Создательница Balki Project: «Восточная Европа – это будущее. Но сумеем ли мы это показать?»

Создательница Balki Project: «Восточная Европа – это будущее. Но сумеем ли мы это показать?»
В 2016 году лофт-проект «Балки» закрылся – но не умер. Поговорили с Маргаритой Лазаренковой, вдохновительницей и соучредительницей Balki Project.

В 2016 году лофт-проект «Балки» закрылся – но не умер. Поговорили с Маргаритой Лазаренковой, вдохновительницей и соучредительницей Balki Project.

Маргарита Лазаренкова на протяжении всей нашей встречи повторяет: мы благодарны бизнес-инкубатору на Чапаева.
Но и о конфликтах говорить не отказывается.

На улице Чапаева, 3, недалеко от площади Победы, стоит невысокое светло-желтое здание, похожее на школу. Когда-то это был колледж – на месте «Балок», например, располагался спортзал.

«Тут сохранилась атмосфера школы, – рассказывает Маргарита. – Все действительно друг друга знают, ты можешь прийти в какой-то кабинет, сказать: “Ну не работает у меня электронное декларирование, что делать?” – и тебе помогут».

 

ЗАЧЕМ НУЖЕН ИНКУБАТОР?

В 2009 году Министерство экономики учредило здесь инкубатор малого предпринимательства. Что такое «инкубатор»? Тут поддерживают и развивают предпринимательские инициативы молодых минчан на самой первой фазе их развития. Фактически молодым людям, решившим начать свой бизнес, сдают в аренду небольшие офисы – буквально по 7-12 м2, оказывают менторскую помощь и предоставляют необходимые любому бизнесу услуги: в инкубаторе работают юрист и бухгалтер, готовые за небольшие деньги разрешать возникающие проблемы.

– Миссия нашего бизнес-инкубатора – быть мостиком между властью и предпринимателями, малым бизнесом, – говорит Рима Епур, генеральный директор инкубатора. – Крупный бизнес и сам выстраивает такие отношения, но мы – государственный инкубатор, поэтому помогаем тем, кому нужно их выстроить, – помогаем и с регистрацией, и в налоговых структурах.

По словам Маргариты, похожих зданий в Европе много, но часто они стоят полупустые. Другое дело – минский инкубатор, где за каждой дверью маленький бизнес. До кризиса тут была действительно низкая аренда, а после, когда коммерческая недвижимость подешевела, а государственная по цене осталась прежней, это преимущество стало не таким значительным. Есть другое:

«Тут маленькие комнатки отдают людям, которые только начали свой бизнес, и непонятно, пойдет он у них или нет. В итоге здесь очень много мороки – арендаторов больше сотни, кто-то не платит аренду... По сути, это один из хороших примеров, когда государство взяло на себя тяжелую ношу, выбивает из арендаторов деньги, но не подает на них в суд после первого же месяца задолженности. И это действует».

Тут можно найти много самых разных действующих бизнесов: есть дизайнеры и разработчики, есть архитекторы, когда-то открывался квест, а совсем недавно появилась тату-студия. Даже свое кафе есть – правда, не из тех, что стали бы рекомендовать на CityDog.by.

Бизнес-инкубатор ставит несколько условий для тех, кто решается открыть свой бизнес: компании должно быть не больше трех лет, ее учредители должны быть не старше 31 года, а помещение им выделяют на ограниченное время – считается, что за 3 года любой проект опробует свою бизнес-модель и будет готов уйти в «свободное плавание». Правда, история «Балок», которые могли стать центром коммуникации всех «жителей» бизнес-инкубатора, продлилась меньше – их попросили отдать свое помещение другому резиденту, «поднявшему» инвестиции стартапу Kino-mo, уже через два года после старта.

Два года назад на Чапаева весело открыли лофт-проект «Балки» – одно из первых минских пространств, собирающих вокруг себя культурные инициативы, образовательные проекты и маленький креативный бизнес. А в октябре 2016 года «Балки» объявили, что их пространство закрывается – точнее, переезжает на новое место и меняет название. Теперь они в первую очередь Balki Project, который сможет работать вне зависимости от площадки.


