«Живая статуя» о буднях у ратуши: «Два часа без движений, два миллиона за костюм и ни грамма алкоголя»

«Живая статуя» о буднях у ратуши: «Два часа без движений, два миллиона за костюм и ни грамма алкоголя»
CityDog.by поговорил с живой статуей, которую можно часто встретить у минской ратуши: о творчестве в гриме, деньгах в чемодане и минчанах в футляре. 

CityDog.by поговорил с живой статуей, которую можно часто встретить у минской ратуши: о творчестве в гриме, деньгах в чемодане и минчанах в футляре. 

Алексей Стукин уже около 15 лет работает «живой статуей». Многие минчане видели его на центральных улицах города. Мы встречаемся с Алексеем у ратуши – здесь его излюбленная площадка для выступлений. Сегодня молодой человек не в костюме – слишком жарко для грима. 


«Я ВЫРОС В ИНТЕЛЛИГЕНТНОЙ СЕМЬЕ» 

– Здесь ваше любимое место выступлений? 

– Чаще всего выступаю у ратуши. Здесь принимают очень тепло, много туристов, да и публика в целом готова к таким развлечениям. К тому же в концертном зале «Верхний город» часто есть своя развлекательная программа, и нам очень выгодно помогать друг другу. Они пускают меня в гримерки, чтобы я мог создать образ. А я в свою очередь дополняю их программы своим присутствием и развлекаю народ. 

Благодаря такому тандему можно и звуковые эффекты создавать, и даже световую установку удалось в прошлом году на «Французских вечерах» задействовать. Так ведь зрелищнее и живее получается. В прошлом году все прошло «на ура», сейчас у ратуши появилось намного больше активностей: поставили сцену, играют джаз, классику, теперь военный ансамбль будет. 

– А почему именно здесь – кажется, у Дворца спорта публики могло быть и больше… 

– Здесь сам собой ведется отсев артистов, которые не вписываются. Гранж или панк – это очень хорошо, но у ратуши они не выглядят органично. Ценители, конечно, и здесь найдутся, но по большей части спровоцируешь негодование. 

Здесь своя особая атмосфера, ведь тут уже есть несколько статичных бронзовых статуй, и мне проще выглядеть органично. Я со своими ретро-костюмами оптимально вписываюсь в контекст места – у меня сразу готовы декорации и не нужно что-то дополнительно выдумывать. 

От самой ратуши я лично люблю уходить вглубь – в маленькие дворики и закоулки. Так как здесь нет жилых зданий, только административные, я никому ничем не помешаю. Помните, как закрыли Карла Маркса, когда артисты стали мешать местным жителям? Вот такого снова я бы не хотел. 

– Что нужно для успешного выступления? 

– Основа – это грим. Поэтому обычно я выступаю в местах, где есть возможность спокойно его нанести. У ратуши меня пускают в гримерки концертного зала. В жару, правда, никто не выступает – грим попросту не выдерживает таких температур. Никакие деньги не заставят артиста выйти в такое пекло – это и себя не уважать, и публику. 

Для того чтобы трюк со статуями сработал, придется продержаться в одном положении довольно долгое время. Иногда можно стоять и два часа, пока люди к тебе не привыкнут и не перестанут замечать. Поэтому приходится выбирать максимально удобные положения. Для этого требуются годы практики, занятия йогой, а также поставленная техника дыхания. Неровный вздох способен моментально выдать даже самую органичную статую. 

– А если пить хочется? 

– Только вода. Даже бокал пива сильно скажется на координации и попросту меня выдаст. Я могу себе позволить немного расслабиться только тогда, когда закончил выступления со статикой. Вот тогда меня можно встретить в каком-нибудь кафе с кружкой пенного. 

Еще один вопрос – это проработка костюма. Даже самый простой обойдется не менее чем в два миллиона рублей. И это самые скромные расценки. Для солидного костюма, который прослужит не один день, придется значительно потратиться. И артисту, конечно, важно, чтобы затраты окупились, поэтому он старается много выступать и ждет от публики соответствующей реакции. А если принять во внимание, что костюмы еще и очень требовательны в вопросах хранения и транспортировки, то суммы получаются внушительными. 

– Как получилось, что вы стали уличным артистом? 

– Моя коммуникабельность постоянно подталкивала к актерству. Я вырос в интеллигентной семье: бабушка – завуч, дедушка – физик. Пока я сам учился в университете, играл в КВН, а потом устроился на киностудию, сейчас снимаю артхаус. Все меня постепенно вело к намеченной цели, которая со временем оформилась в уличный театр. Мне просто нравится общаться, привлекать внимание и выступать. 

– А сколько можно заработать на уличных представлениях? 

– Заработать на таком деле вполне можно, но, скажу честно, каждый раз по-разному. Мне даже сложно сказать, какую сумму я считаю хорошим уловом. Но мне хватает. 

– Даже приблизительной суммы не назовете? 

– Я пересчитывал заработанное пару первых выступлений много лет назад. После этого никогда не интересовался: сколько посчитали нужным, столько и хорошо. Мне же важно не только денежное вознаграждение, но и внимание публики. 

