Ну, как съездили по маршруту Франция – Португалия – Люксембург – Бельгия. «Больше ни за что в жизни!»

Минчанка Надзея Кузура рассказала о своем путешествии по Европе. Все в лучших традициях жанра: каучсерфинг и автостоп.

«НЕТ WI-FI, А В МАГАЗИН НУЖНО ЕХАТЬ В СОСЕДНИЙ ГОРОД»

– В путешествие мы с подругой отправились в июле, а планировать его начали еще с февраля. Я всегда езжу по обстоятельствам личного характера через Францию. А уже оттуда я начала присматривать подходящие маршруты.

У меня была маленькая мечта побывать в Португалии. Туда ездили мои друзья, я посмотрела фотографии и поняла: хочу. Тем более что там находится крайняя точка континента. Из Португалии решили поехать в Люксембург – еще одно место, в котором я до этого не была. А оттуда самый выгодный способ добраться домой оказался через Брюссель и Варшаву.

На планирование ушло достаточно много времени, потому что хотелось, чтобы поездка обошлась бюджетно. А билеты на тот же рейс сегодня могут стоить 80 евро, а завтра уже 20. Поэтому приходилось подгадывать как время покупки, так и день переезда. Вообще, была собственная установка отдать за отпуск не более 200 евро: 100 на перемещения и 100 на все остальное. Но понятно, что потратили все-таки больше.

В качестве основного способа передвижения выбрали автостоп: до этого я немного пробовала. Почему нет? У других же получается. Мой максимум был 800 километров из Франции в Италию. Жилье мы тоже решили искать бесплатное – через каучсерфинг.

Первые десять дней мы провели  во Франции. Большую часть времени жили в одной деревушке в глубинке, куда я приезжала уже четвертое лето подряд, из нее катались по окрестностям. Как я говорила, во Францию я приехала не в первый и не во второй раз – посетила уже, наверное, городов пятнадцать. В этой поездке главной целью было показать моей подруге настоящую сельскую жизнь.

Все стремятся в мегаполисы, где высокий темп жизни и большой уровень преступности. В маленьких городах и деревнях все совсем по-другому. Насколько это тихо, мило и красиво – отдых ничуть не хуже, чем в каком-нибудь крупном городе. Вроде и в тишине, но в то же время не в полном уединении. Многие знают, как это – отдыхать в деревне в Беларуси, но понятия не имеют о других странах. А на это стоит посмотреть.

Визуальный контраст способен поразить, причем это выражается не только в облике домов, но даже в организации полей. Кстати, еще со времени первого приезда меня очень впечатлили чисто белые коровы на полях.

Деревня, в которой мы жили, находится в гористой местности, и мы не могли не взобраться на одну из гор. День выдался пасмурным, но мы все-таки покорили пусть и 500 метров. Многокилометровый путь до горы проходил через прекрасные французские пейзажи, на которые открывался отличный вид с ее вершины. Поэтому дорога шла на пользу как душе, так и телу.

Когда ты в стране не первый раз, больше внимания начинаешь обращать не на глобальные достопримечательности, а на детали. Было забавно найти за городом во французской глубинке салон LADA. Мы, дети СССР, почувствовали легкий прилив гордости.

Или еще один пример. Среди полей проходит дорога между деревней и городом. С одной стороны – поле, с другой растут кусты. А в них очень маленький вход: если в него нырнуть, попадаешь на обзорную площадку, откуда открывается потрясающий вид на французские горы. Если живешь в большом городе весь год, во время отпуска именно атмосфера тишины и спокойствия покоряет больше всего.

Некоторых напрягает, например, то, что в магазин нужно ехать в соседний город, или отсутствие Wi-Fi, но, если вдуматься, это настоящее удовольствие. Кроме того, умиляет, насколько во французской деревне все приветливые. Не важно, знакомы они с тобой или нет, обязательно поздороваются, водитель автобуса посигналит, хотя бы просто помашет ручкой.

Но нужно учитывать, что в сельской местности, помимо основных туристических точек, практически никто не говорит по-английски. При этом на одной из ферм мы познакомились с девушкой, которая хорошо говорила по-русски – изучала язык. Как-то мы ехали автостопом и застряли в глубинке, так я минут пятнадцать пыталась объяснить, что мне нужен кипяток, хотя вокруг стояло человек десять.

