«Учительница заставила дочь переодеться в чужую одежду». Минчанки о том, почему (не) похожи обычные школы и гимназии

11.11.2017
Тема  
 
18

«Учительница заставила дочь переодеться в чужую одежду». Минчанки о том, почему (не) похожи обычные школы и гимназии

Задуматься, а не репрессировать
Наши героини уверены: не дети рождаются для школы, а система образования должна работать с учетом интересов детей и их родителей.
0
0
0

Наши героини уверены: не дети рождаются для школы, а система образования должна работать с учетом интересов детей и их родителей.

«НОВЫЙ ДИРЕКТОР СПРОСИЛ: “ЕЕ ЧТО, В ТОЙ ШКОЛЕ БИЛИ?”»

Кристина Вязовская
психологиня, мать 6-классницы

– Моя дочь пришла в гимназию в 3-м классе, до этого училась в частной школе. Одного года в пятом классе гимназии нам хватило, чтобы задуматься о переводе.

Началось все с конфликта между моей дочерью и одноклассником. Не так страшно, если бы его мамой не была одна из учительниц дочери. Что, в общем-то, этически недопустимо, потому что это банальное кумовство. Ситуация очень простая: мальчик обижает девочку. Чтобы не было скандалов и драк, прошу перевести дочь в другую подгруппу. И тут начинается совершенное безумие. Без моего ведома и согласия ребенка вызывают к психологу. Тот в компании двух завучей давит на дочь. Мне постоянно отказывают во встрече с директором, не регистрируют письменные обращения к нему.

Окончательно решилась перевести ребенка из гимназии после истории с юбкой. У нас дома шел ремонт, часть вещей на какое-то время оказалась заблокированной. Поэтому один раз дочь надела в гимназию темно-синюю джинсовую юбку. Перед первым уроком учительница заявляет дочери, что в «таком виде» на контрольную ее не пустит. Как я об этом узнаю? Дочь возвращается из школы в чужой одежде. Оказалось, что дети находятся в таком положении, что носят с собой запасной комплект формы делового стиля. На случай, если первый не устроит учителя. И дочери кто-то одолжил юбку.

Сразу же обратилась в Министерство образования с вопросом, на основании какой нормативно-правовой базы ребенка могут не допустить к контрольной из-за цвета юбки. На следующее утро мне с упреком позвонила завуч, мол, почему я не решила вопрос в частном порядке. Но о каком частном порядке может идти речь, когда мы говорим о нарушении закона и прав?

Когда стало ясно, что оставлять ребенка в гимназии нельзя, я начала думать об организации индивидуального обучения, но такой план не подходил для дочери – она очень социальная, активная. Поэтому начались поиски школы. 

В новой школе директор первым делом спросил нас, какие проблемы с поведением у ребенка. Я честно сказала, что никаких, это администрация гимназии нарушала законодательство. «Ее что, там били?» – вполне серьезно спросила меня директор.

Сегодня дочь с удовольствием ходит в эту школу, уровень образования у нее не пострадал.

Что в таких случаях делать? Если вы чем-то недовольны в своей школе, я бы рекомендовала решать все в рамках правового поля. Через зарегистрированные обращения к администрации, РОНО, в Министерство образования. Так мы не оставим места для манипуляций и, возможно, наконец заставим систему исполнять законы нашей страны. Конечно, для этого нужны очень крепкие нервы, но для взрослых здравых людей это единственный доступный инструмент.


«СПИХНУТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА НА ШКОЛУ НЕ ПОЛУЧИТСЯ»

Виктория Онухова-Журавлева
воспитывает 13 детей

– В этом году у нас 11 школьников – с первого по десятый класс, двое из них обучаются дома по индивидуальному плану. Коля начал обучение вне школы, потому что слишком любознательный, а школа убивает интерес к учебе своей солдатской дисциплиной. Не уверена, что он пойдет в стены школы в следующем году – программа довольно простая для усваивания в свободном режиме.

У Андрея в третьем классе всплыла проблема боязни школы, оценивания и неумения сделать выбор из-за страха ошибиться. Поэтому он учится дома, и результаты первой четверти оказались такими же, как в прошлом году. Поэтому пока и он остается на индивидуальном обучении.

Конечно, в любом родительском решении есть риск, и нельзя сказать, что такое обучение подходит всем. Но важно уметь увидеть особые потребности ребенка и нести ответственность за сделанный выбор, а не перекладывать его на школу или государство.

