«Наземное метро» в Минске – сколько лет нам ждать скоростного трамвая?

16.02.2015
Тема  
 
19

«Наземное метро» в Минске – сколько лет нам ждать скоростного трамвая?

Обещанного не столько ждут
В октябре «Минсктранс» провел опрос минчан, попросив оценить качество общественного транспорта в Минске. Почти треть минчан – 29,1% – предложили развивать скоростной трамвай. 
0
0
0

В октябре «Минсктранс» провел опрос минчан, попросив оценить качество общественного транспорта в Минске. Почти треть минчан – 29,1% – предложили развивать скоростной трамвай. 

Во многих странах Европы и даже экс-СССР скоростные трамваи выполняют функцию своеобразного наземного метро: они недороги в эксплуатации, передвигаются с высокой скоростью (от 25 км/ч), экологичны, надежны и комфортабельны, не мешают другим видам наземного транспорта. Александр Лычавко изучил вопрос: когда же в Минске появится свой Stadtbahn.

 

ОТ «ВОТ-ВОТ» ДО «НИКОГДА» 

Сначала факт: с 1986 года, когда в Минске пустили последнюю новую трамвайную веточку по улице Чапаева, «наземное метро» в столице только разбирают и укорачивают. Хотя развивать линии обещают не первое десятилетие: «В моей коллекции газетных ляпсусов хранится вырезка из «Вечернего Минска» семидесятых годов, – рассказывает минский блогер и краевед Вадим Зеленков на транспортном форуме. – Текст примерно такой: ветеран войны Имярек спрашивает, когда планируется пустить трамвай по улице Харьковской. Ответ: «Уважаемый товарищ! Трамвайную линию по улице Харьковской предполагается проложить в 2015 году!» Обрадовали старика…»

Но нас интересует, как обстоят дела со скоростным трамваем. Ниже слева вырезка из «Вечернего Минска» (1998): пресс-служба Минобороны, ссылаясь на мэра Владимира Ермошина, отвечает жителям военного городка в Уручье про скоростной трамвай и метро. Тогда ответ был «вот-вот» – к счастью, жители «замкадья» дождались хотя бы метро. А справа вырезка за тот же год – тут уже указывается, что прокладывать трамвай менее выгодно, чем метро. То есть ответ – «скорее нет». Хотя чуть ниже мы приведем цифры рентабельности из компетентного источника. 

А это схема из одного из генпланов начала 2000-х – проект скоростного трамвая обозначен голубыми линиями. Любопытно, что по чьей-то прихоти в Курасовщину «пустили» одновременно и метро, и скоростной трамвай. Хотя неслабо застроенной Лошице предлагается ездить на электричках или через Серебрянку. 

 

ГДЕ ХОТЕЛИ ЗАПУСТИТЬ ТРАМВАИ 

В 2003 году Мингорисполком сообщал: «Предложения по развитию трамвайных линий были проработаны в «Комплексной транспортной схеме Минска», являющейся составной частью Генерального плана, и по кардинальным направлениям подтверждены на 2010 год в «Корректуре Генерального плана Минска». Планировочно система трамвая представлена двумя кольцевыми линиями, которые связывают все радиальные трамвайные направления». 

Непонятно, откуда взялись две кольцевые линии – вот первоначальная схема развития трамвая в более наглядном виде. Черные линии – существующая сегодня трамвайная сеть, синие линии – скоростная перспектива; кружочки – разворотные кольца, прямоугольники – трамвайные депо. 

Начиная с 2004 года тема скоростного трамвая в СМИ не умолкает. В мае «Вечерний Минск» анонсировал громадье планов, в том числе и трамвайных: предполагалось строить короткую линию трамвая в Серебрянку — от кольца по улице Октябрьской в сторону автовокзала «Восточный» по Рокоссовского к Малинина (ориентировочный срок — до 2007 г.). Мечтали, что в районе автовокзала рельсы уйдут под землю. 

«Не отвергая перспективное строительство метрополитена по 3-й и 4-й линиям», генплан до 2030 г. предусматривал увеличение протяженности трамвайных путей, в том числе вдоль четвертого кольца: через Серебрянку, Лошицу, Курасовщину, Юго-Запад, Сухарево, Запад. А линия из Сухарево, которую хотели провести по Шаранговича и Харьковской, должна была соединиться в районе метро «Маладзёжная» с первым трамвайным кольцом. 

