«Маленькие дети не боятся делать ошибки в английском». Почему нам так сложно дается то, что у трехлеток получается автоматически

07.01.2016
Обзоры  
 
25

«Маленькие дети не боятся делать ошибки в английском». Почему нам так сложно дается то, что у трехлеток получается автоматически

Адекватный взгляд
Стоит ли учить английский с трех лет, чем плохи отечественные учебники и почему многие взрослые с таким трудом осваивают язык.
0
0
0

Стоит ли учить английский с трех лет, чем плохи отечественные учебники и почему многие взрослые с таким трудом осваивают язык.

О том, как учить иностранные языки, чтобы при встрече с иностранцем не было мучительно больно, поговорили с основательницей школы английского языка Topbanana Марией Тихомировой.

«ДЕТИ НЕ АНАЛИЗИРУЮТ, КАКИЕ КОНСТРУКЦИИ НАДО ИСПОЛЬЗОВАТЬ»

– У вас на сайте написано, что в Topbanana обучение английскому начинается с трех лет.  Почему вы решили работать с такими маленькими детьми?

– Когда я окончила МГЛУ и решила открывать школу, то хотела сделать курсы для детей. Таких предложений в городе не очень много, и эта ниша относительно свободна. А спрос есть, потому что обучение языку в таком возрасте происходит гораздо легче, свободнее, почти автоматически – достаточно создать для детей правильную языковую среду.

– Как можно заниматься с трехлетками и при этом удерживать их внимание?

– Очень важно найти преподавателя, который влюблен в свою работу и умеет не просто преподавать английский, но и настроить академическую работу с детьми. И у нас такой преподаватель есть.

Конечно, чтобы заниматься с такими маленькими детьми, нужно хорошо понимать детскую психологию и особенности мышления. Например, осознавать, что, когда дети маленькие, их ведущая деятельность – игра, и только играя можно их мотивировать и удерживать их внимание. Поэтому на наши занятия дети не приходят как на занятия: они приходят поиграть, попеть, порисовать – просто все это происходит на английском.

Да, внимание трехлеток еще очень рассредоточено, поэтому длительность занятия 45 минут в группе от 3 до 6 человек, а виды деятельности постоянно меняются.

– Но кажется, что не каждого малыша можно на 45 минут оторвать от мамы?

– Конечно, все дети разные. Поэтому если родители видят, что ребенок увлечен и его можно оставить, то они его смело доверяют преподавателю – хотя мы также поощряем участие самих родителей в процессе. Это правило распространяется на группы от 3 до 9 лет, а потом уже любой ребенок может учиться без участия родителей. Особенно хорошо, когда они хотя бы немножко знают язык. Тогда родители принимают участие в диалогах, играх, рисовании и лепке, а дома они могут продолжить иногда напоминать ребенку слова, выученные на занятиях.

– И все-таки английский в 3 года – это какое-то раннее развитие. Может быть, оно вообще не принесет пользы или, наоборот, вызовет у ребенка перегрузку?

– Нет, так как все занятие проходит в игре, то, по сути, ребенок просто играет в другой языковой среде, но не перенапрягается и не учится в классическом понимании этого слова. Это примерно как занятия в детском саду – дети проводят там целый день, но мы же не считаем, что они перенапрягаются.

Да и психологи говорят, что с полутора до шести лет – самый чувствительный возраст для изучения иностранного языка: дети как будто впитывают его – очень естественно, почти так же, как и родной. А так как абстрактное мышление еще не развито, то дети не анализируют, какие конструкции надо использовать, – они просто запоминают большие объемы иностранного текста и интуитивно его используют. И так без усилий узнают то, что взрослые берут мотивацией и усердием. Ведь с возрастом процесс усвоения ухудшается, и на каждый шаг уходит больше сил. А еще маленькие дети не боятся говорить и делать ошибки, в отличие от подростков и взрослых.

«ТРУДНО ПРЕДСТАВИТЬ СИТУАЦИЮ, В КОТОРОЙ ТАКОЙ АНГЛИЙСКИЙ МОЖНО ПРИМЕНИТЬ»

– Откуда берется страх говорить и делать ошибки у взрослых и детей постарше? Это проблема школьной системы?

