«Посмотрите, это же Дюссельдорф». Где гулять в Минске, если в центре уже надоело, – гид от минчанина-рекламиста

«Посмотрите, это же Дюссельдорф». Где гулять в Минске, если в центре уже надоело, – гид от минчанина-рек...
Зима в Минске выдается не очень: снега нет, грязь есть. А гулять хочется – желательно по новым неизведанным местам. CityDog.by вместе с Timberland и минским рекламистом Дмитрием Вайновским прогулялся по не самому проходимому маршруту.

Зима в Минске выдается не очень: снега нет, грязь есть. А гулять хочется – желательно по новым неизведанным местам. CityDog.by вместе с Timberland и минским рекламистом Дмитрием Вайновским прогулялся по не самому проходимому маршруту.

Дмитрий Вайновский родился в Минске. Последние 20 лет занимается рекламой, путешествует, ведет красивый Instagram и много гуляет пешком. Именно поэтому вместе с Timberland мы попросили его провести нас по неизвестному Минску, где нет «достопримечательностей» и асфальтовых дорожек.

Пролог

– Вот он идет, привычно сгорбившись. Проснувшись рано утром и выкурив сигарету натощак, взял сумки – и на станцию, – Дмитрий сочиняет историю жизни идущего вдоль железнодорожных путей мужчины. 

Утром 31 декабря на улицах Минска немного людей – тут и света-то немного. Только фонари, фары и неоновая вывеска продуктового магазина на первом этаже жилой пятиэтажки. Сейчас 9 утра, до встречи со сгорбившимся мужчиной еще час ходьбы вдоль заводов и Слепянского водохранища, которое недалеко от переулка Козлова градостроители спрятали под землю. Мы начинаем недалеко от «Плошчы Перамогі», а через три часа выйдем на «Аўтазаводскай».

Плейлист для прогулки.

Заводы в центре города

– Есть в Минске интересные и малоизвестные точки, но они разбросаны по всему городу. Собрать их в одну прогулку – не очень хорошая идея. Поэтому я выбрал эту часть города и места, в которые не просто интересно прийти – интересно пройти этот маршрут, – рассказывает Дмитрий.

У нашего медиатора в руке термокружка, которую он кладет в разноцветный рюкзак. Дима снимает капюшон и начинает поход по узкому тротуару в сторону воды. Иногда из-за торчащих машин тротуар становится узким настолько, что нам приходится перестраиваться в цепочку по одному.

– Понятно, что это плановая застройка, – рассказывает Дмитрий, идя впереди нашей небольшой колонны. – В советские время это была действительно плановая промышленная застройка, воодушевленная модернизмом. Потом все, к сожалению, угасло – зато обросло интересными тропками.

Минск появился вокруг предприятий. Строились заводы – строились районы. Поэтому у жилых районов такая же иерархия: управляющий состав, инженерный, рабочий. Но определяющими жизнь эти места, по словам Дмитрия, не стали, поэтому все и угасло.

Интересная тропка уводит нас с асфальтовой дороги на песчаную – мы подходим к не самой маленькой горке, размокшей от воды. Там железная дорога, которая идет вдоль завода. Между ней и расписанными граффити стенами – канал, в этом месте переходящий из наземной в подземную реку.

– Здесь лучше идти по одному, – говорит Дмитрий, и мы опять выстраиваемся в колонну. 

– Дмитрий, а вы часто бывали на заводах?

– Как-то я был на «Коммунарке» по работе, и в отделе маркетинга мне предложили чай. Достали конфеты, конечно же, и поставили чайник-самовар. Пока он кипятился, за окном во дворе кто-то красил небольшой заборчик, которым на «Коммунарке» огражден памятник Ленину. Он красил-красил его в зеленый, а потом и Ленина решил. После этого из соседнего здания вышло около 50 женщин в белых халатах поверх телогреек. Чай, советские конфеты, зеленый Ленин и вот эти 50 колобков. Это сюр, который невозможно придумать и повторить.

– Вы не шутили, когда говорили, что вообще не пьете чай?

– Не шутил. Но на войне как на войне, – улыбается Дмитрий. – Я могу выпить чаю, и со мной ничего не произойдет, но вообще я стараюсь его не пить. Как и другие энергетические напитки. Бывают моменты, когда ты должен взять себя под контроль очень жестко. Вот тогда я от чая точно откажусь.

– Зачем брать себя под контроль?

– Условно говоря, либо ты управляешь телом, либо тело тобой.

– И что происходит, когда ты начинаешь управлять телом?

– На самом деле это разговор про душевные практики. А разговор про душевные практики – большой разговор, – отвечает Дмитрий, давая понять, что мы здесь не для того, чтобы говорить о его ежедневном подъеме в четыре утра и двухчасовой медитации перед работой.

«Надевайте теплую и удобную одежду и обувь», – предупредил Дмитрий накануне прогулки. Предупреждение оказалось полезным, потому что вокруг были лужи и грязь – не по проспекту гуляем все-таки. 

Мы останавливаемся напротив одного из граффити – точнее, это неразборчивая надпись. 

– «Житие»? – пытается прочитать Дмитрий.

– «Жыццё».

– А это что за буква? А-а-а, точно. Это очень хорошо. Особенно здесь, – улыбается Дмитрий и показывает на подъемный кран за стеной завода. – Мне очень нравятся такие невысотные краны.