Может ли родитель требовать от школы многого? Несомненно, если он требует столько же от себя и если он что-то в школу вложил. Во многих европейских школах родители принимают активное участие в жизни своих детей, ведут кружки и встречи, знакомят учеников со своей профессией. У нас очень трудно сдвинуть родителей, в том числе и потому, что вся внеклассная деятельность очень зарегулирована.

В прошлом году я читала детские стихи вместе с четвероклассниками на классном часе, мы их обсуждали и рисовали, и это было событием в нашей школе, которая хочет простого человеческого тепла и внимания. Как и все мы. И если мы все вместе и каждый в отдельности рвем рубахи на груди за интересы ребенка, то надо признаться, что детей в школе уже давно никто не ждет, там нужны дисциплинированные послушные исполнительные роботы.

И кто-то должен этот порочный круг разомкнуть и вернуть в школу ценность жизни. Иначе мы рискуем и дальше получать Печи и порку ремнем покорных стройбанов.

Я неудобный родитель, я за осознанные решения, поэтому я не соглашаюсь автоматически на участие моих детей в школьных мероприятиях, не соглашаюсь на мероприятия «Юного спасателя» и на шестой школьный день. Мне важно, что именно будет происходить с моими детьми, пока они вне дома. Охотно соглашаюсь с поездкой в театр и абсолютно против участия в акции РПЦ в качестве статистов. Вижу, что пример такой разборчивости важен для детей.

При этом я уверена, что мы можем действовать исключительно в правовом поле, если мы надеемся дать детям правовое государство. Но это предполагает хотя бы минимальную правовую грамотность и умение самостоятельно найти ответ на свой вопрос в законодательных актах. И там мы можем открыть для себя много неожиданного.

Например, ст. 65 Кодекса о браке и семье признает за семьей преимущественное право и обязанность воспитания детей, т.е. спихнуть все на школу не получится. Но часто классные руководители и администрация школ берут на себя повышенные обязательства и отодвигают родителя в сторонку, хотя с активными родителями такое осуществить довольно сложно.

Мне бы хотелось, чтобы школа перестала фокусироваться на внешнем и заглянула внутрь. Чтобы было неважно, в какой одежде ты пришел и сколько клеточек ты отступил, сдал ли макулатуру и скачал ли реферат из интернета. Важно, сопереживал ли ты однокласснику или герою произведения и хорошо ли понял причину смены пор года.

Чтобы директора беспокоило не то, сколько денег добровольно сдали родители в фонд школы, а наличие психологической поддержки для абсолютно выгоревших учителей. Чтобы Министерство образования прекратило двойное подчинение школ и забрало их от администраций в непосредственное подчинение.

Чтобы родителям была важна не полученная оценка, а то новое, что ребенок узнал сегодня в школе. Чтобы нашелся кто-то честный и смелый (кроме писателей Пастернак и Жвалевского), желательно из Министерства, кто может сказать: «А король-то голый!»


«УЧИТЕЛЮ ПРОСТО ХОТЕЛОСЬ НАКАЗАТЬ НЕПОКОРНУЮ, ПРОЯВИТЬ СВОЮ ВЛАСТЬ»

Маргарита Анатольевна
преподавательница, мать двоих взрослых детей

– Сейчас много обсуждают, отвечают ли гимназии своему статусу, действительно ли там лучше учат, чем в обычных школах. На самом деле эта тема была актуальной и десять, и пятнадцать, и двадцать лет назад.

Когда в начале 1990-ых мы отдавали младшую дочь в школу, выбирали в первую очередь хорошую и добрую учительницу, а не престижное учебное заведение. Но в 5 класс она пошла в одну из лучших гимназий города, где училась ее старшая сестра. Уровень там был действительно очень хорошим и тогда было достаточно свободы для учителей и гимназистов. Но были и свои проблемы, которые сегодня заставляют меня думать, правильно ли я сделала, что до конца оставила своих детей в стенах этого учебного заведения.

У старшей дочери был очень большой конфликт с учительницей физкультуры. До такой степени, что дочь выбросила в лесу возле школы свою спортивную форму и просто не ходила на физкультуру несколько месяцев. Оказалось, учительница могла запросто назвать девочек-подростков «коровами». Администрация отреагировала странно: на прогулы закрыла глаза, но и учительницу оставила на своем месте.