– Да, в школьной системе есть проблемы. В последнее время, конечно, там уже начали использовать коммуникативный подход, но часто все еще занимаются по отечественным учебникам и нередко там какой-то формальный академический английский – даже трудно представить реальную ситуацию, в которой его можно применить. Вообще, в школе, особенно раньше, был английский, на котором можно общаться только с учительницей и в каких-то очень искусственных рамках, заданных темой урока.

В том числе поэтому к нам приходят младшие школьники: родители хотят, чтобы у ребенка была системность, чтобы материал подавался последовательно и складывался в общую картинку, чтобы знания были не отрывочными, а  целостными.

А вот старшие подростки уже приходят латать дырочки – обычно к этому времени появляются пробелы в знаниях. Иногда потому, что ребенок что-то запустил, а потом не смог наверстать, а иногда просто потому, что у него что-то конкретное не получается и он не успевает, а у учителя нет времени индивидуально с ним это прорабатывать. В этом возрасте уже приходят попробовать по-другому посмотреть на язык.

– А какие проблемы чаще всего бывают у взрослых, которые приходят на курсы?

– Взрослые чаще, чем дети и подростки, боятся делать ошибки, а значит, почти не говорят. Это сплошь и рядом. Кстати, многие иностранцы могут не обладать таким пассивным, да и активным словарным запасом, как выпускники наших школ, но зато они не боятся говорить, используют то, что знают, и поэтому могут общаться на языке.

Взрослым тоже часто надо научиться любить язык, потому что многие говорят, что вот в школе не учил английский и ужасно его не любил, «потому что англичанка была плохая» и отношения с ней не сложились.

– Как вам кажется, современные школы шагнули вперед в вопросах обучения языку?

– Лицеи и гимназии – однозначно да. Там очень часто у детей хороший уровень языка – вплоть до уровня advanced у выпускников. А вот в обычных школах, где используют отечественные учебники, все не так радужно. Эти учебники и методики очень отличаются – они построены по-другому и, на мой взгляд, часто отрывочно и бессистемно.

– Но подход к обучению все-таки меняется?

– Да, традиционный подход сменяется коммуникативным. А коммуникативный подход заключается в том, что человек может использовать свои познания в языке для разных целей, в разных ситуациях, может выбрать подходящие имеющиеся у него для этих целей средства, пусть их даже будет очень ограниченное количество. То есть не просто выучить 20 слов, как в традиционном подходе, а выкрутиться с помощью своих знаний из конкретной ситуации.

– Но пока взрослые, которые к вам приходят, привыкли учить по 20 слов? И переводят в голове фразу дословно с русского на английский, когда разговаривают?

– Да, как правило, взрослые после нашей школы теряются в коммуникативных ситуациях и не знают, как компенсировать незнание какого-нибудь одного слова или конструкции. Это связано с тем, что в учебниках с академическим подходом большинство упражнений построены в стиле «прочитайте список слов, прослушайте их, повторите в пустоту, прочитайте текст с этими словами и переведите его». То есть почти нет задачи из реального языкового взаимодействия, когда нужно что-то понять и уметь ответить.

В академическом смысле многие старые учебники эффективны – они заточены на экзамены, с ними человек может хорошо сдать тест. Но когда иностранец спрашивает, как пройти, то люди говорят: «No Еnglish» – и убегают.

У подростков с этим уже получше – у них есть интернет, они открыты миру и лучше чувствуют структуру языка. А если начинать учить ребенком, то обучение проходит без опоры на абстрактное мышление, какие-то схемы и правила, а происходит без анализа – интуитивно. 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by.

