«Если босс поругал в кабинете – это быстро станет публичной историей». Экспертка о том, как и зачем правильно строить коммуникацию

«Если босс поругал в кабинете – это быстро станет публичной историей». Экспертка о том, как и зачем прав...
В Минск с тренингами приезжает Оксана Силантьева, основательница проекта Silamedia. Ее называют философом и практиком медиаобучения – причем на ее занятиях интересно как редакторам, так и владельцам бизнесов. 

В Минск с тренингами приезжает Оксана Силантьева, основательница проекта Silamedia. Ее называют философом и практиком медиаобучения – причем на ее занятиях интересно как редакторам, так и владельцам бизнесов. 

Кто такая Оксана Силантьева? 

Оксана – основательница проекта Silamedia, консультант по маркетингу и менеджменту проектов, связанных с новыми медиа. Первая в России магистр мультимедиа-журналистики (диплом Bournemouth University, Великобритания). За последние 5 лет Оксана провела более 450 тренингов и вебинаров по мультимедиа, сторителлингу, созданию спецпроектов – и для медиа, и для бизнеса. В июне она приезжает в Минск. 

И боссу, и менеджеру, и журналисту: почему учиться коммуникации нужно всем 

Сейчас во многих вузах преподавателей заставляют создавать дистанционные курсы. Те, кто работал у доски и за университетской кафедрой, становятся перед камерой и начинают, по сути, читать те же самые лекции. Это пример, когда люди думают, что можно автоматически перенести традиционный подход в новую среду.

Нет ничего хуже «говорящей головы», более чудовищное и скучное придумать сложно. Но дистанционные курсы, которые в огромном количестве создаются в вузах, – это плей-листы с «говорящими головами». Работа на камеру – это отдельные навыки. И видео для обучения режиссируется совершенно не так, как проводится офлайновая лекция или семинар.

Работодатели тоже должны меняться в связи с появлением новых медиа. Потому что то, как ты общаешься со своими сотрудниками и как поступаешь с ними, моментально становится публичным достоянием в соцсетях. Сейчас, если начальник пожурил-потопал ножкой в кабинете, с большой долей вероятности это станет публичной историей, и то, что ты годами выстраивал бренд компании, свой имидж работодателя, – все это может сильно подпортиться.

Коммуникация – это не отдельная профессиональная среда для избранных. Сейчас каждый является активным игроком в коммуникации. Поэтому медиаграмотность – знания для всех.

Люди, которые работают в HR, уже имеют технологию работы по внутренним коммуникациям, они геймифицируют процесс, внедряют эффективные коммуникационные технологии в практику внутренней жизни коллектива. И ты не просто ходишь на работу – тебе там интересно, ты получаешь удовольствие от работы. И это тоже медийные технологии!

Коммуникация и преподавание коммуникации – этого не было в Советском Союзе, и этого почти нет сейчас в России. У нас все журфаки системно и много учат вещанию. А как люди передают информацию, как общаются друг с другом, как (не) понимают друг друга – вот этого как большого раздела и науки, и практики не существует. То, как мы звоним по телефону, пишем электронные письма, как знакомимся в соцсетях, да то, как мы флиртуем, в конце концов, – это тоже коммуникация!

Так как сфера [обучения коммуникациям] не развита, получаются очень топорные и неэффективные решения. На все это нужно время и критическая масса исследователей и практиков – чтобы что-то поменялось.

У вас бизнес: как строить коммуникацию с клиентами

С точки зрения рекламы и продвижения бизнеса люди помнят, что надо где-то разместить рекламу: на телике, на радио, в наружке, бегущей строке, в «специальных местах». И у тебя появится клиент! А мир изменился.

Если раньше ты искал табуретку, на которую можно встать и помахать баннером, и к тебе бы пришли, то сейчас идет «охота на зайца»: у твоего клиента вокруг огромное количество «морковок», и ты производитель одной из них. Сейчас нет дефицита товаров, сейчас производитель бегает за клиентом, чтобы всучить уже ему эту свою «морковку» и постараться получить деньги.

Бизнесу, который работает на повторных, регулярных продажах, надо уметь создавать емейл-рассылку, которая формирует сообщество, повышает лояльность и держит людей в круге этого бизнеса.

Раньше можно было делегировать продвижение, разместив рекламу в журнале. А когда каждый из нас – медиа, размещение рекламы в газете тупо не работает. Поэтому малому и среднему бизнесу придется осваивать профессию специалиста по бизнес-коммуникации: чтобы зарабатывать деньги, нужно понимать, как себя ведет ваша аудитория, как она получает информацию и как принимает решение о покупке.

