«У нас чуть что – сразу закрашивают». Эта фотографка развесила огромные снимки прямо на здании в центре Минска (но не всем это понравилось)

«У нас чуть что – сразу закрашивают». Эта фотографка развесила огромные снимки прямо на здании в центре ...
Вместе с Samsung Galaxy S20 Ultra мы создаем проект «Фото-арт» о современных белорусских фотографах. В этот раз встретились с Мариной Батюковой – прямо сейчас ее работы выставляются сразу на двух выставках в Минске.

Вместе с Samsung Galaxy S20 Ultra мы создаем проект «Фото-арт» о современных белорусских фотографах. В этот раз встретились с Мариной Батюковой – прямо сейчас ее работы выставляются сразу на двух выставках в Минске.

Марина Батюкова

 

Художница, фотографка. Специализируется на документальной и концептуальной фотографии. Член Белорусского союза художников, Белорусского общественного объединения фотографов. Прямо сейчас вы можете увидеть ее работы на двух выставках в Минске: до 20 августа – в Национальной библиотеке и до 7 августа – на «Триеннале современного искусства» во Дворце искусств. А еще можно купить книгу «Свои истории» в «Академкниге».

 

В половине десятого утра мы встречаемся с Мариной около метро «Барысаўскі тракт». Оттуда вместе едем к ней домой – в небольшой поселок рядом с красивым сосновым лесом. По дороге Марина рассказывает про свою выставку In Zoom («Ин Зум») в Национальной библиотеке – там выставляют ее работы из серии «Свои истории».

– Работа над этим проектом заняла 11 лет: кадры собирались как бусинки со всего мира. Идея серии – фотография о фотографии. Я делала снимки фото всегда и везде, когда понимала, что они затронули мои собственные чувства, передали то, что я сама когда-то пережила.

Фотографии из серии «Свои истории».

Эти фотографии не постановочные: они были сделаны в интерьерах, где я ничего не убирала и не прибавляла. Снимок, с которого все началось, был выполнен в Академии искусств: на растяжке стояло фото, которое мы фотографировали, учась на курсе у Валерия Лобко и Владимира Терентьева в 2005 году.

Потом я снимала фотографии у своей бабушки дома, но в итоге проект разросся, и сейчас в нем есть работы со всего мира. И вот что я заметила: фотографии, сделанные в белорусской деревне и в провинции Франции, например, ничем не отличаются – никогда не поймешь, что они из таких разных мест.

– А прямо сейчас работаете над какими-то проектами?

– Работа над новыми проектами идет всегда, но жизнь показала: когда о них говоришь – все в слова и уходит. Кроме того, у меня всегда на первом плане идея: я могу работать несколько лет, делать одиночные фотографии и только потом понять, как их применить. Однажды такие снимки удачно сложились в выставку «Письма светом» – главным героем в них был свет, который и создает фотографию.

Из серии «Письма светом».

О выставке под открытым небом: «Своими силами это сделать нереально»

Летом 2016 года во внутреннем дворике исторического музея на улице Карла Маркса произошло необычное: на стенах здания прямо под открытым небом появились огромные фотографии сельских женщин. Так Марина решила показать всему городу результаты работы над проектом «Сула. Непрерванное».

Выставку невозможно было обойти стороной ни тогда (снимки будто зазывали прохожих заглянуть во дворик), ни сейчас, в разговоре.

– Вы коренная минчанка, с деревней вас ничего не связывает. Почему вы взялись за проект про деревню, про сельских жителей?

– В свое время я работала на радио, и меня попросили снять музыкальную группу «Ветах», созданную Вячеславом Калацеем, по поводу выхода нового альбома. А через несколько лет мне приходит от него сообщение: «Заўтра ў 4 гадзіны далучайцеся да нас, едзем на “Стралу”».

Мне это показалось каким-то квестом – я же не знала, что это за «Страла». Но без авантюризма, наверное, невозможно быть фотографом, поэтому я решила: надо ехать.