ИП Тихомирова М. В., УНП 691783828

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
07.01.2016
Обзоры  
 
25
0
0
0
КОММЕНТАРИИ
Наталья 11-01-2016, 09:07
+21 30 9
К вопросу о занятиях иностранным для трехлеток. Объективно говоря, в этом возрасте ребенок и родным-то языком владеет весьма ограниченно и плохо. Да, иностранный он не воспримет как иной язык. Просто еще один корпус речевого взаимодействия, которым надо овладеть. И тут же с легкостью забудет его, если не будет ситуаций поддержки и условий для применения. В этом смысле очень показательны примеры семей с одним из родителей-иммигрантом, когда оный пытается привить второй родной язык. Обучение идет с рождения, но все без толку и результата, если нет ситуаций полного погружения во второй язык, когда только на нем и говорят вокруг, хотя бы на пару недель в году, или, другой вариант, когда с одним из родителей можно общаться только на втором языке. И в таком случае прорыв в овладении и общении на втором языке случится к 5 годам.
Периодические короткие занятия в 3-5 лет это больше для родительского самоудовлетворения, чем действительно языковые курсы.
Насчет коммуникативного метода. Он хорош до определенного уровня. Как только ученик упирается в пределы возможностей этого метода, а они наступают довольно быстро (текущих знаний не хватает для полноценного выражения мысли, а предлагаемые в дальнейшем все равно не удовлетворяют), разумно переходить к классике " остов из грамматики, на который нанизывают лексику". Так, многие преподаватели начинают давать дополнительные упражнения по грамматике из других источников вдогонку к основному коммуникативному учебнику. И упражнения на перевод сюда же.
И коммуникативный метод имеет одну проблему в нашей лесополосе: наши люди неохотно высказываются в среде малознакомых им. И не всегда есть что сказать:) а болтать глупости/банальности не приветствуется нашей культурой.
ОТВЕТИТЬ
Марко Поло 11-01-2016, 12:39
-3 10 13
К вопросу о занятии трехлеток английским языком. Наглядный пример- я и те, кто учился в моей группе в саду. Мы были эдаким экспериментом, дети с 3-х лет, которых обучали английскому языку. Причем не просто дог и кэт, а конкретно. Это дало хорошую базу, если честно. И в итоге, пойдя в первый класс (мы были в саду при школе) мы изучали английский до 5 класса и уровень понимания и говорения был потрясающий. Нам в 5(!) классе было проще разговаривать порой на английском. С 5 класса школу перевели на беларускае мауленне и я ушла, следовательно без уроков английского по 6-7 раз в неделю при 6-дневной учебе я заленилась и забыла. Сейчас мне 21 и я до сих пор могу понять говорящих, разговаривать уже стыдно,словарный запас жалкий, но понимать - понимаю. Так что то, что вы вкладываете в ребенка с рождения ему потом пригодится.
ОТВЕТИТЬ
Наталья 11-01-2016, 13:12
+9 9 0
И вот мой пример. С 7 класса я училась в спецклассе (10 занятий английским в неделю), с 9 класса добавили еще 3 занятия в неделю по немецкому. В МГЛУ на третьем курсе я выбрала немецкий вторым обязательным и весь год страдала фигней на парах немецкого: я все еще свободно говорила. Моих школьных знаний хватило с лихвой на год этого языка в инъязе спустя 2 года молчания на нем же. Вот уже на второй год немецкого мне пришлось что-то делать по дом. заданию к парам, чтобы быть готовой. Но и тогда немецкий не вызывал у меня трудностей. После универа с немецким работать приходилось очень редко и нерегулярно. Да, язык ушел в части лексики, что естественно. Большая часть активного словаря ушла в пассивный. Как и вы, я неплохо понимаю на слух и в чтении, но есть трудности с говорением и письмом. Которые, стоит заметить, исчезнут после пары недель погружения в языковую среду.
Я к тому клоню, что неважно когда именно до возраста зрелости вы освоите язык. Легкость в освоении, готовность к изучению в этот период в разы выше, чем уже в зрелом возрасте. Однажды в детстве выученный язык остается в голове надолго и, как известно любому выпускнику инъяза, в виде грамматики и базового словаря.
А с 3 до 5 лет пусть ребенок больше познает мир, себя, вычленяет свою личность из соцконтекста, осваивает соцроли и что там ему положено по возрастной психологии и педагогике. Знания в него влетают и вылетают в этом возрасте одинаково легко.
