Ретро-красавцы. Автобусы, троллейбусы и трамваи, которые вы уже никогда не увидите на улицах Минска

Ретро-красавцы. Автобусы, троллейбусы и трамваи, которые вы уже никогда не увидите на улицах Минска
Минчане так активно фотографировались на фоне старых разрисованных трамвайчиков на Vulica Brasil, что мы решили вспомнить транспорт, на котором родители возили вас на карусели в парк Горького. А заодно давайте поразмышляем о том, хотим ли мы, чтобы в Минске был музей транспорта.

Минчане так активно фотографировались на фоне старых разрисованных трамвайчиков на Vulica Brasil, что мы решили вспомнить транспорт, на котором родители возили вас на карусели в парк Горького. А заодно давайте поразмышляем о том, хотим ли мы, чтобы в Минске был музей транспорта.

За помощь в подготовке материала мы благодарим Дмитрия Андрюшина.

Это московский троллейбус СВАРЗ-ТБЭС. И, казалось бы, при чем здесь Минск? С 1955 по 1957 год было сделано всего 18 таких машин, и после того, как они отслужили свое на московской ВДНХ, два таких троллейбуса были переданы в Минск.

Фото: Ааре Оландер. Архив кинофотодокументов РБ

К сожалению, они были списаны и порезаны на металлолом в 1975 году.

А это единственный для Минска трамвайчик ЛМ-49. Он был подарен минскому трамвайному парку в ноябре 1957 года к 40-летию революции. Ходил по шестому маршруту до середины 1970-х.

Теперь этот вагончик стоит в трамвайном парке на постаменте и выполняет роль вагона-музея истории и трудовой славы трамвайного парка.

Вы, наверное, подумали, что это автобус ЗиС-8. Такие курсировали по Минску с 1935 года прямо как маршрутки сейчас – останавливались по требованию где угодно. Но конкретно этот автобус, который стоит сейчас на площади Свободы, – бутафорская копия на базе современного грузовика. Это заметно по неправильным пропорциям кузова. Дело в том, что автобусов ЗиС-8, так же как и красавцев ЗиС-16, в Минске не сохранилось.

А здесь у нас кадр из фильма «Подкидыш» 1939 года. На нем ЗиС-16, который вмещал до 34 пассажиров. Выпускали такие до августа 1941 года, а потом многие мобилизовали для нужд армии.

Это салон автобуса «Икарус-55 Люкс». За свою вытянутую форму кузова в свое время он даже получил среди водителей и пассажиров прозвища «сигара», «комод» и «пылесос». По воспоминаниям современников, «пылесосы» были на порядок комфортабельнее других междугородних автобусов: в стандартную комплектацию входили холодильник и буфет.

Венгерский завод «Икарус» поставил в Советский Союз около 3000 таких машин, из них на просторах экс-СССР сохранилось всего четыре экземпляра. Правда, поговаривают, недавно в Беларуси нашли еще один...

Это троллейбус КТГ-2. Надпись «ТГ» на борту так и расшифровывается: «троллейбус грузовой». Такие троллейбусы могли работать как от контактной сети, так и от двигателя внутреннего сгорания – прямо как современный дуобус. Перевозки на грузовых троллейбусах обходились нашему городу дешевле, чем на обычных грузовиках. А еще в Минске после войны трудились грузовые трамваи.

Правда, это фото сделано на параде старых троллейбусов в далеком 2002 году, и какова судьба этого грузового троллейбуса сейчас, неизвестно.

Это советский троллейбус ЗиУ-9. Он исправно служил и минчанам с 1972 по 2007 годы. После списанные минскими парками машины восполняли нехватку подвижного состава в Гродно и Бобруйске. А еще на них можно прокатиться в приднестровском Тирасполе.

Такие машины работали не только в Минске, но и в Болгарии, Югославии, Венгрии, Румынии, Финляндии, Польше, Греции, Аргентине, Колумбии и Монголии.

