«Об этом нельзя разговаривать. Это стыдно». Кто в Минске занимается сексуальным образованием?

«Об этом нельзя разговаривать. Это стыдно». Кто в Минске занимается сексуальным образованием?
Настя Камыш и Змицер Король – тренеры в молодежной сети Y-PEER, которая уже 10 лет занимается сексуальным просвещением подростков. В Y-PEER рассказывают не только о презервативах и профилактике ВИЧ, но и о концепции согласия, сексуальности и гендере.

Настя Камыш и Змицер Король – тренеры в молодежной сети Y-PEER, которая уже 10 лет занимается сексуальным просвещением подростков. В Y-PEER рассказывают не только о презервативах и профилактике ВИЧ, но и о концепции согласия, сексуальности и гендере.


У НАС ЖАЛЕЗНЫМ ГОЛАСАМ СПЫТАЛІ: «ВЫ ЗНАЕТЕ, КАК НАДЕВАТЬ ПРЕЗЕРВАТИВЫ?»

– Калі мне было 14 гадоў, я разам з групай падлеткаў прыйшоў у дзіцячую паліклініку на агляд, – Змицер рассказывает о своем собственном сексуальном образовании. – Там у нас жалезным голасам спыталі: «Вы вообще знаете, как надевать презервативы? Вы знаете, что существуют инфекции, которые передаются половым путем? Вы знаете, что дети в среднем вступают в сексуальные отношения в возрасте 15 лет?» Я разумеў, што хачу паразмаўляць на такія тэмы, таму што для мяне гэта было актуальна, але не мог адкрыта спытаць ні аб чым такім.

Змицер рос в семье убежденных христиан, которые думали, что мастурбация – это то, что отделяет человека от церкви и бога. И при этом общался с «продвинутыми в теме секса» подростками, которые были старше его на несколько лет. С одной стороны – семья, которая не говорит о сексе и сужает проявления сексуальности. С другой – друзья, которые были помешаны на порнографии и передавали ее с телефона на телефон.

– Я не ведаў, што рабіць. У выніку вельмі моцна аблажаўся з сябрамі, згубіўшы іх, а бацькі пры гэтым даведаліся і пакаралі. Гэта паказала мне, што, калі падлеткі не падрыхтаваны, калі яны маюць толькі адзін бок пашкоджанага светапогляду і маюць дэфіцыт ведаў у сям’і, могуць быць праблемы.

Гэта былі трыгерныя моманты, якія прывялі мяне потым да валанцёрства ў Y-peer. Туды я трапіў праз моладзевы кансультацыйны савет ААН. Потым мы пасябравалі з ЮНФПА, дзе мне прапанавалі такую магчымасць: «Ты медык, сексуальная асвета – гэта твая тэма» (Змицер работает хирургом. – Ред.). І я вельмі зацікавіўся. Потым падключылася Наста. І разам мы з’яўляемся нацыянальнымі каардынатарамі Y-PEER у Беларусі.
 

Y-PEER – это молодежная сеть равного обучения, которая была основана 20 лет назад и существует уже в 54 странах. Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) разработал специальные интерактивные методики, признанные министерствами образования и здравоохранения разных стран: это обучение методом «равный обучает равного», дебаты, ларпы и форум-театр. 
Кроме того, многие тренеры Y-peer имеют медицинское образование, проходят базовые тренинги в волонтерских школах, семинары по гендерной теории и сексуальному образованию.

 


На сайте сети есть информация о том, каким образом можно пригласить в свою школу волонтеров, чтобы провести тренинг для подростков старших классов. Ребят приглашают учителя, завучи по воспитательной работе, директора или бывшие ученики, которые сами когда-то стали волонтерами и хотят поделиться знаниями с людьми из своей школы.

Волонтер – это человек 16–20 лет, с которым подростки могут чувствовать себя комфортнее, чем со взрослым учителем, который во время тренингов должен выйти. Все равны – просто у кого-то есть знания, которыми он делится с остальными. Открытое общение в игровой форме помогает подросткам без стеснения говорить о том, что их волнует, или даже рассказывать про свой сексуальный опыт.  

На школьных тренингах волонтеры не дают прямую информацию, как на лекции, а доносят ее через игры или дебаты, при этом мало вмешиваются в обсуждения вопросов подростками: школьники сами приходят к нужной информации, начинают думать и понимать ответственность за тот или иной выбор.  

