ни это, ни жара местным никак не мешает. Когда мы плавились на солнце, они еще в куртках ходили. Хотя в апреле-мае у них как у нас в разгар лета.

Женщины не курят на улицах, изредка курят в кафешках – там почти везде это можно делать. Но это касается маленьких городов, в крупных правила куда менее строгие, и женщины позволяют себе гораздо больше.

Часто в кафе можно встретить разделение: вот туда – женщины и дети, туда – семьи, а в другую сторону – мужики. Я была в курдской части, поэтому влияние традиций достаточно сильное. А еще там были кафешки, которые предназначены только для мужчин.

Как они выглядят? Маленькие, как будто детские, столики и такие же стульчики. Мужчины собираются там по вечерам и играют в шахматы, шашки и свои народные настольные игры, обсуждают новости и курят.

Естественно, я туда заходила. Мне было интересно, какова будет реакция мужчин-посетителей и владельца заведения, а в случае возражений по поводу моего присутствия – какие аргументы. По итогу владелец попросил нас не сидеть снаружи и ничего не фотографировать. Ну и ко мне даже не обращался.

Посетители там пьют чай без остановки. Вообще, живя в Турции, я пила чай 7–10 раз в день. Подают его в маленьких стаканчиках, которые называются «бардак», но чай очень крепкий. При этом, чтобы заварить стандартную чашку, нужно засыпать очень много листа. Поэтому в магазинах местный чай продается килограммами.

Вообще, огромные упаковки в магазинах удивляли. Все потому, что там большие семьи. Сыр – три килограмма, макароны – 10 килограммов. Йогурт можно было увидеть в пятилитровых банках. Естественно, можно было найти что-то привозное небольших объемов, но цена на такие продукты вырастает в несколько раз.

Если есть мужские клубы, то возникает логичный вопрос: а где женские? Их нет. Мне сказали, что женщины в них не хотят ходить. Мол, площадку открыли, но она была непопулярной. И вообще, никто не запрещает женщинам заходить в кафе, где сидят только мужчины. Это просто устоявшаяся традиция, нарушать которую они сами не хотят.

«Взрослые парни признавались, что ни разу в жизни не разговаривали с девушкой»

Но в целом неравенство не тотальное. Я встречала в качестве исключения женщину-доктора, женщину – работницу аэропорта, но в основном женщины занимаются домом и детьми. Или еще могут работать в магазинах женской одежды или парикмахерских.

Женщины на улице чаще всего увешаны сумками и детьми. За рулем женщину я видела только один раз. Все вопросы решаются с мужем. С женщиной, скорее всего, другие мужчины и здороваться не будут: а вдруг это мужу не понравится?

Муш.

Те, с кем ты можешь поразговаривать на английском, – мужчины, с женщинами очень редко. К женщинам даже требования как будто ниже. Мне одна турчанка сказала, что преподает английский, я начинаю с ней разговаривать и понимаю, что уровень вообще никакой.

По сути, единственное социальное развитие у женщин там – найти хорошего мужа. Бывает, что девушки даже не идут в high school, потому что тогда они должны жить в общежитиях вдали от дома и без присмотра. Что уж говорить про университет. Еще чего не хватало, а вдруг образование отвлечет девушку от веника, кастрюли и поиска достойного мужа.

Естественно, я не имею ничего против, если девушки выбирают быть домохозяйками добровольно. Но только в случае изначально равных возможностей и доступа к образованию вне зависимости от пола. А там иногда встречается, что женщины старшего поколения не умеют писать или читают по слогам.

Я встречала парней, которые говорили, что до этого никогда не разговаривали с девушкой. И они были старше 20 лет. Понятно, что в семейной жизни возникает очень много проблем, потому что часто это просто разные миры, которые вообще ничего не знают друг о друге.

Зато свадьбы принято делать очень большими и шумными. 2-3 тысячи гостей – это нормально. При этом они очень дешевые: на все тратят в среднем около 10 тысяч долларов. Свадебные платья, кстати, не белые, а цветные или темные.

Разводов почти нет. 2-3 развода на город, и это огромный скандал. При этом домашнее насилие не редкость. Основные причины в религиозной традиции, необразованности и полной зависимости женщины от мужчины.

