«Скорпионов мы не берем, а вот Близнецы хорошо работают». Как понять, что в эту компанию лучше не идти

«Скорпионов мы не берем, а вот Близнецы хорошо работают». Как понять, что в эту компанию лучше не идти
Распознать не очень хорошего работодателя и вычислить компанию, с которой вы точно друг другу не подойдете, можно еще на этапе собеседования. О том, как это сделать и на какие возможные «тревожные звоночки» стоит обратить внимание, поговорили с Head of HR в IT-компании, предпринимательницей в сфере подбора персонала Еленой Гладковой (у нее еще есть интересный телеграм-канал).

Распознать не очень хорошего работодателя и вычислить компанию, с которой вы точно друг другу не подойдете, можно еще на этапе собеседования. О том, как это сделать и на какие возможные «тревожные звоночки» стоит обратить внимание, поговорили с Head of HR в IT-компании, предпринимательницей в сфере подбора персонала Еленой Гладковой (у нее еще есть интересный телеграм-канал).

Впервые этот материал был опубликован зимой 2020 года.

Елена гладкова

– На любом этапе взаимодействия с компанией можно заметить какие-то маркеры, которые не стоит оставлять без внимания. Судить о работодателе по одному пункту будет не очень правильно, но, если их набралось хотя бы три, возможно, это уже не маленькие тревожные звоночки, а целый колокол.

К тому же то, что плохо одному, может быть вполне нормально другому. Например, мне нравится более демократичный стиль управления, но бывает и более строгий, и почти армейский устав – и для людей это приемлемо, они работают там годами. В вопросе неоднозначных маркеров я буду ориентироваться на свои ценности и ценности своего окружения.

«Дружный коллектив, амбициозные проекты»

Еще во время просмотра вакансий стоит обращать внимание на то, как они оформлены. Если описание выполнено слишком шаблонно (с использованием штампов вроде «дружный коллектив», «амбициозные проекты» и т.д.), это может говорить о том, что компания не очень прогрессивна.

Либо рекрутер чисто механически выполняет свою работу, копируя стандартные примеры, и не считает нужным тратить на это время – в таком случае велика вероятность, что и в работе с этой компанией вы будете сталкиваться с таким же механическим отношением к себе.

Но, возможно, за шаблонным описанием вакансии стоят очень хорошие люди – просто они пока не совсем разбираются, как сделать круто. Поэтому не стоит сразу отказываться, однако присмотреться к дальнейшему развитию событий не помешает.

Везде есть тренды – в том числе и в рекрутинге. И сейчас тенденция делать качественные, интересные описания вакансий, в которых не будет лишней «воды», но будет прослеживаться определенный почерк компании. Пиши, сокращай – чтобы экономить время и себе, и кандидатам, которые эти вакансии просматривают.

Каждый отклик должен быть обработан

Если ваш отклик на вакансию долгое время не просматривается либо вы не получаете на него ответа, это тоже дурной тон. Во всех компаниях, в которых я работала, мы придерживались правила, что каждый отклик должен быть обработан: всем неподходящим кандидатам отказать, всем подходящим – перезвонить.

Конечно, кандидатов, откликнувшихся на вакансию, может быть очень много. Но если рекрутер не считает нужным всем отвечать, то это тоже может характеризовать ценности компании.

Либо там думают только о сиюминутной выгоде, либо работа HR-отдела настроена хаотично: например, человек совмещает обязанности не только рекрутера, но и секретаря, администратора и организатора мероприятий. У него просто может не быть времени на то, чтобы всем ответить. И опять же, это история про отношение компании к сотрудникам.

Не все задумываются о том, что Беларусь – страна маленькая, Минск с профессиональной точки зрения город очень небольшой. Поэтому ко всем кандидатам нужно относиться бережно, даже если на данный момент они вам не подходят. Обидеть или задеть кого-то легко, но не стоит забывать, что молва о недобросовестном работодателе разлетается быстро – особенно в узких профсообществах.

Самому перезвонить?

Бывают случаи, когда рекрутер отвечает на ваш отклик и просит самого кандидата перезвонить ему. На мой взгляд, это неприемлемо. Да, это не криминал, но точно тревожный звоночек.

Работа рекрутера и последующее впечатление кандидата от общения с компанией складывается из очень маленьких «касаний», поэтому каждый человек должен остаться довольным. Точно так же, как на наш поход в ресторан влияет не только вкус блюд и атмосфера заведения, но и то, с каким выражением лица вас встретил администратор.

Я считаю, что в любой компании (и особенно если она на рынке уже больше года) кандидатский сервис должен быть настроен максимально круто – с заботой о людях и репутации работодателя.

