«Бюджет шопинга стартует с отметки в 3500 евро». Стилистка-шопер рассказывает, как войти в профессию и найти «работу мечты»

«Бюджет шопинга стартует с отметки в 3500 евро». Стилистка-шопер рассказывает, как войти в профессию и н...
Журналисты «Про бизнес» встретились с Ольгой Якушевой, которая начала как финансист, а сейчас работает имиджмейкером. 

Журналисты «Про бизнес» встретились с Ольгой Якушевой, которая начала как финансист, а сейчас работает имиджмейкером. 

Как я получила «работу мечты»

– С детства я увлекалась творчеством во всех его проявлениях – начиная с рисования и рукоделия (шитье, вязание спицами и крючком и т.д.) и заканчивая созданием причесок и макияжа куклам.

Позже, в начале 90-х, когда в продаже появились первые глянцевые журналы, я скупала их пачками. Так я развивала свой вкус и исследовала устройство мира моды – от фэшн-дизайнеров и фотографов до моделей и парикмахеров-визажистов.

Уже с 15 лет я мечтала о профессии имиджмейкера, хотя о ней тогда никто не слышал, лишь изредка упоминали на телеканалах, да и то исключительно в англоязычных передачах. На просторах СНГ по факту ее еще не было, равно как и обучения хотя бы в виде курсов.

Поэтому по наставлению родителей в 17 лет я поступила в экономический вуз и выбрала на то время более надежную и хорошо оплачиваемую сферу «финансы и кредит». После окончания вуза поработала в банке меньше года – я поняла, что это абсолютно не то, к чему я стремилась и чем хочу заниматься в жизни. Поэтому уволилась и сразу пошла на свои первые курсы визажа.

Год спустя я вышла на тренера сборной Беларуси по визажу. Наглядно продемонстрировав свои навыки, я попала к ней на обучение в порядке исключения, без изучения базовой программы.

Пришлось изрядно потратиться на новые инструменты и профессиональную косметику (тогда примерно 1400€). Правда, при грамотном подходе в этой профессии расходы отбиваются довольно быстро на тех же свадьбах.

Уже в течение полугода я вернула вложенные деньги. Каждый месяц у меня было стабильно от 3 до 12 клиентов, макияж с прической в моем исполнении стоили на тот момент от 80 до 140 евро. Все зависело от сложности и объема.

Спустя несколько лет работы визажистом я поняла, что этих навыков для дальнейшего развития недостаточно. Решила освоить еще и парикмахерское искусство. ...>

Успешно отучившись на парикмахера, я стала счастливой обладательницей «работы мечты»: можно было трудиться всего 2–5 дней в месяц, а все остальное время посвящать себе, не задумываясь о деньгах. На одной только свадьбе я могла заработать до 700€, делая визаж и прически подружкам и родственникам невесты.

Я делала все сама и могла без перерыва работать 8 часов, начиная подготовку даже ночью. Действовала очень быстро: на тот же макияж уходило не более 15 минут, хотя объем работы был для одного человека огромным. ...>

Рынок парикмахеров-визажистов становился все более перенасыщенным – и на нем жесткий демпинг

Тогда я решила попробовать себя в другом направлении – стала работать как имидж-стилист и шопер. Правда, я до сих пор иногда делаю макияж и укладки на съемках, но просто потому, что мне это нравится. 

Фото из профиля Ольги Якушевой в Facebook. 

На тот момент у меня была цель – создать свое портфолио, а для этого нужно было сотрудничать и общаться с фотографами на одном языке – и я отучилась на курсах фотографии.

В 2008 году я окончила московский вуз, получив новую специальность – «имиджмейкер». Этот термин сами стилисты часто используют, толком не понимая, что же за ним стоит. Имиджмейкер – это прежде всего профессионал с системным подходом: и режиссер образа, и пиарщик, который должен уметь взаимодействовать со специалистами по речи и дефиле, парикмахерами, стилистами и визажистами.

Так, в процессе профессионального становления в бьюти- и фэшн-индустрии я освоила 6 разных профессий: имиджмейкер, имидж-дизайнер, шопер, визажист, парикмахер и фотограф. ...>

В свое обучение я вложила уйму денег. Сейчас трудно посчитать точно – думаю, на них можно было бы купить элитную трехкомнатную квартиру в центре Минска. Но я считаю, что это самые выгодные инвестиции в моей жизни. ...>

Сейчас я называю себя «имидж-стилист», потому что одновременно выступаю и как консультант по имиджу, и как персональный стилист.

Как я изучала конкурентов

Чтобы понять, высока ли конкуренция в этом сегменте, на протяжении полугода я проводила тщательное маркетинговое исследование.

Проанализировав работу почти 460 русскоязычных стилистов по всему миру, я поняла, что своими реальными конкурентами могу считать немногих.