Вообще, возить с собой термос – это очень хорошая идея, горячую воду можно найти не везде. Также в поездку можно брать супы: они занимают мало места и всегда пройдут в самолет. Но это уже на крайний случай, вещей лучше брать минимум.

Чем точно не стоит пренебрегать, так это маленькими подарочками. У нас всегда с собой стопка шоколадок, открыток, магнитиков из Беларуси, потому что в пути всегда есть кого поблагодарить. Еще можно дарить старые белорусские купюры, если где-то завалялись, они обычно всех радуют. Со многими, с кем мы знакомимся, и после поездки мы поддерживаем общение.

«ПРОХОЖИЕ ПРОСТО ТАК ОТДАЛИ НАМ СВОИ КАРТОЧКИ НА МЕТРО»

По окрестностям мы перемещались автостопом. Во Франции к автостопщикам, могу судить по своей практике, всегда относятся очень открыто и хорошо. Из аэропорта в Париж мы ехали автостопом, познакомились с водителем. Когда в конце пребывания во Франции нам было негде остановиться, мы позвонили ему, он сказал: «Без проблем, приезжайте ко мне. Я на работу, а вы пользуйтесь всем необходимым».

Были случаи у друзей, когда они ловили машину и, когда рассказывали о том, что они из Беларуси, водители покупали им вино со словами: «Вы же во Франции, вы обязаны это попробовать». А еще очень часто на слова о Беларуси реагируют так: «А, БеларусИ! Бацька!»

Проще всего словить машину на выезде из города, как вариант – на заправке или стоянке перед городом. Но в самом городе лучше не выходить, если вам туда не нужно: вы слишком много времени потратите на то, чтобы самостоятельно из него выбраться. Одевайтесь как можно проще: джинсы, растянутая майка до колена и так далее. В другом облике могут возникнуть проблемы. И еще нужно помнить, что в Европе всегда надо быть пристегнутым независимо от того, где ты сидишь.

Но самое главное правило – ни в коем случае не выходить на автобане. Автостопщики знают, что это смертельное место: стоять там и запрещено, и страшно, и даже опасно для жизни. Нас один раз так неудачно высадили. Податься было некуда, в итоге я поймала какую-то дорожную службу, объяснила ситуацию. Работник отвез нас на ближайшую стоянку и даже нашел водителя, который ехал в нужном нам направлении.

Был случай, когда нам нужно было вернуться в Париж: автостопом мы уже не успевали – машины нас не брали, приехали на железнодорожную станцию, купили самый дешевый билет до соседнего города и поехали с ним до Парижа. Всю дорогу очень боялись, потому что во Франции с этим очень строго. Но пронесло. Приехали туда, нужно было ехать на метро до квартиры. Спросили у прохожих, как купить карточку. На это нам сказали: «Вот держите наши, мы свое уже откатали, а они еще сутки действительны».

Карта и проездной Парижа.

Так что всю дорогу нам сопутствовала удача. И еще музыка. Во Франции мы поехали в город Шалон-сюр-Сон, очень маленький и аккуратный, и именно в этот день там проходил арт-фестиваль. Можно было увидеть и картины, и костюмы, которые были развешаны по деревьям, и инсталляции по всему городу. И, конечно, звучала музыка.

А в Люксембурге во время нашего приезда проходил знаменитый фестиваль джаза и блюза. Было почти двадцать площадок по всему городу. Город очень разноуровневый, и, несмотря на то, что площадки находились недалеко друг от друга, звуки не пересекались. На следующий день после этого мы приехали в Брюссель, и там проходила, опять же, музыкальная вечеринка, но уже другого формата. На набережной вдоль реки асфальт засыпали песком, поставили пальмы – очень интересно.

«ВЕСЬ КОНТИНЕНТ ЗА ТОБОЙ, А ПЕРЕД ТОБОЙ ТОЛЬКО АМЕРИКА»

Из Парижа в Лиссабон мы сутки ехали по жаре на автобусе, очень устали. К счастью, там нас уже ждал кауч.

Перед Лиссабоном два человека предложили остановиться у себя. Первый вариант – семья с детьми, второй – взрослый мужчина. Конечно, к семье больше доверия, но понятно, что к ним не придешь в три часа ночи, а в поездке все-таки хочется погулять. Поэтому мы остановились у мужчины.

