Чтобы удачно вышла замуж. Большая подборка фотографий невест в венках (есть очень забавные)

Чтобы удачно вышла замуж. Большая подборка фотографий невест в венках (есть очень забавные)
Помните, почти месяц назад мы писали, что Культурный проект Veha собирает коллекцию свадебных фотографий белорусских невест в венках? Сегодня авторы проекта показывают несколько красивых фото и рассказывают, зачем белорусские невесты носили на головах венки.

Помните, почти месяц назад мы писали, что Культурный проект Veha собирает коллекцию свадебных фотографий белорусских невест в венках? Сегодня авторы проекта показывают несколько красивых фото и рассказывают, зачем белорусские невесты носили на головах венки.

Зачем вы стали собирать такие фотографии?

Культурный проект Veha всячески популяризирует тему сохранения архивной фотографии. Одно из направлений – сбор тематических коллекций фотографий. В прошлом году коллекция «Найлепшы бок» с портретами на фоне тканых ковров получила премию бюро Минского месяца фотографии в номинации «Выстава/праект года» – и мы запустили краудфандинговую кампанию, чтобы издать книгу с этой коллекцией.

А в этом году мы решили собрать коллекцию фотографий с белорусских свадеб, где невесты в венках. За три недели нам прислали около 200 фотографий из 80 семейных архивов. Коллекция охватывает географию всех областей Беларуси в период 1916–1970-х годов.

1921–1939 гг., Глубокое, Витебская обл. Из архива Глубокского историко-этнографического музея.

Начало ХХ века. Из архива коллекционера Ивана Муравьева.

Янина Норович и Станислав Садовский. 1936 г., Будслав, Мядельский р-н, Минская обл. Из архива Леси Пчелки.  

Леонарда Гигола и Юзеф Лукша. Около 1950 г., д. Киякова, Докшицкий р-н, Витебская обл. Из архива Дмитрия Буглака.        

Антонина Шэвардак и Александр Крикун. 1940–1941 гг., д. Падомхи, Докшицкий р-н, Витебская обл. Из архива Дмитрия Буглака.  

Николай Борисик и Ольга Вожейко. 1927–1928 гг., Слоним, Гродненская обл. Из архива Марии Кужаль.

Почему вообще белорусские невесты носят венки?

– Это чрезвычайно глубокая символика. Венок повторяет форму круга, то есть первичный символ единства и бесконечности. Растения и вещи – например, колосья пшеницы, зеленая ель, чеснок, красная нить или лента – наделяли его дополнительными защитными качествами. Да и само плетение венка символизировало гармоничное объединение.

Как плели венки?

– Венок плели накануне свадьбы подруги невесты, молодые незамужние девушки. Они пели песни и ели угощения – сегодня это называется девичник. Традиционный свадебный венок делали и из живых цветов, но чаще из искусственных. Боялись, что, если цветы завянут, погибнет и любовь.

Если невеста была сиротой, у нее в свадебном венке не должно было быть цветов и красных лент.

А что делали с венком во время свадьбы?

– Прежде чем надеть венок на голову невесты, проводили обряд, когда девичьи волосы расплетали и заплетали в две косы. В момент, когда с головы невесты снимали венок – символ девичества, на голову надевали головной убор замужней женщины – платок, или намитку. Чаще всего это делали женщины, обычно свекровь. Затем сват или шафер примерял венок незамужним девушкам.

Считалось, кто первой после невесты наденет ее венок, та раньше остальных вступит в брак. Поэтому строго следовали традиции, чтобы первой венок надела шаферка, а затем девушки в соответствии с возрастом, заканчивая самой младшей.

После того как венок завершил «круг», его возвращали молодым. Снимая венок, свекровь снимала «ее волю», и невеста переходила в новый статус «замужество». 

Александрина Павловская и Владимир Лучина. 1961 г., д. Александровка, Червенский р-н, Минская обл. Из архива Александра Лучины.

Анна и Николай Волчок. 1952 г., д. Заполье, Червенский район, Минская обл. Из архива Виктории Дорожок.

Иван Гицевич с женой. 1961 г., д. Липнишки, Ивьевский р-н, Гродненская обл. «Белорусский архив устной истории». 

Свадьба Зои Дудко. 1959 г., д. Большая Берестовица, Гродненская обл. Из архива Аси Валькович. 

Янина Ковалевская и Иосиф Варакс. Около 60-х гг., г. Столбцы, Минская обл. «Белорусский архив устной истории».

Константин Литвинович и Мария Шорец. 1954 г., д. Дядичи, Вилейский р-н, Минская обл. 

Ирина и Анатолий Козловские. 1957 г., пос. Илья, Вилейский р-н, Минская обл. Из архива Людмилы Сильновой.

Куда после свадьбы девался венок? Его выбрасывали?

– Нет, вы что! Венок использовали как украшение, в то же время он всегда выступал оберегом от нечистой силы и различных несчастий. Через венок умывали дочь, чтобы удачно вышла замуж.

Замужние женщины венков не носили. Не надевали на голову венки женщины, принимавшие брак во второй раз. Не имела права надевать венок на свадьбе та девушка, которая потеряла невинность до свадьбы.

В первую брачную ночь свадебный венок клали под перину или зашивали в подушку невесты. А лентами и цветами украшали иконы или вешали высоко на крыше, чтобы успех и благополучие не оставляли дом. Считалось, что в дом, где есть свадебный венок, никогда не попадет молния.

Свадебный венок очень часто использовали в лекарственных и магических целях. Во время болезни ребенка, при лечении испуга, сглаза венок клали в люльку, а ребенка на время сна накрывали вуалью. 

Что будет с этой коллекцией дальше?

– В сентябре мы представим коллекцию «Дзявочы вечар» на международном фестивале «Месяц фотографии» в Минске, а в будущем планируем издать книгу.

Николай Ващилко и Вера Лойко, д. Шевели Ляховичского р-на, 1963 год.

1940–1950-е гг., Слуцкий р-н, Минская обл. Из архива Сергея Лескеця.

 

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: коллекция Veha.

Еще по этой теме:
Средний возраст невест в Минске – 29 лет, а женихов – 31 год
Бесплатный маникюр от подружки и фотограф за €1000. Сколько невесты тратят на свой внешний вид
«Невеста должна заплакать». Минчанки о свадьбах с иностранцами дома и за границей
поделиться