ПОЧЕМУ ЗАКРЫЛИСЬ «БАЛКИ»

Когда мы заходим внутрь «Балок», в которых уже даже убрали перегородки, разделяющие пространство на небольшие офисы и пространство для мероприятий, Маргарита говорит:

– К моменту, когда мы по обоюдному согласию расторгли договор аренды, мы уже психологически отказались от этого пространства – у нас появился новый проект. В какой-то момент мы начали активно вкладываться в свое сообщество, развивать соцсети и делать рассылки, создавать собственные образовательные и культурные проекты в разных сферах. Потому что понимали, что рано или поздно нам придется отсюда съехать. Наша ценность – это не деревянные конструкции, а люди, которые приходят, это сообщество. Из-за этого появились поездки Balki travel, архитектурная школа «Балки в руки», творческие лекции и курсы Balki Education.

Поворотными событиями стал конфликт «Балок» с бизнес-инкубатором, возникший с неожиданной для ребят, но типичной для Беларуси ситуации. Год назад они вместе с минскими студентами-архитекторами взялись за постройку во дворе здания симпатичной деревянной сцены и необычной уличной мебели – мечтали развернуть свои активности.

– Мы не понимали, где строим: эта земля государственная. Я благодарна бизнес-инкубатору, что он разрешил все это сделать. Но нам сказали, что за все мероприятия, которые мы хотели проводить на построенной нами площадке во внутреннем дворике, мы должны платить дополнительную аренду. Хотя, по сути, это нам деньги должны были давать – за то, что мы делаем движуху для здешнего комьюнити. А у меня еще спросили: «Ты в курсе, какой сейчас год? А если придет кто-то со значком БНФ?» Был февраль 2015-го. Тогда-то я впервые услышала о выборах.

Мы вообще в этом здании были как такая болезнь: вначале на нас писали очень много жалоб уборщицы и охранники, нас заставляли писать объяснительные, хотя мы платили довольно большую аренду. Мы справились благодаря нашей сотруднице Марии – она взяла всё на себя и «победила» их. Хотя я не отрицаю, что были и хорошие стороны – у нас получалось делать с инкубатором совместные мероприятия, Мингорисполком действительно сделал в пространстве ремонт, и тут действительно не зашил деревянные балки «армстронгом», хотя могли бы.

– В итоге мы освободили помещение по обоюдному согласию: и нам нужно было развиваться дальше, и инкубатор сначала хотел отдать наше помещение под офис белорусского стартапа Kino-mo, а потом решил сделать из «Балок» собственное пространство для мероприятий. Я думаю, что «Балки» в инкубаторе – это и epic success, и epic fail одновременно. С одной стороны, мы действительно смогли будучи студентами запустить здесь одно из первых креативных пространств города, окупили свои небольшие затраты за 1,5 месяца и благодаря инкубатору смогли протестировать свою модель и понять, что она нужна городу.

С другой стороны, «Балки» так и не стали центром коммуникации жителей инкубатора: за все время очень мало предпринимателей из инкубатора пришли на наши мероприятия, будь то открытие выставки или лекция по дизайну. Мы не ставили себе такую задачу – формировать сообщество из местных компаний. Поэтому, наверное, мы в этом здании и не прижились.

Сейчас о «Балках» напоминают только деревянные конструкции во дворе.

«МОЖЕТ, КОВОРКИНГИ И ОУПЕНСПЕЙСЫ – ЭТО ВООБЩЕ НЕ ПРО БЕЛАРУСЬ»

Маргарита рассказывает, как представляет себе идеальный креативный кластер в Минске:

– Все должно функционировать как единый живой организм. Чтобы было здание, в котором сосуществуют несколько проектов, и каждый из них генерирует свой поток аудитории. Эти аудитории должны перекликаться друг с другом: например, есть здание, в котором находится пространство для мероприятий, – я именно с этого начинаю, потому что занималась этим два года и знаю, как все работает. Чтобы этот бизнес был успешен в Беларуси, пространство должно быть объединено с коворкингом: очень редко мероприятия проводятся во вторник в 2 часа дня – их делают либо вечером, либо в выходные, а днем в будни пространство пустует и с легкостью может принимать коворкеров.

Обязательно должен быть бар с легкой кухней – все галереи мира держатся на баре! Мне очень нравится идея производственного коворкинга, потому что он тоже генерирует поток классных людей, которые к тому же меняют окружение. Их творчество может «выливаться» в пространство вокруг.

