Экстремалы-«схватчики» о неизвестном Минске

Экстремалы-«схватчики» о неизвестном Минске
Те, кто играют в городские игры больше 10 лет, знают о Минске если не все, то почти все. CityDog.by в этом не лишний раз убедился.

Те, кто играют в городские игры больше 10 лет, знают о Минске если не все, то почти все. CityDog.by в этом не лишний раз убедился.

Каждый минчанин знает, что популярные во всем мире городские игры родились именно у нас. Мы придумали объединить ЧГК с «Зарницей» и заставить людей бегать по городу, разгадывая хитрые загадки. Правила «Схватки», Encounter, Closed Racing Club (CRC), «Отрыва» можно прочитать на сайтах игр. А вот про специфические места Минска, о которых знают только участники этих игр, можно прочитать у нас.

Алексей Alex // Zoom Поросятьев

игрок и организатор городских игр с 2004 года

Я родился в Минске и никогда не покидал пределов МКАД надолго. Первые двадцать лет прошли в Лошице. Не той, что девятью панельными микрорайонами раскинулась на месте бывших полей и садов, там, где раньше были крутые горки, с которых мы в детстве зимой любили скатываться на санках. А той, что сейчас оказалась как бы в стороне, на окраине цивилизации. 

Наша семья жила в большом деревянном доме на улице Чижевских. Лошицкий парк минчанам достаточно хорошо известен, но что находится дальше, за поворотом, кроме абстрактной «дороги в Чижовку», знают немногие.

Лошица – бывшая деревня. Здесь все дома – частные, маленькие, одноэтажные. Это именно деревня: у каждого дома большой участок, часто огромные огороды. В детстве мы покупали у соседки свежее парное молоко, а сами разводили кроликов. Сколько себя помню, снос нашей улицы постоянно планировался, но до сих пор так и не начался.

На самом деле, исторически Игуменский тракт – это не тот широкий проспект, вокруг которого построена новая Лошица. Игуменский тракт, дорога из Минска в Червень (раньше Игумен), – это именно улица Чижевских. Наша улица всегда была заасфальтированной, по ней ходили автобусы, всегда был большой трафик и легковых, и грузовых машин. Несмотря на запрещающие знаки, многие водители предпочитают срезать путь и проехать напрямую, через «старую» Лошицу. На CRC, например, моя команда обычно выбирает такой же маршрут: я местный, у меня до сих пор паспорт с лошицкой пропиской, и поэтому запрет знаков на нас не распространяется. А вот если нужно срочно попасть из Лошицы в Курасовщину или Серебрянку, то самый быстрый вариант – пешком, бегом или на велосипеде.

Ближайшая к нашему дому автобусная остановка, кстати, называлась «Водохранилище». Часто из автобуса выходил очередной рыбак при полной экипировке, в резиновых бахилах – и приходилось ему объяснять, что никакого водохранилища здесь нет. До него отсюда больше километра пешком, и лучше бы ему выйти дальше, в «Корзюках».


Секрет же названия прост: на нашей остановке в советские годы размещался центр дальней радиосвязи. Проволочные антенны-колбаски, развешанные на высоких решетчатых мачтах, помогали держать контакт с советскими самолетами аж в Африке. Какое-то время остановка так и называлась – «Радиоцентр». Но затем, в целях конспирации и опасаясь иностранных шпионов, городские власти ее переименовали – запутав всех окончательно.

Сама же улица носит имя местных жительниц, подпольщиц, в годы оккупации пытавшихся устроить диверсию и устранить гауляйтера Кубе. На месте их казни возле дома №40 установлен памятник. Чижевские, во-первых, женщины, а во-вторых, свои, минские, и от этого приходит понимание: название улицы на своем месте.

Настя Anastaziya Белоус

игрок в Encounter с 2005 и CRC с 2008 года

Очень много историй, мест узнаешь во время игр. Например, года два назад я узнала, что, помимо основного городского зоопарка, у нас есть мини-зоопарк «Карлуша» на улице Якубовского. К сожалению, с 1 сентября 2013 года он уже не работает и его снесут (или уже снесли?).

До игры в CRC я не знала, что 4 мозаичных панно на зданиях микрорайона «Восток» напротив Национальной библиотеки называются «Город культуры», «Город-строитель», «Город-воин» и «Город науки».