С тех пор буквально каждый год сообщалось, что вот-вот начнется прокладка скоростных рельсов, а сроки сдачи все так же плавно сдвигались. В июле 2006-го писали, что трамвай «выдернут» со Старовиленского тракта и перенесут рельсы на улицу Нововиленскую. Но позже ГУ «Столичный транспорт и связь» ответило минчанам: «Схемой развития линий метрополитена и трамвая г. Минска до 2030 г. перенос участка трамвайных путей не предусмотрен». Словом, единого мнения по поводу маршрутов и сроков не было. 

В 2004-м обещали, что скоростные трамваи появятся к 2007 году, в 2006-м – к 2009-му, в 2007-м – к 2010 году, в 2008-м – что к 2011-му, в 2010-м – что к 2014-му. Правда, пока обещали, на заделе под трамвайные рельсы по улице Тростенецкой успели понастроить парковок. Между тем схемы развития трамвайной сети кочевали из генплана в генплан. На карте из плана 2010 года рельсы все же перенесли на Нововиленскую, а в районе станции «Минск-Северный» изогнули линию ломаным зигзагом. По-другому пролегли пути в Лошице и в Северном поселке, а перспективная ветка в Шабаны упразднена вовсе… 

 

СКОРОСТНЫЕ ТРАМВАИ МОЖНО ДЕЛАТЬ И В МИНСКЕ 

Летом 2009-го тогдашний начальник управления физической культуры, спорта и туризма Миноблисполкома Олег Качан заявил: из столицы через Силичи и Логойск аж до самой Хатыни построят монорельс. Мол, очень выгодный проект, рабочим и учащимся будет удобно ездить в столицу, туристов привлечем. Правда, два года спустя мэр Ладутько сказал, что ничего подобного строить не будут: получится дороже, чем метро. 

Но проект монорельсовой дороги стоимостью всего 190 миллионов долларов до сих пор находится в «Инвестиционном атласе города Минска» на сайте Мингорисполкома. К слову, «Белкоммунмаш» имеет опыт постройки если не монорельсовых, то по крайней мере эстакадных вагонов. В середине десятилетия по заказу украинцев был изготовлен модуль «Капвей»: уникальную эстакадную дорогу собирались построить в Киеве. 

Что касается скоростного трамвая, то подвижный состав для него действительно могли бы собирать на наших заводах. Модель «Белкоммунмаш» АКСМ-843 может вмещать до 226 пассажиров и разгоняться до 100 км/ч. 

 

ЧИНОВНИК: СКОРОСТНОЙ ТРАМВАЙ ВЫГОДНЕЕ 

Мы поговорили с начальником отдела организации транспортных перевозок ГУ «Столичный транспорт и связь» Александром Каптюхом, который рассказал, стоит ли ждать в Минске скоростного трамвая и при каких условиях. 

Для начала приведем цифры: пока не закрыли трамвайную ветку на вокзале в связи со строительством третьей линии метро, трамвай перевозил всего лишь около 6-7% пассажиропотока. Казалось бы: раз он такой непопулярный – зачем он нужен? Но, предупреждает Александр Николаевич, нужно учесть, что эти 7% обеспечивались с помощью 107 вагонов. Иными словами: 

- в среднем 1 трамвай перевозил 0,065% всех пассажиров;

- метро с 290 вагонами обеспечивало перевозку 36% пассажиропотока – 0,124% на 1 вагон;

- автобус с 933 машинами – 31% потока (0,033% на автобус),

- троллейбус с 680 машинами – 25% пассажиропотока (0,036% на троллейбус).

Получается, что в среднем один трамвай везет вдвое больше пассажиров, чем один троллейбус или автобус.

 

Другая статистика подтверждает это:

- провозная способность метрополитена – 12-14 тысяч пассажиров в час (в одном направлении, во время часа пик) при средней скорости 35-40 км/ч;

- скоростной трамвай может перевезти 7 тысяч человек в час при средней скорости 25-30 км/ч,

- обычный трамвай – 5 тысяч пассажиров при скорости 15-18 км/ч,

- троллейбус – всего 1,5 тысячи при скорости 17-18 км/ч.

