«Сработала идеологическая молния: чик – и ничего нет». Почему закрыли культовое место на Фабрициуса «Сталоўка XYZ»?

«Сработала идеологическая молния: чик – и ничего нет». Почему закрыли культовое место на Фабрициуса «Ста...
Просуществовав почти два года, альтернативное арт-пространство «Сталоўка XYZ» было закрыто. В апреле Ана Лок, арт-директорка пространства, узнала о том, что накануне квир-фестиваля их просят временно освободить помещение. Спустя 4 месяца стало понятно, что пространство закрыто навсегда. Сегодня мы пытаемся разобраться, как это произошло.

Просуществовав почти два года, альтернативное арт-пространство «Сталоўка XYZ» было закрыто. В апреле Ана Лок, арт-директорка пространства, узнала о том, что накануне квир-фестиваля их просят временно освободить помещение. Спустя 4 месяца стало понятно, что пространство закрыто навсегда. Сегодня мы пытаемся разобраться, как это произошло.

Два года назад многие пророчили улице Фабрициуса новую жизнь, ведь в здание завода «Калибр» к уже существующему хабу Imaguru прямо в пространство советской столовой перебрался бар «ДК». А вместе с ним появилось и новое галерейное пространство «Сталоўка XYZ». В баре организовывали тусовки и серию альтернативных вечеринок, которые были направлены на снижение уровня дискриминации в обществе.

Свобода заключалась не только в квир-тусовке, но и в том, что играть звали как профессиональных диджеев, так и друзей, чьи музыкальные вкусы были близки бару. Вся эта движуха начиналась еще на Толбухина, в старом баре «ДК».

Потихоньку Фабрициуса из улицы, которую многие знали как стартаповую и айтишную, начала превращаться в тусовочную а-ля Октябрьская, но при этом напрямую связанную с актуальным искусством.

«Извините, нам позвонили. Выставки не будет»

Сейчас Ана Лок организовывает выставку «Оборотень» в новом ZAL#2 на Козлова, 3

Тогда, два года назад, Ана Лок, арт-менеджерка, кураторка и соорганизаторка квир-фестиваля DOTYK, стала еще и соосновательницей бара «ДК». Ей и пришла в голову идея создать из старой советской столовой новую арт-площадку «Сталоўка XYZ».

– Мы искали новое место и нашли только что закрывшуюся столовую завода «Калибр», где еще пахло котлетами и свежей выпечкой. Можно сказать, что место само нас выбрало. На тот момент я курировала выставку известного эстонского художника Януса Самма, участника Венецианского биеннале. Выставка была посвящена трем художественным исследованиям Януса: гомосексуалам в советской Эстонии – теме, которую художник исследовал с 2007 года; граффити в городском пространстве и комиксам.

Но в день монтажа в Центре национального современного искусства, где планировалась выставка, директор вышла и сказала: «Извините, нам позвонили. Выставки не будет». Мы быстро начали искать новое помещение, и Янусу очень понравилось пространство советской столовой – оно хорошо перекликалось с его темами. Так выставка Януса стала первой в пространстве «Сталоўка XYZ».

Ане хотелось наполнить пространство старой советской столовой новыми смыслами. Она планировала сделать многофункциональное пространство, которое по своему формату все так же останется столовой с ее коваными решетками и футуристичными лампами. Правда, кормить здесь собирались современным искусством.

– Я мечтала оживить это место и развить под критическую площадку, которая будет связана с актуальным искусством и социальными движениями.

Первоначально идея была в том, что я занимаюсь культурной частью, а ребята из бара – бизнесом, но это не сработало. Разговоры о том, что актуальное искусство и бизнес не могут сосуществовать, начались очень быстро. Так стремительно закончилось сотрудничество с баром – и «Сталоўка XYZ» заработала самостоятельно.

«У школьников давно не было таких внеклассных занятий»

Почти два года пространство «Сталоўка XYZ» использовалось для разных событий: там были выставки, куда приходили со школьными экскурсиями, вечеринки, фестивали и даже презентация первого печатного белорусского журнала о гендере и сексуальности Makeout.  