Сейчас очень много демпингующих стилистов, которые только вчера посмотрели YouTube или прошли какие-нибудь курсы «для себя» и после этого решили, что они уже «вошли» в профессию. При этом они не владеют даже ее азами, им не хватает системного образования и экспертизы, которую можно выработать только годами практики и разностороннего обучения. ...>

Фото из профиля Ольги Якушевой в Facebook. 

Само по себе ничего не происходит. Я и сейчас, если не хожу с клиентами по магазинам, часами работаю за компьютером: смотрю фильмы по работе, читаю книги по психологии и маркетингу, пишу статьи и разрабатываю обучающие программы.

Сколько я зарабатываю и трачу

На данный момент мой бизнес функционирует в рамках ИП и включает в себя три направления: школа имиджа и стиля, работа с частными клиентами (консультации, шопинги, ревизии гардероба) и имиджевые съемки (бизнес-портреты для частных и корпоративных клиентов, лукбуки для дизайнеров и других производителей одежды, обуви и аксессуаров). 

Средний чек с клиента полного цикла (консультация, ревизия гардероба, шопинг-сопровождение) сейчас составляет 350–450 евро. Количество клиентов в месяц – от 2 до 7. Плюс ученики. 

Самый большой доход мне приносит работа с частными клиентами, хотя средний чек с каждого ученика в школе гораздо выше.

Я никогда не снижаю стоимость своих услуг, несмотря на демпинг на рынке или на стремительные изменения валютного курса, вместо этого я обучаюсь чему-то новому, и поэтому цена моих услуг, я считаю, обоснована и убедительна. Снижение цен в моей профессии – это путь в никуда.

К слову, во время кризисов 2009, 2011, 2014 годов люди активно тратили накопленные сбережения в рублях, в том числе на одежду и уход за собой, и мой доход резко возрастал.

Правда, это длилось недолго, и моя выручка после резких скачков возвращалась к прежним значениям. Что касается расходов, то как стилист я постоянно трачу деньги на обновление своего гардероба, оплачиваю интернет, сотовую связь, хостинг сайта, домен, взносы в ФСЗН, единый налог и участие в профессиональных мероприятиях.

Сумма расходов варьируется от 100 до 1000 евро в месяц. Офиса у меня нет, но я никогда и не хотела иметь его даже ради престижа. Мне он просто не нужен: я космополит, прекрасно владею английским языком и предпочитаю мобильность. Благодаря интернету могу сотрудничать с клиентами по всему миру (СНГ, США, страны Западной Европы и Ближнего Востока).

Благодаря экономическому образованию я легко справляюсь с ведением бухгалтерии и веду желаемый образ жизни. Иногда шутя представляюсь: «Стилист-финансист. Прибавляю нули к вашим контрактам».

Международную онлайн-школу имиджа и стиля я создала в 2013-м

Для ее открытия мне не понадобилось никаких затрат, за исключением временных – на разработку обучающих материалов.

Прежде чем обучать, я провожу с потенциальным учеником собеседование, уточняю его цели, задачи, смотрю, насколько хорошо мы понимаем друг друга.

Фото из профиля Ольги Якушевой в Facebook. 

Всего в школе 6 обучающих программ («Фэшн&Имидж-стилист», «Имидж-стилист», «Фэшн-стилист», «Сам себе стилист», «Мужской стиль», «Свадебный стилист») различной продолжительности (от 1,5 до 3 месяцев) и стоимостью от 400 до 1000 евро. Это не самое дешевое обучение в Беларуси, но с учетом накопленного опыта, я считаю, эта цена обоснована и разумна.

Накануне каждого урока ученикам высылается электронный конспект лекций по теме занятия для самостоятельного изучения. Я не сторонница классических лекций, суть которых чаще всего сводится к механическому запоминанию и воспроизведению информации.

Поэтому на уроках по скайпу или вайберу мы подробно рассматриваем только вопросы, непонятные каждому конкретному ученику. Это своего рода репетиторство. Запросы учеников всегда уникальны, поэтому я работаю в режиме online и не предлагаю обучение в записи.

Я не гонюсь за «промышленными масштабами» и хочу сохранить дух элитной частной школы, хотя с точки зрения заработка можно было бы выпускать стилистов сотнями, начитывая лекции и растягивая обучение на год, чем отличаются некоторые школы.

Либо организовывать онлайн-марафоны и проводить массовые вебинары. Но для меня гораздо важнее, чтобы мои ученики были готовы к самостоятельной работе, – и здесь индивидуальный подход крайне важен.

Фото из профиля Ольги Якушевой в Facebook. 

Ежегодно у меня обучается 8–12 человек. За время существования школы в ней прошли обучение 32 ученика.