ОТВЕТИТЬ
Марко Поло 11-01-2016, 14:06
-3 3 6
Такие как Вы - редкость. Я учусь в группе с девушками, половина которых в школе и до того как учили французский/немецкий и английский они начала изучать либо на 1 курсе либо после 5/6/7 класса. И они ни черта не знают. Детей проще учить, когда у них меньше отвлекающих факторов. И вот именно что с 3 до 5 они познают мир! И проще всего их научить именно в этом возрасте. Никто же не мешает им познавать мир, хоть в саду и нагружают, но они от этого как личности ущербнее не становятся.
ОТВЕТИТЬ
А второе предложение вы на каком языке написали, на французском или немецком? А то я их не учила, видимо, поэтому и не поняла ничего...
ОТВЕТИТЬ
Agent_Provocateur 12-01-2016, 20:07
+1 2 1
Поддержу Марко Поло. Я с 3 до 6 лет жила во франкоговорящей стране, смотрела там тв на французском и общалась с местными детьми, родители говорят что общение было на уровне носителя языка. Вернувшись в тогда еще Союз, где-то первый год я еще что-то помнила, если были французские фильмы с русским переводом поверх, могла править ошибки перевода. А потом язык умер, так тихо и незаметно. В этом возрасте дети говорят интуитивно и инстинктивно, не зная той самой базы, на которую нужно опираться и как только пропадает среда, уходят и инстинкты. Языки, изученные в более зрелом осознанном возрасте помню до сих пор ибо в голове сразу всплывает база, основы и дальше идет развитие.
ОТВЕТИТЬ
Марко Поло 11-01-2016, 12:41
+1 2 1
и нас не погружали в языковые среды. Просто каждый день по 2-3 часа мы играли, говорили и учились на английском языке. До сих пор вспоминаю кукольный театр "Cat in the hat" потрясающая вещь
ОТВЕТИТЬ
Бедные дети... Когда родители поймут, что детство одно и отстанут со своими бесконечными развивашками, в которые он водят детей исключительно ради самоудовлетворения.
ОТВЕТИТЬ
Самиздат 11-01-2016, 10:54
+20 25 5
Как раз таки иностранные языки учить полезно, а вот в школу да, можно было бы и не отдавать - неэффективное надругательство над мозгами ребенка. Загружать тоже с умом надо.
ОТВЕТИТЬ
Вот знаете, а я благодарна маме за то, что еще в 90-е она водила меня в школу при доме учителя по выходным в возрасте 4,5-6 лет.
С комментатором выше (Натальей) я согласна в отношении того, что изучение английского в таком возрасте без погружения в языковую среду не очень эффективно - слова быстро забывались, но потом уже в школе было гораздо проще держаться на уровне детей на полгода-год старше и произношение давалось куда легче.
К тому же, кроме английского в так называемых "развивашках" были занятия на логику (годы спустя задания в IQ-тесте в стиле "найди лишнее" и "продолжите ряд" показались дико знакомыми), на определения алгоритмов, основы арифметики и письма. Так что к школе со всем этим проблем не было.
И такие занятия по длительности и форме рассчитаны на дошкольников, чтобы не перегружать информацией. А помощь в подготовке к школе для работающих родителей вполне себе неплохая. Задачу вырастить гения никто не ставил.
Конечно, не всем детям такое интересно и нужно, да и бывает просто вытягивание денег, а не качественные занятия.
Так что не стоит все "развивашки" под одну гребенку стричь.
ОТВЕТИТЬ
Перед школой - да. Но не с года, как сейчас модно.
ОТВЕТИТЬ
Вожу дочь с 1.5 на английский,без принудиловки,ей нравится.Сейчас в 5.5 у нее запас слов на уровне...4-5 класса,еда,цвета,одежда,игрушки,времена года,дикие и домашние животные(все не перечислю),и пусть может говорить(с огрехами,но все же),не считаю это блажью,т.к.в семье заранее решили,что английский будем учить с ней факультативно,а в школе выберем другой язык.Считаю,что в современном мире знание иностранных языков(нескольких)-необходимость.
ОТВЕТИТЬ
Наталья 12-01-2016, 11:42
+3 5 2
Не хотелось бы вас огорчить, но ваш ребенок имел бы тот же словарный запас и навык общения сейчас, даже если б вы начали не в 1,5 года, а в 4, например. Выучить слова несложно: кому-то легче, кому-то проще, но это довольно механический процесс. И память тренируется и развивается практически так же, как и мышцы тела: регулярность тренировок и регулирование объема нагрузки. Навык говорения формируется сложнее. Но это если мы имеем ввиду свободное говорение, а не условно-свободное, когда есть набор фраз и слов в стиле: "Я ем\люблю курицу\хлеб" или готовые обороты, которые надо правильно комбинировать.