Один из методов на таких уроках – игра «Линия риска». Волонтеры называют определенные ситуации, при которых можно заразиться ВИЧ, а подростки должны угадать, высок ли риск заражения, низок или его нет вообще.

Настя и Змицер говорят, что некоторые подростки уверены, что средний риск передачи ВИЧ бывает даже при бытовых контактах вроде похода в бассейн или баню. Или могут отнести к такому же невысокому риску повторное использование шприца. Но самое интересное, по словам ребят, это обсуждения после игр. Тренер должен минимально вмешиваться в обсуждение группы и, скорее, смотреть, у кого из подростков оказывается правильная версия. Скорее всего, говорят они, правильные ответы знают школьники, родители которых – врачи.

А какие вопросы подростки задают на тренингах?

– Гэта перш-наперш пытанні, пасля якіх ты разумееш, што яны маюць нейкі сексуальны досвед. Карацей кажучы, яны «паляцца»: «Скажите, пожалуйста, а если сперматозоиды случайно попадут в глаз, что со мной случится?» Ці нейкія тэхнічныя моманты сексуальных практык. А некаторым з падлеткаў 14 гадоў.

Ребята рассказывают, что однажды проводили встречу, на которую специально позвали десять подростков лет 15. На встречу пришли и их родители, которые были не против того, что с их детьми будут говорить о сексе. Подростков усадили на сцену и начали задавать вопросы – правда, отвечать надо было не про свой опыт, а про «условного одноклассника». Оказалось, что 95% «одноклассников» уже имели сексуальный опыт. Кто-то из взрослых на встрече задал не совсем корректный для оговоренных правил вопрос, мол, а у вас-то самих уже был секс? Все дети, конечно, ответили отрицательно. «Тогда кто эти 95 процентов?» – удивляются Настя и Змицер.  

– Яны ніколі не будуць казаць праўду, таму што гэтa сорамна. Аб гэтым нельга размаўляць. Можна спрабаваць нейкім чынам пазнаваць цела самастойна ад бацькоў і ніколі ў іх пра секс не пытацца. Для падлеткаў пытанні інфекцыі і цяжарнасці не такія актуальныя, як страх таго, што даведаюцца бацькі.
 


Хтосьці можа палічыць, што мы прымушаем, даючы веды аб сексе. Але мы якраз даём веды аб тым, што ніхто не можа вас прымусіць уступаць у сексуальныя стасункі, таму што, калі вы не гатовы, ніхто не можа ўплываць такім чынам, каб вас паскорыць. Мы даём разуменне, што бываюць розныя траўмы, у тым ліку і псіхалагічныя, якія будуць перашкаджаць надалей.  

 – Но какую-то информацию они могут узнавать из порно.

– Падлеткі цікавяцца парнаграфічнымі матэрыяламі з-за недахопу інфармацыі і натыкаюцца на лідараў меркаванняў, якія не заўсёды маюць карэктныя веды. Яны бачаць сацыяльнае жыццё, і ў іх трошкі змяняецца разуменне таго, што такое сексуальныя стасункі. Яны думаюць, што гэта такая ці такая поза – і толькі так гэта нармальна. А калі ў іх так не атрымліваецца, пачынаюцца сексуальныя фрустрацыі. Людзі зацыкліваюцца на сваёй сексуальнасці, таму што яна не суадносіцца з іх стэрэатыпамі і чаканнямі.

Мы расказваем, што ёсць рэальнае жыццё, а ёсць фільмы, фантазіі. І што яны не суадносяцца. Той інфармацыі, якую мы прапануем, дастаткова, каб дзеці самі адказвалі на свае пытанні.

– А как на ваши тренинги реагируют родители? 

– У нас ніколі не было пытанняў ад раззлаваных бацькоў: чаму мы вучым іх дзяцей сексу. І мы не вучым сексу, мы праводзім трэнінгі, якія звычайна падрыхтаваны па прынцыпе «роўны навучае роўнага». Трэнінгі даюць разуменне таго, што сексуальныя стасункі – частка жыцця, але яна наступіць толькі тады, калі людзі будуць гатовыя для гэтага.