Я называю это бизнес-коммуникацией, но, по сути, это качественный маркетинг. К сожалению, слово «маркетолог» сегодня приобрело совсем не те смыслы… Есть маркетинг, а есть втюхинг и впаринг – это когда вы сделали какой-то продукт, а дальше начинаете судорожно искать, кому бы его втюхать. Настоящий маркетинг – это когда вы понимаете нишу, понимаете людей и их потребности, где у них болит, в чем они испытывают проблемы, и своим товаром (услугой) решаете эту проблему. И люди вам за это готовы платить: вы делаете их жизнь проще.

Бизнес-коммуникация – это взаимодействие с клиентами, потенциальными, существующими, выстраивание «сарафанного радио», чтобы люди искренне и честно в соцсетях рекомендовали вас как бизнес.

Есть много примеров того, как не надо делать. Но есть бизнесы, где работает 5–12 человек и которые на коммуникационных моделях обеспечивают себе очень хороший рост и репутацию. 

Коммуникация с потенциальным работодателем: личный бренд

Личный бренд нужен, когда товар (услуги) напрямую связан с личностью производителя. Например, если вы – шеф-повар, личный бренд нужен. А повару в столовой это не нужно, там важно соблюдение технологий.

Например, нужен ли личный бренд журналисту? Во-первых, личный бренд мы рассматриваем внутри профсообщества – как человек пишет, о чем пишет. Это формирует имидж в среде. И это часто используется в поиске сотрудников: «А нет ли у тебя такого вот человека?» У нас же сайты по набору людей практически не работают – у нас работает «сарафанное радио». Личный брендинг внутри сообщества, мне кажется, нужен каждому журналисту.

Второй аспект личного брендинга – внешний. Часто его путают с узнаваемостью телеведущих. Но узнаваемость растворяется, как только лицо исчезает с экрана. А вот журналист, на имя которого подписываются – в соцсетях, мессенджерах, – это важно.

Личный бренд – позиции, которые ты отстаиваешь и регулярно фаворишь. И это формирует восприятие тебя.

Что касается журналистских брендов, то журналисты бывают разные – есть те, кто отступает назад: «История важнее, чем мое имя». И это вполне понятная позиция – помогать увидеть мир, к которому у людей не было доступа. А есть журналисты, которые берут тебя за руку и тянут за собой: «О, что покажу!» Если человек не готов быть публичным, если он не готов принять черную сторону того, что бывает, когда становишься заметным (естественно, все тролли – твои)… Здесь тонкий выбор, зависящий от характера человека. 

Когда нужно задуматься об уходе

Мне, например, очень важно делать то, что приносит радость и удовольствие. И, считаю, профессиональное выгорание должно заставить человека сменить сферу деятельности, а не выливать свою желчь.

Вообще, людей мотивирует «морковка спереди» или «морковка сзади». Недавно знакомая спросила, какие истории - успеха или провала – являются для меня мотивирующими. Я поняла, что любые истории чужих успехов или провалов никак на меня не влияют. У меня такая сильная внутренняя потребность анализировать, узнавать, экспериментировать, что внешнего пинка мне не надо.

Но я понимаю, что у многих людей внутренний генератор любознательности атрофирован, и для них внешний волшебный пендель бывает полезен.  

Где послушать Силантьеву и позаниматься у нее

1. Если вы журналист. Если вы молодой журналист, студент или просто любознательный коммуникатор и хотите расширить кругозор, приходите на открытую лекцию Оксаны в пресс-клубе 5 июня в 19:00. Вход бесплатный, а регистрация обязательна!

Если вы практикующий мультимедийный журналист, редактор или контент-менеджер и хотите получить набор инструментов для создания и продвижения мультимедийных проектов, которые подходят для вашего медиа, приглашаем на пятичасовой воркшопПодробности и условия участия здесь.

2. Если вы маркетолог или владелец бизнеса. Если у вас свой бизнес, вы маркетолог и хотите выстроить коммуникационную стратегию с учетом возможностей и бизнес-задач вашего бренда, регистрируйтесь на трехдневный практикум 7-9 июня «Как сделать медийную стратегию бренда эффективной?». Подробности и условия участия здесь.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Еще по этой теме:
«Если ей нравится, то почему бы и нет?» Минчане рассказывают о феминизме, а экспертка комментирует
Почему я бегаю, но не худею? Эксперт рассказывает про типичные ошибки
«У женщины, которая голову помыть не успевает, идут негативные изменения». Экспертки о том, почему меняется тело и психика после родов
поделиться