Белоруска на карантине на острове Кипр: «С туризмом все очень плохо»

Белоруска на карантине на острове Кипр: «С туризмом все очень плохо»
Ира живет на Кипре уже девять лет и работает там на русскоязычном радио, а еще ведет мероприятия – от частных праздников до премьер театральных сезонов. И, хоть карантин на острове был не таким глобальным, как в Италии или Испании, на Кипре все было закрыто на протяжении нескольких месяцев и даже существовал комендантский час.

Ира живет на Кипре уже девять лет и работает там на русскоязычном радио, а еще ведет мероприятия – от частных праздников до премьер театральных сезонов. И, хоть карантин на острове был не таким глобальным, как в Италии или Испании, на Кипре все было закрыто на протяжении нескольких месяцев и даже существовал комендантский час.

Сейчас остров находится в четвертой фазе выхода из карантина. Последние несколько дней нет новых зараженных – и это радостная новость. Но постепенно открываются аэропорты, и события могут развиваться совсем по-разному.

– На радио мы плотно держали наших слушателей в курсе событий по всему миру. В том числе звонили в разные страны и города, показывали общую картину. Так что могу сказать, что на Кипре все было не так страшно и жестко. Хотя, конечно, было сложно: и строгие ограничения, и высокие штрафы.

Официально карантин начался 24 марта в 18:00. С этого дня все, кто хотел выйти на улицу, должен был получать разрешение – отправить смс на специальный короткий номер. Всего было восемь причин, по которым разрешалось выходить из дома, в том числе в магазин, аптеку, банк или позаниматься спортом.

Кстати, очень клево, что правительство Кипра понимало важность спорта и не закрывало эту возможность для людей. Спортзалы были закрыты, но заниматься на свежем воздухе разрешали.

Я уже не помню этого времени во всех деталях, но в какой-то из дней – по-моему, не сразу – ввели комендантский час с 9 вечера до 6 утра. Нельзя было вообще никуда выходить, иначе штраф 300 евро. Это не касалось людей, которые работали и имели рабочее разрешение, дающее право передвигаться. Но очень многие компании ушли на удаленку, а некоторые даже закрылись.

«Государство выплачивало большую часть зарплаты»

Государство материально поддержало граждан, взяло на себя ответственность за то, что нас закрыли дома и ограничили в передвижении. Компании выделили сотрудникам субсидии, поддержку. У каждой организации была своя схема. Государство выплачивало большую часть зарплаты, а оставшуюся часть доплачивала компания.

Конечно, тут важно понимать, что если у человека был высокий заработок, то он много потерял, потому что государство было не в силах оплатить его полностью. Но вопрос решался индивидуально на уровне каждой компании. Правительство Кипра выделило много субсидий на малый и средний бизнес.

У работодателей были свои обязательства перед государством – если получили субсидии, то не имеют право увольнять сотрудников и обязаны обеспечить им какие-то социальные гарантии. Эта система заработала не сразу, но в итоге показала хороший результат.

«Много скандалов было с родителями, чьи дети ходят в частные школы»

Школы закрыли сразу же. Обучение перевели в онлайн, но оно более-менее стабильно заработало только во второй половине апреля. Сначала у всех был большой шок.

Частные школы справились с переходом в онлайн быстрее, государственные сделали это чуточку медленнее. Может быть, это связано с долей ответственности, ведь частные школы стоят немалых денег, в то время как государственные бесплатные.

Кстати, много скандалов было с родителями, чьи дети ходят в частные школы, потому что оплата никаким образом не была снижена. При этом школы на многом сэкономили в этот период – учителя не выходили на работу, столовые были закрыты, вся инфраструктура остановлена.

Школы открыли буквально в конце мая. Это не просто возврат в школу, все ученики разделены на две группы – А и Б. Мой сын, например, в группе А, он сейчас ходит в школу, и эта неделя у него последняя. Через неделю после них будет учиться группа Б, а пока она на удаленке делает свои домашние задания.

Тут нет «1 сентября» – начало учебы обычно выпадает на вторую половину сентября. В этом году планируют начать раньше на пару недель, чтобы дети могли наверстать пропущенный из-за пандемии материал.

Детские сады тоже открыли неделю назад, но там жесткие правила – в группах вроде бы не более 12–15 человек, я уже запуталась в цифрах.

Очень жестко соблюдаются меры по гигиене. Повсюду – во всех школах, садах и других учреждениях на Кипре – стоят санитайзеры. Маски у нас носить не обязательно, а вот обрабатывать руки санитайзером обязательно, и во многих больших магазинах и торговых центрах даже есть специальные люди, которые за этим следят.

«Кинотеатры откроют последними»

У нас на радиостанции были введены карантинные меры: мы перестали разыгрывать подарки для гостей, запускать слушателей к нам в офис. У каждого ведущего стоял санитайзер для микрофона, и мы всегда его пшикали, чтобы, не дай Бог, никто никого не заразил. Конечно, если бы обнаружился кто-то с вирусом, весь офис закрыли бы.