– «Сталоўка XYZ» – это социальный проект, хотя вход был платным, 5 руб. Во-первых, по-другому никак, ведь мы негосударственный культурный проект. А во-вторых, нам хотелось, чтобы зрители участвовали в развитии этого пространства и учились ценить культуру. 

– Прошлой осенью в «Сталоўцы XYZ» мы провели выставку Сергея Кирющенко, художника и автора идеи создания подлинного музея современного искусства Беларуси. 

Толчком для создания его проекта «Воспитывать новые вкусы» послужило, с одной стороны, пространство бывшей столовой, а с другой – советская книга «Кулинария», изданная в 1955 году, наиболее респектабельная из серии, издававшейся после окончания Второй мировой войны в СССР.

Книга, которая в то время имела абсолютно сакральное значение для советских домохозяек, была также недостижимым идеалом в реальной, достаточно бедной и очень однообразной, а временами даже страшной и трагической жизни.

И вдруг на эту выставку записалось несколько школьных экскурсий. По реакции было видно: для подростков 7-8-х классов выставка, как и само пространство, была открытием. Уверена, у них уже давно не было таких интересных «внеклассных занятий».

Знаний о современном искусстве, а возможно и классическом, у школьников не было никаких. И, как я поняла со слов учителей, на тот момент на уроках искусства они изучали обряды.

А зимой состоялась выставка фотографий Александры Кононченко «Экспедиция. Фламенко». 

Фотовыставка – результат двухлетнего фотографического исследования современного пространства существования танца, его форм и исполнителей в Испании, Австрии, Великобритании, России, Польше и Беларуси. В серию вошли фотографии, в которых фламенко – танец вопреки, вызов внутренней природной страсти диссонирующей среде: примитивным интерьерам репетиционных «помещений», хранящих атрибуты чужих культур, или дешевым пластиковым аксессуарам, сопровождающим феерию.

Альтернативная площадка на Фабрициуса была открыта для разных событий: фримаркеты, фестивали и даже флэшмобы. Один из них – One Billion Rising

Каждый год в День всех влюбленных миллионы людей, неравнодушных к проблеме гендерного насилия, участвуют во всемирном танцевальном флэшмобе One Billion Rising. «Сталоўка XYZ» не стала исключением и 14 февраля звала всех неравнодушных на тренировку, чтобы выучить танец и станцевать со всем миром против насилия.

«В этом году фестиваль совпал с православной Пасхой»

А потом одним апрельским утром 2018 года лента фейсбука взорвалась: Ана Лок была вынуждена подписать акт завода о несоответствии помещения «Сталоўкі XYZ» пожарной безопасности за день до начала фестиваля DOTYK. Никто не понимал, что происходит, ведь в Минск приехали зарубежные спикеры из известных университетов.

В ленте все обсуждали анонимное письмо от «православных христиан Могилева», которое опубликовала небезызвестная газета «Вечерний Могилев». В письме анонимные христиане Могилева требовали отменить проведение фестиваля DOTYK в Минске, ведь «на Великую Субботу на 23:00 запланирована гей-вечеринка “Да всё сейчас #2” – этакое “всенощное бдение” извращенцев». Свое письмо они направили в «различные государственные ведомства, министерства и архиереям Белорусской православной церкви».

В этом бывшем конференц-зале Дворца искусств сейчас проходит выставка Настасьи Колас «Оборотень». Вход бесплатный.

– Программа DOTYK традиционно состояла из выставки и образовательных событий – семинаров и лекций, которые должны были нон-стопом идти несколько дней. Завершалось все это вечеринкой, где участники и спикеры могли бы весело провести время.

Но оказалось, что в этом году наш фестиваль совпал с православной Пасхой, о которой мы даже не подозревали. Мы живем в светском государстве, где нет такой религиозной активности, а церковные праздники не являются общегосударственными.

И, понятное дело, фестиваль готовился минимум за полгода, а выбирая даты, мы ориентировались исключительно на международных спикеров из Оксфорда. Событие планировалось камерным, ведь это, скорее, научпоп-конференция об истории, где стояло возрастное ограничение 18+.

