«Чтобы не просто покупали, но и дегустировали». Эксперт о том, каких магазинов не хватает Минску

«Чтобы не просто покупали, но и дегустировали». Эксперт о том, каких магазинов не хватает Минску
Минск – десятый по количеству жителей город в Европе, но разнообразие торговых форматов начинается гипермаркетами и ими же заканчивается. Роберт Киселев назвал пять самых необходимых вещей, которых как воздуха не хватает в столичном ритейле.

Минск – десятый по количеству жителей город в Европе, но разнообразие торговых форматов начинается гипермаркетами и ими же заканчивается. Роберт Киселев назвал пять самых необходимых вещей, которых как воздуха не хватает в столичном ритейле.

Роберт Киселев – управляющий коммерческой недвижимостью (торговые и бизнес-центры), маркетинг-консультант

БЕЗБАРЬЕРНАЯ ДОСТУПНОСТЬ

– Одна из самых больных проблем нашего ритейла, да и в целом сферы обслуживания – это отсутствие безбарьерной среды. Людям с ограниченными возможностями попасть в магазин, кафе или парикмахерскую без посторонней помощи очень сложно.

И это неправильно. Потому что это, во-первых, вопрос общей культуры города и общества, а во-вторых, никто из нас не застрахован от того, чтобы завтра самому не оказаться в кресле. 

Дело даже не в деньгах – если бизнесмен нашел инвестиции для строительства гипермаркета, то и на пандусы, противоскользящие дорожки, специальные парковочные места и выделенную кассу средства найдутся. Все достаточно банально – собственники не думают о таких вещах на стадии проектирования. 



Вторая сторона вопроса – это отсутствие жесткой позиции государства. Пока не появится культура в обществе, пусть ее заменит жесткий госконтроль над тем, чтобы любой объект был безбарьерным.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ МАГАЗИНЫ 

Во всем мире наблюдается тренд по ресайклингу, а в Минске на двухмиллионный город планируется только один благотворительный магазин. Я сам периодически убираю из шкафа хорошую, но уже не нужную одежду и обувь, при этом у меня не всегда есть время, чтобы привезти все это в «КаліЛаска». Поэтому, стыдно признаться, я иногда выбрасываю хорошие вещи. 



Мне кажется, благотворительные магазины (или их пункты приема вещей) должны быть в каждом районе города. Частные инвесторы в это вкладываться не будут – там больше благотворительности, чем бизнеса. Нужна поддержка на государственном уровне: просто отдать инициативным ребятам подвал или гараж за копеечную аренду. А ремонт и какую-нибудь мебель они сами организуют.

Формат благотворительных магазинов не должен ограничиваться только шмотками – можно и нужно заниматься бытовой техникой, гаджетами, спортинвентарем и так далее. 

СОВМЕЩЕНИЕ ФОРМАТОВ

На уровне профессиональной интуиции я считаю, что в ритейле будущее за совмещением форматов. 

Мы ходим в кафе не столько за едой, сколько за атмосферой. По сути, платим за правильную посуду, любимую музыку и приятные глазу интерьеры. И ритейлу, чтобы воздействовать на наши эмоции, нужно кооперироваться с форматом общепита. Например, совместить магазин урбан-одежды вместе с молодежной кофейней. 

В Минске мы уже видели примеры совмещения общепита и магазинов одежды – например, Phood4you. Или когда-то на улице Октябрьской была кофейня Newton Fashion. Art. Buffet, где одновременно продавали одежду от белорусских дизайнеров, варили приличный кофе и устраивали модные посиделки.



Их больше нет, но я убежден, что причина не в формате, а в незнании рынка. Если ты делаешь молодежное кафе, то зачем там выставлять платья по 900 долларов – их не будут покупать. Тот, кто сможет совместить форматы с учетом знания целевой аудитории, сработает хорошо.

Классный вариант совмещения форматов – кулинария с общей обеденной зоной, где прямо на месте можно съесть купленное в кулинарии. 

Почему это круто? В кулинарии хороший выбор готового мяса, салатов, выпечки, и все это по доступным ценам. Хочешь – бери с собой, хочешь – ешь за столиками. И ты платишь за еду, а не за обслуживание. 