Это экспериментальный дизель-троллейвоз БелАЗ-7524-792. Он был построен в 1964 году и имел грузоподъемность 65 тонн. Планировалось, что такие машины будут перевозить песок из карьера в режиме дизеля, а далее следовать по маршруту как троллейбусы, питаясь от контактной сети. К Минску эти удивительные БелАЗы отношение имеют небольшое, но все же наш город лишь участвовал в их испытаниях как «донор контактной сети», которой нет в Жодино – городе, где делают БелАЗы. Только в итоге госкомиссия пришла к выводу, что троллейвозы – нецелесообразное изобретение.

 

Кстати, в Европе к идее троллейвозов недавно вернулись, и такие системы уже активно испытываются. 

А это «Икарус», основной автобус Минска 1970-х годов. Первые Ikarus-180 поставлялись в Москву, Ленинград и Минск. Водители от венгерской «гармошки» были в восторге.

Судя по серии «МИГ» на номерном знаке этого доживающего свой век автобуса, это, скорее всего, минский автобус образца конца 1970-х. Сама бело-красно-белая ливрея ни о чем не говорит: так раскрашивали все венгерские автобусы этой модели, поступавшие в СССР. Таких «Икарусов» будущему музею транспорта тоже не видать – не сохранилось ни одного.

Это легендарный минский трамвайчик КТМ-1. С 1947 по 1974 годы такие бегали по Сталинскому проспекту (теперь проспект Независимости), делали круг на площади Калинина и устремлялись обратно. КТМов в Минске не сохранилось.

А это трамвай той самой модели РВЗ-6, что недавно расписали для Vilica Brasil. Причем на фотографии юбилейный пятитысячный трамвай, выпущенный на Рижском вагонном заводе.

РВЗ-6 стал главным минским трамваем, прослужив городу 33 года. А сейчас в нашем городе осталось всего два музейных экземпляра.

А это первый минский трамвай серии Х. Движение трамваев в Минске началось в 1929 году, но большинство вагонов были уничтожены во время войны, поэтому в 1945 году в разоренный Минск пришли 10 вагонов из Москвы и Ленинграда. Движение трамваев было восстановлено 1 мая 1945 года.

Два года спустя Ленинград поставил в Минск еще 20 вагонов. Это были те самые трамваи, которые экономили драгоценные калории ленинградцам во время блокады.

А вот с началом производства автобусов на МАЗе наш город потерял интерес к венгерскому производителю и перестал закупать «Икарусы». С 1995 по 2007 год в Минске трудилось всего два «Икаруса» нового 400-го поколения. И они давным-давно списаны.

С начала 50-х годов вместо старых разномарочных автобусов основной маркой подвижного состава Минска становятся автобусы ЗИС-154, ЗИС-155 и ЗИС-158.

Интересно, что автобус ЗиС-154 был максимально унифицирован по конструкции с троллейбусом МТБ-82Б и трамваем МТВ-82, которые также были для нашего города не чужими.

Автобусы Львовского завода появились в Минске в 1959 году. Минчанам они запомнились, конечно же, теплом в морозные дни – двигатель располагался как раз под задними сиденьями, и тепло от него шло в салон. Впрочем, как и отработанные газы… Зато ранние версии ЛАЗиков имели панорамные стекла и фантастического вида воздухозаборник на скате крыши.

ЛИАЗ-677. В 1972 году на Международной ярмарке в Лейпциге конструкция автобуса ЛиАЗ-677 была отмечена Большой золотой медалью, тем не менее в народе «лиазики» прозвали «скотовозом». Столь обидное прозвище автобус получил за то, что имел повышенную загазованность салона из-за особенностей конструкции системы отопления салона.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Еще по этой теме:
«Особенно минчанам понравилось наше авто». Как в советский Минск попадали Alfa Romeo и другие иномарки
«Пробки – это наше будущее. И оно уже здесь». Горожане рассказывают, почему решили сменить транспорт
Скажите: что вас раздражает в общественном транспорте?
поделиться