На месте пустырей не панельки, а сады. 5 кейсов по улучшению города, которые срочно нужно повторить в Минске

На месте пустырей не панельки, а сады. 5 кейсов по улучшению города, которые срочно нужно повторить в Ми...
Более 8 тысяч городов в мире, в том числе 30 белорусских, подписали «Соглашение мэров» и стараются самостоятельно решать вопросы энергетики и энергоэффективности. Минска в их числе пока нет – а зря.

Более 8 тысяч городов в мире, в том числе 30 белорусских, подписали «Соглашение мэров» и стараются самостоятельно решать вопросы энергетики и энергоэффективности. Минска в их числе пока нет – а зря.

Что такое «Соглашение мэров»?  

Именно города больше всего выбрасывают углекислый газ в атмосферу. Значит, должны быть ответственными за это и как-то решать проблему. «Соглашение мэров» как раз об этом. Инициатива ЕС объединяет местные, региональные и национальные органы власти для того, чтобы сокращать вредные выбросы в атмосферу и улучшать качество жизни горожан. Эта инициатива абсолютно добровольная. Уже 8 тысяч городов по всему миру присоединились к ней и разрабатывают свои Планы действий по устойчивому энергетическому развитию и климату, реализовывают их.


Как в Загребе решили проблему с загрязненным воздухом


Проблема. Загреб, как и Минск, может похвастаться своей сетью общественного транспорта. Кроме того, столица Хорватии – отличный пример того, как с помощью одного проекта можно решить сразу две задачи: уменьшить выбросы углекислого газа и пересадить заядлых автомобилистов на общественный транспорт.

Проект «Диалог по мобильности в Загребе»: повышение эффективности общественного транспорта в столице Хорватии.

Как? В 2014 году мэрия Загреба подписала Соглашение мэров. Вскоре автобусный парк – 160 машин – был полностью заменен на транспорт с чистым видом топлива и энергосберегающими системами. Город купил 100 низкопольных автобусов на биодизеле и 60 автобусов, которые работают на сжатом природном газе. 

Весь общественный транспорт оборудовали кондиционерами воздуха, видеонаблюдением и тревожными кнопками. 70 новых низкопольных трамваев начали ходить по столице, за счет чего сокращались автомобильные выбросы и улучшилось качество воздуха.

Что получилось. Сегодня общественный транспорт Загреба стал безопаснее и уже является прямой альтернативой частным автомобилям – общее пользование общественным транспортом с 2014 года увеличилось с 1,5 до 2 миллионов поездок в день.

Кроме того, в городе установили детекторы, которые собирают информацию о дорожном движении на ключевых точках транспортных сообщений города.

После подписания «Соглашения мэров» к обсуждению транспортной стратегии присоединились жители Загреба. Организаторы проекта и власти города были максимально открыты и хотели услышать мнение всех жителей, для этого даже организовывали встречи в домах престарелых.


Как Лиссабон превращается в один большой сад и спасает людей от бедности


Проблема: жители и власти Лиссабона в какой-то момент поняли, что город превращается в одну заброшенную стройку. Что делать?

Проект: Сады в городе: обновление городского пространства Лиссабона.

Как? 107,23 гектара городской территории было отдано для реализации экологической инициативы. Большинство этих территорий – заброшенные стройки, которые долгое время просто никого не интересовали. Но благодаря проекту на их месте появляются настоящие сады.

Местные власти делят эти территории на два типа: крупные отдаются для социального использования, обеспечивая жизнь тем, кто их обрабатывает и ухаживает за ними. Ведь большинство владельцев таких садов – люди с финансовыми трудностями. И иногда они не могут элементарно купить продукты питания.

Меньшие по территории участки отводятся для рекреационных и образовательных целей учебным заведениям и научным центрам.

Что получилось. Уже 11 садов Лиссабона благополучно растут и ежесезонно приносят урожай. Обустройство еще 7 садов запланировано – осталось только найти необходимые земли для их посадки. Проект приносит сплошные плюсы: и дышится легче, и бедности меньше, и фермерские продукты растут прямо в городе.


Как лес Италии спасает от наводнений


Проблема: пока белорусские активисты борются с вырубкой деревьев, Изола-Вичентина, одна из коммун в Италии, разрабатывает и реализует реальную стратегию по сохранению лесистых и зеленых зон. А все началось с того, что этот небольшой итальянский городок в несколько тысяч человек после сильных дождей нещадно затапливался.