Многие боятся именно этой категории хостов. Мы, в первую очередь, обращаем внимание не на описание профиля, а на отзывы, потому что людям, которые останавливались у человека, нет смысла писать неправду. Если 50 человек сказали, что хозяин очень хороший, значит, это действительно так. Кроме этого, естественно, смотришь на условия и расположение. Все, с кем мы сталкивались, очень по-доброму к нам относились: и встречали, и кормили, и предоставляли все необходимое в наше распоряжение. Хотя в Риме я тоже останавливалась у мужчины и по его требованию приходила и уходила как по расписанию, но проблем не возникло ни разу.

Набережная в Лиссабоне.

Кстати, именно у кауча в Лиссабоне мы попробовали самое вкусное блюдо за всю поездку – черные макароны с морепродуктами. Друг нашего хозяина – повар, он как раз приходил в гости и угостил нас потрясающим ужином. Мы, в свою очередь, накормили нашего хоста сырным супом, он был в восторге, признался, что никогда такого не ел, и несколько раз просил подробный рецепт.

Португалия не впечатлила вообще. Кто был в Крыму, легко узнает его в Португалии. Хорошо, что главной целью этой части поездки был именно мыс Рока. И кстати, дорога туда мне безумно напомнила трассу Ялта–Симферополь, как и пейзажи вокруг: та же степь, колючки и три куста.

Но тут, скорее, хотелось не просто полюбоваться видами, а поставить галочку на крайней западной точке Европы. Пять минут стоишь на месте, когда весь континент за тобой, а перед тобой только Америка. Все об этом говорят, а ты приехал и почувствовал. К тому же это был момент, когда я впервые видела океан, поэтому да, я была впечатлена.

Мыс Рока.

Я девушка экстремальная, поэтому ограждения не стали мне помехой для того, чтобы, преодолев их, сесть действительно на самом краю континента. Люди были в ужасе от моей смелости, кто-то недовольно ворчал, а кто-то меня фотографировал себе на память.

Нас предупреждали, что нужно надевать куртки, но мы подумали: да вы что, это же Португалия – жара +30. Поехали две красотки в легких платьицах и в итоге ходили, заматывались в полотенца, чтобы соблюсти хоть какие-то приличия. Потому что ветер там очень сильный, буквально срывает одежду.

Помимо посещения мыса Рока, еще одной основной целью было покупаться в Атлантическом океане: друзья были, но никто так и не сделал этого. А тут лето, жарко, почему нет? На деле же было безумно холодно. Но, стиснув зубы, собравшись с мыслями «я же не зря здесь», в воду я все-таки окунулась.

Всего мы провели в Португалии четыре дня. По Лиссабону приятно погулять, но даже Марсель впечатлил меня больше. Я бы назвала его обычным европейским городом. Мы привыкли, что у нас, в постсоветских странах, в десять ночная жизнь только начинается, здесь же в это время всё потихонечку затухает, кафе закрываются, а люди уходят с улиц. Пик активности приходится часов на 6-7 вечера.

В центре, как практически везде, предлагают наркотики, о чем нас предупредили. Подошел, назовем нашим словом, барыга: «Girls, maybe drugs?» А нам сказали, чтобы отвязаться, нужно говорить, что нет денег. Я поворачиваюсь: «No money – no honey». К нему тут же подбегают «коллеги» и начинают смеяться, мол, как тебя опустили. А мы тем временем успели отойти подальше.

Один из дней мы провели на пляже. Отправились, как я говорю, «через мост к Сан-Франциско»: он двойной – снизу ходят поезда, а сверху ездят машины. Местные сказали, что там лучшие пляжи Португалии. На самом деле он просто невероятно огромный. На набережной стоит кусочек замка, мы его мысленно назвали Ласточкино гнездо – похоже. На мой взгляд, ассоциации с Крымом можно найти на каждом шагу. Вряд ли я вернусь еще раз в Португалию. Только чтобы сесть на корабль и пересечь Атлантику.

«ЛЮКСЕМБУРГ УНИКАЛЬНЫЙ: ГОРОД ИЗ ФЭНТЕЗИ»

А вот Люксембург поразил своей красотой. Нижний город – старинная застройка, будто попадаешь в настоящее Средневековье или даже фэнтези. А если на городском лифте подняться на второй этаж, оказываешься уже в современной Европе. Казалось бы, пара сотен метров, а такие разные миры. При этом Люксембург очень лесной. Даже в городе можно найти настоящий лес. Там, где мы жили, выходили завтракать на террасу, а поблизости были огромные деревья.