Важно, чтобы под одной крышей работали люди из разных индустрий. Мы уже разработали проект, направленный на создание комфортного пространства для креативщиков и айтишников. Подходящее здание под такой проект в Минске больше не проблема, поэтому мы продолжаем заниматься поиском финансирования.  

Принт Ковека, к сожалению, с гаражных дверей в бизнес-инкубаторе сняли.

– Маргарита, но ведь на бизнес-инкубатор на Чапаева можно смотреть как на креативный кластер – тут было и пространство для мероприятий, и кафе, и творческие бизнесы. При этом «совместной жизни» тут не зародилось.

– Можно посмотреть правде в глаза и увидеть, что получился такой «кластер по-белорусски»: люди, которые арендуют тут офисы, благодарны стране и городу за то, что у них есть возможность работать и развивать свой бизнес. Есть мероприятия, которые организует сам бизнес-инкубатор, где можно обменяться мнениями и завершить обсуждение в кафе.

Но у них не изменился подход: тут на мероприятия людей приходится загонять. Молодые белорусские предприниматели не хотят участвовать в общих мероприятиях, не хотят их сами организовывать. Но, может, нам это не нужно? А нужно каждому по 12 «квадратов», интернет и закрытая дверь? И оупенспейсы, коворкинги – это не про Беларусь?!

Один из предпринимателей, арендующий офис в бизнес-инкубаторе (герой предпочел остаться анонимным), считает этот опыт скорее негативным: «Идея инкубатора для предпринимателей шикарная, они, безусловно, должны быть, но ими следует заниматься по-другому». Чтобы снять офис именно здесь, он был вынужден пройти сразу несколько комиссий и потратить немало времени, чтобы показать, что достоин аренды кабинета. Но, когда у его компании возникла необходимость расшириться и снять новое помещение, пройти те же процедуры не вышло.

– Как это часто получается в государственных компаниях, они больше мешают, чем помогают. При этом есть «показуха»: в нашем офисе мы сделали хороший ремонт и мебель на заказ – и наш кабинет постоянно использовался в качестве «смотрового», когда приезжала очередная комиссия. Нас постоянно просили участвовать в каких-то выставках и инициативах – и все это делалось «добровольно-принудительно». Первые несколько месяцев нас просто не покидало ощущение, что мы находимся в учебном заведении, где декан или ректор всех строит. Но мы же просто арендуем помещение!

А вот Маргарита, несмотря на не самый приятный опыт, оптимистично смотрит на отношения с государством. И не исключает, что задуманный когда-то проект с общественной столярной мастерской в здешних гаражах не получился из-за того, что сама девушка не подобрала понятных слов для чиновников.

– Мы с Надей Илькевич разговаривали про общественный коворкинг, а могли сказать хотя бы «столярная мастерская для города», «творческая молодежь» и что-то такое. В этом и проблема всех креативных пространств: мы зачастую недостаточно открыты, недостаточно понятны и молодым людям Беларуси, и властям. Но это просто белорусская реальность, надо работать.

Во всех восточноевропейских странах я видела очень плотное сотрудничество с государством: во всех классных проектах оно задействовано. Я думаю, что мы просто не слышим друг друга: мы не общаемся, у нас действительно нет таких мероприятий, где условные «хипстеры» могли бы пожать руку мэру и что-то ему сказать.

Руководительница инкубатора уверена, что в сложившейся в Беларуси ситуации такое развитие событий возможно:

– Это не я придумала – бытие определяет сознание: безусловно, экономическая ситуация изменилась, это тяжелое время и для предпринимателей, и для государства, поэтому оно делает ставку на малый бизнес – как на тех, кто сам пытается решать свои проблемы и учится. Беларусь – интеллектуальная страна, у нас мощный потенциал, высокоинтеллектуальный человеческий капитал, и у нас очень благодатная среда для развития стартапов. И я думаю, что через малый бизнес экономика может рвануть вперед. 

Маргарита задумывается о механизмах такого сотрудничества:

– Я думаю, что надо делать мероприятия, которые были бы интересны и Мингорисполкому – начать хотя бы с диалога. Я понимаю, что ни здания, ни денег они не дадут – но, может, если мы будем больше общаться, а они – больше нам доверять, у нас появится не очередной ледовый дворец, а что-то еще. Хотя, наверное, должны произойти какие-то сдвиги в обществе, чтобы государство поняло, что если МЗОР на Октябрьской не покупают с пятого аукциона, то, может быть, стоит его отдать под какие-то культурные цели?