Но за день до мероприятия пришла мониторинговая комиссия и выявила ряд нарушений: отсутствие пожарной автоматики и горячей воды. На основании этого завод предложил нам подписать акт о недопуске. Я подписала, хотя и с припиской: считаю, что данный акт больше связан с темой фестиваля.

«Сработала политическая и идеологическая молния: чик – и ничего нет»

Акт о недопуске завода после внезапно нагрянувшей комиссии вызывал лишь вопросы: почему завод «Калибр» сдал в аренду помещение с такими нарушениями? почему предыдущие многочисленные проверки не выявляли этих нарушений? и почему администрация завода «Калибр» почти 4 месяца не давала ответ, готов ли завод устранить нарушения, выявленные комиссией, или следует искать новую локацию?

– Когда пространство закрыли, на повестке был лишь один вопрос: как в таких условиях провести фестиваль-конференцию? И мы бросили все силы на его решение. По этой причине мы не давали комментарии в СМИ, не общались с медиа. И у нас получилось: пусть фестиваль не был таким же праздничным, но мы провели все лекции и семинары – правда, в еще более камерном формате.

– Самое забавное во всей ситуации – это тайминг событий. Через него прослеживается, как работает вся система. Комиссия пришла в два часа дня, а в шесть вечера, когда завод фактически уже закрыт, администрация завода реагирует на письмо комиссии и вызывают меня, прося подписать акт о недопуске.

Хотя обычно есть правила, установлены сроки в три дня, есть процедуры. Но в нашем случае сработала политическая и идеологическая молния: чик – и ничего нет.

Спустя какое-то время Ана с другими организаторами фестиваля сделали пресс-конференцию, где объяснили, что случилось и почему «Сталоўка XYZ» закрыта. Сегодня принято решение: следующий V фестиваль DOTYK пройдет в формате биеннале. Организаторы хотят перезагрузиться и посмотреть на дальнейшее развитие ситуации в целом.

«Каким бы коммуникабельным ты ни был, все равно останешься в минусе»

Сегодня бывшее пространство «Сталоўкі XYZ» открыто. Пустующие залы все еще напоминают советскую столовую, хотя от новых смыслов, которыми Ана Лок наполняла это пространство, уже никуда не денешься. Это место уже вписано в историю Минска как альтернативная площадка для современного искусства. 

В последний раз мы были здесь на (не) выставке Сергея Шабохина, которая должна была открыться 18 апреля. Выставка была посвящена практикам подчинения, но, так как пространство закрыли, экспонаты остались внутри, а замок – снаружи. Сегодня мы вернулись туда с Аней, чтобы сделать последние фотографии на память…

– Задумываясь о пройденном этапе, я понимаю, что сейчас как арт-директорка альтернативного пространства я бы по-другому выстраивала свою работу. Ведь когда нет госфинансирования, ты просто вынужден сам выполнять роль завхоза, хотя вместе с тем обязан работать над содержанием. Но это физически невозможно – нет столько часов в сутках.

Теперь я точно понимаю, что больше не хочу работать с госсобственностью, ведь, каким бы коммуникабельным ты ни был, все равно останешься в минусе. К тому же не очень понятны правила игры, потому что сталкиваешься с такими паузами и ожиданием, когда никто из администрации не хочет брать на себя ответственность. Думаю, с ними можно работать лишь в одном случае: если у тебя куча денег и ты готов оплачивать простои в 4 месяца.

Мне безумно жалко расставаться с этой советской столовой, потому что в это место вложено много усилий. К тому же, пока мы были в режиме ожидания ответа от администрации завода, оставалась надежда, что «Сталоўка XYZ» снова откроется. И мы планировали выставки, но ничего не вышло, и последнюю пришлось перенести в другое пространство.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: CityDog.by.

Еще по этой теме:
Организаторы DOTYK рассказали, кто и как сорвал их ивент
Про честность, открытость и уязвимость. Вышел в свет квир-календарь с авторскими рисунками и важными датами для ЛГБТ
поделиться