Такие краны попадались нам на протяжении всего маршрута. Причем цвет у каждого был свой. То ли от завода зависит, то ли от наличия лишней краски на складе.

– А откуда вы узнали об этих местах?

– Я очень много гуляю пешком. Везде и всюду, во всех городах. Это опыт, когда ты знаешь, например, Берлин не по стандартным туристическим маршрутам или достопримечательностям, а по личным местам. Там совершенно другая жизнь. В буквальном смысле слова субкультура в разных проявлениях. Появляется совершенно другое понимание городского пространства.

Посмотрите хотя бы на эту часть города. Она ото всех закрыта и живет своей жизнью. А это ведь центр.

Первая трудность, с которой мы сталкиваемся на нашем не самом объективном маршруте, – как взобраться на крутую размокшую горку к железнодорожным путям. Тропинка прямо возле места, где водохранилище уходит под землю, в грязи и выглядит не очень безопасной, поэтому боком, удерживая равновесие рукой, поднимаемся в гору.

Оказалось, что тропинка безопасна. И, несмотря на грязь, оставшаяся часть нашей компании без проблем забежала на горку именно по ней.

– Где в Минске искать такие непопулярные туристические места? – возвращаемся к разговору о городах.

– На самом деле много где. Практически в каждом районе. Особенно это железнодорожная дуга от Степянки до вокзала и дальше, – говорит Дмитрий, смотря на уходящую под землю воду с небольшой высоты.

«Человек в хорошем костюме в этом городе редкость»

Завод вдоль канала на первый взгляд выглядит лет тридцать как неработающим. В какой-то момент за забором появляется мужчина в спецодежде и провожает нас чуть ли не до конца самого предприятия. Дальше наши перемещения, видимо, должна отслеживать злая собака, предупреждение о которой висело на последней двери в заборе.

– У нас по-прежнему показуха, поэтому самая большая опасность этого мужчины не то, что мы что-то украдем, а то, что мы что-то сфотографируем, – рассказывает Дмитрий.

Я когда-то фотографировал падающую тень на здании. Очень долго выбирал ракурс, потому что город, машины, а сзади кто-то: «Простите, пожалуйста, что вы здесь фотографируете?» Я давно устал объяснять всем, что я здесь фотографирую, поэтому и разговоры такие не люблю.

Повернулся с уже заготовленным ответом «а какая вам разница вообще?» и вижу перед собой человека во вполне нормальном костюме, что в этом городе встретишь редко. Я отвечаю, что фотографирую тень. А он думал, что я фотографирую брошенную рядом со зданием бутылку. Убедившись, что не ее, благополучно развернулся и ушел. Бутылка так и осталась там лежать.

Цвет Минска – красный кирпич

За университетом Сахарова начинаются цеха тракторного завода. Дмитрий, ведя нас по неширокой улице между промышленными зонами, ямы и выбоины на которой превратились в лужи и грязь, рассказывает, что Минск начинали строить в одном цвете – цвете красного кирпича.

В Минске, конечно, грязи не много, но мы ходим не туристическими маршрутами – благо, тимберленды позволяют.

– Это потом уже закончились деньги и желание, – говорит герой, останавливаясь возле одного из зданий тракторного. – Посмотрите, это же Дюссельдорф. Такие же краски, такая же архитектура.

Вокруг по-прежнему никого. Только заводчане из будки бросают не самые одобрительные взгляды на людей, которые выглядят как пришедшие не по делу.

– Плюс таких маршрутов – ты единственный турист. Сюда ходят по делу, здесь не гуляют. Поэтому ты со своим шагом вприпрыжку выглядишь чужаком. На что ты смотришь? Здесь же даже не покрашено. Для вас библиотеку построили, идите туда. А нам интересно здесь, – говорит Дмитрий.

И иностранцам, по словам Дмитрия, тоже. Он ведет блог в инстаграме, в котором сейчас больше 150 постов.

– Это удивительно, но иностранцам наша картинка, связанная с индустриальным дизайном, действительно нравится. А мне нравится ее фотографировать, – говорит Дмитрий, ведя нас узкой извилистой тропой обратно к железной дороге.

Дальше – гаражные кооперативы тракторного, где от местных собак нас спасут местные автолюбители, ТЭЦ с невероятными наземными коммуникациями из труб и «Автаз», возле которого после рабочего дня происходят удивительные вещи.

– Однажды я гулял в парке возле «Автаза» и видел то, на что рабочие даже внимания, наверное, не обращают. Они выходят в парк, разбиваются в группки по три-четыре человека, быстро выпивают и так же быстро расходятся. Представьте эту картину: хоп – и все. И это просто по пути на остановку.

Автозавод заканчивается улицей Челюскинцев и стадионом «Торпедо», вывеска которого напоминает Дмитрию американскую рекламу 60-х, подвешенную в воздухе. У нас она не прижилась, но «Торпедо» до сих пор висит.

В конце, между «Аўтазаводскай» и «Магілёўскай», Дмитрий отводит нас ко вполне себе обычному дому из красного кирпича. Только архитектурное решение территории возле него выглядит не совсем обычно. Подъезды вместе с прилегающей территорией расположены на высоте метров десяти от земли. Все это поддерживается бетонными опорами.

– И на тротуаре никто машины не ставит, – улыбается Дмитрий.

 

 
Монобрендовый магазин Timberland
ТЦ "Замок", Минск, пр-т Победителей, 65
 

   Фото: CityDog.by.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

ООО «Нью класс», УНП 192985074

поделиться