«Из зеркала на меня смотрел беременный сурикат». Девушка несколько лет боролась с расстройством пищевого поведения

«Из зеркала на меня смотрел беременный сурикат». Девушка несколько лет боролась с расстройством пищевого...
Расстройства пищевого поведения – это не только про недобор веса. 20-летняя Дарья поделилась историей заедания стресса и рассказала, как она справляется с РПП.

Расстройства пищевого поведения – это не только про недобор веса. 20-летняя Дарья поделилась историей заедания стресса и рассказала, как она справляется с РПП.


Расстройства пищевого поведения – это нарушение приема пищи, связанное с возникновением психологической зависимости. При такой зависимости человек восполняет недостаток или подавляет избыток эмоций с помощью определенной деятельности, связанной с едой. Механизм чем-то напоминает зависимость от алкоголя, наркотиков и азартных игр. 


«И ЖИЗНЬ – БОЛЬ, И НОВАЯ ДИЕТА»

– Статус во «Вконтакте» «все сложно» – это как раз про меня и еду. С 5 до 15 лет я занималась танцами. Это было золотое время: уплетала мамины блины, пельмени, чебуреки за обе щеки – и ничего мне от этого не было. Ежедневные нагрузки по 1,5 часа с лихвой все компенсировали. 

При этом я была вечно недовольна собой. При росте 160 см не то что плюс 1 килограмм, а лишняя булочка сразу видна. Поэтому за неделю до турнира я регулярно садилась на какую-нибудь диету и благополучно худела. Максимальный вес в период «танцевальной карьеры» был 48 кг. 

Сейчас я понимаю, что не на диетах сидеть надо было, а, как советовал тренер, «прессак качать». А я себя истязала: если после 18 вечера не ела, то с утра стройная была, но если к вечеру брюшко набивала, то из зеркала на меня грустно смотрел беременный сурикат. И жизнь – боль, и новая диета.

Все пошло наперекосяк, когда я первый раз поехала в Америку. Через 6 недель я вернулась на родину не только с твердой решимостью поступать в США, но и с «запасными» 10 килограммами. Уезжала Дюймовочка весом в 50 килограммов, а вернулась уже 60-килограммовая Фрекен Бок. Меня разнесло на арахисовом масле, тостах, молоке, пицце, бургерах и прочем шлаке. За полтора месяца я ни разу не ела нормального мяса: только сосиски и замороженные котлеты.
 


Справедливости ради нужно сказать, что я ела больше нормы: уже в то время у меня развивалась нездоровая тенденция заедать стресс. 

Когда я вернулась в Беларусь, маминому «счастью» не было предела. Решили применять радикальные меры: 3 недели жесткой диеты + 10 километров ходьбы ежедневно. Так я быстро сбросила 6 килограммов. А дальше было очень тяжело: вес встал, потом пополз вверх до 57. Жесткая белковая диета и фитнес не помогали. Но я не отчаивалась: к выпускному нужно было быть звездее всех звезд, поэтому в ход пошли разгрузочные дни на огурцах и кефире. 

В итоге к выпускному я похудела до 51 кг. Эти метаморфозы со мной происходили два года назад, тогда до осознания проблемы было еще далеко.


«НЕ МОГЛА РАЗДОБЫТЬ ЕДУ ИЗ-ЗА ПАНИЧЕСКИХ АТАК»

Новая глава моих нездоровых отношений с едой началась, когда я переехала учиться в Сан-Франциско. Пока родители были со мной, мы целыми днями активничали, я даже немного похудела. А вот когда осталась одна, все полетело в тартарары. 

Первые две недели жила на йогуртах и яблочках, потому что не могла раздобыть продуктов: при каждом самостоятельном выходе в город разбивали такие панические атаки, что пулей неслась обратно в общагу. Со временем, конечно, стало легче, но тогда было очень тяжело, родители чуть ли не каждый день предлагали купить билет домой.
 


А потом случилась первая, но не взаимная любовь. И понеслась: слезы, сопли, шоколад, мороженое. У многих есть привычка заедать стресс. Но моя проблема была гораздо глубже, потому что я делала это втихаря, чтобы никто не увидел. Мне было жутко стыдно есть перед кем-то, даже если это была отварная курочка без соли и специй. Я тогда не ходила в тренажерку и со своими проблемами боролась с помощью разгрузочных дней. 

Круговорот срывов-ограничений-срывов окончился тем, что на зимние каникулы в Беларусь я приехала раздобревшей на целых 10 кг (за 4 месяца с 50 до 60 килограммов).