Перед поездкой очень волновалась, поэтому взяла с собой все что можно: пленочный фотоаппарат, широкоформатный фотоаппарат с кожаной гармошкой, который мне подарил сын, цифровую технику. По карманам разложила несколько объективов и прихватила штатив. В общем, вышла из машины и буквально шаталась из стороны в сторону от такого количества аппаратуры.

По дороге на Полесье, где и проходили съемки, мне объяснили, что «Страла» – это древний весенний обряд, который проводится один раз в год. Женщины деревни собираются вместе, водят хороводы в центре села, затем проводят шествие, игры, катание по полю и «похороны стрелы».

Снимки из серии «Сула. Непрерванное».

Праздник длится всего один день, и специально тебе никто там не позирует: все происходит здесь и сейчас. Поэтому в итоге на проект у меня ушло 3 или 4 года, чтобы успеть снять все, что хотелось.

Больше всего меня поразило и тронуло то, что участницы обряда в обычной жизни могут работать кем угодно, придерживаться какой угодно веры. Но наступает праздник – и они достают из сундуков свои наряды, надевают их и идут вместе петь песни. Потом перемещаются в поле, ложатся в жито, загадывают желания и закапывают в землю дорогие вещи.

Мне удалось подружиться с этими женщинами – они мне даже давали в руки бусинки и говорили, чтобы я, загадав желание, тоже закопала их: «І матцы вазьмі дадому». Я была безумно рада увидеть такую самобытность.

Выставка этой серии сложилась сама собой. Я увидела дворик исторического музея на Карла Маркса – и с ходу поняла, что именно там хочу показать городу свои работы. В этот же момент я предложила администрации музея сделать такую выставку – и получила разрешение.

«Фотография была сделана случайно. Мальчик шел с корзинкой, а в ней лежал пистолет. Одна из женщин – участниц обряда начала ругать его, держа этот пистолет в руке. А потом сама расхохоталась, поняв всю комичность ситуации, и мы сделали такой кадр. Я так поняла, у этой героини, несмотря на заводной и веселый характер, непростая жизнь: сложные отношения с сыном, самостоятельное ведение хозяйства».

Выставка прошла очень хорошо, я получала много откликов: например, от ребят, которые сами предлагали сделать QR-коды с дополнительной информацией, сопроводить выставку танцами и музыкой. Конечно, сама я столько всего не охватила бы.

 

 

 

– В Минске такие выставки проводят нечасто, хотя синтез города и искусства может круто сыграть на публику…

– Надеюсь, я была первой (смеется).

Почему так происходит?

– Начнем с того, что это недешево. Своими силами, без спонсорской помощи сделать выставку на открытом пространстве, наверное, нереально. Для этого нужно использовать определенную печать, которая не будет выгорать, специальную технику для закрепления работ на стене.

Плюс много времени уходит на согласование выставки со службами города. Дворик, в котором я разместила работы, принадлежит историческому музею, поэтому мне нужно было получит согласие только от его директора. Но если бы я хотела вывесить фотографии даже где-то на заборе, то там и Минкульт подключился бы, и городские службы рекламы.

Как правило, такие проекты – большая головная боль. Прийти и повесить снимки в городе точно не получится без согласования. Вы же видите, у нас чуть что – сразу закрашивают. Очень боятся, чтобы не случилось чего-то лишнего.

Из серии «Сула. Непрерванное».

– Некоторые в интернете высказывались, что в центре города вывешивать фото деревенских жителей – так себе идея. Мол, здесь нужно показывать минскую интеллигенцию или просто горожан. Вы согласны?

– В данном случае я сделала так, как считала нужным. Это центр города, само здание – бывший банк: как по мне, такие фото белорусов, настоящих селян, очень хорошо сыграли на контрасте. И по цвету красиво (снимки размещались на стенах из красного кирпича), и по сути правильно.

Условно говоря, следуя идее психолога Льва Выготского о катарсисе, всегда интереснее смотреть на красивую ромашку, которая растет из коровьей лепешки, нежели на стоящую в хрустальной вазе.