Маргарита вместе с командой нового проекта «Башня» – Женей и Сашей.

«Мы должны рассказать, как креативные индустрии
могут влиять на развитие города»

И все же главной проблемой Маргарита видит отсутствие налаженных отношений внутри креативного класса Минска.

– Я под большим впечатлением от Грузии: там креативные предприниматели говорят: «Мы не конкурируем друг с другом, а стараемся поддерживать, потому что понимаем: на нашем локальном рынке нет больших перспектив и надо объединяться, чтобы лучше, ярче и качественнее заявить на глобальном рынке, что Грузия – это супер, за нами будущее».

А нам ведь тоже есть о чем рассказывать европейцам! Когда я разговаривала с девушкой из Эстонии, которая сделала вегетарианское кафе на заброшенном заводе, открывающееся только под мероприятия, окупаемость которого наступит, может быть, в следующем году, я думала, что мы существуем в совершенно других условиях – мы не можем себе позволить открыть кафе и думать, что оно только через год, может быть, окупится. Что мы будем есть все это время?

То, чем мы занимаемся, и то, в каких условиях мы работаем, позволяет белорусам приезжать куда-то и давать мастер-классы. Многие говорят, что Восточная Европа – это будущее. Минск ведь правда за последние два года очень шагнул вперед. Но есть такой вопрос: сумеем ли мы показать, что Беларусь – это место, где есть это развитие и движение? Или будем продолжать по отдельности делать свои дела?

Новое помещение «Балок», точнее уже «Башни», в бизнес-центре Omega Tower.

Говоря о необходимости диалога, Маргарита задумывается о его форме – в мае Balki Project вместе с программой ЕС «Культура и креативность» организовывают большую международную конференцию для представителей креативных индустрий Минска – Creatе IT.

– Главной темой конференции станут технологии для креативного будущего. Мы хотим поговорить, как технологии смогут влиять на развитие креативных индустрий: дизайна, архитектуры, кино, музыки, игр или, например, галерейных пространств. На стыке получается много интересных тем: от виртуальной реальности в кинематографе до «мегамузеев» будущего. В первый день собираемся сделать в бывших «Балках» круглый стол с представителями власти – вряд ли развитие больших креативных проектов в Беларуси возможно без их участия. Мы должны рассказать им, как креативные индустрии могут влиять на развитие города и почему это важно. И очень надеемся на помощь бизнес-инкубатора в организации дискуссии.

Много внимания на конференции будет уделено практике: можно будет пощупать самые разные гаджеты и своими руками сделать что-то в духе современного экспериментального дизайна. 

«БАШНЯ» И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Свой недавний проект команда «Балок» тоже делала в партнерстве – правда, пока это партнерство с продвинутым белорусским бизнесом. Под конец 2016-го на проспекте Дзержинского, 57 открылась «Башня» – на ближайшие месяцы расписание этого креативного пространства уже забито «под завязку».

Новый проект Маргарита называет экспериментом – тут Balki project работают как управляющая команда: необычное пространство с окнами «в пол» и отдельным входом, которое должно было стать обычным конференц-залом, благодаря Omega Tower и симпатичному дизайну от «Бюро 35» стало стильным многофукциональным пространством. Благодаря курированию Balki project тут, согласно концепции, можно будет не только проводить мастер-классы, лекции или конференции. Уже сейчас здесь по утрам организовывают йогу для сотрудников бизнес-центра, а днем сюда можно просто зайти почитать что-то из огромного стеллажа для буккроссинга. В тестовом режиме запустился круглосуточный коворкинг.  

– Это эксперимент, но я надеюсь, что пространство будет работать. Я все-таки не оставляю мысль построить свое «место силы». Мы вместе с Денисом, моим мужем, рассматриваем все варианты, что есть в Минске, но смотрим также на Тбилиси и Варшаву – возможно, там получится построить его даже быстрее. Денис говорит, что, к сожалению, у белорусов не всегда есть уважение к тому, что ты сделал здесь. Но вот если получилось там, то можно возвращаться и работать.

Пройти новый бесплатный онлайн-курс программы ЕС «Культура и креативность» «Финансы для креативных организаций» можно здесьЧтобы следить за новостями программы, присоединяйтесь к официальной группе в Facebook!

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by.

поделиться