Ужасно или круто? Эксперт по полочкам раскладывает реконструкцию улиц Комсомольской и Революционной в пешеходные

Ужасно или круто? Эксперт по полочкам раскладывает реконструкцию улиц Комсомольской и Революционной в пе...
После реконструкции улиц Комсомольской и Революционной в Минске появилось новое общественное пространство. Впрочем, активисты сразу высказали претензии и обнаружили ошибки. Но неужели все так плохо? По просьбе CityDog.by итоги реконструкции оценил градостроитель, член «Минской урбанистической платформы» Дмитрий Бибиков.

После реконструкции улиц Комсомольской и Революционной в Минске появилось новое общественное пространство. Впрочем, активисты сразу высказали претензии и обнаружили ошибки. Но неужели все так плохо? По просьбе CityDog.by итоги реконструкции оценил градостроитель, член «Минской урбанистической платформы» Дмитрий Бибиков.

дмитрий бибиков 

член «Минской урбанистической платформы»

Зачем вообще Минску нужна пешеходная улица?

– Общественные пространства нужны для общения горожан, они должны быть комфортными и безопасными. Люди, гуляющие по качественно спроектированной пешеходной улице, получают радость от коммуникации (даже невербальной) с другими горожанами.

 

Идеальное общественное пространство – система линейных (улицы, проспекты, бульвары), плоскостных (парк, сквер, большая площадь) и узловых (малая площадь) пространств, которые выполняют разные задачи и дополняют друг друга. Люди могут пользоваться пространством, которое подходит им для определенных целей или просто по настроению.

Ключевая проблема современного города – автомобиль. Соответственно, главная задача градостроителей – организовать сосуществование людей и автомобиля. Пешеходные улицы защищены от машин, которые не отвлекают людей от общения. Это хорошая, но несколько пессимистичная стратегия, так как есть способы обуздать автомобиль, не закрывая ему доступ на улицу или площадь.

А что еще за концепция «пространства совместного использования»?

Разработано несколько стратегий сосуществования на улице человека и автомобиля. Применяются такие меры успокоения пешеходного движения (traffic calming), как пешеходные переходы на уровне тротуара, искривления траектории автомобиля, болларды. При проектировании улицы учитывают концепцию пространства совместного использования (shared space).

Улица Комсомольская – один из первых примеров реализации в Минске стратегии совместного пользования улицей. Другие примеры – реконструкция Привокзальной площади и успокоение дорожного движения на улице Кульман за Комаровским рынком.

Итак, начнем с плохого – что не так сделали с Комсомольской?

Велосипедистам здесь не рады: бросается в глаза отсутствие велодорожек. Столичные градостроители часто забывают об интересах велосипедистов. В историческом центре Минска велодорожки даже не рисуют на тротуарах краской, не говоря уже о физическом обособлении от пешеходов и автомобилей. Городу нужна единая сеть велодорожек. Одна из них может пролегать по Комсомольской и Революционной, раз уж здесь проложена полоса для автомобилей.

У въезда на пешеходку со стороны Интернациональной стоит одинокая велопарковка. Обычно этот элемент демонстрирует, как должно меняться общественное пространство по запросу людей. Если на Комсомольскую начнут приезжать велосипедисты, парковку придется расширить. При этом необходимо избегать повышенной концентрации велосипедов в одном месте: с точки зрения визуального шума, куча велосипедов ничем не лучше ряда автомобилей.

Снова не подумали про зелень, которой так не хватает Минску: зелени много не бывает. Но она должна быть там, где находятся люди. Не только во дворах, но и в других общественных пространствах: на улицах, площадях. На Привокзальной площади нет ни единого дерева! А это не только чистый воздух или эстетика, это и защита от солнца в жару.

Похоже, озеленение обходится слишком дорого, так как у нас в целом нет такой практики в широком применении. Минску сильно не хватает деревьев и кустов: как на улицах, так и во дворах. На Комсомольской они тоже пригодились бы. В историческом центре водопроницаемость мощеных поверхностей – проблема: здесь воде некуда деваться. К тому же нужно высаживать взрослые деревья, а не ждать годами, пока вырастут молодые.

Столбиков с цепями слишком много: мы живем в стране перестраховщиков. Оградительные столбики расположены лишь бы как, но существует ли реальная проблема, выяснится позже. Натянутые между столбиками цепи буквально противоречат основной черте реконструкции улицы: устранению разницы в высоте между проезжей частью и тротуаром, что указывает пешеходу на то, что он может с удобством перейти улицу в произвольном месте.

Любое общественное пространство должно жить и изменяться: в том числе с пониманием того, что некоторые архитектурные и дизайнерские решения ошибочны. Если помарки исправят, проблемы нет.

Меры обеспечения безопасности хочется видеть менее дорогими и навязчивыми. Например, клумбы для зелени могут дополнить столбики и частично спрятать заграждение, чтобы оно не слишком бросалось в глаза.