– Опыт работы над проектом «Сула. Непрерванное» изменил в вас что-то?

– Социальная тема меня всегда волновала. Хочется, работая над проектом, потратив на него много времени, сделать что-то, что кажется важным.

Просто «красиво» мне неинтересно.

Здесь и сейчас мне хочется делать то, что волнует меня саму.

Так выглядела выставка во дворике исторического музея.

Я и раньше думала на тему идентичности, а проект «Сула. Непрерванное» еще больше подтолкнул к таким размышлениям. И следующая моя серия «Ризомы» («ризома» – корневище. – Ред.), наверное, стала результатом работы над вопросом: кто ты есть на этой Земле? Это и лично меня касается: мои дети живут далеко, я сама люблю много путешествовать, но даже представить себе не могу жизнь в другой стране.

Есть здесь не только места моей силы, но и – что главное – люди, те самые ризомы, корни, которые держат: мои родные, мое сегодняшнее окружение. Когда меня долго нет в Беларуси, я очень тоскую: ощущаю необходимость вернуться и работать. Здесь мой дом – это любовь на совершенно другом уровне, она в каждой клеточке.

О конкурсах: «Я знаю, что такое работать на широкую публику»

На этом моменте Марина рассказывает, что с проектом «Ризомы» она подала заявку на участие в республиканском конкурсе «Национальная премия в области изобразительного искусства» за 2019-2020 годы. И ее имя оказалось в шорт-листе.

В проект вошло около 50 портретов известных белорусов: писательницы Светланы Алексиевич, философа Валентина Акудовича, поэтессы Юлии Тимофеевой, культуролога Максима Жбанкова, писателя Альгерда Бахаревича и других. Это те люди, из-за которых Марина снова и снова возвращается в Беларусь, ее ризомы.

Кроме съемки самих портретов, Марина провела с каждым из своих героев интервью и попросила написать одно – самое главное для него или нее – слово, которое определяет белорусов. Например, у Алексиевич это «идеализм», у Жбанкова – «Радзіма», а у Бахаревича – «улада»,

Портрет философа Максима Жбанкова для проекта «Ризомы» и его слово «Радзіма».

Портрет писательницы Светланы Алексиевич для проекта «Ризомы» и ее слово «идеализм».

А 22 июля в рамках конкурса в минском Дворце искусств открылась выставка «Триеннале современного искусства», где и можно увидеть фотографии из этой серии – до 7 августа. В процессе работы экспозиции профессиональное жюри определит лауреатов конкурса. Марина говорит, что надеется на победу.

– Как думаете, в другой стране вам бы удалось так же реализоваться как фотографу, как в Беларуси?

– Думаю, нет. Я знаю, что такое работать на широкую публику: у меня был в этом опыт, я могла бы так делать, но поняла, что не хочу зарабатывать деньги искусством. В этой сфере я хочу делать то, что я хочу, а не то, что от меня ожидают увидеть.

Это не значит, что, когда у меня хотят купить работу, я не продаю или не делаю на заказ. Нет, бывает и такое, ведь это тоже часть моей жизни. Но, думаю, если бы я эмигрировала в более молодом возрасте, разговор был бы другим.

Про идентичность: «Совершенно не хотела идентифицировать белорусов с калинкой-малинкой и Россией»

– Вы говорили, что много путешествуете, да и ваши выставки проходили по всей Европе. А какими там видят белорусов?

– Так сложилось, что мы с мужем стали выезжать за границу сразу, как только это стало возможным, еще в 90-х. Тогда еще было трудно объяснить, что такое Беларусь и кто такие мы – белорусы. Рассказывали, что это между Польшей и Россией, каких-то матрешек приводили в пример. Помню, как я переживала из-за этого, потому что совершенно не хотела идентифицировать нас с калинкой-малинкой и Россией. Для меня это было критично.

Эту панораму мы сняли на камеру Galaxy S20 Ultra.

