Что магазины и рестораны делают с просроченной едой

Что магазины и рестораны делают с просроченной едой
Журналисты сайта sb.by решили разобраться, что происходит в просроченной едой в минских кафе и супермаркетах.

Журналисты сайта sb.by решили разобраться, что происходит в просроченной едой в минских кафе и супермаркетах.

Хоть в любом магазине или ресторане вас, не моргнув глазом, заверят – «У нас все свежее!», никуда не уйти от сакраментального вопроса: а что происходит с товарами, у которых вот-вот истечет срок годности? Первой страной, которая решила эту задачку, стала Франция, где супермаркетам запретили выбрасывать продукты. Теперь товары с «поджимающими» сроками реализации каждый магазин должен передавать в благотворительные организации, которые и распределяют их среди нуждающихся. Полки с бесплатными продуктами, которые нужно быстро пристроить, появляются уже и в России. Покупателям – выгодно (далеко не каждый может себе позволить деликатес за полную цену). А производителям – не так обидно, ведь их продукт успевает послужить на пользу. Возможен ли такой, более хозяйский подход у нас?

 

ИЗВИЛИСТЫЙ ПУТЬ НА СВАЛКУ

Время от времени, вынося утром мусор, сталкиваюсь с местной пенсионеркой, которая перебирает огромный мешок с булочками из соседнего кафе недалеко от станции метро:

– Дети меня ругают, но я все равно хлеб сортирую. Что похуже – отдаю котам и голубям, получше – себе забираю. Посмотрите, тут же совсем хорошие булочки, только немного помятые, вот их и выбросили. Видимо, нетоварный вид...

Сегодня магазины, кафе и рестораны по-разному избавляются от гор невостребованных продуктов. По правилам, процедура вроде как простая и понятная: сроки истекли – подписывай акт списания и отправляй некондицию на утилизацию, за которую еще и деньги платишь. На деле же дорога на свалку просроченного йогурта или батона получается извилистой. Точнее, можно наблюдать две крайности: или вам все-таки пытаются продать просрочку, или в мусорке оказывается еда, которая еще могла бы кому-то пригодиться, обратись мы к французскому или российскому опыту. Потребитель на такие продукты уж точно нашелся бы, подтверждает председатель Минского общества потребителей Ирина Астафьева:

 – Отдавать подобный товар нуждающимся – это еще и вопрос экономики. Люди, которые сегодня оказались в сложном положении, могут взять с бесплатных полок или получить от общественных организаций необходимые продукты. Всякое бывает, и кому-то может не хватить денег элементарно на хлеб или молоко. Тут, конечно, важно понимать, что речь идет исключительно о товарах до истечения их срока годности. Когда же тот подходит к концу, меняется химический состав продукта, он может стать вредным.

Ирина Ивановна подмечает еще один нюанс: сегодня предусмотрительные производители оговаривают с магазинами, в какой период должны быть снижены цены на их товар. По крайней мере, так поступают те, кто заинтересован, чтобы его продукция была продана, а не вернулась обратно или оказалась в мусорном баке. Тут уж дело за магазином, который и решает: дотянуть до последнего или все же пожертвовать, к примеру, торговой надбавкой. Но на скидки у нас продуктовые точки идут неохотно. Что уж говорить о бесплатных полках! Они появляются лишь изредка в единичных районах и то с одним-единственным предложением – хлеб для пенсионеров...

 

КАК ПОСТУПАЮТ МИНСКИЕ СУПЕРМАРКЕТЫ

Обзваниваю с десяток магазинов, интересуясь, как они поступают с товарами с «критическими датами». Отвечают мне неохотно: мол, все по правилам, или же вовсе уклоняются. Реакция одного из супермаркетов просто ошарашила: «У нас есть интересный опыт, но мы вам о нем не расскажем, а то вдруг вы от конкурентов». Между тем в обществах потребителей накопились горы жалоб, например, на переписанные по нескольку раз в течение дня в кулинариях ценники. Более того, опрос показал и другую сторону медали: в магазинах не слишком верят в идею скидок на еду, у которой поджимают сроки реализации. Говорят, проблему это не решает, куда важнее правильно спланировать закупки. Разве что в одной из крупных сетей гипермаркетов вечером снижают ценники на салаты собственного приготовления, а в другой – за несколько часов до закрытия предлагают со скидкой купить свежее мясо.

 

…А КАК – НЕМЕЦКИЕ?

Идея передачи еды нуждающимся все больше набирает популярность в Германии, где ежегодно уничтожается до 20 млн тонн съедобных продуктов, что эквивалентно почти 20 млрд евро. Там работают сразу несколько направлений – от «общественных холодильников», где все желающие могут оставить ненужную еду, до организации специальных мест, куда для раздачи привозят продукцию магазины, кафе и пекарни.