«УЛЕТАЮ СТРОЙНЯШКОЙ – ПРИЛЕТАЮ ДОМОЙ БОМБОВОЗОМ»

Каникулы были адские: кардио по 1,5 часа в день и белковая диета. За 2 недели минус 3 кг, но вес я не удержала. Уехала и снова поправилась – на этот раз до 64. Страшно боялась ехать таким чудовищем домой, поэтому села на пятидневную голодовку и скинула 4 килограмма. 

На летние каникулы прилетела в Беларусь – и снова: тренировки в зале по два часа в день, потом 45 минут в бассейне и от силы 800 килокалорий. Так я похудела до 54, но напрочь подорвала нервную систему ярко-фиолетовыми растяжками и паническим страхом съесть лишнее. 

Такая же история повторилась и в Берлине, и в Буэнос-Айресе (смена локаций входит в мою учебную программу) – добавились только тренировки в зале на износ: туда улетаю стройняшкой, прилетаю домой бомбовозом. 

Однажды в голове что-то щелкнуло: «Братцы, это не просто слабоволие и распущенность, у меня, по ходу, с мозжечком беда». А кто у нас специализированный мозгоправ – психотерапевт. К нему я и обратилась. А еще собрала остатки воли в кулак и по Skype, захлебываясь слезами, рассказала все родителям. 

Началась серьезная психологическая работа над собой. Если честно, психологи особо не продвинулись, реальные изменения стали происходить только рядом с семьей.
 


«У КОМПУЛЬСИВНЫХ ПЕРЕЕДАНИЙ МОЖЕТ БЫТЬ ТЫСЯЧА И ОДНА ПРИЧИНА»

Похудеть мне помогли ежедневные правила: правильное питание на 1200 ккал (БЖУ: 40/20/30); 1,5–2 литра воды; бег (начинала с 5 километров, через месяц пробежала 22 километра); ходьба (минимум 10 километров); позже стала делать круговую тренировку по программе #бешенаясушка. 

Мне удалось сбросить 7 лишних килограммов, привести тело в тонус, полюбить бег и даже финишировать в полумарафоне. Но, как сказал великий классик, «проблема не в клозетах, а в головах». Это как раз мой случай. 

У компульсивных перееданий может быть тысяча и одна причина, все их перечислять не буду. Для меня это механизм борьбы со стрессом. Началось все с неразделенной любви. Но вот прошла любовь, завяли помидоры, а компульсивы остались на два года. Я теперь стала женщиной сильной и (от мужчин – всецело, от родителей – отчасти) независимой. А это ой как непросто. 

Недавно я впервые за три года учебы пропустила урок не по болезни и полчаса проплакала перед ноутбуком, не понимая, за какую из моих двух работ взяться. Очнулась с кожурой от двух бананов в руках и ненавистью к себе, потому что съедены они были не от голода, как проповедуют гуру интуитивного питания (сейчас пытаюсь придерживаться именно его), а от отчаяния. От чувства беспомощности, ничтожности и удушающего недовольства собой. 

Потому что ведь нужно быть лучшей: начинать день с пробежки, успевать делать овсянку и готовиться к урокам, сдавать работу в срок, писать «хайповые» посты и делать секси-фотки. Сказать, что я поборола РПП, будет лукавством. Но спустя два года самобичеваний я наконец-то делаю шаги на пути к выздоровлению и рассказываю о своем пути на своей страничке в инстаграме. Надеюсь, мой опыт поможет другим.
 


«КАК С ЭТИМ БОРОТЬСЯ?»

Если вы поняли, что с пищевым поведением что-то не так, то лучше не затягивать и сразу обратиться к врачу. Обычно для коррекции РПП одного контроля питания недостаточно. Проблемы нарушения пищевого поведения заложены глубже. Психологической основой может быть низкая самооценка, проблемы в семье и стремление следовать тенденциям моды.

Коррекция состоит из нескольких этапов. Первый – обследование и постановка диагноза. На этом этапе измеряют массу тела, рост, окружность талии и бедер, вычисляют индекс массы тела. Оценивают питание и физические нагрузки. А далее проводят ряд анализов и исследований. Затем врач разрабатывает индивидуальную программу и рекомендует, к каким еще докторам стоит обратиться.
 

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

 

Еще по этой теме:
«Я сама похудела на 30 кг». Диетолог о том, как правильно питаться весь день – и не психануть
Фитнес-диетолог о бесполезности творога по утрам, пользе шоколада и ссобойках в офисе
«Французы едят вредную пищу, но у них нет проблем с лишним весом». Диетолог о том, что и главное как правильно есть
поделиться