То есть если поток ожидается ниже, чем 12 тысяч пассажиров, то метро копать нецелесообразно, а если ощутимо больше полутора тысяч – то троллейбусы просто не справятся, нужно развивать трамвай. 

Чтобы скоростной трамвай был по-настоящему скоростным, необходимо менять организацию движения: предоставлять ему приоритет проезда перекрестков, зажигать для него зеленый сигнал светофора раньше. И, конечно, желательно пускать его по выделенным линиям, отделенным от проезжей части улицы мини-заборчиками. 

Если статистика показывает, что скоростной трамвай весьма перспективен, когда же его ждать в Минске? Например, в Сухарево метро не придет никогда, а пассажиропоток там серьезный. И не получится ли так, что, если мешкать с трамвайными путями, земли, по которым их могли бы провести, отдадут под очередную застройку? 

– В инвестпрограмму города на 2015 год включен только капремонт пути по улице Козлова от Змитрока Бядули до Чапаева, – поясняет Александр Каптюх. – Что касается новых линий – по Нововивиленской, по Первому городскому кольцу, по Харьковской/Шаранговича в Сухарево, – генпланом предусмотрено строительство трамвайных линий. Проект детальной планировки микрорайона в «красных линиях» показывает развитие улицы с учетом будущего развития на ней транспорта. Детальные планы утверждаются в составе генплана, и для всех последующих проектировщиков и застройщиков эти «красные линии» – табу: в их пределах нельзя предусматривать строительство капитальных сооружений и прокладку инженерных сетей. Можно построить парковку, но ее легко потом демонтировать. 

Так, на мосту через Свислочь по проспекту Машерова в районе гостиницы «Беларусь» предусмотрен обособленный проезд под будущую трамвайную линию. Или улица Шаранговича: по правой стороне при движении в центр города там сейчас стоянки, но жилые дома или общественные здания там не появятся, потому что в «красных линиях» там предусмотрены трамвайные пути. 

Но Александр Каптюх честно признается: на 2015-й запланирован только ремонт участка пути. В 2016-м, возможно, будет проведен ремонт по улицам Первомайской и Ульяновской. 

– Отчасти это правильно: «Белкоммунмаш» может выпускать современный подвижный состав, но будет нелогично, если новенькие трамваи станут ездить по «убитым» рельсам. Поэтому лучше сначала по новым технологиям отремонтировать все пути, а после этого уже развивать новые линии.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: из архива автора, Википедия, maxiwell83.livejournal.com, ctv.by, google.com.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
16.02.2015
Тема  
 