Та легкость научения, что присуща детям, у взрослых компенсируется самодисциплиной и мотивированностью к учению. Детям, как правило, нравятся занятия в "разививашках", т к занятия проходят в игровой форме, а игра это любимая и основная деятельность ребенка в этот период. Мне думается, что наиболее удачный период для освоения языков это с 2 по 7 класс. В этом возрасте ребенок уже умеет работать с информацией и максимально мотивирован настроен на учение. А с приходом пубертата учеба уйдет на второй план, мотивацию будет все сложнее поддерживать: ребенок погрузится в глубокое познание своей личности, сложность социальных контактов и взаимодействий, открытие своей и чужой сексуальности.
Ну и в заключение. Одна умная молодая мама сказала так: "Если я смогу сэкономить ребенку несколько лет его жизни, что он потратил бы на поиски себя, я буду считать, что как родитель я состоялась в полной мере".
ОТВЕТИТЬ
Ммм..вы меня не огорчили)
Я хочу заметить,что механически ребенок не заучивает в 2-3 года слова,у них ассоциативное мышление.И если в этом возрасте он узнает,что красное круглое=помидор или томэто,то для него это не вызовет ни малейшей сложности.
Привожу пример:читали дочке большую книгу на украинском(сама выбрала себе во Львове и сама захотела),первые 40 стр переводили по предложениям.Остальные 200)нет,т.к.ей все было понятно.Аналогично было польским.Ну и с белмовой,чего греха таить,она для детей сродни иностранному,если родители не общаются.
ОТВЕТИТЬ
Отказались от топбананы 11-01-2016, 11:29
+3 7 4
Цены на обучение детей языку в этой топбанане зашкаливают! Лучше стримлайн и т.п.
ОТВЕТИТЬ
Ингли 11-01-2016, 12:49
+6 6 0
И че по чем? Наверное час в Лондоне в пересчете раза в 3 дешевле, чем в этой топбанане?
ОТВЕТИТЬ
сноуфлэйк 11-01-2016, 22:47
+3 3 0
Ээээ...а 600 евро за семестр в Глобал Чайлде не хотите ли?)
Или такую же сумму в Малбери?
Или 60 евро в Фастракидс в месяц?)
ОТВЕТИТЬ
Отказались от топбананы 11-01-2016, 14:47
0 5 5
Для детишек 7-10 лет 2 раза в неделю по 45 минут стоимость в месяц 800 тыр.
ОТВЕТИТЬ
самитакие 11-01-2016, 17:26
0 5 5
800 тысяч, несчастные сорок евро.. репетитор не меньше десятки за занятие берет. Что вообще за эту сумму можно купить нынче? Вопрос риторический.
ОТВЕТИТЬ
Отказались от топбананы 11-01-2016, 14:49
+1 3 2
И такая же цена для трехлеток )))
ОТВЕТИТЬ
Мама трехлетки 11-01-2016, 15:36
-2 4 6
А что это много????!!!
ОТВЕТИТЬ
Тренер 11-01-2016, 23:02
+2 2 0
Сама тренер по гимнастике, у нас за 2 раза в неделю по 1 часу 450 тыс. И есть родители,которые считают,что это много!
ОТВЕТИТЬ
Шариков 11-01-2016, 23:41
+9 10 1
-- Хау мач клок?
-- Ту мач клок.
-- Сач мач?
-- Фор хум хау.
-- Воронеж инъяз?
-- Йес!
ОТВЕТИТЬ
Ежик в тумане 13-01-2016, 12:16
+3 4 1
I'm studying English now and I have a very cute niece. She's 7 years old and when she come to visit me, we study English. I use Family and friends books. I'd say my niece is lazy and it's quite difficult to her to remember new vocabulary. Unfortunately, we do our lessons not regulary, so there's no progress in English, but she knows some words such as dog, cat, bag, fish. And my niece wants to play more than study something new. It's a big work and wery hard work, but I think, one of the parents should speak English or any other language to help your kid to learn it. And you don't need to pay so much money for a course for kids. Just be fluent in English, watch some cartoons with your kids in English and use it in your real life. I'm sure, your kid will speak English and you can communicate together by 7 years fluently. Just imagine that you live not in Belarus, but in the US. Watch a movie, cartoons, read farytales in English. Parents are the best teachers for their kids, I think.
ОТВЕТИТЬ
Шариков 15-01-2016, 02:27
+2 2 0
Вот отличный подход к делу! Не надо бояться делать ошибки! (Ошибок куча.)
ОТВЕТИТЬ
ЗАЛОГИНЬТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
VKONTAKTE
Или комментируйте с помощью капчи
НОВОЕ НА CITYDOG.BY