«Чем больше штрафов, тем выше зарплата». Контролерка пассажирского транспорта о штрафах, видеорегистраторах и отмазках

«Чем больше штрафов, тем выше зарплата». Контролерка пассажирского транспорта о штрафах, видеорегистрато...
Продолжаем серию материалов «Тред по-мински», где в твиттер-формате «один лайк – один факт» рассказываем об интересных моментах из жизни Минска и минчан. В этот раз поговорили со студенткой Настей, которая на каникулах решила подработать контролеркой пассажирского транспорта.

Продолжаем серию материалов «Тред по-мински», где в твиттер-формате «один лайк – один факт» рассказываем об интересных моментах из жизни Минска и минчан. В этот раз поговорили со студенткой Настей, которая на каникулах решила подработать контролеркой пассажирского транспорта.

Я устроилась контролеркой через БРСМ

– Решила подработать летом, и мне предложили пойти либо в стройотряд, либо в сервисный отряд. Я остановилась на втором варианте – тут был выбор между мерчендайзеркой в сетевом магазине и контролеркой, и я решила, что последнее как-то интереснее.

В основном моими коллегами были женщины от 45 лет, хотя и мужчин в возрасте среди контролеров тоже хватает. А вот молодежи тут практически нет – разве что 10–15 студентов так, как я, на время приходят каждый год. 

Хотя вакансия всегда открыта, и «Минсктранс» даже предлагает разные бонусы – например, по своему удостоверению контролер может бесплатно ездить на любом наземном транспорте, а тем, у кого нет жилплощади, дают общежитие. 

В первый же день работы мне пришлось ехать с зайцем в милицию

Женщина, которую мы поймали, ехала с просроченным проездным, и ее забрала моя напарница. На остановке безбилетница бросилась бежать, предварительно сильно отдавив ногу моей коллеге. Но через несколько метров вдруг решила, что проездной ей все-таки нужен, и вернулась за ним. Но потом снова побежала – и снова вернулась. 

Так было несколько раз, пока наконец у нее из кармана не выпал телефон. Его подобрала моя коллега и вызвала милицию. Женщина сначала полезла драться, а потом решила подождать милицию и обвинить во всем контролеров. В итоге свою первую смену я закончила в отделении, давая показания. 

Кстати, это не единственная история про хватание вещей пассажиров: мне довелось работать со звездой Youtube – тем самым контролером, который задерживал женщину за сумку, когда она вылезала в окно.

Я работала в паре с контролером, который когда-то штрафовал меня

До того как я стала работать контролером, меня штрафовали только один раз – я ехала домой после очень долгой стрижки и так устала, что мне было банально лень покупать талон. Когда меня поймали, я даже не спорила – мы с контролером оформили квитанцию и благополучно расстались. 

Каково же было мое удивление, когда в одну из смен нас поставили в пару с тем самым контролером, который оштрафовал меня пару месяцев назад! Он того случая не помнил, а я и не заводила эту тему.

Кстати, мой новый коллега оказался очень располагающим мужчиной с интересной жизненной философией. В общем, такому и штраф заплатить не жалко.

Чем больше штрафов, тем выше зарплата

Оклад у контролеров совсем небольшой, но от каждого выписанного штрафа начисляются проценты. Норма – 21 квитанция в месяц, и если ее выполнять, то зарплата получается около 500 рублей. Но есть и такие «акулы», которые борются за каждый штраф, ни за что не отпускают безбилетников и зарабатывают под 1000 рублей.

Оштрафовать вас могут и поздно вечером – даже после окончания смены контролера

Всего у нас две смены – первая с 6:00 до 15:00 и вторая с 13:00 до 22:00. Но встретить контролера в транспорте после десяти все равно можно – в конце смены нам нужно возвращаться на станцию, и делаем мы это, конечно, на общественном транспорте, где по пути можем словить еще пару «зайцев». 

Иногда возвращаться приходится намного позже. Однажды, например, под конец рабочего дня из-за инцидента с пассажиром нам пришлось вызывать милицию, долго давать показания в отделении, а потом ехать обратно на автобусе. Хотя после окончания рабочего дня вас могут и не проверить – тут все зависит от того, насколько сильно контролер хочет домой.  

Иногда за смену можно не поймать ни одного «зайца»

...а можно оштрафовать и человек 6-7. Больше всего безбилетников днем и в вечерний час пик – по утрам люди в основном платят за проезд, потому что не хотят опоздать на работу. Основной контингент «зайцев» – люди после сорока. Школьников тоже много, но их в основном отпускают просто так. 