19
0
0
0
КОММЕНТАРИИ
ava
лет через 30 может и реализуют..
ОТВЕТИТЬ
когда поколение чиновников сменится и к власти придут креаклы из статей ситидога
ОТВЕТИТЬ
Для Минска это однозначно вариант вместо постоянного копания в центре города ради метро. Широкие улицы, компактные размеры и очевидные пассажирские потоки (спальники - центр, спальники - заводы, университеты).
По впечатлениям, во многих городах система городских трамваев работает отлично и без подземного метро вполне можно жить.
Единственный минус скоростного трамвая - дорого. Очень дорого. Но дешевле, чем рыть под землей.
ОТВЕТИТЬ
какие трамваи? денег в бюджете нет на столько, что в пригороде отключают уличное освещение после 12 ночи
ОТВЕТИТЬ
Пригород отключает уличное освещение по собственной инициативе чиновников этих пригородов, дабы показать как они хорошо экономят и прочее.
ОТВЕТИТЬ
Alex Digger 16-02-2015, 12:29
+21 23 2
Я вам больше скажу: в самом Минске тоже после 12 ночи отключают освещение.
ОТВЕТИТЬ
ava
Ночью нужно освещать дворец независимости
ОТВЕТИТЬ
ну лет через двести
ОТВЕТИТЬ
Минские трамваи - давняя история тлена и безысходности. Прежде всего, надо понимать, что нагнетают эту тему хипстеры, которым хочется "Как в Европе" и всякие городские конструкторы их сферическими в вакууме проектами. Если смотреть на вещи реально, то предлагаю взглянуть на перекрёсток Притыцкого-Кунцевщина/Лобанка прямо над ст. м. Каменная Горка. Там и так о-о-очень загруженный перекрёсток и добавлять туда трамвай, к тому же с приоритетом по светофору - последний гвоздь в гроб надежд на нормализацию.
Для начала надо бы навести порядок с имеющимися линиями. Но вспомните переукладку полотна по улице Плеханова, как она затянулось и как радовал зевак невиданный прежде аттракцион - разворотный треугольник. После того, как уложено новое полотно, нужно менять колёсные тележки у подвижного состава. И т.д. и т.п. Нам бы для начала вечный ремонт закончить.
ОТВЕТИТЬ
ava
Василий, у яуропах делают альтернативу автомобилю, а не бездумно дороги расширяют и всё в парковки укатывают.
ОТВЕТИТЬ
Панда 16-02-2015, 16:18
+3 6 3
"Белкамунмаш" больш не будзе выпускаць трамваі, гэта перададзена Стадлер-Мінск (http://ideaby.org/peter-spuhler). У іх ужо ёсць новая мадэль "Мяцеліца", якая зараз у Маскве на абкатцы. Вось бы нам такую.
ОТВЕТИТЬ
Все самое лучшее - на экспорт. Вот так и живем.
ОТВЕТИТЬ
Alex Digger 16-02-2015, 17:35
0 3 3
У нее максимальная скорость 70 км/ч, а у нашего - 100 км/ч.
ОТВЕТИТЬ
ava
''Правда, пока обещали, на заделе под трамвайные рельсы по улице Тростенецкой успели понастроить парковок. ''
Вся суть города - люди, как крысы, должны под землёй бегать.
ОТВЕТИТЬ
ava
Размова пра тое, што пачнем будаваць як толькі парамантуем старыя ідзе колькі я сабе памятаю
Пра "чырвоныя лініі" на якіх ніхто не будуе распавядзіце будаўнікам метро "вакзальная" і гіпермаркету Ома насупраць "Усходняга"
Да моманту, покуль будзе прынята прынцыповае рашэньне пра абмежаваньне індвідуальнага транспарту на карысьць грамадскага нічога ня зьменіцца, метро ў нас ёсьць паказушным прапагандысцкім чынтнікам, а ўвесь астатні транспарт - выключна бедны сваяк з правінцыі.
ОТВЕТИТЬ
Денис 09-11-2015, 22:03
-3 0 3
> не мешают другим видам наземного транспорта.

А можно с этого места подробнее? Основная-то проблема с трамваями, если они не пущкены по изолированной от другого движения эстакаде, как раз в том, что движению транспорта они мешают чрезвычайно, снижая пропускную способность дороги более чем в 2 раза.

Чтобы это не происходило, требуются специальные конструктивные решения, позволяющие максимально изолировать трамвайные пути и остановочные пункты от движения остального транспорта. Проблема в том, что если улица изначально не проектировалась с расчётом будущего открытия трамвайного движения, то сделать это без сноса зданий вдоль трамвайных путей, чаще всего невозможно. Ну, если не считать возможности пустить трамвай полностью по эстакаде, на что в нашем случае расчитывать не приходится из-за стоимости.

ОТВЕТИТЬ
Очень все разумно и душевно. Можно доказать, что трамвай нужен, а можно - что он всем мешает и его необходимо убрать. А как будет на самом деле? Сначала - уберут, потом-объявят наступление "трамвайного реннесанса" и построят новый. В обоих случаях причастные хапнут, и хапнут не слабо. Чиновники всегда зарабатывают на любых переменах в городе. А разборка старой и строительство новой трамвайной системы неизбежно повлечет за собой хорошее финансирование и, соответственно, возможность неплохо хапнуть аж два раза.
ОТВЕТИТЬ
Весь мир сейчас активно возрождает трамвай. Его география очень обширна: Париж, Палермо и еще целый ряд городов. Рекомендую почитать "Железные дороги мира" за последние несколько лет, там эта тема активно поднимается как собственными авторами, так и материалами иностранной прессы. В Минске же трамвай необходим, так как его внедрение позволит помимо удовлетворения потребности в перевозках улучшить экологию города.
ОТВЕТИТЬ
ЗАЛОГИНЬТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
VKONTAKTE
Или комментируйте с помощью капчи
НОВОЕ НА CITYDOG.BY