«Этот красивый шрифтик на самом деле уродский». Минский дизайнер переверстывает городскую рекламу

«Этот красивый шрифтик на самом деле уродский». Минский дизайнер переверстывает городскую рекламу
Минчанин Владимир взялся переделывать графический дизайн всего вокруг себя. Со временем у молодого человека появился целый проект об этом – «Переверстал». Владимир рассказал CityDog.by, как сделать город понятнее и логичнее.

Минчанин Владимир взялся переделывать графический дизайн всего вокруг себя. Со временем у молодого человека появился целый проект об этом – «Переверстал». Владимир рассказал CityDog.by, как сделать город понятнее и логичнее.

Владимиру 31 год, сейчас он работает дизайнером-верстальщиком в издательстве, хотя когда-то начинал с интернет-телевидения, а потом несколько лет работал в рекламных агентствах. Свободное от работы время он посвящает своему хобби – проекту «Переверстал». 

«НЕОПЫТНЫЙ ДИЗАЙНЕР – ТРУСЛИВАЯ ЛИЧНОСТЬ»

– Для меня дизайн – это, в первую очередь, решение задачи, которое не ограничивается знаниями инструментов «Фотошопа» или «Иллюстратора», – объясняет Владимир. – К примеру, в университете я заметил: меню в столовой висит в начале очереди, текст набран мелко, названия блюд не описывают их внешний вид. Салат «Заря» – как он выглядит? Когда стоишь в очереди, у тебя буквально 20 секунд, чтобы изучить наименования и цены, все это запомнить, а потом сопоставить с тем, что ты увидишь потом, по мере продвижения. Крайне неудобно. Уже тогда, не зная ни одной графической программы, я находил задачи и придумывал их решения. Это типично дизайнерская работа – искать способы решения проблем.

Владимир уверен, что настоящим дизайнером можно стать только со временем, набравшись опыта.

– В агентствах каждый день был поток задач. Постоянно горящие сроки. Дизайн стоил дешево – чтобы заработать, нужно делать много, а значит, времени на каждую задачу крайне мало. На должность дизайнера могут взять человека, который в своем багаже знаний имеет только навык владения CorelDraw. Он ничего не знает про композицию, про гармонию цвета, историю дизайна, историю искусств, типографику. Он не умеет работать с заказчиком, понимать, что нужно для решения его задачи.

Не раз наблюдал, как клиента ставили в тупик вопросом «какие цвета вы хотите в своем макете?». Вроде дизайнер хочет сделать так, чтобы клиенту все понравилось, и потому он задает этот вопрос. Клиент ничего в цветах не понимает, не знает и, вероятно, не хочет даже думать о них. Но раз уж дизайнер спросил, заказчик выдает: «Давайте тут красный, а тут синий или, может, желтый. Вы сделайте, а я посмотрю и решу». И дизайнер начинает выполнять святую волю заказчика, делая несколько вариантов, один кошмарнее другого.

Заказчик не обязан владеть терминологией и разбираться в тонкостях. Его законное право – быть дилетантом в дизайне, малым ребенком, которого опытный дизайнер должен уверенно взять за руку и вести в сторону решения задачи, а не подчиняться его капризам. Неопытный дизайнер – трусливая личность, которая подчиняется любому капризу заказчика, боясь, что тот начнет «кричать и плакать».

Владимир переверстал рекламу модельного агентства. На изначальном варианте его не устраивала криво обрезанная голова модели. Да и логотип агентства напомнил ему минский мемориал жертвам холокоста «Яма».

Логотип Владимир изменил, сократив до инициалов основателя.

А вот такой вариант Владимир предлагает в итоге «переверстки».

– К сожалению, именно таким неграмотным дизайнером я и был. Постепенно, по мере чтения книг и постоянной практики, а также никуда не девшейся привычки постоянно замечать несовершенство нашего мира, я начал менять свой подход к работе. Я стал пробовать общаться с клиентом, переубеждать его, говорить, что его требования не совсем корректны, что надо видеть грань между решением задачи и «я так хочу, мне так нравится». Я откровенно начал говорить, что этот «красивый шрифтик» на самом деле уродский, что эти цвета не сочетаются, начал настаивать на своих вариантах решения. Такой подход в работе с клиентами был новым в компании, и, надо сказать, он не был одобрен начальством, потому что клиентам зачастую не нравилось, что с ними спорят. Но я был твердо убежден: если я сделаю в очередной раз так, как хочет клиент, то на свет родится очередной рекламный «уродец», коих я стал замечать в огромном количестве вокруг себя.

 

«Набор текста страшнее ядерного взрыва»

Постоянно замечая огрехи и несовершенства дизайна многих вещей вокруг себя, Владимир взялся их исправлять. Так и родился проект «Переверстал».

– Увидев очередной дизайн, я все чаще стал ловить себя на мысли, что я бы сделал это лучше: шрифт не тот и стоит не так, формат неудобный, цвета «вырвиглазные». Я стал фотографировать различные примеры, которые находил повсюду, потом стал делиться ими в соцсети, сопровождая комментариями в стиле «смотрите, как уродливо и криво сделано», получая при этом одобрительные отзывы.

Однажды Владимир увидел одно объявление, сфотографировал его, сделал свою версию и выложил у себя на странице, при этом получил несколько положительных отзывов. Наверное, это и было начало.

Слева исходное объявление, справа – лаконичная версия от Владимира.

Фотонаблюдения продолжились, к ним начали добавляться короткие советы вроде того, как нужно правильно писать номер мобильного телефона или как правильно оформлять фотографию в анкете. 