«Добрый день, user name!»

Часто рекрутеры путают имена, а иногда вообще сервис массовой рассылки глючит и сообщение приходит с фразой «Добрый день, user name!». Чаще всего о таком рассказывают IT-разработчики, потому что за ними идет активный «хантинг». Но, когда получаешь по несколько предложений о работе в день, такие шаблоны очень раздражают.

Плохие отзывы о компании

Прежде чем идти на собеседование, обязательно найдите отзывы о компании в Google. Поищите в соцсетях (например, в LinkedIn) ее представителей. Возможно, у вас окажутся общие знакомые, которые смогут рассказать вам как о компании, так и о коллективе.

После изучения профилей сотрудников компании у вас, возможно, появится больше точек соприкосновения – вы будете знать об их образовании, опыте работы. А возможно, появятся и вопросы, которые вы сможете прояснить во время собеседования.

Ну а плохие отзывы сотрудников, конечно, все скажут сами за себя.

Приехать или созвониться?

Для того чтобы съездить на собеседование, нужно потратить кучу времени: собраться, доехать, там поговорить, понервничать и т.д. Поэтому хорошо, когда перед тем как пригласить на встречу, рекрутер звонит. За 10 минут телефонного разговора можно понять, подойдет кандидат на описанную должность или нет, и это сэкономит кучу времени обеим сторонам.

Иногда вместо звонка по телефону мы проводим skype call. Так есть возможность и посмотреть на человека, и прощупать его soft skills: как он общается, описывает свой предыдущий опыт работы, отзывается о бывшем работодателе и т.д.

Наличие или отсутствие такого звонка до приглашения на собеседование говорит о том, заботится ли компания о времени – как сотрудника, так и кандидата.

О длительности собеседования должны предупредить

Еще один возможный звоночек – предупредили ли вас о том, сколько будет длиться собеседование и в каком формате оно будет проходить. Например, вы едете с расчетом потратить час, а разговор занимает два часа. А может, у вас запись к стоматологу?

Здесь вроде как и кандидат не может встать и уйти, потому что покажет свою незаинтересованность в вакансии, но и работодатель, получается, не очень заинтересован в личных делах кандидата – что тоже может о многом говорить.

А почему так быстро?

Если собеседование прошло слишком быстро, значит, произошла неправильная оценка кандидата еще на раннем этапе. Минут через 10–15 может стать понятно, что претендент не подходит на желаемую должность. Но, так как он уже приехал, интервьюеры не смогут так рано об этом сказать и будут еще какое-то время имитировать свою заинтересованность, попусту тратя время – и свое, и кандидата.

Именно поэтому для начала хорошо бы пообщаться по телефону, особенно если собеседование должно проходить с участием руководителя. В сфере IT, например, час работы руководителя стоит дорого, и тратить его на кандидата, который не подходит на рассматриваемую должность, неразумно.

Вакансию еще не «продали», а уже предлагают тестовое задание...

Иногда кандидату предлагают выполнить тестовое задание еще до того, как пригласили на собеседование. На мой взгляд, такой подход уместен только при открытой позиции стажера. Предлагать такое специалисту с опытом по крайней мере странно.

Скорее всего, это говорит о том, что компания недальновидна. Большинство хороших кандидатов «отвалится» уже на этом этапе: не потому, что они не могут выполнить тестовое задание, а просто потому, что не захотят тратить время на то, что еще недостаточно их заинтересовало. Им эту вакансию еще не «продали», а уже хотят, чтобы человек потратил на нее несколько часов своего времени?

…или тест на эрудицию

Предложить выполнить тест на общую эрудицию – довольно распространенная практика в тех компаниях, руководители которых проходили курсы в одной популярной школе управления персоналом в Беларуси.

На мой взгляд, такой подход не всегда уместен. Или хотя бы об этом тесте должны предупредить заранее, чтобы кандидат смог выделить больше времени на собеседование.

Стресс-собеседование – это уже суперзвоночек

Во-первых, стресс-собеседования уместны далеко не для всех вакансий. А во-вторых, они должны проводиться только с согласия кандидата и только на те позиции, которые реально требуют большой стрессоустойчивости.

Например, нет необходимости тестировать на стресс маркетолога. Если же компания все-таки решает, что нужно, – бегите. Значит, в компании либо нездоровая конкуренция между отделами и внутри коллектива, либо какой-то стрессовый режим с клиентами, раз вас проверяют на живучесть.

Количество этапов собеседования

Иногда компании предлагают пройти несколько этапов собеседования. Это может говорить о разном, но ключевыми будут два момента: либо в компанию большая очередь на вход, либо решения зависят от большого количества человек.