Что характерно, младшая дочь тоже получила дозу негатива: однажды ее довели до нервного срыва на уроке труда. Выяснилось, что учительница от души лепила двойки тем, кто не мог наизусть запомнить устройство швейной машинки, все эти шпульки и катушки. Причем, оценивалось не умение шить, а именно знание матчасти. Еще раз напомню, что речь шла об одной из лучших гимназий Минска, где в вузы поступало 100% выпускников.

У нас в гимназии был учитель химии: талантливый преподаватель, но совершенно выгоревший. В его послужном списке был и грустный служебный роман, и алкоголизм с кодированием, и жена, работающая в этой же школе. Но он действительно хорошо готовил к поступлению в медуниверситет и на биофак.

Конфликт между ним и моею дочерью, которая училась в гуманитарном классе, начался в конце самой короткой второй четверти. Я надолго попала в больницу, муж разрывался между домом и работой, так что дочери самой приходилось заниматься и гимназией, и подготовкой к поступлению. Кроме того, она пробовала подрабатывать.

Как бы там ни было, по уважительной или не уважительной причине дочь пропустила четыре урока химии из восьми, написала контрольную лучше всех в классе и вместе со всеми готовилась к каникулам. Но преподаватель решил устроить показательную порку, мол, с какой стати выскочка будет приходить на предметы по профилю, но игнорировать химию.

Влепил ребенку неаттестацию, устроил безобразный скандал, который не поддержал никто из администрации. В нулевые к дисциплине даже в гимназии относились проще, тем более, что дочь действительно хорошо успевала по всем предметам и принесла своему учебному заведению много призов в профильных дисциплинах – истории, литературе, языках.

То, что никто не собирается линчевать мою дочь, да и сама она не видит трагедии в н/а по химии, еще больше разозлило «химика». Мне пришлось ехать из больницы в гимназию, чтобы выяснить суть происходящего, но вместо взрослой позиции и аргументированных претензий я получила поток ненависти, презрения и высокомерия.

Я сама работала в школе и для меня было очевидным, что никакого педагогического подтекста в действиях этого человека не было. Ему просто хотелось наказать непокорную, проявить свою силу и власть. Что в итоге и сделал: несмотря на высокие оценки в трех четвертях и один неаттестат, он вывел итоговую четверку в аттестате дочери, помешав ей получить серебряную медаль.

Хоть это не стало препятствием на пути моих детей к цели, но я и сегодня вспоминаю эти случаи как образец мелочности и самодурства в нашей системе образования. И немного жалею, что не перевела дочерей в обычную школу. Возможно, уровень был бы не таким высоким и родители у детей были бы попроще, но и нервы были бы целее.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
11.11.2017
Тема  
 