Например, когда я ехала в соседний город Татван, была на автовокзале, а потом и в автобусе единственной девушкой. Да даже в самолете по пути в Муш было всего 3-5 девушек. Местные считают, что женщинам путешествия ни к чему.

Если бы местная выезжала из города одна, как это делала я, с большой вероятностью сразу позвонили бы мужу или родителям. А узнав, что уезжает она без разрешения, не продали бы билет и моментально вернули домой.

Инцест, «непорочное зачатие» и детский труд. И речь не о Средневековье

В Татване я останавливалась по каучсерфингу у семейного доктора, который занимается вопросами планирования и ведения семьи. Он мне очень много рассказал о жизни местных. Кстати, врачи, учителя и вообще весь госсектор зарабатывают очень много.

Например, школьный учитель английского – 1000 долларов с нуля. Преподаватель в университете – полторы тысячи. Доктора спокойно имеют 2000-3000. Для сравнения: снять большую квартиру с видом на озеро в Татване стоит 100 долларов. К тому же врачи очень уважаемые люди. Считается, если девушка вышла замуж за доктора, то она совершила огромный прыжок в своем социальном статусе.

Доктор, с которым я общалась, ответственен за часть города Татван и близлежащие деревни. Он ведет четыре тысячи пар, и это очень много. По его словам, в горных деревнях до сих пор творится невесть что.

Например, к нему пришла пациентка на седьмом месяце беременности, которая утверждала, что никогда не спала с мужчиной. Он ее очень долго расспрашивал. И выяснилось, что она реально думала, что нужно именно спать рядом с мужчиной, чтобы появились дети. А секс тут ни при чем.

Иметь жену дорого, а в горах деньги водятся нечасто, поэтому ищут выход, как могут… Например, в практике этого доктора был случай, когда брат с сестрой переспали, сделали ребенка, а потом его записали как очередного ребенка их же родителей. Семьи же большие, по 8–10 детей. Кто заметит.

Еще одна жуткая история. Несколько лет назад в одном из городов молодые девушки стали совершать самоубийства. Их было достаточно, чтобы в город направили европейскую комиссию. И она выяснила, что там действовала организованная группа насильников. Позор был для девушек настолько велик, что они просто не могли с ним дальше жить.

После первой брачной ночи все еще показывают платок с «доказательствами невинности». Один раз к доктору пришел возмущенный жених, который готов был расторгнуть брак и требовал вернуть калым – это деньги и добро за невесту – из-за отсутствия крови. Естественно, об этом знали несколько тысяч гостей. Что уже само по себе ужасно, учитывая, как они там относятся к этому. Доктору чуть удалось убедить жениха, что такое иногда бывает и это абсолютно ничего не доказывает.

Мост Мурат.

Кстати, гименопластика – самая популярная женская процедура. Но, по-моему, лучше уж так, чем убивать себя. А некоторые девушки, даже невинные, хотят быть уверены, что кровь точно пойдет, поэтому прибегают к определенным манипуляциям.

При этом в стране развита проституция. Из того, что я знаю, в Муше проституток не было, а вот в Татване можно было легко вызвать их по телефону. Самое смешное, что выглядят они так же скромно, как и остальные, тоже ходят в чадре. Но местные говорят, что это все проблемы не локальные, это все идет из Сирии. Кстати, наличие на улице попрошаек они оправдывают тем же.

После таких рассказов мне было очень плохо, я не понимала, как такое возможно. У меня это не укладывалось в голове. Я пыталась спорить и говорить, мол, ну как же так, ну не терпеть же такое! Почему девушки не уезжают, почему не бунтуют, не просят помощи? У людей банально есть выход в интернет, доступ к любой литературе, понимание своей ситуации и будущего.

И на каждый из приведенных мной вариантов выхода из ситуации местные парировали и объясняли, почему это не сработает. Недостаточное образование, тотальный контроль, культура, сильное влияние религии, то, что женщины не располагают деньгами, да и все остальное.