Пока в Минске этот формат не развит. Гораздо проще открыть очередную кофейню, лимонадную или точку по продаже цветов и мелочей и торговать с наценкой в 200%. А кулинария – это собственное производство, большие вложения, налаженная логистика, адекватные повара. В Москве, к примеру, данный формат представлен несравнимо более качественно – «Братья Караваевы», «ОбедБуфет». В Варшаве есть сеть Galeria wypiekow, где можно не только купить свежую выпечку и сладости, но и прямо на месте съесть всю эту вкуснятину.



Кулинарная лавка – это сложный бизнес. Но с точки зрения культуры города он правильный. Как привить любовь к блюдам белоруской кухни действительно большому количеству людей? Продвигая ее! И для этого предложение должно быть доступным.  

МАГАЗИНЫ С ДЕГУСТАЦИОННОЙ ЗОНОЙ

Первый адекватный магазин вина с возможностью дегустации появился в Минске на улице Карла Маркса – в составе сети «Аматиста». Там разливают вино по ценам магазина, есть какие-то минимальные закуски на уровне сыра и оливок. 

Прошло немало времени, и только недавно на той же улице открылся винный магазин «Хлеб и вино». Там вино по бокалам не разливают, продают бутылками (привет нашему законодательству). Но это тоже круто, потому что тамошняя бутылка Шираза стоит столько же, сколько в модном баре – бокал. 



Форматы, в которых можно не только покупать, но и дегустировать, общаться прямо на месте, однозначно нужны городу.

СЕМЕЙНЫЕ МАГАЗИНЧИКИ

В Беларуси и в частности в Минске достаточно много магазинов с названиями «Анжела» или «Ирина». Конечно, очень трогает тот факт, что предприниматели называют торговые точки в честь своих жен и дочерей, но там нет души. Наемным сотрудникам, к сожалению, зачастую плевать на качество обслуживания.

Мне очень хочется душевных маленьких магазинчиков на улицах Минска, в которых бы хозяева и их дети работали за прилавками, что мы видим, скажем, в Италии или Франции. Специализация такой торговли может быть любой – мясная или бакалейная лавка, булочная, магазин с виниловыми пластинками и т. д. Главное – чтобы туда хотелось зайти каждый день по дороге с работы, прикупить какую-нибудь мелочь и поболтать несколько минут с владельцем, который со временем станет тебе почти другом.

Да, в таких магазинах цены будут выше, чем в условном «Евроопте», но выживать они могут за счет индивидуальных предложений и качества общения: приятно же, когда ты только показался в дверях, а тебя уже узнали и спешат завернуть пирожки с твоей любимой начинкой.

МИРОВОЙ МАСС-МАРКЕТ

Я не устану говорить, что в Минске не хватает качественного масс-маркета. У человека должна быть возможность выглядеть достойно, не тратя много времени и денег на покупку одежды. Во всем мире с этим справляется масс-маркет. В Минске таких магазинов крайне мало – Mango, Reserved и ряд турецких брендов.



Почему не пришли более значимые марки – например, River Island, Timberland? Потому что в городе не было торговых площадей, которые бы соответствовали их требованиям. Сегодня таких площадей хватает, но остались страновые риски. В конечном итоге руководителей сетей масс-маркета не убедили, что приход в Минск будет экономически оправдан.

В данной ситуации, опираясь на опыт в том числе ТЦ «Замок», я рекомендую нашему бизнесу не бояться рисковать и брать франшизы проверенных и любимых марок. Убежден, что тот же River Island в Минске будет востребован, а вещи будут раскупаться как горячие пирожки.

Ну и, конечно, отлично, что в Минск все-таки приходит Zara. Убежден, что ее опыт покажет, что крупным сетям в Минске работать нормально, а там и остальные подтянутся.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

 

Еще по этой теме:
Массмаркет, большой фуд-корт и пеленальные комнаты. Как изнутри выглядит ТРЦ Galleria Minsk
Уличная мода: любители белорусских дизайнеров и ходячая реклама масс-маркета
Открылся первый JYSK – что и почем продают в датском магазине товаров для дома
поделиться