Проект: Сохранение лесистых и зеленых зон.

Как? С момента подписания Соглашения мэров в 2014 году Изола-Вичентина составила свой план управления водными ресурсами для смягчения последствий частых наводнений. Местные органы городского управления создали пилотную зону в 10 гектаров, где не проводилось строительство новых домов, не велась хозяйственная деятельность. Вместо этого горожане сохраняли натуральную лесистость и создавали зеленые зоны. И результат оказался впечатляющим: общая эрозия и истощение почвы в городе снизились на 41%.

Что получилось. Результаты проекта активно применяются на практике: используются при ведении сельского хозяйства и домашних работ. После реализации проекта горожане стали инициировать обучение энергоэффективному ведению сельскохозяйственной деятельности, к обучению подключаются и местные промышленные предприятия.


Как Полоцк меняет освещение и улучшает экологию


Проблема. Полоцк подписал Соглашение мэров в 2011 году и уже 6 лет активно работает над внедрением технологий, которые помогут сократить выбросы СОи улучшить общее экологическое состояние в городе.

Проект: «ГорСвет: энергоэффективная модернизация уличного освещения в Полоцке».

Как? Сегодня проект «ГорСвет» находится на этапе закупки оборудования. В Полоцке буквально через несколько месяцев пройдет масштабная модернизация уличного освещения: на 16 улицах города, а это почти весь центр города и основные магистрали, произойдет смена старого энергозатратного оборудования на энергоэффективные лампы – как светодиодные, так и работающие на энергии солнца и ветра. На 43 объектах города – жилых домах, зданиях администрации и учебных заведениях, памятниках и мостах – установят новую декоративную подсветку.

Что получится: Казалось бы, смена уличного освещения. Но именно это поможет снизить выбросы углекислого газа более чем на 750 тонн в год. Кроме того, в Полоцке начали проводить специальный фестиваль «Дни энергии», во время которого жители города максимально погружаются в тему энергосбережения и «зеленой экономики». Такие фестивали проходят ежегодно по всей Европе, и жители Полоцка поддержали идею сделать это и своей ежегодной традицией. Кстати, ребята-организаторы в следующем году собираются провести настоящий Фестиваль света в городе.


Как котельные на соломе сделают Браславский район климатически нейтральным


Проблема. Браславский муниципалитет может стать экологически образцовым в Беларуси. Эксперты-экологи говорят, что для этого у него есть все шансы. Ведь в регионе нет крупных промышленных предприятий и сельскохозяйственных комбинатов, и нулевого уровня выбросов парниковых газов можно достичь уже к 2030 году. 

Проект: Браславский район: первый климатически нейтральный муниципалитет в Беларуси.

Как? Прежде чем стать подписантами Соглашения мэров, местные жители провели экологический аудит, а позже составили план будущих действий. Чтобы к 2030 году сократить выбросы CO2  до нуля, уже сейчас местные коммунальные службы ограничивают использование торфа для отопления и заменяют его соломой. Проблема энергонеэффективных построек советских времен также решается: устанавливаются солнечные батареи, теплообменники, датчики звука и движения.

Что получится. К 2020 году Браславский регион планирует сократить выбросы углекислого газа на 20%. А еще через 10 лет – стать самым экологичным регионом Беларуси. Использование возобновляемых источников энергии, продвижение идей энергоэффективности, экспертная и финансовая поддержка программы Европейского союза «Соглашение мэров» только ускорит процесс.

Инициатива «Соглашение мэров по климату и энергии» финансируется Европейским союзом в рамках инициативы EU4Energy. Структурой поддержки «Соглашения мэров» в Беларуси является Местный фонд содействия развитию международного диалога и сотрудничества «Интеракция».

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: Николай Крылов, vitebsk.greenbelarus.info, wikimedia commons, theculturetrip.com, coralezumelesse.it.

Еще по этой теме:
Было и стало: как изменились знаковые места Минска на панорамах «Яндекса» за три года
«Такого в тюрьмах еще не было!» Как один актер изменил жизнь 70 осужденных женщин
Оказывается, минчане в буквальном смысле боялись гулять по Октябрьской площади. 7 неизвестных фактов из книги немецкого урбаниста
поделиться