Красота и история. Сходили на экскурсию в тайную мастерскую художника, куда весной будут водить всех желающих

Красота и история. Сходили на экскурсию в тайную мастерскую художника, куда весной будут водить всех жел...
Хорошая новость для тех, кто любит находить что-то новое в Минске: в самом центре столицы скоро откроется интересный туристический маршрут. CityDog.by первым побывал в уникальной мастерской и взглянул на город под новым углом.

Хорошая новость для тех, кто любит находить что-то новое в Минске: в самом центре столицы скоро откроется интересный туристический маршрут. CityDog.by первым побывал в уникальной мастерской и взглянул на город под новым углом.


ЧТО ЭТО ЗА МАРШРУТ?

Отправная точка для нового туристического пути – уникальная мастерская заслуженного деятеля искусств Беларуси, художника, который очень любил Минск, Бориса Аракчеева. Посмотреть на Минск с высоты сталинок на улице Ленина можно будет уже этой весной. 

Новый туристический маршрут станет первым в стране проектом социально ответственного туризма. Это значит, что посетители смогут не только приятно провести время, но и сделать что-то полезное. Например, помочь людям с инвалидностью, которые будут готовить сувенирную продукцию для проекта. А еще подумать о том, как много может дать крепкая семья и творчество.


ПОЧЕМУ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО СХОДИТЬ В ЭТУ МАСТЕРСКУЮ

Сегодняшняя хозяйка мастерской – одна из трех дочерей мастера, художник и иллюстратор Оксана Аракчеева – давно хотела открыть студию для минчан и гостей столицы: вся история ее семьи переплетена с историей Минска и мастерской.
 

Хозяйка будущего музея Оксана Аракчеева.


В двух шагах отсюда познакомились ее родители. Неподалеку в Доме физкультурника, в который в те годы превратили католический кафедральный собор, на первое свидание Борис Аракчеев пригласил свою будущую жену Галину.
 

Борис Аракчеев с женой Галиной.


В семейных рассказах Оксаны – традиции, быт и нравы послевоенного Минска.

– До того как мои родители познакомились, мама приснилась папе в образе русалки, – рассказывает семейную историю Оксана Аракчеева. – Он плыл на теплоходе по Волге на родину, в Ярославль. 

Потом, когда он мельком увидел в Минске маму, сразу понял, что это и есть она – девушка его мечты. Мама была завидной невестой, прекрасно шила, и ко времени знакомства с отцом за ней уже ухаживало несколько кавалеров. Говорит, что не спешила и выбирала тщательно, не смотрела на должности и красоту. Отец очень быстро предложил пожениться, но мама сомневалась. 

Впереди его ждала поездка на пленэр на Нарочь, и папа понимал, что может потерять девушку своей мечты. Так одним утром мама открыла дверь, а за ней стоял папа с шикарной дорогой китайской вазой, в которой был огромный букет сирени. Отец подрабатывал иллюстратором в издательстве и на весь гонорар купил вазу. 

С тех самых пор на многих картинах художника присутствует эта шикарная китайская ваза, которую он возил за собой на все пленэры. Молодая жена была не только музой, но и взяла на себя заботу о доме. Так художник смог полностью посвятить себя творчеству.
 

Место, где раньше работала дочь художника Оксана, а теперь хранятся многие вещи мастера.
 

Та самая ваза, которая помогла окончательно завоевать сердце «русалки».
 

В 60-е вместе с рождением третьей дочки Оксаны художник стал работать в мастерской на Ленина. Из окон студии открывается невероятный вид на Минск. Его ценил и сам художник – он очень любил делать зарисовки праздников, которые проходили внизу. Сегодня каждый эскиз можно рассмотреть и представить, каким был наш город 50 лет назад. 

Интересны и заметки, которые делал Аракчеев. Например, про гуляющих по улице минчан: «Большинство одежд светлее асфальта». На эскизах мастера дирижер с оркестром на летней сцене (когда-то она стояла на современной площади Свободы), трамвай на улице Ленина, который остался звенеть только на зарисовках, уголки сегодняшнего мегаполиса, где раньше стояли мельницы и паслись лошади.

По картинам Бориса Аракчеева можно многое узнать о Минске прошлого. Так, заинтересовавшись изображением «На свалке истории», дочь художника проводила целое исследование. Оказалось, что раньше возле Дома офицеров стояли скульптуры атлетов и каменные львы. Как-то Борис Аракчеев зимой шел в мастерскую и увидел, как эти скульптуры сложили возле забора – их собирались выбрасывать. Мастер не мог пройти мимо такого сюжета, тут же побежал за холстом и написал эту работу.

Зарисовки Бориса Аракчеева о городских праздниках. На рисунке – оркестр на летней сцене.
 

Картина «На свалке истории»: те самые атлеты и гипсовые львы, которым не нашлось больше места в парке у Дома офицеров.
 

– Папа с 80-х годов перестал писать вид из окна, – констатирует Оксана. – Минск изменился, и это все довольно печально. Мне очень нравилось смотреть на то, как художники продавали свои картины под окнами. Под огромными деревьями кипела жизнь, хорошо было просто наблюдать. Меня давит ощущение мегаполиса, и мне, конечно, милее тот провинциальный Минск, в котором я росла.


КОГДА МОЖНО БУДЕТ СХОДИТЬ В МАСТЕРСКУЮ

Посетить мастерскую художника можно будет уже этой весной. В программе будут мастер-классы по рисованию, а также поездка в Крупки. Там работает галерея имени художника. Обещают, что в пути можно будет больше узнать про художественные династии Минска, а на месте попробовать угощение от настоящего французского шефа. 

Для тех, кто от столицы удаляться не собирается, – много интересных и теплых историй в мастерской семьи Аракчеевых. Например, о том, как изменилось представление о том, что такое центр города.

– Вся наша жизнь протекала возле мастерской, – признается Оксана Аракчеева. –  Я восемь раз меняла адрес прописки, но никогда не отдалялась от мастерской. 

Мы жили возле Военного кладбища, переселились в дом над кинотеатром «Центральный», когда мне было лет 14. И это было здорово – пройтись по проспекту. В новой школе я была «провинциалкой» в сравнении с местными девочками. Хотя я была симпатичная и мальчишки за мной бегали гурьбой. Подарочки какие-то привязывали к дверям. Это было очень мило и трогательно. 

Жили мы бедно. У моей подружки из соседнего дома папа работал музыкантом в ресторане, и я помню как нечто невероятное вазу с шоколадными конфетами на столе. Я тоже мечтала, чтобы у меня на столе стояла такая ваза. Это была не зависть, а просто чистая мечта. Сегодня то время критикуют за соцзаказы, когда писались тематические картины. Если худсовет принимал картину, то за двух-трехлетнюю работу художник получал 2-3 тысячи рублей. По тем временам безумные деньги. Но за эти деньги семьи жили долго. И художники относились к этому очень ответственно.

Высокие потолки мастерской увешаны картинами мастера.
 

Размышляя о том, стоит ли посетить новую туристическую точку на карте, стоит помнить, что Борис Аракчеев редко принимал гостей под крышей дома на улице Ленина. Здесь многое осталось неизменным с тех пор, как по Ленина ходил трамвай, а на горизонте самым высоким зданием был Оперный театр.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

 

поделиться