Главной причиной поездки в Люксембург был Европарламент. В Европе он располагается в трех городах: Страсбург (Франция), Брюссель (Бельгия) и Люксембург. Я по образованию политолог. Бывала в белорусском парламенте, а также в Страсбурге и Брюсселе. В Люксембурге мне удалось «поставить галочку» на этой троице.

По красоте город потрясающий. Я там была первый раз, и туристов, как мне показалось, не так много, как в более крупных городах Европы. Но для меня это была настоящая сказка. К слову, к этой поездке нужно готовиться: весь город состоит из крутых спусков и резких подъемов. Условно, чтобы пройти десять метров, нужно на тридцать спуститься вниз и на сто подняться вверх. Так что передвигаться там можно только в очень удобной обуви, желательно без вещей и не слишком уставшим.

Я видела много стран, старые города в принципе похожи. Если Германию можно принять за Польшу, а Португалию – за Испанию, то Люксембург уникальный, его фотографии ни с чем не спутаешь. Город-крепость.

Ходишь словно по лабиринту: любители жанра фэнтези должны это особенно оценить.

Мы были там один день, но для меня этого показалось недостаточным, хотелось остаться хотя бы на дня три, чтобы все подробно изучить, рассмотреть. Еще даже не уехав оттуда, я сказала, что обязательно вернусь. Главный минус – очень высокие цены, хотя это правило не распространяется на одежду: распродажи не хуже других европейских, так что цены временами даже ниже белорусских. Кстати, по выходным тут бесплатный проезд на общественном транспорте для всех.

Фестиваль в Брюсселе.

В Брюссель мы ехали уже очень уставшими. Причем нам негде было остановиться: все хозяева отказали в каучсерфинге. Но за полчаса до прибытия в город нам написал парень, которого не смутило даже то, что мы уже почти приехали. Мы до этого были в Брюсселе, поэтому хотелось просто полежать, отдохнуть. Только перед отъездом мы заглянули на музыкальный праздник. Кстати, этот парень, который нас спас, приезжал в ноябре с ответным визитом в Минск. Кроме него я принимала по каучсерфингу только одного человека из Питера, но после этой поездки задумалась, что тоже хочу быть полезной другим людям в этом плане.

«Импровизированный пляж в Брюсселе и наш спаситель Рэй».

Из Брюсселя мы прилетели в Варшаву, потом на автобусе доехали до Белостока, а оттуда – автостопом в Беларусь. Уже не первый раз так езжу: людей, готовых помочь, гораздо меньше. Мы буквально бросались на минские номера. На границе один из водителей предложил перевезти нас через нее за десять долларов каждую. Но это просто частный случай. У нас также люди бывают очень отзывчивыми.

Когда приехала домой, сказала себе: все, это последняя поездка автостопом, больше ни за что. Но проходит месяц-два, и начинаешь строить новые планы. Да, были сложности, но это опыт. Некоторые скажут, что это количество, а не качество, но впечатления же остаются. Кстати, у меня закончился перечень стран Центральной Европы, но, к счастью, не закончились другие места и страны в мире.

Эта поездка научила меня не бояться ставить цели, которые кажутся недостижимыми. Как показывает мне моя многолетняя практика, когда ты начинаешь делать сам первые, трудные шаги к цели, потом весь мир помогает тебе для ее достижения. Поверьте, за полгода до поездки, сидя на работе в заснеженной Беларуси, где даже моря нет, я с трудом представляла, что смогу так легко преодолеть 4000 километров к океану! И это не единственный случай. Так что, как говорят, бойтесь мечтать…

ВАЖНО: если вы хотите поделиться интересной историей о своем нестандартном путешествии, обязательно напишите нам – а мы напишем про вас: citydogby@gmail.com.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: из личного архива героини.

Еще по этой теме:
Ну, как съездила в Исландию за 150 евро. Переохлаждение, машины, которые оставляют открытыми, и самый красивый пляж в мире
Ну, как съездили в Лондон и Бирмингем на праздники. «Люди выпивали прямо в метро, но делали это интеллигентно»
Ну, как съездили в Дубай на зимовку: «Таксист пригрозил отвезти нас в полицию»