Ну, как съездил в путешествие по Транссибирской магистрали: 10 тыс. км на поезде в компании иностранцев-тусовщиков

Ну, как съездил в путешествие по Транссибирской магистрали: 10 тыс. км на поезде в компании иностранцев-...
Транссибирская магистраль ассоциируется с бесконечной железной дорогой в условиях русского плацкарта без связи, душа и нормальной еды. Минчанка Елена рассказала, как можно превратить такую поездку в путешеcтвие мечты.

Транссибирская магистраль ассоциируется с бесконечной железной дорогой в условиях русского плацкарта без связи, душа и нормальной еды. Минчанка Елена рассказала, как можно превратить такую поездку в путешеcтвие мечты.

КТО И ЗАЧЕМ ЭТО ВСЕ ПРИДУМАЛ

– Идея возникла девять лет назад у питерских ребят, московская команда ее подхватила, и теперь ежегодно на «ссылку в Сибирь» проходит жесткий конкурс. В формате летнего университета в рамках молодежной организации AEGEE (Европейский студенческий форум) группа иностранцев пересекает Россию от Санкт-Петербурга до Байкала с остановками в городах, тусовками в поезде и спонтанными активностями. В команде организаторов девятого выпуска посчастливилось поучаствовать и мне.


Летние университеты AEGEE – это ежегодный проект по всей Европе. Активная молодежь организовывает культурную, образовательную, развлекательную программу в родных местах для своих сверстников из других стран. 

Летний университет Transsiberian dream – один из самых авантюрных. За 20 дней участники пересекают большую часть Транссибирской магистрали с насыщенными остановками в городах, издержками российских поездов и волшебным Байкалом в конце.

Программа требует серьезной подготовки, чем мы и занимались на протяжении полугода в команде семи главных организаторов и более 40 помощников. Почему я поехала именно организатором? Просто так интереснее. Это большой вызов и опыт, изучение городов и мест, где раньше не был, до самых мелочей, ответственность за 35 взрослых «детей», Фоксы и Кардашьяны (кодовые названия возникающих проблем, чтобы не вызывать паники у участников), крутая команда и кладезь опыта предыдущих выпусков.

За полгода мы купили 197 билетов на четыре поезда, придумали одну большую игру на весь путь разными заданиями от фотографий знаменитых памятников до сбора мусора на Байкале, по часам разбили каждый день путешествия или даже подробнее, придумали много сюрпризов и закупили очень-очень много еды.

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ГОРОДСКАЯ

Первые три точки маршрута – Санкт-Петербург, Москва и Казань. С точки зрения организации может показаться, что дни в городах самые простые: экскурсия по центру, основные достопримечательности, самый интересный музей. Но, чтобы город запомнился, нужно добавить душу.

В Санкт-Петербурге у нас было базовое знакомство: воркшоп по русскому языку с разучиванием почти народной песни «В Питере пить», презентацией о том, как выжить в поезде, и по-русски щедрым приветственным ужином – таз оливье – не предел.

Наш девятый Транссиб стал исключительным. За двадцать дней нам пришлось проверить, насколько Россия готова называться инклюзивной страной. Уже во второй вечер один из участников повредил ногу, и ему наложили гипс. Пока другие участники изучали экспозиции Эрмитажа, мы обходили кровавые следы в травмпункте.
 


Наш герой проехал все города на инвалидной коляске, дольше всех танцевал на вечеринках и был главным «вагончиком» на улицах Казани и Москвы, а на Байкале уже смог почти самостоятельно передвигаться и даже в своем пост-трипе доехал до Владивостока. Из этого я вынесла несколько уроков.

Первое: важно не терять присутствие духа даже в экстренных ситуациях. Второе: люди решают. Правильная команда сможет справиться с самыми крупными неприятностями.
 


В Москве гвоздем программы стал советский день. Да, для нас этот этап нашего прошлого во многом спорный,  но, с другой стороны, многим интересно посмотреть на традиции и странные фишки из закрытого и неизвестного Советского Союза. А мы просто решили показать немного нашей истории.

В парке под палящим солнцем ели советское мороженое на палочке, катались на велосипеде по городу с пионерскими галстуками, встретили Деда Мороза, в метро выглядели как парад школьников, а ночью на тематической вечеринке на лодке по Москве-реке пили коктейли «Поцелуй Брежнева» или Vodka Libre.
 


Следующим остановочным пунктом была Казань – столица Татарстана. Контраст сразу бросается в глаза: пропадает столичная спешка, есть возможность просто прогуливаться по красивым улочкам и смотреть бомбические закаты у Кремля. Отдельный плюсом выделю татарскую кухню. Дешево, вкусно, полезно, и слюнки текут!
 