18
0
0
0
КОММЕНТАРИИ
Валерий 11-11-2017, 23:51
-15 6 21
Я думал что мне в старости будет сложно с моим характером, старый ворчливый недовольный дед)) но ваши отпрыски я так думаю будут за моим Чарли бегать в магаз, при чём резво))) и пенделя ещё получать
ОТВЕТИТЬ
Валерий 11-11-2017, 23:52
-7 2 9
И мне не будет страшно ходить по улицам)) им-да.
ОТВЕТИТЬ
Иволга 12-11-2017, 01:10
+60 65 5
Чем больше будет таких родителей, тем лучше. Надоел формализм, давайте уже больше практики, полезных знаний и навыков. Почему так часто мы вспоминаем школу с негативом, да потому что учителя многие самоутверждались за наш счет или просто говорили как правильно и не допускали дискуссий. Кто дискутировал, тот сразу записывался в черный список. А на Западе поощряют размышления и дискуссии. Там учат людей думать. А у нас учат зазубрить правильный ответ.
ОТВЕТИТЬ
комментаторка 12-11-2017, 04:15
Этот комментарий был скрыт, так как не соответствует правилам комментирования. См. п. 2.
ОТВЕТИТЬ
комментаторка 12-11-2017, 14:04
+2 10 8
А, точно, это та самая психологиня, которая когда-то тут рассказывала о смерти, умирании и, разумеется, патриархате, что, в общем-то, этически недопустимо, потому что это банальное кумовство, но спасибо что хоть про с психологической точки зрения потерли.
ОТВЕТИТЬ
Андрусь 12-11-2017, 11:35
+32 33 1
Очень радует, когда родители думают о судьбе детей, их формировании. Мои вот особо не задумывались - отдали в ближайшую школу, где таких «химиков» было 90% из педсостава. Стоит ли говорить, какие знания могла дать пьяная учительница математики? Или физик с вечным перегаром? Про контингент учеников не говорю - поколение, выросшее на «Бригадах» и «Бумерах». И я терпел 10 лет, потому что родители не хотели заниматься переводом - у них там свои проблемы уже были. В итоге я бежал после получения базового аттестата в творческий колледж, где уже за 4 года я наверстал всё то, что не дали в школе, а там уже с лёгкость поступил в ВУЗ. Я винил родителей за это - они оба грамотные люди с высшим образованием, прекрасно понимали ситуацию, но не реагировали, показывая в пример старшую сестру, мол, она отучилась - и ты отучишься. Винил до того, пока сам не получил образование педагога, пока сам не увидел всю эту гниль внутри нашей системы (гимназия или обычная школа - не суть). Тогда я понял, что идеал найти почти невозможно. Отбыв практику, я ушёл из этой сферы.
ОТВЕТИТЬ
данила суперкозловский 12-11-2017, 11:39
+21 30 9
Я закончила гимназию 3 года назад, так что мои воспоминания еще свежи. И я хочу сказать, что неадекватных учителей я не встречала за все годы учебы, а вот неадекватных родителей, с их потребительским поведением к школе и к учителю, в частности, видела немало. Я прекрасно понимаю, что должен быть диалог школы и родителя, но ситуации, когда родитель ни во что не ставит учителя, считая его обслуживающим персоналом, когда родитель переиначивает и по своему трактует каждое слово своего ребенка, я видела не раз.
Мне повезло, в моей школе и в моем классе были прекрасные учителя и тактичные родители, которые прислушивались к мнению учителя и не мешали учебе.
ОТВЕТИТЬ
ava
О, Данила, какую гимназию заканчивали? Вообще не вериться, что это высказывание вчерашнего школьника :) Прям очень эмоционально, как будто наболело. :)
ОТВЕТИТЬ
"Вы все малявки тупые а я Д'артаньян"
ОТВЕТИТЬ
ava
Не поняла, при чем тут гимназии? Самодуры могут встретиться как в школе, так и в гимназии. Кумовство и "почему не решили проблему не впутывая РОНО" тоже будет везде. Нормальные директора школ встречаются, но долго на своем посту не засиживаются -- такие не нужны вышестоящему начальству. Да, "терпил" больше в гимназиях, особенно в началке -- все боятся, что их деточка не попадет в 5-ый класс, если они начнут высказывать недовольство. И, при той системе, которая сейчас -- это резонно. НО! А много ли вы теряете, родители? Вы думаете, что рядом с вашим ребенком будут "более мотивированные и талантливые дети"? Едва ли, при нынешнем уровне коррупции. Скорее оборзевшие мажоры. Учителя? Это вообще товар штучный, есть только в 41 и 50 гимназиях. Ну так чего ради вы мучаете себя и своих детей?
ОТВЕТИТЬ
Натали 12-11-2017, 13:20
-5 8 13
Радует, что есть такие положительные комментарии. Родители в ответе за своих детей и прежде всего -- за их воспитание, а не то, чтобы разбираться: как учитель сказал, как посмотрел, какую оценку поставил. Учитель -- не робот. Когда идём на приём к врачу, ведь не пытаемся разорвать его на части, показывая на сколько мы компетентны в вопросах лечения. Учить своих детей быть вежливым, порядочным -- вот о чём должен думать родитель, давая очередной урок жизни своему ЧАДУ, а не "училке там какой-то". Есть дети -- палец в рот не клади: изнеженные, избалованные, залюбленные. Если родители считают, что школа -- это место для самораскрепощения своих амбиций и удовлетворения детей, то о чём здесь говорить? В школе есть свои правила и порядки -- школьный устав. И обязанность каждого ученика на уроке -- подчиняться требованиям педагога. Всё начинается с того, что дети идут в школу без сознания того, что его будет учить взрослый человек, к которому нужно относиться с уважением. Деловой стиль общения между участниками образовательного процесса. А не так: "Я буду разбираться! Жаловаться!.." С пелёнок нужно воспитывать в детях разумное, светлое, доброе. Учитель идёт на работу в ШКОЛУ сформировать представления, знания с учётом образовательной программы, а не бороться с недовоспитанными детьми и их мамашами ( в основном). Вот такое хамское поведение, невоспитанность и ведёт к профессиональному выгоранию. Не проверки, не бумаги ненужные, а отношение и со стороны детей, и их родителей, "встающих в позу".
ОТВЕТИТЬ
Аленка 12-11-2017, 13:58
+18 19 1
как-то дочка сильно ушибла ступню (даже в травмопункт съездили), наутро (дело было в мае) в школу она пошла в лосинах и ...сланцах, т.к. никакая другая обувь на отекшую ступню не налазила (ну глупо было в деловом костюме и сланцах). по словам малой, директрису (весьма адекватную даму) чуть удар не хватил от ее вида, но выслушав объяснения ребенка в школу ее не только в таком виде пустили, но и без проблем разрешили так ходить всю неделю, пока с ноги спал отек и синяк и стало возможно обуть туфли
так что это просто человеческий фактор...
ОТВЕТИТЬ
.. все бы хорошо, но интересно, чем вторую маму не устраивают школьные мероприятия и Юный спасатель. Ладно, 6 школьный день -- он вообще не нужен никому -- ни детям, ни родителям, ни, особенно, учителям. Ладно -- акции РПЦ. А чем школьные мероприятия не угодили -- концерты, Осенние балы, викторины и тыды. В них то что плохого?
и вот ещё: "...чтобы было неважно, в какой одежде ты пришел и сколько клеточек ты отступил, сдал ли макулатуру и скачал ли реферат из интернета. Важно, сопереживал ли ты однокласснику или герою произведения и хорошо ли понял причину смены пор года." Я считаю, что важно и то и другое. На своем горьком опыте знаю. Я на первое, указанное, забивала, а ща жалею, что не воспитан во мне легкий педантизм и аккуратность, страдаю, так сказать, на работе с ворохом бумаг...из-за своего рас********ва. Все вроде вовремя делаю, даже местами как надо, но страдаюююю
ОТВЕТИТЬ
О, тоже пришла поинтересоваться проблемой с Юным Спасателем. У меня ребенок прямо сам туда хотел ходить, вроде как было интересно и полезно. Навыки медпомощи, ПДД, что плохого?
ОТВЕТИТЬ
Родитель 12-11-2017, 14:05
+14 17 3
>>И обязанность каждого ученика на уроке -- подчиняться требованиям педагога

