Минские подъезды. Над мусоропроводом висит картина – вот так выглядит парадная дома у парка Горького, где жил Машеров

Минские подъезды. Над мусоропроводом висит картина – вот так выглядит парадная дома у парка Горького, гд...
В рубрике «Минские подъезды» показываем старые, небанальные и атмосферные подъезды города. Сегодня заглянули в парадную дома у парка Горького (ул. Я. Купалы, 11), где жили Петр Машеров и Иван Шамякин. Квартиры тут стоят от 125 до 200 тысяч долларов.

В рубрике «Минские подъезды» показываем старые, небанальные и атмосферные подъезды города. Сегодня заглянули в парадную дома у парка Горького (ул. Я. Купалы, 11), где жили Петр Машеров и Иван Шамякин. Квартиры тут стоят от 125 до 200 тысяч долларов.

«Раньше он был “козырным”»

На самом деле дом, о котором идет речь, состоит из трех сталинок (ул. Я. Купалы, 9, 11 и 13), соединенных между собой арками. Хотя изначально были построены только две «боковушки» и на приличном расстоянии друг от друга. А в начале или середине 50-х их решили соединить. Это, кстати, хорошо видно: центральное здание – Янки Купалы, 11 – выше, по-другому оформлено и по цвету отличается от соседних.

Предназначался дом для писателей и деятелей культуры, членов Академии наук и коммунистической партии.

– Мой дедушка – Иван Семенович Семенов – был секретарем ЦК КПСС, преподавал в БГУ историю, награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны. Наверное, поэтому и получил здесь квартиру, которую потом завещал мне. Живу здесь с самого рождения, то есть уже более 40 лет, – рассказывает Михаил из первого подъезда.

За это время, по мнению мужчины, дом, как и подъезд, внешне сильно не изменился. Да, здесь проходили ремонты, но почти все осталось таким же, кроме цвета стен и лифта.

– Вот лифт жалко, – признается Михаил. – Раньше он был «козырным». С сеткой и раритетными дверьми, которые нужно было открывать самому. Заменили лифт во время капремонта, а это больше десяти лет назад, получается. Лучше бы отреставрировали.

– Но сильнее всего подъезд изменился в плане жителей, – присоединяется к разговору жена Михаила Наталья. Она в доме на Купалы, 11 живет уже 20 лет. – Раньше здесь было очень много интересных людей. Мы общались, ходили другу к другу в гости, помогали, чем могли. А сейчас так не принято.

В этом Михаил и Наталья убедились лично: для проверяющих органов им нужно было доказать, что в квартире ниша в стене была всегда, а не появилась после ремонта. Так как конструктивных чертежей по дому не сохранилось, они решили собрать информацию через соседей – квартиры же однотипные.

Нужно было не просто убедиться самим, что такие ниши есть и у других соседей, но и сфотографировать их. Уговорить предстояло не одного человека. В итоге «промучились полгода».

– Да, общение уже не то. И подъезд хотелось бы освежить, – говорит Наталья. – Но мне все равно нравится здесь жить. Потому что ты выходишь из дома – и радуешься.

Правда, просто так выйти на улицу прогуляться или вынести мусор, не накрасив глаза и губки, я не могу. Ведь, в конце концов, мы живем в центре города и должны этому соответствовать: своим внешним видом, поведением и так далее. И вот эта «обязанность» тебя постоянно держит в тонусе, ты получаешь заряд положительных эмоций.

А самое яркое мое воспоминание, связанное с этим домом, – установка мемориальной доски Ивану Шамякину.

«Здесь жил Петр Машеров в окружении самых обычных людей»

– С Иваном Петровичем мы часто виделись во дворе, когда он выходил посидеть на лавочке. Его внуки общались с моими, – рассказывает Арам Арменакович, который поселился в доме в начале 80-х годов. – Но в большинстве случаев темой нашим разговоров становилась беларуская мова.

«Вот у вас в Армении все говорят на своем родном языке, а у нас нет», – сказал он однажды мне. На что я ответил: «Так мои внуки с твоими только на русском языке общаются. И что ты сделаешь? Ничего. Белорусский они знают, но говорят на русском, потому что им так удобно». Он со мной согласился, и мы переключились на что-то другое.

Арам Арменакович родом из Еревана. В Минск приехал учиться – он логопед. Здесь же нашел свою вторую половину, женился и решил остаться в Беларуси. Кстати, супруга Арама Арменаковича Таиса Семеновна взяла под свой контроль территорию около подъезда и высадила там много цветов.

Кроме Ивана Шамякина, в доме №11 по улице Купалы жили и другие известные личности. «Здесь в 1950-е годы вместе с семьей в пятикомнатной, составленной из двух, квартире жил Петр Миронович Машеров в окружении самых обычных людей. Я его квартиру хорошо знаю, тем более что мы жили с 1970-го в точно такой же, на этаж выше, в бывшем жилье Сергея Иосифовича Притыцкого», – пишет Татьяна Шамякина в своей книге «Как жила элита при социализме».

– После здесь жила и внучка Машерова, на третьем этаже. Но она особо ни с кем не контачила из жильцов, только «здравствуйте» и «до свидания», – вспоминает Арам Арменакович. – Еще в нашем подъезде жил писатель Алесь Савицкий, известные врачи Шиманские, ректор Института культуры. Это были очень приятные, интеллигентные и абсолютно простые люди, с которыми мы хорошо общались по-соседски. Но это был «старый» Минск и «старые» минчане. Сейчас все по-другому.

Цветы, картины и другие интересные предметы в подъезде – дело рук жильцов. Именно благодаря им он превратился в оранжерею, галерею и местами в барахолку. Только вещи здесь не продают или покупают, а чаще всего ломают и даже крадут. Да и не все жильцы дома, как признались наши собеседники, рады такому оформлению лестничных площадок. Михаил, к примеру, на своем этаже хотел поставить небольшой столик и несколько стульев. Но соседи были против, сказав, что из-за этого площадка станет ночлежкой для бездомных. Пришлось убрать.

«Иногда совсем неадекватные личности попадаются. Как парень, который ходил тут голышом»

Квартиру в доме на улице Купалы получили тесть и теща Арама Арменаковича – участники Великой Отечественной войны. Супруги хотели жить на первом этаже. В итоге в качестве квартиры им досталось служебное помещение, в котором находилась контора домоуправления ЦК БССР.

– Она состояла из маленьких комнат, поэтому сделать перепланировку было сложно. Да мы до сих пор с ней мучаемся, – признается собеседник. – Что касается подъезда, то ремонтировали его много раз. И капитальный ремонт мы пережили. Но ничего практически не изменилось. Перекрасили стены, заменили старый и допотопный лифт, двор более-менее привели в порядок. В общем, сделали неплохо.

Но в жизни в этом доме есть как свои плюсы, так и свои минусы. Самый главный – стало очень шумно. Раньше наш район был тихим и спокойным. А сейчас вообще невозможно, потому что мимо нашего дома очень громко возвращается с Зыбицкой молодежь. Они орут, не обращая внимания на время и на то, что люди в доме уже спят. Иногда и совсем неадекватные личности попадаются. Как парень, который ходил тут голышом. Вот так и живем.

От шума и многолюдности спасает парк. Еще один плюс – центр города и рядом метро. А в целом мне нравится здесь жить. Да и подъезд у нас интересный!

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Павал Хадзінскі для CityDog.by.

поделиться