За два дня у нас получился маленький гастрономический тур: лагманы, эчпочмаки, чак-чак и много всего разного. Про неожиданные активности: во время нашего квеста по городу начался дождь. Самое время сворачиваться и грустить, но можно прыгать по лужам, приставать к татарам с тюбетейками – это было одно из заданий – и согреваться татарским чаем.
 


ЧАСТЬ ВТОРАЯ: НЕИЗВЕСТНАЯ

До Казани у нас была мощнейшая поддержка: организаторы предыдущих выпусков и помощники в городах проверили все точки до проекта, а дальше предстояло показывать и изучать Сибирь самостоятельно.
 

Закат в Казани.


В Казани мы сели в поезд до Тобольска. На 26 часов вагон был почти полностью нашим – мы занимали 45 мест. Скрасить время в поезде в большой компании очень просто: достаточно раз в час менять компанию собеседников или придумывать очередную забавную игру.

А длинные остановки – сокровище. Можно размяться, сходить в магазин, купить прямо на перроне свежие ягоды. В некоторых городах можно и на местные достопримечательности посмотреть. В Екатеринбурге все фотографируются с символической границей Европы и Азии. Нам не слишком повезло, так как перрон перерыли, а остановка была всего 40 минут, но поставить «галочку» очень хотелось, так что мы быстро организовали собственную границу: растянули первую попавшуюся ленту и переходили из Европы в Азию всевозможными способами.
 


Город Тобольск. До этого путешествия я ни разу не слышала о нем и маловероятно, что поехала бы без этого летнего университета в маленький провинциальный город наподобие белорусской Лиды. А это, между прочим, историческая столица Сибири, родина Менделеева, белокаменный кремль, Красная площадь, памятники декабристам, Ершову и Достоевскому.

В этот день мы познакомились с сибирской погодой. Было не по-летнему прохладно, небольшой провинциальный город с серыми панельками наводил грусть и усталость, тем более что одна из достопримечательностей в городе – это кладбище с небольшой капличкой.

Но теплый прием абсолютно изменил впечатление о городе. Центр татаро-сибирской культуры и быта устроил для нас мастер-класс по приготовлению баурсака (национальное блюдо) и небольшой концерт, а во время экскурсии оказалось, что между татарами и турками довольно много общего – до десяти считают совершенно одинаково.

Окончательно укрепил симпатию к маленькому сибирскому городу заплыв на кораблике по Иртышу, самому длинному притоку-реке в мире: с одной стороны нетронутые бескрайние просторы, с другой – вид на нефтяные скважины на закате.

Дальше путь лежал в Тюмень – ухоженный город с интересными деревянными зданиями, обновленной набережной и шумной ночной жизнью даже в будни. Неизменно гостеприимные ребята – помощники проекта – ждали нас и здесь, с первого шага встретили с тюменскими сушками и пряниками, квасом и солнечной погодой.

Как оказалось, Тюмень держится в топе российских городов с самым высоким уровнем жизни. И пусть мы провели в городе только денек, но успели попасть на местное телевидение, потанцевать на набережной и подготовиться к очередному длинному поезду.

После короткого визита прямиком с вечеринки мы сели в поезд до Иркутска, последний, самый длинный – вместо ожидаемых 46 мы провели в нем 53 часа. В России в связи с большим количеством часовых поясов все расписания и часы на вокзалах идут по московскому времени. В Иркутске разница с Москвой +5 часов, получается «конфуз», когда на часах еще 12 ночи, а уже светает. В такой момент можно смело терять счет времени и наслаждаться настоящим моментом, а когда выходить – подскажет проводница.
 


В плацкарте не так плохо путешествовать, если быть подготовленным. Отсутствие розеток решается удлинителем, а поесть можно кашу, заварив кипятком. Не стоит забывать про быстросупы и заварные пюре – так и трехразовое питание получается. Кроме того, в Новосибирске мы даже успели съесть горячую пиццу в «оккупированном» вагоне-ресторане.

Мы договорились с проводницей на остановке занять вагон-ресторан, чтобы успешно разделить горячую пиццу и устроить небольшую вечеринку. Во время остановки вагон без кондиционера оказался слишком душным для 45 человек, и часть ребят перекочевала назад в наш вагон, а обещанная вечеринка ознаменовалось поздравлением главного координатора бутылкой алкоголя.

Для организаторов время в поезде достаточно лайтовое: не нужно думать, как никого в городе не потерять, не растягиваться на пешеходных переходах, да и программу ребята делают сами для себя. Самый большой риск – остаться на перроне. Вот и переход между вагонами в Новосибирске превратился в небольшую «Кардашьян».