А если это требования неадекватные? Например, тот же пример с юбкой из статьи.
Унас в школе есть так называемый информационный час, который мало того, что проводится до уроков, что само по себе нарушение, так ещё и используется это время непонятно для чего. На последнем, например, учительница рекламировала фотожурналы (лучше брать в твёрдой обложке, хоть и дороже, но будет хранится лучше - это мне моя первоклашка потом выдала) и какую-то поездку к Санта Клаусу, о которой родители ещё ничего не знают, но дети уже очень хотят ехать. Я не вижу, зачем это нужно детям и почему учитель не может потратить это время на что-то реально полезное для детей. Единственный видимая для меня причина этой рекламы - её финансовая заинтересованность. Но вот я сейчас приду и буду требовать прекратить, и кто-то вроде вас будет мне говорить, что я просто офигевший родитель, раз подвергаю сомнению правильность методов учителя.
ОТВЕТИТЬ
... ну там автор комментария явно имела в виду -- подчинятся требованиям учителя, которые соответствуют уставу школы и образовательной программе.
ОТВЕТИТЬ
Уже могу писать "в мое-то время...")
Знаете, в каждом учреждении образования можно найти неадекватных персонажей, как со стороны преподавателей, так и со стороны учеников. И во все времена так было. И что-то я не вижу тут в комментариях душевно-травмированных своим школьным периодом. Все эти трудности такие же преодолеваемые, как и многие другие во взрослой жизни: отвратное начальство, ущербные чиновники и прочее. Детей надо приучать к нашим реалиям еще с ранних лет)
ОТВЕТИТЬ
ava
Понравилась история и позиция мамы Виктории. Вот правда, душа радуется за деток, которые воспитываются в этой семье. А вот две другие истории очень спорные .
ОТВЕТИТЬ
Чем спорные? Тем, что там были конкретные конфликты? Никакой больше разницы я там не вижу.
ОТВЕТИТЬ
ЗАЛОГИНЬТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
VKONTAKTE
Или комментируйте с помощью капчи
НОВОЕ НА CITYDOG.BY