Раней секс быў тэмай, на якую ніколі не размаўлялі з падлеткамі, і я б не сказаў, што мы даём прынцыпова новую інфармацыю. Улічваючы, што свет змяніўся і што падлеткі жывуць у зусім іншым асяроддзі, неабходна рэагаваць на гэта адэкватна. Немагчыма іх адарваць ад інтэрнэту, выкінуць усе іх сацыяльныя кантакты. Трэба даць адэкватную і правераную інфармацыю, якая будзе спрыяць іх здароўю, – вось як мы працуем.  

Некаторыя думаюць, што, калі размаўляць з дзецьмі аб сексе, яны такім чынам губляюць дзяцінства. Якраз для таго, каб яны дзяцінства не згубілі, ім і трэба даць адэкватную інфармацыю.
 


МЫ ВЫРАСТАЕМ В ГРАЖДАНСКИХ АКТИВИСТОВ

– Ты живешь и в какой-то момент понимаешь, что благодаря подобным инициативам и другим людям меняешься сам и можешь менять мир вокруг себя. Поэтому за полтора года своей волонтерской работы я поняла, что выросла в гражданскую активистку. Ты можешь кому угодно объяснить, что, к примеру, нельзя предохраняться прерванным половым актом, потому что это не работает и не защищает от инфекций, – говорит Настя, которая однажды проводила тренинг для своих одногруппников. – Я удивилась, что для некоторых моих сверстников какие-то вещи были в новинку. Например, они не знали, с каким презервативом какую смазку можно использовать. Но ведь это важно для сохранения их здоровья. С мужскими латексными презервативами не может сочетаться смазка на масляной основе, так как жиры, входящие в ее состав, разрушают латекс, тем самым нарушая структуру презерватива.

Впоследствии это приведет к его разрыву и высокому риску возникновения нежелательной беременности и ИППП. Поэтому с мужскими латексными презервативами может сочетаться смазка только на водной или силиконовой основе. Женский презерватив сделан из полиуретана или нитрила, поэтому его можно использовать с любым типом лубриканта.


КАК СТАТЬ ВОЛОНТЕРОМ Y-PEER

Волонтером может стать любой человек в возрасте от 16 лет. За анонсами тренингов можно следить в соцсетях Y-PEER, на образовательных сайтах вроде «Адукацыя.інфо» или в других молодежных организациях. Каждый волонтер обязательно проходит трехдневный базовый тренинг, где обсуждаются вопросы о том, что такое профилактика ВИЧ, гендер и репродуктивное здоровье.

Настя и Змицер часто ездят на крупные международные тренинги с основателями Y-PEER, потом приезжают в Минск и на основе этих знаний проводят национальные трехдневные тренинги, на которых и подготавливают волонтеров. Обычно их проводят в мае и сентябре.


ЧТО МЫ МОЖЕМ ЧИТАТЬ И СМОТРЕТЬ ДЛЯ СЕКСУАЛЬНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Youtube-канал  «Научпок»

Эти ролики можно показывать на уроках, потому что они официально рекомендованы Министерством образования.


Короткие мультфильмы для подростков на английском AMAZE


Youtube-канал по гендерному образованию «Феминистки поясняют»


Маша Смо
Специалистка по комплексному сексуальному образованию

 

A post shared by ♀ SEX;N;PEOPLE | Маша Смо | (@masha.smo) on

 

Саша Митрошина
Феминистка, которая пишет про гендер

 

A post shared by УМНЫЙ БЛОГЕР САША МИТРОШИНА✍? (@alexandramitroshina) on

 

«Маша, давай»
Блог журналистки, которая пишет про сексуальные практики

 

A post shared by Блог о сексе «Маша, давай!» (@masha_davay) on

 

Сексолог Ольга Василенко

 

A post shared by СЕКСОЛОГ / ПСИХОЛОГ ? (@sexolog_vasilenko) on

Материал создан в рамках совместной инициативы Офиса европейской экспертизы и коммуникаций, CityDog.by и 34mag.net.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: citydog.by.

Еще по этой теме:
О еде, путешествиях и сексе. 13 инстаграмов минчан, на которые стоит подписаться
Секс – главное? 12 (не)правдивых убеждений об отношениях
Теперь все ясно: что такое концепт согласия и как убедиться, что после секса вас не обвинят в насилии
поделиться