Устройство для полетов и ложа для гостей в инвалидных колясках. ТЮЗ открывается после реконструкции

Устройство для полетов и ложа для гостей в инвалидных колясках. ТЮЗ открывается после реконструкции
Театральный критик Жанна Лашкевич, заведующая литературно-драматургической частью ТЮЗа, провела для CityDog.by первую экскурсию по обновленному зданию.

Театральный критик Жанна Лашкевич, заведующая литературно-драматургической частью ТЮЗа, провела для CityDog.by первую экскурсию по обновленному зданию.

На фотографии – старое здание театра. Оно было построено еще до войны, сильно разрушено и восстановлено в 1952–1954 годах в несколько измененном виде. Именно в нем в 1956 году во второй раз был открыт ТЮЗ – театр с таким названием существовал в Минске с 1931 года. Когда город был оккупирован, не все его актеры успели эвакуироваться. Чтобы выжить в оккупированном Минске, они вместе с солистами Купаловского и оперного играли в Менском городском театре. В 1956 году ТЮЗ был создан якобы «с нуля».

Раньше слева от ТЮЗа находилось неказистое здание, в котором располагались цеха. Его разобрали до фундамента и заново построили новый корпус (слева). В нем сейчас расположены швейные мастерские, бутафорский, слесарный и столярный цеха и гримерные актеров. Со старым зданием (справа в углу) новый корпус соединен переходом (по центру).   

На первом этаже нового корпуса – столярный цех. Для открытия театр готовит премьеру спектакля «Синяя птица» и параллельно адаптирует к новой сцене спектакли, которые раньше показывались в Доме литератора. На фотографии фрагмент сценографии спектакля «Крыху пяшчоты», действие которого происходит в доме престарелых.

Мы переходим в старое здание. На сцене устанавливаются декорации к спектаклю «Синяя птица». Как и до реконструкции, на ней остался поворотный круг и люки, появилось устройство для полетов. Но режиссер Владимир Савицкий, художественный руководитель театра, запрещает снимать сцену – не хочет раньше времени афишировать декорации. Поэтому остается посмотреть в другую сторону – на зрительный зал.

По сравнению со старым залом, изменений тут практически нет. Раньше на втором этаже были ложи, которые ради лучшей акустики было решено «зашить». Между рядами расширены проходы, которые и раньше были немаленькими.

Зато появились две небольшие ложи. Слева – директорская, справа – режиссерская.

Вместимость зрительного зала теперь – около 330 мест: из-за того, что исчезли ложи, число немного сократилось. Точной цифры нет, поскольку во время спектакля кресла, которые вы видите на фотографии, можно будет убирать. Это места для детей, которые вынуждены передвигаться на инвалидных колясках.

На втором этаже расположен «Елочный зал». Сначала он предназначался для того, чтобы ставить тут елку и водить вокруг нее хороводы. Но использовать зал несколько раз в году посчитали «бесхозяйственным». Теперь здесь будет зал для мероприятий, разместится музейная экспозиция, а с 1 сентября заработает детская театральная студия. Окончательное решение о судьбе зала обещают принять только после открытия.

Реставрационные работы проводили специалисты по фресковой живописи. Роспись потолка посвятили дружбе народов.

Увидев ширину пандусов, сотрудники театра немного расстроились: они, по их мнению, очень сужают фойе. Но потом оказалось, что пандусы напоминают мини-сцену. Поэтому актеры ТЮЗа обжили пандусы, репетируют тут и даже готовят капустники.

Экран, который вы видите на фотографии, – это внутреннее театральное телевидение. Сначала единственный экран планировали разместить около кассы, но затем установили во всех кабинетах. Уже монтируются ролики из истории театра, сюжеты, посвященные актерам, а также реклама.

Мраморная лестница ведет на второй этаж, в «Елочный зал».

После реконструкции из фойе убрали большую часть зеркал.

За семь лет реконструкции режиссер Владимир Савицкий всеми возможными способами старался сохранить костяк труппы. Ушли лишь несколько молодых исполнителей: Юлия Смирнова, Татьяна Чердынцева, Татьяна Гуляева. Последняя, кстати, перешла в московский ТЮЗ – в театре говорят, что это указывает на хорошую школу Минска.

После реконструкции в ТЮЗе остались его первые зрители – пионеры на барельефе, которому уже почти 60 лет.

Все надписи в ТЮЗе сделаны на белорусском – это один из восьми театров страны, на сцене которого преобладают спектакли на родном языке. Именно по-белорусски открывался ТЮЗ в 1931 году – по-русски шли лишь отдельные спектакли.

Художественный цех расположен на последнем этаже ТЮЗа. Шары, которые вы видите на переднем плане, появятся в спектакле «Синяя птица». Справа на полу лежит задник сцены – ее «одежда». Задник шьют на обыкновенной машинке.

Эта деталь напоминает о спектакле «Зеленая птичка» по Карло Гоцци, которую режиссер Николай Шейко поставил здесь в 1972 году.

Теперь мы в бутафорском цехе. Режиссер Владимир Савицкий задумал спектакль «Синяя птица» как карнавал, поэтому Наталья Кудашкина – кстати, скульптор по образованию – создает маски животных.

Это домовой ТЮЗа.

В кабинете Ларисы Рулевой, главного художника театра, макеты к популярным спектаклям ТЮЗа – «Русалочка», «Дюймовочка», «Веселый Роджер».

В кабинете Ларисы Рулевой есть и корона – ее меряет Жанна Лашкевич, заведующая литературно-драматургической частью ТЮЗа.

Мы посмотрели и на просторные гримерки актеров – оказалось, в каждой гримерной есть даже душевая.

Около ТЮЗа уже появились тумбы с афишами – театр готовится к официальному открытию. Его точная дата пока не известна, но новый сезон труппа театра наверняка откроет на своей сцене.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by.

Еще по этой теме:
Кукольная эротика и лошади на сцене – 10 спектаклей минских театров, на которые не стыдно сходить
Театр ужаса: фоторепортаж с показа спектакля «Вий»
Как мы ходили на спектакль «Шабаны» с жительницей района – и что из этого получилось
поделиться