Первая причина будет свидетельствовать о привлекательности нанимателя и его хороших условиях. Вторая – о множественном менеджменте и сложности что-либо изменить. Скорее всего, много этапов согласования в компании проходят любые решения, поэтому с внесением предложений и нововведениями там будет туго.

Уходят не с работы, а от руководителя

Есть такое выражение: «Уходят не с работы, а от руководителя», – и я с ним с большего согласна. Поэтому еще на этапе собеседования к своему непосредственному начальству лучше присмотреться: как оно отзывается о предыдущем сотруднике (если не очень хорошо – это тоже звоночек), не обесценивает ли ваши будущие обязанности или прошлый опыт, не залипает ли в телефоне во время интервью – именно этот человек будет задавать тон дальнейшей работе.

Накосячить может каждый, а выйти из положения – нет

Иногда случается, что приходишь на собеседование, а про него забыли. Ситуация, конечно, неприятная, но тут важно посмотреть, как поведет себя рекрутер с учетом того, что вы же все-таки приехали и уже потратили на это время.

Если он будет сразу пытаться перенести встречу на другой день и время – возможно, к вам и дальше будут так относиться.

Если же рекрутер извинится и попытается загладить свою вину – уже другое дело. Он может угостить вас кофе, предложить подробнее рассказать о компании и открытой вакансии, постараться оперативно организовать встречу с руководителем, если он на месте, или занять вас до его прихода. На мой взгляд, в такой ситуации рекрутер должен вести себя максимально услужливо. Если нет, тогда к компании могут быть вопросы.

«Скорпионов мы не берем, а вот Близнецы хорошо работают»

В некоторых компаниях могут спросить дату и время рождения. Это говорит о том, что рекрутер будет использовать какие-то ненаучные, скажем так, способы оценки кандидата: гороскопы, эннеаграммы, квадрат Пифагора или что-то подобное.

Все над этим смеются, но в каких-то компаниях это действительно используется, а кандидаты выбираются по принципу «Скорпионов мы не берем, а вот Близнецы хорошо работают».

«Как видите себя через 5 лет?»

Если вы приходите на собеседование и вам сразу же начинают задавать вопросы, это тоже может быть отдельным пунктиком. По-хорошему для начала нужно предложить кандидату хотя бы воды, провести small talk, чтобы установить с ним контакт и помочь справиться с волнением, рассказать о компании – это ведь его первое знакомство с ней, человек тоже присматривается.

На то, какие вопросы задают во время собеседования, тоже стоит обращать внимание. Например, вопросы про личную жизнь и семью с точки зрения нашего законодательства неуместны – вам не могут отказать в работе потому, что вы молодая девушка, которая недавно вышла замуж (и, возможно, скоро отправится в декрет).

Вопросы про родителей тоже не всегда могут быть в тему: например, если кандидат рос в неполной семье или кто-то из родственников недавно умер.

Довольно распространен вопрос о жилье – живете вы в съемной квартире или своей. Так компания пытается понять, насколько вы будете замотивированы на деньги. Считается, что человек, живущий в собственной квартире, более склонен к «побегу». Кандидат же, живущий на съемной квартире или имеющий серьезные кредиты, уже более подневольный и просто так не уйдет, так как нуждается в стабильном ежемесячном доходе.

Самые странные вопросы, над которыми уже который год все смеются, это «Почему вы хотите у нас работать?» (особенно неуместно, если компания сама вас нашла и пригласила на встречу), «Почему меняете работу?» и «Как видите себя через 5 лет?». Последний вопрос – это вообще красная тряпка. На шаблонный вопрос и отвечают шаблонно. И единственное, что можно будет узнать о кандидате из ответа, – как хорошо он может фантазировать.

Возможно, рекрутер просто скопировал какой-то шаблон проведения собеседования и считает, что это нормально. Скорее всего, отвечать на задаваемые вопросы еще никто не отказывался. А может, и стоило бы. Какой-то фидбек от рынка должен быть. Если какие-то вопросы вас смущают, поинтересуйтесь, зачем вам на них отвечать.

«Рынок труда – это не личные отношения»

Важно посмотреть и на то, как рекрутер ведет себя после собеседования: выслал ли информацию, которую обещал, вышел ли на связь в оговоренные сроки, дал ли ответ по результатам собеседования и т.д.

В конце концов, рынок труда – это не личные отношения, где можно поссориться с парнем и не отвечать ему на сообщения или пропасть. Здесь есть определенная бизнес-этика, согласно которой рекрутер обязан ответить каждому вне зависимости от принятого решения.

При этом наниматель не обязан подробно расписывать причину отказа – хотя иногда может.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: личный архив героини, unsplash.

поделиться