 

Сейчас-то, конечно, этого делать уже не нужно, потому что там знают о нас. Очень много людей приходят на наши выставки, задают много вопросов. И везде европейцы относятся к нам как к равным. Я не могу пожаловаться, что Беларусь не воспринимают, – только позитив.

– Какие темы, места, события, каких героев выбирать фотографу, чтобы рассказать нам самим и всему миру о том, кто мы такие?

– На самом деле тем, с которыми здесь можно работать, очень много. Но, мне кажется, надо выбирать в первую очередь то, что вам близко, то, о чем у вас самих болит душа. Например, если вы связаны с ЛГБТ-сообществом, вы в курсе проблем, которые там есть, – подумайте, как покрутить эту тему. Если в моем кругу нет представителей сообщества, придумать проект будет очень сложно, он не получится настолько глубоким, как хотелось бы.

Например, серия «Эхо тишины» о детях с особенностями слуха началась с того, что я увидела этих ребят на одной из выставок. Увидела, как они смотрят, – они же слышат глазами, – это было так выразительно! Мне очень захотелось с ними поработать, но я еще не знала тогда, с чем мне придется столкнуться.

Из серии «Эхо тишины».

Первый год я никак не могла привыкнуть к тому, что поведение этих детей немного отличается. Но, когда они привыкли ко мне, мне удалось раскрыть тему. Думаю, здесь нужно доверять себе и делать работу искренне – о том, что действительно беспокоит.

О работе с аудиторией: «Надо увидеть идею автора, почувствовать – это тоже талант»

– Вы снимаете уже около 10 лет. За это время произошли ли в белорусской фотографии какие-то изменения?

– 4-5 лет назад я вела на радио «Культура» программу о фотографии как искусстве «Фотанагода». Тогда еще нужно было многое объяснять слушателям, приглашать в прямой эфир фотографов разного возраста, разной степени известности, которые способствовали развитию фотографии в Беларуси. Очень хотелось культивировать это понятие, ведь во время путешествий я замечала, какой интерес вызывает в мире такой вид искусства: там даже говорить и доказывать ничего не нужно.

Это видео снято на камеру Galaxy S20 Ultra.

У нас ситуация тоже меняется усилиями каждого профессионала. Ведь еще совсем недавно аудитория знала всего несколько имен в этой сфере. Сегодня появляются новые направления, растет интерес к фотографии у молодых.

Это видно даже на примере «Месяца фотографии» – очень здорово, что все не осталось заброшенным, а набирает новые и новые обороты. Может быть, это не то количество зрителей, какое я себе представляю, но все равно это намного больше, чем было еще несколько лет назад.

Но и от зрителя многое зависит: идею автора надо увидеть, остановиться, почувствовать – это тоже талант. А талант как маленькая царапинка, которую надо постоянно расковыривать, иначе она зарастет.

– А сильно ли отстает белорусская фотография от мировой?

– Я вам скажу, что везде есть разные фотографы. Например, из молодых профессионалов мне очень нравится, как снимает Максим Сарычев, я всегда с нетерпением жду его новых проектов. Вот он, могу сказать, идет наравне с мировыми фотографами. И, конечно же, других талантливых авторов у нас очень много.

– Интерактивные выставки – это тоже один из способов «расшевелить» зрителя?

– Человеку всегда интереснее включиться в процесс. Одно дело, если что-то волнует меня, но хочется же разволновать, зацепить и зрителя – он должен выплеснуть свои эмоции. На ровном месте это вряд ли получится.

На выставке, посвященной проекту «Ризомы».

Но интересно, что у нас к интерактиву относятся очень критично. Например, на выставке проекта «Ризомы» кроме моих работ была касса букв, из которых каждый мог сложить свое главное слово. Знаете, когда я озвучила эту идею дизайнерам, которые помогали в организации, они, мне кажется, не до конца верили, что это «выстрелит». Но в итоге слов было так много, что места не хватило, участвовали даже иностранцы.

Это фото снято на камеру Galaxy S20 Ultra.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Вика Мехович для CityDog.by, архив героини.

ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», ИНН 7703608910

поделиться