Несовершеннолетних и бездомных практически всегда отпускают без штрафа

Первых – потому что штраф нужно получать через родителей, а это лишняя морока. А вторых – потому что с них нечего взять. Бездомных и алкоголиков мы, как правило, просто выводим из транспорта и долго с ними не церемонимся – если по человеку видно, что денег у него и так нет, то и разбираться с ним нет смысла, ведь штраф он все равно не заплатит. 

Да, это несправедливо, что приличные люди, которые попались всего разок, должны платить, а такие не самые благополучные элементы общества систематически ездят бесплатно, но по-другому никак. 

Камеры, которые мы носим, действительно работают

Это не муляж и не выключенные устройства, а реально пишущие камеры, которые снимают все действия пассажиров. Записи хранятся несколько недель; правда вот отсматривают их только в исключительных ситуациях, когда поступает жалоба или дело доходит до суда.

Если контролеры бегут за «зайцем» – значит, они развлекаются

Если прячутся за остановками или вбегают в двери в последний момент – аналогично. Так контролеры веселятся и вносят разнообразие в свои рабочие будни. 

Помню, как некоторые мои коллеги любили сделать вид, что заходят в автобус, в который заходить все равно не будут, посмотреть, как все успеют выбежать, а сами так и остаться на остановке. Или, например, от скуки погонять сбежавшего «зайца» по дворам – это тоже весело.

Хотя чаще всего за безбилетником не бегут – никто не хочет сильно заморачиваться, несмотря на то что такие ситуации случаются довольно часто. Люди вообще сбегают очень изобретательно – говорят, что отойдут в банкомат, например. А были и такие случаи, когда от нас сбегали на такси.

Самая популярная отмазка – «я только что зашел»

Проблема в том, что контролеры всегда внимательно смотрят, кто именно стоял на остановке, так что такое не работает. Хотя иногда пассажиры пытаются выкрутиться и более интересными способами.

Например, однажды мы пытались оштрафовать мужчину, который прикинулся глухонемым. Он делал вид, что не слышит ни меня, ни моего напарника, и заговорил только тогда, когда мы вызвали милицию.

Если не оплатили штраф в течение трех месяцев – ждите повестку из суда

Штраф можно оплатить на месте, а можно заключить протокол и сделать это уже потом – но тогда, чтобы оплатить без комиссии, которую берут банки, нужно самому идти в «Минсктранс». Если через три месяца вы так и не погасили сумму штрафа, вам придет повестка из суда. Но на работу и на учебу, вопреки распространенному мнению, ничего не отправят.

Не переживайте, контролеры не кладут к себе в карман штрафы, оплаченные на месте, – пассажиры часто ходят в главный офис, чтобы пожаловаться, отменить, возместить деньги и прочее. Поэтому во избежание проблем и лишних вопросов контролеры относятся к этому ответственно. 

Ответственно воспринимают штрафы, как ни странно, и некоторые пассажиры: например, однажды я оштрафовала парня и по ошибке дала ему не ту бумажку – корешок, который контролеры должны оставлять у себя и отдавать для отчета диспетчеру. На квитанции остался адрес, поэтому мы с коллегами пришли к парню прямо домой – и он без проблем согласился обменяться, хотя мог бы послать нас куда подальше и сделать вид, что никакого штрафа и не было.

Я все равно езжу «зайцем»

Раньше я контролеров недолюбливала и в какой-то степени даже осуждала – считала, что пассажир, который не платит, вполне прав. А когда начала работать в этой сфере, поняла, что это не жестокость, а обычные должностные обязанности. Большинство контролеров – человечные и добрые люди, которые могут войти в положение. В общем, во время работы я пересмотрела свои взгляды и решила, что уж теперь-то точно всегда буду платить за проезд.

В первое время так и делала. Но потом как-то все вернулось на свои места – я по-прежнему могу порой ездить «зайцем». Просто теперь не испытываю негатива к контролерам, а считаю, что если уж словили – то не повезло.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Еще по этой теме:
Тред по-мински. «Мы зарабатываем от 300 до 800 рублей, и никто не жалуется». Артистка Белгосцирка рассказывает о своей профессии
Тред по-мински. «Наше обучение длилось 15 минут». Рассказывает таксистка «Яндекса»
Тред по-мински. «Зарплата у нас выше средней по Минску». Администратор 5-звездочного отеля о капризных гостях и сменах по 12 часов
поделиться