Преподавателей со стороны я не приглашаю только потому, что мое дело – это я сама, мой личный бренд. Без моего непосредственного участия бизнес перестанет быть таковым.

Все обучение проходит дистанционно из любой точки мира и в любое удобное для учеников время. После обучения выдаю сертификат международного образца на двух языках – русском и английском. Дополнительно предлагаю стажировку в Париже и Милане, где я и сама в свое время стажировалась.

Уже 8 лет я занимаюсь шопингом в Милане

И с уверенностью могу заявить, что на сегодня шопинг в Милане – это вполне доступное удовольствие. Если в сезон распродаж (январь-февраль либо июль-август) ехать туда за премиальными брендами, то бюджет шопинга стартует с отметки в 3500 евро.

Таких затрат вполне достаточно, чтобы отбить накладные расходы на поездку, – проверено. Если же мы говорим о масс-маркете, например о брендах Zara, H&M и т.д., то в сезон распродаж вполне хватит 1000 евро для того, чтобы купить два огромных чемодана вещей. В общем, для таких поездок не нужно быть олигархом.

Фото из профиля Ольги Якушевой в Facebook. 

Конечно, Милан – Мекка шопинга, но альтернативой ему могут быть и другие города: Флоренция, Рим и Париж.

Обычно шопинг со стилистом за границей – это выверенный и индивидуальный шопинг-маршрут на 1-2 дня, в среднем по 8 часов в день.

По прилету я обычно сразу веду клиента по выстроенному маршруту – в те магазины, которые соответствуют его целям и бюджету. Такую услугу, как правило, я оказываю дважды за год.

Если клиенты работают со мной в сезон распродаж, то все расходы на перелет и проживание я беру на себя. Ориентировочно это трехзвездочный отель – 50 евро в сутки, авиаперелет из Вильнюса туда-обратно – 120–180 евро.

Если же клиент не хочет привязываться к сезону распродаж, то помимо моего гонорара шопера (50 евро в час) дополнительно оплачивает мое проживание, авиаперелет и текущие накладные расходы.

Перед началом сотрудничества я всегда провожу консультацию, чтобы досконально выяснить потребности и предпочтения клиента, и мы подписываем договор с предоплатой в 50%. Оставшаяся сумма выплачивается по факту на месте.

Также помогаю с подбором одежды и в Беларуси. Среди моих клиентов хватает и «невыездных» граждан: кому-то просто не позволяют финансы, кто-то не готов ехать за границу ради шопинга и т.д.

Но я считаю, что у нас достаточно магазинов и торговых центров, чтобы выглядеть стильно и со вкусом. В Минске при формировании гардероба с нуля или на сезон, например, нужно ориентироваться минимум на 500–1500 евро. ...>

Фото из профиля Ольги Якушевой в Facebook. 

О трудностях и неудачах

Конечно, и в моей биографии были периоды безденежья (когда даже на хлеб не хватало) и полного отсутствия смысла жизни.

И в любимом деле тоже бывают трудности и неприятные ситуации. Особенно в начале карьеры.

Например, однажды мне не оплатили услугу по шопинг-сопровождению, мотивировав это тем, что все деньги уже потрачены на одежду.

Впоследствии я решила эту проблему с помощью детально прописанного договора и предоплаты.

Еще у меня возникали определенные сложности при работе с опытными и известными фотографами. Мы по-разному видели творческий процесс, каждый из нас упорно отстаивал свои взгляды, хотел быть единоличным лидером и, естественно, считал, что достоин большего в материальном смысле.

Сейчас я полностью отвечаю за креатив и приглашаю фотографов для воплощения именно моих задумок, все съемки проходят без каких-либо намеков на конкуренцию, которая очень вредна для совместной работы и конечного результата.

Сталкивалась я и со случаями воровства моих учебных материалов и фотографий. И с клеветой недовольных клиентов и просто завистников. Но на мнение троллей и хейтеров я даже не обращаю внимания: я им, скорее, сочувствую. А чтобы мгновенно пресечь нарушения авторских прав и защитить свою репутацию, я сотрудничаю с адвокатом и юристом.

Фото из профиля Ольги Якушевой в Facebook.  

Среди моих клиентов много программистов, бизнес-леди и успешных предпринимателей

В целом работаю с абсолютно разными людьми. Мужчины в основном обращаются с двумя запросами: с помощью нового образа повысить доходы и подняться по карьерной лестнице. Женщины чаще всего стремятся устроить свою личную жизнь.

Я не вкладываю деньги в рекламу – отлично работает сарафанное радио. Клиенты сами находят меня в интернете либо приходят по рекомендации. Кроме того, их приводит мой сайт. ...>

 

Фото: Татьяна Матусевич (Кочнева).

поделиться