– А реакция всегда только положительная? 

– Мой персонаж никому не мешает – я не громкий, не нахальный, опрятный и никого никак не оскорбляю. Моя задача – вписаться в атмосферу, я никого не заставляю с собой контактировать. Я начинаю представление, только если мной интересуются. Это не попрошайничество, это нормальная философия уличного артиста. Так заведено уже не один десяток лет. 

– Но ведь музыкантов из переходов периодически выгоняют  значит, не все так гладко? 

– Музыкантов в метро гоняют по одной простой причине – очень громко. Ребята стараются, но не понимают, что многим они просто мешают, – отсюда жалобы, вызовы милиции и т. д. Конечно, музыкант не может не шуметь вообще, но в переходах акустика делает свое дело. 

Приди выступать на ратушу – тебе никто и слова не скажет. В общем, дело в уместности. Если все как надо, негатива и проблем никогда не возникнет. 

 

«ДЕНЕГ ТРЕБОВАТЬ НЕ СТАНУ, НО И БАБУЛЬКЕ НЕ ОТДАМ» 

– Однажды я застыл на площади. Проходят мимо девчонки, начинают со мной фотографироваться: на плечи залезли, на коленках посидели. А держаться неподвижным, когда на тебе висят две-три девицы, практически невозможно. Тогда ты делаешь одно-единственное движение – поднимается визг и смех. 

Однажды я так бабушку напугал, которая все ходила вокруг и присматривалась к моему чемоданчику. Выступая, я не требую денег, но и бабульке их просто так не отдам. 

– Минчане в целом – это хорошая публика для артиста? 

В Минске очень тепло принимают, здесь душевные люди. Существует стереотип, что минчане очень серьезные и хмурые, что их трудно расшевелить. На деле – намного проще, чем многих других. Например, значительно сложнее выступать в Витебске – там специфическая публика, которая уже привычна ко всяким действам. В городе много интеллигенции, художников – и они пристально следят за твоей работой, присматриваются к костюму и вообще очень дотошные. Такие зрители собираются вокруг тебя в толпу и просто стоят, никто не сделает первый шаг, чтобы представление началось. 

Аналогичная проблема с публикой в Бресте: зритель искушен подобными зрелищами, поэтому там удивить кого-то бывает сложно. А минчане легко удивляются, здесь много туристов – все готовы к развлечениям. 

– Уличный артист – все еще редкая для Минска профессия? 

– Я активно работаю над тем, чтобы уличных артистов становилось все больше. В каждом городе, где бываю, стараюсь организовать хотя бы небольшую студию «живых статуй».

В Минске, например, со мной уже работают люди. Я надеюсь, что к концу сезона мы сможем поставить у ратуши 5-6 статуй. В дальнейшем планирую провести отдельный фестиваль живых статуй. 

Во всей Беларуси работает всего 14-15 статуй, нам нечего делить между собой – у каждого свой персонаж, свое амплуа и свои зрители. Более того, даже если мы встретимся на одной площадке, мы скорее будет друг другу подыгрывать и всячески сотрудничать – это ведь уникальная возможность сработать в тандеме.

– Знаем, что вы еще и организатор фестиваля Grand Teatro... 

– В целом инициатив у меня много. Я занимался организацией фестиваля Grand Teatro, но в Минске в этом году его провести не разрешили. Было обидно, ведь собрались артисты со всего мира, люди планировали прилететь из Бразилии, например. 

– Каких персонажей вы чаще всего изображаете? 

– Один из любимейших – Золотой режиссер. Режиссура в жизни на каждом углу, мы сами пишем свой собственный сценарий, мы же актеры. Почему он золотой? Персонаж в целом навеян эпохой 1930-х годов, золотой эпохой поп-культуры. Именно тогда начала появляться мода, музыка в том понимании, в котором они привычны для нас сейчас. 

В целом большинство моих героев так или иначе связаны с кино, навеяны кинематографом. У меня есть чародей-иллюзионист, гангстер из американских фильмов, а иногда мой маг может превратиться в вампира. 

– Насколько я знаю, в Минске вы надолго не задерживаетесь – кочующий артист? 

Профессия уличного артиста дает шикарную возможность путешествовать. Если у вас и есть планы, то все может очень быстро поменяться. К примеру, в мае этого года я устроил себе балтийский вояж: Таллинн, Рига, Каунас, Калининград. В планах были Балтийск, Петербург, Псков или Новгород. Но в Калининграде я просто застрял: встретил ребят, которым понравилось мое шоу, и они предложили принять участие в фестивале через две недели. Все это время я готовился, потом поучаствовал в фестивале и помог с организационными вопросами. После всего этого решил, что для одного путешествия более чем достаточно, – сел в самолет и вернулся в Минск.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by, архив героя.

Еще по этой теме:
Самый известный рэпер минского метро: «В Америке люди легкие на подъем»
Самые известные уличные музыканты: «Сегодня хотели забрать в опорку – публика вступилась»
Как выглядят самые известные голоса Минска – из автобуса, метро, вокзала, из velcom и МТС
поделиться