«Промахи случаются». Соучредитель агентства, которое придумало провокационную рекламу «Славной», о SMM

«Промахи случаются». Соучредитель агентства, которое придумало провокационную рекламу «Славной», о SMM
Поговорили с сооснователем digital-агентства Ragoo Media Яном Сташкевичем о школьниках, гендере, хайпе и других аспектах работы в SMM.

Поговорили с сооснователем digital-агентства Ragoo Media Яном Сташкевичем о школьниках, гендере, хайпе и других аспектах работы в SMM.

Ян Сташкевич – соучредитель агентства Ragoo Media, которое отвечало за провокационную рекламу питьевой воды «Славная». 

– Конечно, промахи случаются и с нашей стороны, но в последнее время мы стараемся предусмотреть все возможные риски и сделать так, чтобы ошибки, если они и случаются, замечали только мы, – рассказывает Ян, подводя разговор к теме «Славной».

Читайте также: «Девушка умывается». У бренда питьевой воды появилась очень неоднозначная реклама

Избегать ошибок агентство научил именно этот кейс. По словам Яна, это изначально была неоднозначная работа, но план и фотографии были согласованы с учредителем заранее: «Мало того, он сам заказывал провокацию», – рассказывает Ян.

Фотография, взорвавшая белорусский интернет, оказалась столкновением двух мнений: Ян знал, что это порвет аудиторию, но не знал, что у агентства окажутся связаны руки, чтобы влиять на ситуацию.

– По факту основная волна негатива началась не из-за скандального фото: все стало выходить из-под контроля после провального комьюнити-менеджмента, к которому мы на тот момент отношения не имели. Опыта урегулирования такого хайпа у нас не было, поэтому мы решили привлечь PR-консультанта, который и поставил точку в этой истории.

Чем же закончилась история со «Славной»? 


КАК НАЧАть Sмм-бизнес

Ян занялся SMM около 5 лет назад. У парня был мелкий бизнес по продаже аксессуаров для авто, который он пытался продвигать. На тот момент Ян был студентом, поэтому пытался делать все самостоятельно и с минимальными вложениями. 

– Как-то раз я попал на мастер-класс SMM-академии Rocket. Позже, когда увлекся и стал активно заниматься этим делом, они позвали меня курировать один из их курсов. Потом я стал вести их постоянно, проводить курсы и мастер-классы, а теперь занимаюсь SMM в академии Rocket и являюсь одним из ее лиц.

Свое собственное агентство, которое и отвечало за SMM бренда «Славная», у Яна появилось тоже случайно.

– Вместе с приятелем мы делали несколько проектов, и однажды я понял, что нам нужен дополнительный сотрудник. Мы сняли офис, наняли человека, а потом неожиданно появились еще сотрудники и еще клиенты – и так получилось агентство.

Изначально мы взяли людей, чтобы просто разобраться с собственными проектами, но появились более крупные клиентские, а сейчас мы и вовсе вышли на тот уровень, когда начинаем составлять конкуренцию крупным digital-агентствам и вместе с ними влияем на развитие рынка. Но такой задачи изначально у нас не стояло – все вышло само собой.


почему все так взялись за SMM

SMM – определенно очень востребованная тема. Но не панацея, следует это понимать. Рулит омниканальность, интеграция каналов, возможность общаться с потребителем там, где ему удобно. Что касается маркетинга в социальных медиа, лет пять назад людям еще приходилось доказывать, что это работает, но сегодня сомневающихся остается все меньше и меньше – динозавры вымирают. Те, кто полезли в эту сферу самыми первыми, теперь получают хорошие результаты – и хорошие деньги.

Однако сейчас далеко не пик развития SMM: мы только на подъемном этапе. Именно поэтому «эсэмэмщиков» сейчас так много, как будто они размножаются почкованием. Это одновременно и хорошо, поскольку рынок расширяется, и плохо, потому что из-за нехватки общемаркетинговой базы такие игроки его сильно портят.

Перспективно ли это? На самом деле сейчас вообще непонятно, что есть и что будет перспективно в ближайшем будущем. Наверное, около 30% нынешней молодежи работает на тех должностях, которых в принципе не существовало несколько лет назад. Мои родители, к примеру, до сих пор не особо понимают, чем я занимаюсь.

Я считаю, что нет перспективных профессий, есть, скорее, перспективные знания. Одни виды деятельности пропадают, другие появляются, и цепляться за какую-то определенную профессию, на мой взгляд, довольно глупо.

КАК ПОСТРОИТЬ РАБОТУ SММ-АГЕНТСТВА

Да, в SMM сегодня большая конкуренция – потому что сейчас этим занимается каждый школьник. Кажется, что сложного в том, чтобы сделать пост? Да и зачем его делать самостоятельно, если можно скопировать из другого паблика и вставить в свой? Какая разница?

А разница огромная: урезается охват, падает вся статистика. Поэтому в крутом, качественном SMM конкуренция очень маленькая. За 5000 долларов будут работать человека 3, за 1000 – человек 20, а за 100 можно найти бессчетное количество людей, которые далеки от профессионализма.

Но фишка в том, что такой профессии, как «эсэмэмщик», просто нет – это слишком общо. Если человек утверждает, что умеет все, то вряд ли он делает это хорошо. В принципе, я могу заявить, что хорошо разбираюсь в данной сфере, но при этом я не занимаюсь настройкой рекламных кампаний и не пишу тексты – зато знаю, что неплох в стратегии.