В Новосибирске по ошибке остался один из организаторов в пижаме, без денег и телефона. Как оказалось, у местных таксистов даже есть специальные тарифы для опаздывающих, по крайней мере из крупных городов. Погоня длилась два часа на машине по Сибири и успешно завершилась in the middle of nowhere.
 


С соседями по вагону лучше всего подружиться – проще ехать, а иногда и веселее. Так парень-грек из группы прошел курс обучения детским играм наподобие «Ворона деткам кашу варила», военные с радостью показывали фокусы, а люди постарше тщательно расспрашивали, почему в вагоне столько иностранцев и куда они все собрались, и делились впечатлениями о Байкале.

И главное, залог спокойной жизни – хорошие отношения с проводниками и проводницами, а для этого есть разные способы. Во-первых, летом много молодых проводников-студентов, которые проходят практику, так что встречали нас положительно и с пониманием. Одного мы даже угостили «пьяным» арбузом (содержимое не разглашалось).

Во-вторых, большое количество иностранцев легко делало выручку поезду. Про лотерейные билеты знают почти все, но есть сувениры поинтереснее. Например, можно купить фирменный складной нож РЖД или магниты дешевле, чем на вокзалах. Так наша команда в 45 человек быстро заслужила всевозможную лояльность и обеспечила байкальский лагерь ножиками.
 


А еще в поезде, как и везде, где сталкиваешься с какими-то ограничениями, начинаешь больше чувствовать вкус обычных вещей. На остановке «Тайга» (где-то 36-й час поезда) ребята купили самый обычный сыр President: я никогда не ела такого вкусного сыра!


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: БАЙКАЛЬСКАЯ

Самая долгожданная точка нашей Транссибирской мечты – Байкал, место силы, природы и аномалий. Байкал – самый большой сосуд питьевой воды в мире. В определенных местах действительно плывешь и пьешь, и вода вкуснее, чем большая часть бутилированной.
 


Мы жили недалеко от поселка МРС, район Тажеранской степи. Предыдущие выпуски готовили нас к +15, сибирской суровой погоде и ветрам. Нам повезло больше – температура +27, белый песок на пляже, скалистые берега спровоцировали шутку: «Спасибо большое! Я не знал, что заказывал путевку в Грецию!» С такой погодой нам удалось купаться по три раза в день и даже ночью, после самой настоящей русской бани.
 


Каждое утро (начиналось оно в семь или одиннадцать утра) вид вдохновлял и придавал дополнительные силы, хотя шел шестнадцатый день организаторской работы. В одно утро в наш залив пришел туман. Подобное зрелище я часто видела в горах, над озером – впервые: казалось, где-то за холмом дышит огромное чудовище. Такие моменты незабываемы, греют даже зимой и перекрывают все-все ограничения походной жизни.

А ночь дарила невероятный звездный небосвод. Мы попали как раз на самую звездную ночь 2017 года, загадали очень много желаний и обменялись своими знаниями астрономии.
 


За наш непродолжительный визит мы успели объехать с экскурсией остров Ольхон, самый большой и единственный населенный на Байкале. Это удивительное место со старыми буддистскими и шаманскими точками. Северная оконечность острова – мыс Хобой, своего рода скалистый «клык» в воде. Место невероятной красоты. Водная гладь бесконечна и просто сливается с небом, горизонт теряется. Здесь чувствуешь себя покорителем стихий или, наоборот, полное единение с окружающей природой – кому что ближе.

А в дополнение попали еще и на «сафари». В УАЗах-«буханках» нас возили по острову, бурятские водители устроили гонки по пересеченной местности и параллельно успевали ловить связь для навигатора во время движения.
 


В перерывах между экскурсиями и активностями мы баловали всю команду мелкими радостями: собирались у костра, занимались йогой, пели песни под гитару, курили настоящий турецкий кальян и даже варили яблочное варенье для коктейлей.
 


ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

Транссибирская мечта сбылась, но не закончилась. Я провела немного больше дней возле Байкала и в Красноярске, кто-то поехал в Монголию, Китай, Сингапур и Малайзию или даже дальше. Россия действительно необъятна и прекрасна в своем многообразии.

Интересные города не заканчиваются Москвой и Санкт-Петербургом: сибирские пространства и очень разный Байкал, уральские горы из окна поезда и бескрайние болота. Транссибирская магистраль – не просто плацкарт с ограничениями, а отличный старт для кругосветки или большого путешествия.
 


ВАЖНО: если вы хотите поделиться интересной историей о своем нестандартном путешествии, обязательно напишите нам – а мы напишем про вас: citydogby@gmail.com.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: Наталья СергееваPhilipp BlumBilge Kahraman.

поделиться