«В Европе меньше проектов и больше денег». Айтишники о том, где найти деньги на стартап

«В Европе меньше проектов и больше денег». Айтишники о том, где найти деньги на стартап
28 марта вступил в силу «Декрет о ПВТ 2.0». По этому поводу CityDog.by узнал у опытных айтишников, что  делать, чтобы получить финансирование для своего стартапа.

28 марта вступил в силу «Декрет о ПВТ 2.0». По этому поводу CityDog.by узнал у опытных айтишников, что  делать, чтобы получить финансирование для своего стартапа.


ДЕНИС ЛАЗАРЕНКОВ
cооснователь,
CEO в Smartsub

«ЛИБО ТРАТИШЬ НА ЭТО СВОИ ДЕНЬГИ, ЛИБО ИЩЕШЬ АКСЕЛЕРАТОРЫ»

– На начальном этапе желательно получить деньги, чтобы спокойно три-четыре месяца поработать над проектом. Тут два варианта: либо тратишь собственные деньги, либо ищешь акселераторы, которые предлагают 20–30 тысяч долларов. За участие, как правило, ничего платить не надо. Обычно акселераторы забирают 3–7% бизнеса.

Так как у большинства стартаперов денег нет либо они не хотят их тратить, начинается чехарда со вступлением в акселераторы. Например, Smartsub написал умного бота для создания контекстной рекламы, прошел хакатоны в Гродно и в Минске, но нигде не получил денег. Поработали еще месяца четыре и решили пробиваться в акселераторы.

Их можно найти на f6s.com – крупнейшая площадка для стартаперов. Подать заявку – заполнить форму и описать проект: кто основатели, какой опыт, объем рынка и тому подобное.

Нет никаких ограничений в количестве поданных заявок. Так, мы написали 25 акселераторам, из них заинтересовали пять. А до этапа приглашения на участие в отборе мы дошли в двух – в Праге и в Риге.
 


Акселераторы делятся по весу и уровню. Тройка крупнейших акселераторов живет в Сан-Франциско: Y Combinator, Techstars, 500 Startups. Они дают от ста тысяч долларов. Если попасть туда, то за тобой априори наблюдают инвесторы и фонды. В итоге стартапы получают миллионные инвестиции. Правда, попасть в эти акселераторы почти нереально – серьезные условия.


«ДЛЯ СТАРТАПОВ АКСЕЛЕРАТОР – ЭТО УСКОРИТЕЛЬ ЗНАКОМСТВА С ИНВЕСТОРАМИ»

Акселераторы уровнем пониже – например, в Праге – вкладывают в новые проекты по 20–30 тысяч долларов.

Без понимания, чего ты хочешь от проекта, в акселераторе делать нечего. Инвесторы вкладывают в независимые от донорских вложений проекты – в такие, которые уже наметили план и цели и от ста тысяч долларов направление развития не поменяют.

Для стартапов акселератор превращается в ускоритель знакомства с инвесторами. CEO за акселерационную программу встречаются с 40–50 заинтересованными бизнес-ангелами, которые готовы дать денег.

Так стартап собирает инвестиционный пул и закрывает его на, например, 200 тысячах долларов. Этого хватает на год спокойной работы с хорошим маркетингом проекта.

Разница между бизнес-ангелами и фондами заключается в сумме инвестиций: первые дают 50–100 тысяч долларов, вторые – 200 000 – 5 000 000 долларов.
 


«В ЕВРОПЕ МЕНЬШЕ СТАРТАПОВ И БОЛЬШЕ ДЕНЕГ»

Белорусам лучше регистрироваться в Европе. Если компания зарегистрирована здесь, то ни ангелы, ни фонды не вкладывают деньги – слишком много рисков и нет гарантий.

В Беларуси же стартаперам стоит участвовать в хакатонах, которые организовывают местные фонды. Например, Haxus. Но Haxus премирует только три команды, а остальным не достается ничего. В Беларуси мы, например, денег не нашли. В Европе с этим проще. Там меньше стартапов и больше денег.

 


АНДРЕЙ АВСИЕВИЧ
сооснователь инвестиционной компании 
Bulba Ventures

«ТРЕБОВАНИЯ У ИНОСТРАННЫХ И БЕЛОРУССКИХ ИНВЕСТОРОВ СХОЖИ»

– Стартапам нужны не деньги, а качественная идея и, что очень важно, traction – усердная методичная реализация идеи имеющимися силами и ресурсами. Таких инвесторы сами ищут.

Основателям стартапов нужно вкладывать значительную часть своей жизни в проект. Начиная с «малого», нужно участвовать в хакатонах и валидировать свою идею с менторами и инвесторами. Можно выиграть небольшие средства на доработку продукта, но это куда менее важно, чем советы от менторов. 

Инвесторов ищут через питч-сессии фондов – серии коротких выступлений участников, самостоятельный поиск личных контактов представителей инвесторов и возможности для встречи. При этом требования у иностранных и белорусских инвесторов схожи, но каждый инвестирует в понятные ему юрисдикции.

Многие инвесторы будут ожидать открытия компаний в других юрисдикциях, а тут важно учитывать согласование этого с белорусским законодательством. Ведь рассогласование ведет не только к рискам привлечения к ответственности в Беларуси, но и может существенно осложнить прохождение due diligence – процедуры оценки объекта инвестирования, – когда стартап продают. Вплоть до невозможности.  
 


Зарегистрировать компанию в Европе и работать в Беларуси – тоже не лучший вариант. Работая в Беларуси, лучше сделать отличный продукт в рамках нашего законодательства и завести компанию в ПВТ. ПВТ упрощает и взаимодействие с компаниями-нерезидентами.
 


Декрет «ПВТ 2.0» делает белорусскую юрисдикцию более прогрессивной и, соответственно, привлекательной для иностранных инвесторов. Это развивает экосистему в целом и, конечно, отразится на стартапах.

– Что нужно, чтобы получить инвестиции от Bulba Ventures? На что вы обращаете внимание?

– Мы фокусируемся на проектах в сфере машинного обучения. Нам интересно, когда проект на стыке IT и реального сектора экономики, медицины, здоровья. Но одной идеи для инвестиций недостаточно. Нужна сильная команда, яркие личности основателей и verifiable traction – подтвержденная способность реализовывать идею.

Мы хотим, чтобы проекты, с которыми приходят, говорили: «Это важно, но до сих пор этого никто не сделал, потому что считали, что это невозможно. А мы знаем, как это сделать».

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: ecomhub.lv, из личного архива героев.

Еще по этой теме:
Авиация, документальное кино, пещера в Гималаях. Пять историй о том, куда уходят выгоревшие айтишники
«Накинет на себя упряжку – и гонит рысью». Минский психотерапевт о том, как выгорают айтишники
«Никогда не валяюсь на диване» – айтишники о том, как все успевать
поделиться