Именно поэтому в нашем агентстве этакая мануфактура: копирайтер пишет тексты для постов, дизайнер готовит для них визуалы, медийщик настраивает рекламу, проектный менеджер всем этим руководит – и в комплексе с другими дополнительными направлениями это все и создает SMM.

Изначально мы тоже строили свою работу не совсем правильно: у нас были люди, которые занимались всем, и если человек брал проект, то делал по нему все. А потом мы пришли к выводу, что каждому лучше качественно выполнять определенную часть работы, чем распыляться. Хотя я знаю некоторых людей, которые и в одиночку справляются с проектами просто превосходно, – тут нет какой-то единой правильной схемы действий, все зависит от компетентности конкретного человека и от задач проекта.

А еще от его масштабов: с продвижением бренда авто один человек явно не справится, а вот если заказчик – барбершоп, то намного логичнее нанять человека, который будет прямо там вариться, общаться и транслировать происходящее в социальных сетях.

Тут важно понять, что SMM – это не инструмент. Это площадка со своей спецификой с огромным количеством возможностей, инструментов и специалистов.


КАК  СТАТЬ SMM-СПЕЦИАЛИСТОМ

По образованию я педагог. Влад – второй учредитель нашего агентства – транспортный логист. А на нас работают люди, которые оканчивали вузы по специальности «маркетолог», что, по сути, и подразумевает SMM. Это я к тому, что образование не так важно – важны личностные характеристики.

Но только этого все равно не хватит: маркетингу в социальных медиа нужно учиться, хоть и немногие это понимают. В большом количестве компаний сегодня ответственным за SMM делают любого человека, мало-мальски разбирающегося в компьютерах, со словами: «Ну, ты же сидишь в этих ваших социальных сетях». А потом начинаются фразы из разряда «как хреново работают ваши социальные сети». А работают они хреново, потому что человек, который их ведет, просто не понимает, что это такое.

Помимо технической составляющей и опыта должно быть еще и понимание того, как это действует: зачем люди что-то покупают, как с ними общаться. Ведь SMM – это не какие-то топорные слоганы и картинки.

Можно ли этому обучиться самостоятельно? Возможно. В интернете есть всевозможные курсы, но вопрос в том, какого они качества, если их предоставляют бесплатно.

Я знаю два действенных способа стать хорошим специалистом в SMM: первый – бесплатный, второй – простой.

Бесплатно можно пойти на стажировку в какое-то агентство (а стажеров, как правило, берут все) и вникать, помогать, вариться в этой кухне. А можно пойти на платное обучение, где тебе все разложат по полочкам и предоставят возможность практиковаться на каком-то клиенте, если у тебя его пока нет.

К нам в агентство приходят стажироваться люди не старше 25 лет, хотя у меня достаточно знакомых специалистов, которым под 30. Такие, несмотря на свою немногочисленность, есть в SMM, но они действуют не таким образом, как ребята помоложе. Не берусь утверждать, но тут реально сказывается разница поколений X, Y и Z.

Если с возрастом еще и есть какая-то тенденция, то с гендерными пропорциями в нашей сфере все проще: тут хватает представителей обоих полов. Разве что иногда я сталкиваюсь с каким-то половым разграничением по специальностям: заметил, что дизайнеры и таргетологи у нас, как правило, парни, копирайтеры и проект-менеджеры – девушки. Хотя, конечно, это никакое не правило – просто в этом проявляются личностные качества и предпочтения.

 

ХАЙП СО «СЛАВНОЙ»: КАКИМИ ОКАЗАЛИСЬ ИТОГИ

Мы периодически слышим, как наш кейс сравнивают с Mark Formelle и называют это одним из самых громких событий в социальных сетях за последнее время. И не просто так: по сути, «Славная» получила больше полутора миллиона охвата при практически нулевом бюджете благодаря одному провокационному «вбросу». Да, на тот момент репутация нашего агентства пострадала, но мы были согласны с этим и не готовили никаких разоблачающих заявлений – репутация клиента для нас важнее. Но сейчас мы снова поднимаем этот вопрос, поскольку заказчик в конечном итоге не оценил наш вклад в рост «Славной».

Неудачи бывают у каждого. Вопрос в том, что ты делаешь дальше: можно негодовать и трусливо пытаться спихнуть свою вину на кого-то, а можно сделать выводы и больше такого не допускать.

Ситуация со «Славной» нас многому научила: этот опыт помог нам значительно оптимизировать процессы, связанные как со взаимодействием с клиентом, так и с производством. Просто надо понимать, что какие-то крупные ошибки – это зачастую просто скопление множества мелких проколов. Но я не знаю, как можно их не делать. Без этого, наверное, не бывает ни в одной работе – все мы люди. Но в нашей важнее всего понимать, что вы с клиентом – одна команда с общими целями и задачами. Когда нет доверия и вовлечения с обеих сторон, вряд ли конечный результат будет хорошим.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: из личного архива героя.

Еще по этой теме:
Бренд «Славная» извинился за свою скандальную рекламу
«Думайте о чистом». «Славная» ответила на критику своей рекламы
Как одеваются мусульманка, православная христианка и иудейка – и почему именно так
поделиться