Дети работают очень часто. Когда я первый раз это увидела, просто застыла как вкопанная. Я отошла от центра метров 300, сидят два брата – одному лет 5, другому лет 11 – и чистят обувь. Нередко мальчики продают еду на улице, работают в магазинах, разносчиками, тележки таскают. И речь именно о маленьких детях, потому что в 15 ты уже мужик, скоро жениться пора.

«Чувак прямо в магазине всерьез предлагал жениться»

Блондинок там нет, только крашеные, и это очень заметно. Ко мне подходили даже местные девчонки со словами: «Боже, какая ты красивая!» А я все пыталась им объяснить, что просто другая и они тоже очень и очень красивые.

Кстати, из-за цвета волос меня даже иногда принимали за проститутку. Ну, точнее, за «славянскую легкодоступную девушку Наташу». Или как минимум за ту, что приехала в поисках турецкого мужа. Один раз в магазине ко мне привязался чувак, который даже чуть-чуть знал английский. После пары вопросов он перешел в атаку: «Be my wife». Я начала смеяться: чувак, ау.

Но он был непреклонен, потому что, по его мнению, все было логично. Раз у меня нет мужа, то я здесь только по одной причине – чтобы его найти. Если бы не велосипед, то даже не знаю, чем бы это закончилось. Причем турецкие девушки-продавщицы восприняли его слова серьезно и всю ситуацию более чем нормально. Одна даже пыталась меня поздравить.

Я заранее распечатала визитки на турецком со словом «волонтер», чтобы объяснять, как я здесь оказалась. И в любой непонятной ситуации, подобно этой, их доставала. Но в целом там чувствуешь себя достаточно беззащитной.

Чаще всего в споре между мужчиной и женщиной полиция в случае чего становится на сторону мужчины: приставали – сама виновата.

Едешь мимо кафешки, где сидит 200 мужиков, и на тебя смотрят абсолютно все. Но мне было удобно – я очень быстро езжу на велосипеде, поэтому могла побывать в разных районах, а если что, смотаться оттуда за минуту. Старый город, например, еще более консервативный, чем остальные части Муша.

Многоженство есть, но оно неофициальное. С большего у них такие же законы, как у нас. Да, Турция вообще кандидат на вступление в Евросоюз! Но это не мешает происходить тому, что происходит.

В паспорте одна графа для жены. Но можно в мечети получить благословение на вторую, третью и даже четвертую жену. Однако позволить себе это могут только очень богатые люди. Там есть определенные условия, многие из которых связаны с тем, что отношение к каждой из жен должно быть одинаковым. На 90 тысяч населения Муша было всего пару таких семей.

Влияние общественного мнения очень сильное. Девушкам и парням нельзя прикасаться друг к другу на людях, нельзя встречаться и разговаривать наедине. В гостинице даже иностранцы не могут останавливаться просто с парнем или девушкой, нужно свидетельство о браке.

Дискотек или баров в Муше нет вообще, алкоголя – почти нет. То, что можно купить в супермаркете, стоит раз в пять дороже, чем у нас. Но есть и «бюджетный вариант» – местные ребята гонят брагу. Забавно, но иногда турки-волонтеры просили нас купить алкоголь, потому что их могут заметить соседи. И это их беспокоило в возрасте далеко за 20.

До сих пор есть люди, которые не имеют паспорта. За то, чтобы его получить, нужно платить. Основной документ – ID-карта, а паспорт нужен, чтобы выехать за границу. К тому же выехать из страны в принципе сложнее, чем у нас.

Кстати, в Турции заблочено много сайтов, в том числе «Википедия». Там были две статьи про Турцию, которые не понравились турецкому правительству, и оно нашло радикальное решение.

Нельзя сказать, что там совсем спокойная обстановка. Местные протесты проходят очень жестко. Подавляют их с помощью оружия. Если ты хотя бы один раз участвовал в протесте, тебя не возьмут на государственную работу, а там хорошие зарплаты. Один из выходов – открыть свой магазин. Стихийных торговых точек вообще очень много, каждый сам себе бизнесмен.

После этой поездки я пришла к одному большому выводу: если ты считаешь, что в Беларуси проблемы, ты просто не был в Турции.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: из личного архива героини, Анна Дрындова.

поделиться