– Были различные поиски и эксперименты с рубриками, но я наконец создал сообщество, которое назвал «Переверстал», – рассказывает Владимир. –  Придумал пафосное описание, залил все посты, которые были у меня накоплены, и принял решение оставить две основные рубрики: «переверстал» и «наблюдения». В «наблюдениях» я продолжил делиться фотографиями плохого дизайна и писать к ним свои размышления и умозаключения. Это так называемая дизайн-сатира, или дизайн-стендап, я еще не придумал этому название.  

Предлагают заказать «ключи квартиры». И, судя по всему, квартиры только в доме №4 по улице Руссиянова.

Все бы хорошо, только пантера не розовая.

– Проект «Переверстал» для меня – это возможность решать простые, бытовые задачи при помощи дизайна. Я стараюсь развивать в себе внимательность к вещам и явлениям, которые из-за своей обыденности не заметны окружающим, но при этом неосознанно доставляют им неудобства. Это и безвкусная реклама, и нечитабельный текст, и неясный посыл, и сумбур в выражении мыслей, и стереотипы в оформлении и наборе.

– Определенно у проекта есть цель повлиять на облик города, – уверен Владимир. – К примеру, приезжая даже в Вильнюс, можно наблюдать на афишной тумбе плакаты, которые хочется унести с собой – настолько это прекрасные образцы графического дизайна. Чем западнее, тем эта тенденция сильнее. Я говорю именно о рекламе, вывесках, афишах, остановках, витринах магазинов, бесплатных рекламных материалах в торговых центрах – там все просто хочется обнять взглядом.

У нас и рядом такого нет. У нас ужасные афиши, глупая социальная и муниципальная реклама. Зайдите в любой университет, поликлинику, транспорт, подойдите к любому информационному стенду – масштабы трагедии впечатляют. Куча ужасных вывесок из поликарбоната и пластика, оформленных в лучших традициях китча. Цвета и размеры те, что понравились заказчику, а не те, что не будут дисгармонировать с фасадом здания, набор текста страшнее ядерного взрыва. Что говорить – я переверстывал схему подчинения сотрудников профессионально-технического колледжа полиграфии, который среди прочих готовит будущих верстальщиков!

 

«В стране нет авторитета дизайнера»

– Все это составляет облик города и среду, в которой все мы каждый день живем и развиваемся, – продолжает сокрушаться Владимир. – Еще одна и, наверное, самая главная цель проекта – научить людей перестать быть безразличными, пробудить в них желание видеть эти, казалось бы, мелочи повсюду, реагировать на них, становиться умными заказчиками, умными критиками. У меня есть приятель, который пять лет ходил к себе на работу мимо одной и той же вывески, а недавно, начитавшись «Переверстал», обратил внимание на то, какая она уродливая, и сказал, что уже не может с этим просто так жить. Это ли не счастье?

– Проблемы типичные: отсутствие понятной структуры в подаче информации, кривой набор, выключка по центру, конские буквы – бардак, одним словом, – комментирует Владимир.

Первая проба оказалась неудачной. Владимир решил выделить два основных блока, на основе которых собирался строить структуру макета, – это время работы и список услуг. Но потом, представив себя на месте человека, открывающего дверь, понял: все посетители делятся на две группы – физические и юридические лица. А значит, структуру макета нужно строить, ориентируясь на них.

За время существования проекта «Переверстал» Владимир поработал над десятками объектов. Некоторые свои переработки он бесплатно предлагал владельцам бизнесов, но, по словам молодого человека, ответов он практически никогда не получал. Так было и с одним из минских гипермаркетов. После того как Владимир поработал над вариантом ценников и отправил свое предложение владельцам, ценники все же поменялись. Но, как выяснилось, на похожий, но все еще не совсем толковый вариант.

Несколько раз Владимир работал над объявлениями и рекламой «Минсктранса». По словам дизайнера, это его любимые работы. К слову, парень несколько раз предлагал сделать макеты для предприятия бесплатно, но никто ему не ответил.

 – Уровень дизайнера должен быть соответствующий, – объясняет Владимир. – Как минимум дизайнер должен дружить со здравым смыслом и обладать достаточным уровнем визуальной культуры, вкусом. Как максимум – обладать достаточным профессиональным уровнем и необходимыми знаниями. Ведь причина создания, к примеру, плохого макета вывески не в том, что времени мало, а в том, что дизайнер ничего не понимает в шрифтах. Чтобы набрать текст красиво, требуется столько же времени, сколько и на то, чтобы набрать его коряво. Тут вопрос в знании.

– Заказчик должен доверять дизайнеру, как он доверяет стоматологу или парикмахеру и не стремиться делать его работу. У нас в стране нет авторитета дизайнера: заказчики к его мнению часто не прислушиваются, особенно если его работа идет вразрез с их субъективными впечатлениями. На выходе получается очередной выкидыш, который продолжает формировать вкус очередного заказчика. Замкнутый круг.

Сейчас нужно обращать внимание людей на то, что их окружает. И если я хоть немного этому способствую, то проект себя оправдал.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: Владимир Бугай, pixabay.com.

Еще по этой теме:
Дизайнеры рассказывают и показывают, что делать с ненужными вещами
Субъективный гид по стилю: дизайнер о том, как одеваться, если ты нормальный мужчина
Остаться дома: минские дизайнеры рекомендуют красивые и полезные фильмы о дизайне и не только
поделиться