Скамейки у самой дороги: Для меня загадка не только экстремальная близость скамеек к дороге, но и множество столбиков перед скамейками. Единственное объяснение: скамейки и столбики устанавливали разные люди.

Разумеется, это нельзя считать оправданием. Если эту ошибку не исправят, посетители Комсомольской будут испытывать дискомфорт.

Часы – отличная идея, но неудачное исполнение. Уличные часы на перекрестке прекрасно вписываются в концепцию пешеходной улицы. Часы распространены на улицах европейских городов с долгой историей, к которым относится и Минск. Это маркер городской атмосферы. На Комсомольской часы абсолютно уместны, в том числе как арт-объект.

Но я сомневаюсь, что такой вариант дизайна соответствует столичному статусу. Можно считать это вопросом вкуса, но эти часы более естественно выглядели бы в райцентре, приведенном в порядок к Дожинкам, – и даже там они вызывали бы только сожаление. Объект выглядит дешево и примитивно.

Переход через водосбор не для девушек на шпильках: это вопрос комфорта городской среды. В таких фокальных местах эта проблема должна решаться по высшему разряду.

Ливневка не выведена в землю: это гораздо сложнее и дороже, наверняка заказчик решил сэкономить. Однако выведенные в канализационную систему трубы ливневой канализации не только улучшают эстетику улицы: при таком решении исключена опасность для людей поскользнуться в гололед, упасть и что-нибудь себе сломать. В землю должны выводиться и газовые трубы.

 

 

Трубы должны выводиться в канализацию не просто на отдельно взятой улице. Логично применить такое решение в масштабе хотя бы нескольких кварталов. Не будем забывать о давнишней проблеме затопления улицы Немига.

Поток кабелей на виду прохожих: нужно найти способ изолировать кабельную проводку. Как и в случае с ливневкой, спрятанные в стену здания или в землю кабели спасают улицу от визуального шума. Такие решения требуют значительных затрат, поэтому применять их следует комплексно на территории большего масштаба.

А есть ли в пешеходной Комсомольской что-то хорошее?

Навигация: она есть, хотя и необязательна. Навигация нужна, скорее, в масштабе района или даже исторического центра, а то и всего города. На улице для определения местоположения достаточно повернуть голову или оглянуться.

Дизайн-код на уровне: на обеих улицах при реконструкции и реставрации многие здания были перекрашены. Восприятие цвета и оттенков субъективно, однако дома на Комсомольской и Революционной выдержаны в единой цветовой гамме. Каждое здание отличается по цвету, но они гармонируют.

Улицы состоят из застройки конца XIX – начала XX века в стиле историзма и классицизма с вкраплениями послевоенной застройки в стиле сталинского ампира и даже несколькими зданиями, реконструированными в последние 30 лет.

Фонари выполнены в стиле, но они «шумят» визуально. На Революционной фонари соответствуют архитектурному стилю улицы, а на Комсомольской непонятна идея с двумя рядами фонарей, направленных в разные стороны. Чтобы уменьшить визуальный шум, стоит два одноламповых фонаря заменить на один двухламповый.

Стеклянная лестница на историческом здании – это хорошо. Так принято делать, когда в историческую среду интегрируются новые элементы или даже целые здания. В этом случае новшества стремятся «растворить» на существующем фоне.

Более того, лично я хотел бы видеть в Минске больше современных решений в уличном дизайне, подчеркивающих историческую среду и делающих это стильно и тактично. То есть не так, как на Зыбицкой. Еще один пример негативного вторжения в историческую среду – проект нового здания на Октябрьской площади на месте снесенного музея Великой Отечественной войны.

Таблички важны для исторической памяти. На Комсомольской и Революционной встречаются несколько видов памятных табличек. На одних указаны названия улицы в разные эпохи. Другие таблички напоминают о выдающихся жильцах. Третьи посвящены значимым историческим событиям.

Такие таблички важны для сохранения памяти народа. Они придают актуальность культурному ландшафту города, состоящему из имен и событий. В противном случае он остается скрытым для неосведомленных горожан, которые, к сожалению, составляют значительное число минчан.

Итого

Улице нужно дать жить. И убрать лишние ограждения. В целом реконструкция Комсомольской и Революционной выполнена неплохо. В первую очередь нужно избавиться от лишних столбиков и цепей. Далее следует дать улице расти как живому организму, предоставить ей самой создавать атмосферу места. Лучшие общественные пространства развиваются годами, а секрет их успеха – в пластичности, умении ориентироваться во времени и приспосабливаться к актуальным потребностям горожан.

Важен, скорее, не сам изначальный проект, хотя его легко можно было улучшить и удешевить. Важна реакция властей Минска на пожелания людей. Посмотрим, будут ли решены проблемы с цепями и скамейками, появятся ли новые интересные дополнения.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: CityDog.by.

поделиться