А вот интересное: выход из метро расположен прямо в частном секторе. Это «Институт культуры», там до сих пор еще стоят частные дома, но окрестности выхода уже изменились.

Ранее в переулке Молочном находился городской молочный завод №1. Но со временем решили, что наличие такого предприятия в самом центре города не слишком украшает столицу. Перед заводом построили здание министерства молочной промышленности БССР (сейчас это здание банка «ВТБ»).

Вскоре предприятие перенесли на окраину, здание продали, отдельные помещения взорвали (редкий и резонансный для Минска случай). В итоге от предприятия осталась лишь небольшая дорога (переулок Молочный), своим названием напоминающая о том, что же тут было раньше.

Андрей RWD

автор и игрок в Encounter, «Точки», CRC и другие игры с 2006 года

Для меня самым впечатляющим местом, в которое я попал благодаря городским играм, стал участок Слепянской водной системы – от переулка Козлова до улицы Клумова. Самый настоящий медвежий угол в паре километров от центра города. Лучше его один раз увидеть. 

Самый важный факт про Минск для меня — это отсутствие в городе улицы или другого объекта, названного в честь Владимира Короткевича. Существующая улица Короткевича названа в честь подпольщика Дмитрия Короткевича. 

А еще больше расстраивает тот факт, что очень много улиц в Минске названо в честь людей, которые с Минском не имеют ничего общего. Лучшим вариантом было бы переименовать площадь Калинина в площадь Владимира Короткевича. Получился бы логичный ряд вдоль проспекта Независимости: площадь Короткевича, площадь Коласа, парк Янки Купалы. 

Иногда во время игры можно узнать интересное даже про улицу, на которой сам живешь. Не все жители Уручья знают, что во дворах на Руссиянова есть скульптуры дракона и еще нескольких сказочных существ. Сыграв несколько раз в городские игры, уже не будете задаваться вопросами, как выбраться из Великого леса или что такое Домбровка.

Антон Мартысевич

играет в Encounter, CRC, «Отрыв» и другие городские игры с 2001 года

В Минске у меня много любимых мест – например, поселок Тракторного завода, сохранивший аутентичный дух рабочих кварталов послевоенного Минска. И южное окончание минской велодорожки в Серебрянке, где путники получают в награду потрясающую тишину и вид на бескрайние зеленые просторы. Еще водные каскады на Свислочи в парке Дрозды.

Артемий Лебедев в одном из своих многочисленных фотоотчетов о городах мира как-то написал: «Город хорош только тогда, когда одна несправедливость наслаивается на другую – это и есть жизнь». При изучении Минска можно найти много примеров таких «несправедливостей»: следы старых улиц в крупных жилых кварталах, запутанную нумерацию домов на некоторых дорогах, нелогичность названий многих улиц (например, Московская и Могилевская, которые находятся фактически на другом конце города от одноименных себе станций метро).

Или вот, например, знак нулевого километра на Октябрьский площади. Вероятно, многие туристы, когда впервые видят его, обращают внимание на наличие подозрительно «круглых» чисел на табличках с расстояниями до городов: до Москвы 700 километров, до Варшавы – 600. 

Мало кто знает, что в Минске, на самом деле, два знака начала дорог Беларуси – второй находится внутри Главпочтамта. И так же, как на Октябрьской площади, там написаны расстояния до некоторых городов. Парадоксально, но если сравнить эти расстояния, вы не найдете ни одного совпадения. Разница по некоторым городам достигает шестидесяти километров. Я никогда не интересовался, кто создавал знак на Октябрьской площади, но что-то мне подсказывает, что некоторые расстояния брали с потолка.

У жителей Минска название «Новинки» предсказуемо рождает мрачные ассоциации, но жилой район Новинок – один из самых живописных в столице. Например, именно там располагается огромный комплекс Свято-Елисаветинского монастыря – одной из самых красивых, но при этом малоизвестных достопримечательностей Минска.

А если выйти в пшеничное поле, на пешеходную дорожку, соединяющую Новинки с соседней Заценью, то можно насладиться роскошным видом на весь проспект Победителей – от начала до конца.

 Фото CityDog.by.

Еще по этой теме:
ПераМенск: как храм Спартака стал храмом Христа
Проспект Независимости-2: гид по поселку Тракторного завода
Первые фото с «Феста экскурсоводов»: стеклянная архитектура 1960-х
поделиться