Сейчас уже проще. С 24 июня Кипр вошел в последнюю фазу снятия карантина. Мы приглашаем гостей в студию, постепенно раздаем подарки. Хотя если есть возможность приехать за подарком напрямую в офис, который его дарит, то пока используем эту возможность. Стараемся как-то дистанцироваться.

С 24 июня можно собираться до 75 человек в помещении (до этого было до 10 человек), а на улице – до 150 человек. Но это очень мало! На Кипре, например, приняты большие свадьбы – по несколько тысяч гостей. Это маленькая страна, и тут так принято.

Должны быть соблюдены все протоколы, а еще и дистанцирование между столиками, везде нужно обеспечить санитайзеры. По планам кинотеатры откроют последними – скорее всего, только в сентябре.

«Российские туристы приезжали в большом количестве и привозили с собой много денег»

Очень многие отели Кипра не открылись – и неизвестно, откроются ли вообще. Аэропорты заработали с 9 июня и только для некоторых стран. Все страны разделили на категории. Категория А – где эпидемиологическая ситуация такая же, как на Кипре, или лучше. В – где ситуация чуть хуже, поэтому обязательно требуется справка, что человек не болеет. И категория С, туда входит любимая Беларусь, Украина, Россия, Казахстан и многие страны постсоветского пространства, которым пока въезд запрещен.

Разумеется, все это много обсуждают, потому что российских туристов приезжало много, они привозили с собой деньги. Всеми силами Кипр пытается выстроить политику, чтобы разрешить приезд россиянам. С одной стороны, их ждут. Но, с другой стороны, боязно.

Это же, кстати, касается и Великобритании. Пока она тоже входит в категорию С, а это второй «слон», который тянет экономику острова. Так что с туризмом все очень плохо. По Кипру это заметно – туристические места пустые, а их тут очень много; весь остров, по сути, – это одна сплошная база для туристов.

Открылись бары – часто, прогуливаясь сейчас по побережью, ты можешь увидеть, что они полупустые. Если в Лимасоле еще есть местные жители, то в отдаленных городах и деревушках, где вся инфраструктура рассчитана только на туристов, все заведения пока пустые. Это плачевно сказывается на состоянии экономики – непонятно, откуда брать деньги. Вопрос пытаются решать на уровне правительства.

Сейчас вовсю развивается локальный туризм, местные жители заново открывают для себя остров. Ведь у нас очень красиво: есть и горы, и изумительные пляжи, много разных достопримечательностей, красивые поля, парки. И все это уже открылось.

Но отелям локальный туризм не помогает, потому что Кипр маленький: чтобы добраться в самую отдаленную точку, нужно максимум два с половиной часа дороги. Это не такое большое расстояние, чтобы оставаться где-то ночевать. Обычно люди приезжают утром и уезжают вечером.

«Большие штрафы все еще остались»

Философия жизни изменилась. Социальные дистанцирование, мое нелюбимое выражение, все больше и больше набирает обороты. Я могу честно сказать, что заметила изменения в поведении людей. Например, в лифт в подъезде никто не заходит, если там уже стою я с сыном. Люди ждут. Точно так же делаем и мы со своей стороны. Если еще пару месяцев назад я бы подумала, что это какое-то отклонение, то сейчас это показатель уважения: вы не нарушаете мою зону комфорта.

Никто не толпится в магазинах и банках, хотя на Кипре люди всегда стояли очень близко друг к другу. Иногда в банке приходилось просить отойти подальше, чтобы можно было спокойно ввести и посмотреть данные своего счета без посторонних глаз. Очень регламентированно сейчас проходит общение с разными структурами: все назначают точное время, ограничивают количество человек в помещении.

Большие штрафы все еще остались. Недавно прошла информация, что один бар собрал 355 человек, а с 24 июня разрешено не более 150 человек. В субботу бар оштрафовали на 4000 евро, но в воскресенье вечеринка повторились. Бар получил повторный штраф 8000 евро. Если ситуация повторится в третий раз, то штраф будет уже в три раза больше. Так государство пытается заставить владельцев соблюдать социальную дистанцию.

«Кипр такая страна, что где-то мы в теме, а где-то отстаем на сто лет»

Большое спасибо коронавирусу за то, что во многих кафе появились онлайн-меню! Очень многие компании ушли в работу онлайн через приложения – и это классно. Кипр такая страна, что где-то мы в теме, а где-то отстаем на сто лет. Сейчас технологии заменили какие-то вещи, и это очень клево. Приходишь в ресторан – и тебе даже не нужен официант: заказала все в приложении, и тебе просто приносят заказ.

Все это время я как мама гражданина Кипра была очень законопослушна: нет никаких штрафов, все запреты мы четко соблюдали. Но как человек, который анализирует и пытается разобраться в ситуации, задаюсь вопросом, почему на коронавирус мир отреагировал карантином, а не каким-то другим образом.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: архив героини, Петр Агупов.

поделиться