Однако Наталья Василевская, начальник отдела торговой инспекции Министерства антимонопольного регулирования и торговли по Минску, к подобным благотворительным идеям относится с осторожностью:

 – На мой взгляд, это вопиющий факт – отдавать продукты, у которых подходит к концу срок реализации, в приюты или детские дома. Это же унижение человеческого достоинства! При гуманитарной помощи нужно учитывать много моментов. Например, такое возможно минимум за неделю до истечения срока годности, чтобы продукт был качественным.

Более правильный подход, по мнению специалиста, можно было наблюдать в магазинах MART INN, где товары, срок которых подходил к концу, продавали за полцены. Причем стояли они отдельно и в качестве альтернативы.

– Да, пенсионеры перебирали такой товар и покупали. Но это личный выбор потребителя. Никто не запрещает магазинам и анализировать, смогут ли они распродать закупленные, например, крупы или тушенку, и передавать избыток в те либо иные учреждениям. Но нужна ли им продукция в таком количестве?

 

КАК УТИЛИЗУЮТ ПРОСРОЧЕННЫЕ ПРОДУКТЫ

Итак, товар не продали в срок и убрали с прилавка. Что дальше? В кулинариях заверяют, что просроченную отбивную поливают специальной жидкостью, которая превращает ее в абсолютный отход. Потом его утилизируют, как и другие товары. Тут возникает другая задачка с неизвестными: у нас просто-напросто нет специального закона об утилизации. Поэтому, объясняет Ирина Астафьева, каждый решает сам, как поступить с просрочкой.

Что делают? По словам Натальи Василевской, у кого-то заключены договоры со свалками, немало и тех, кто поставляет ненужный уже товар животноводческим предприятиям. А некоторые, увы, показывает жизнь, не заморачиваются: просто платят за вывоз мусора и в ус не дуют. Или возвращают продукцию заводам.

Допустим, хлеб, приводят пример в обществе защиты потребителей. Непроданные буханки и батоны попадают на переработку и возвращаются на прилавки магазинов в виде сушек, баранок и прочего. Все бы ничего, но по такой же схеме умудряются работать и не чистые на руку точки общепита: берут просроченные товары на рынке, чтобы переработать их в свои блюда...

 

А ЧТО ДУМАЮТ ЭКОЛОГИ?

Ситуацией обеспокоены и экологи, ведь треть отходов в нашей стране – именно пищевые. А это, подчеркивает представитель Центра экологических решений Мария Сума, неконтролируемое гниение, выбросы метана, которые в 20 раз сильнее, чем углекислый газ, увеличивают парниковый эффект. Несложно догадаться, что приличная доля продуктов в мусорные контейнеры попадает прямо с прилавков магазинов. Например, стоит помять или чуть порвать упаковку.

Тут нельзя не вспомнить про активно развивающееся во всем мире движение фриганов – неравнодушных активистов, которые специально перебирают продукты на свалках, чтобы найти зря туда попавшие и тем самым показать, как нерационально используются средства. Но что могут сделать представители бизнеса? Мария Сума предлагает сразу несколько вариантов:

– Первое – это снижать цены на продукты нетоварного вида, в итоге их наверняка купят те, кому не важно, что, скажем, пачка макарон помята. Второй подход – например, в Германии, продукты перераспределяются между людьми, которые в них нуждаются. А самый высокий уровень ответственности – это когда в стране создается система, при которой магазины должны определенным образом обращаться с продукцией. Например, заключать договоры с благотворительными организациями, желающими забрать этот товар.

У нас пока нет ни того, ни другого, ни третьего...

 

КСТАТИ

Наши опытные фермеры предлагают свое решение проблемы: воспользоваться американской идеей так называемых «фуд–банков», в которые бизнесмены, владельцы сетевых магазинов, фермеры и просто хорошие люди жертвуют излишки своей продукции для неимущих. Взамен за такую благотворительность можно рассчитывать на налоговые послабления.

А КАК У НИХ?

В некоторых кафе и ресторанах Германии за недоеденное блюдо клиента штрафуют на 1–2 евро. Работает здесь и специальное приложение, сообщающее покупателям в реальном времени о скидках в магазинах на продукты с истекающим сроком годности.

В Италии магазинам, передающим еду благотворительным организациям, гарантированы налоговые льготы.

В Великобритании работает программа, по которой не распроданные из магазинов продукты идут на бесплатные обеды в школах неблагополучных районов.

В Дании есть целые супермаркеты, которые специализируются на продуктах, отвергнутых другими сетями как близкие к просрочке.

В нескольких европейских странах уже второй год популярно приложение, сообщающее, в каких ресторанах, кафе и пекарнях в конце дня распродаются приготовленные блюда со скидкой до 70%.

   Фото: sb.by.

Еще по этой теме:
Один день с водителем мусоровоза
Наш эксперимент: как мы искали еду на мусорках вместе с фриганом
Куда идет мусор из желтых контейнеров (фоторепортаж)
поделиться