Вот так выглядят $50 000 золотом. Как создают и продают «ювелирку» — репортаж с завода ZORKA

Вот так выглядят $50 000 золотом. Как создают и продают «ювелирку» — репортаж с завода ZORKA
Журналистка probusiness.by Анастасия Бондарович побывала на заводе ZORKA и узнала, кто и как создает ювелирные изделия и как они продаются. «Танцующий бриллиант», килограммовый золотой слиток и стопки обручальных колец.

Журналистка probusiness.by Анастасия Бондарович побывала на заводе ZORKA и узнала, кто и как создает ювелирные изделия и как они продаются. «Танцующий бриллиант», килограммовый золотой слиток и стопки обручальных колец.

Завод ZORKA заполнен охранниками, и вход тут не просто «под запись»: нужно сдать все украшения и мобильные телефоны. Экскурсию для нас проводит начальник производства обручальных колец и литьевых изделий Кирилл Козлов.
 


Обратите внимание на слитки в его руке – это 100% золото, и стоит каждый такой слиток 50 000 белорусских рублей (около $25 000).


Как устроен завод

Зданию завода три года, его генеральным архитектором был проектировщик завода ювелирной компании Tiffany итальянец Джузеппе Даль Досо. Вместе с консультацией по архитектуре он помогал и по самому продукту – так что можно сказать, что частичка Tiffany отразилась и в «Зорке».
 


Завод делится на несколько направлений: литейное производство, штамповое, производство обручальных колец и химическая лаборатория, где очищают металл и обеспечивают его точное соответствие заявленной каратности.

В здании завода есть и шоу-рум, который посещают партнеры, сотрудники, журналисты и другие гости предприятия. А в некоторых цехах полы устланы специальными решетками, сквозь которые на пол осыпается прилипшее к подошве золото.
 


После смены оно собирается специальным пылесосом, моются полы, мусор сжигается, а золото переплавляется – и опять в работу. Также есть прачечная, где тоже фильтруется золото на одежде. В квартал там выстирывается 10−20 граммов золота. Из-за таких погрешностей у каждого цеха есть своя норма потерь на золото. А вот просто потерять камешек нельзя совсем. И таких потерь, добавляет Кирилл, здесь не происходит.
 


Что касается золотых украшений, то здесь используется золото 375-й, 585-й и даже 750-й пробы. 375-я – самая популярная для европейцев, да и белорусы тоже стали склоняться к ней. В год заводу требуется около 500 килограммов чистого золота. А кроме него – бриллианты, фианиты, камни Swarowski, сапфиры, топазы… Бриллианты компания закупает в Бельгии, фианиты и полудрагоценные камни – в странах Азии. А золото поступает от Минфина и жителей страны – они могут отдать его на скупку либо обменять старые украшения на новые.


Как создаются украшения

Раз в два-три месяца выходит новая коллекция с 20−30 украшениями. Они проходят долгий путь. Художественный совет – а в него входят директор по производству, отдел разработки продукта, отдел управления продуктом, представители розницы и маркетинга – утверждает только половину эскизов.
 


Не подходят слишком вычурные, а еще слишком дорогие в производстве. Все-таки массовый продукт лучше делать средней цены и более-менее повседневного стиля. В магазинах сети в Беларуси на «каждый день» покупают изделия попроще, а вот клиенты из России любят яркие и массивные украшения.
 

Процесс создания ювелирных украшений.


Подделки бренда компания еще ни разу не встречала. «Сложный процесс производства, а также авторский дизайн, который разрабатывается и остается на заводе, оставляет нулевые шансы подделать изделия», — рассказывает начальник отдела продвижения и рекламы Ирина Стародубцева.
 


Кто и как работает на заводе

Здесь 250 сотрудников, 100 из них – ювелиры. Много и женщин, и мужчин, но вот на проверке качества и приемке одни женщины. Наш экскурсовод замечает: «Скрупулезно собирать украшения всегда больше нравится женщинам».
 


Текучки здесь особо нет – например, сам Кирилл работает здесь 6 лет. И на завод приходят работать не только опытные специалисты – более 60% «ювелирного» штата компания обучила сама.
 

Как и чему обучаются будущие ювелиры.


Продажи и маркетинг

Реализуются украшения в основном через розничные сети ZIKO (в Беларуси) и ZORKA (в Москве). Часть ассортимента уходит в другие ювелирные сети Беларуси, уезжает на экспорт в Россию, Польшу, Литву, Эстонию и даже Италию. Белорусский рынок дает более 50% продаж. Доля рынка ZORKA сильно зависит от категории товара. К примеру, доля обручальных колец выросла в 2 раза с момента запуска проекта по изготовлению обручальных колец на заказ.
 


Уровень продаж сейчас ниже, чем в 2013–2014 годах, средний чек тоже снизился. Пусть золото традиционно занимает львиную долю продаж, все больше покупателей предпочитают серебро и золото 375-й пробы, то есть более дешевые позиции. Но 2017 и 2016 годы сопоставимы, и во втором полугодии 2017 года уже наблюдалась положительная тенденция.
 


В целом покупка украшения для многих все еще событие. Это не продуктовый ритейл, где человек складирует в корзину покупки. Отсюда и особенности маркетинга. Основная стратегия сети – удержать клиента надолго. Один из способов – программа лояльности, которая дает скидку на покупку, возможность накапливать бонусы и погашать ими часть покупки. Так, скидка по карте составляет до 25%. А на день рождения у клиента есть возможность получить небольшой подарок: денежный сертификат или серебряную подвеску. Примерно 80% держателей карт покупают второй раз в течение года-двух.
 

Подробнее о том, как компания работает с клиентами в рознице и отстраивается от конкурентов.


Еще один способ надолго остаться с клиентом – гибко подстраивать под спрос производство. И это повод вернуться к первому ролику – посмотрите еще раз, какой долгий путь проходят изделия, чтобы они кому-то понравились и их купили.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: probusiness.io.

Еще по этой теме:
Дворец Республики покрылся ржавчиной, а в облицовке ГУМа – ювелирно-поделочные камни. Прогулка с геологом по Минску
Уличная мода: музыкант с татухой на ладони и будущий ювелир в платье из секонда
Адметныя. Минчанка, которая стала одним из самых узнаваемых ювелиров Чехии
поделиться