«А у нас начальник уверен, что разбирается в деле лучше всех». Эксперт о том, почему даже в оформлении витрин нужно давать свободу

«А у нас начальник уверен, что разбирается в деле лучше всех». Эксперт о том, почему даже в оформлении в...
Вдохновившись новыми витринами минского ЦУМа от «Халвы», решили поговорить с экспертом о том, что такое современная витринистика, что сейчас модно и где учиться на витриниста.

Вдохновившись новыми витринами минского ЦУМа от «Халвы», решили поговорить с экспертом о том, что такое современная витринистика, что сейчас модно и где учиться на витриниста.

Даниил Берг более десяти лет возглавлял креативный отдел в обновленном московском ЦУМе. 18 дизайнеров, работавших в отделе, отвечали за оформление витрин, которые задавали тон витринистике постсоветского региона. И еще 14 человек были ответственны за продакшн.


КАК ПОЛУЧАЛИСЬ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ВИТРИНЫ МОСКОВСКОГО ЦУМА

– С моим уходом из ЦУМа порядок рабочего процесса в креативной группе поменялся кардинально. Но в период моей работы в отделе не было четкого разделения обязанностей: каждый занимался тем, чем хотел. Поэтому наши дизайнеры действительно умели делать всё. Да что уж говорить, у нас даже секретари на время установки витрин одевали манекены – и делали это, надо сказать, с чувством стиля и вкуса. Парадокс, но самые красивые манекены в ЦУМе вышли именно из-под их рук (смеется).

В общем, мы были максимально за креатив и никому не запрещали заниматься тем, к чему душа лежит. Если у тебя есть желание и порыв, то почему бы и нет? Экспериментируй! 

Мы набрасывали темы и концепции, и, когда сториборд был полностью собран, мы всей командой переходили к тщательной разработке идей. Каждый брал себе понравившуюся задумку и начинал работать над ней от начала до конца, контролировать процесс ее превращения в полноценную витрину. Вся работа над созданием нового проекта занимала около полугода.

Были у нас задумки, которые изначально казались чем-то неосуществимым. Были очень сложные витрины, но провальные – никогда. Вот, правда, не вспомню ни одного раза, чтобы это было некрасиво. Из моих любимых работ – «Роботы» и прошлогодние новогодние витрины «Сказки народов мира».
 

 


ГДЕ МОЖНО ЧЕРПАТЬ ИДЕИ ДЛЯ ВИТРИН

 – Вдохновлялись ли какими-то работами западных витринистов при создании собственных проектов? – спрашиваем у Даниила.

 – Не просто вдохновлялись, а даже учились на некоторых из них. В Нью-Йорке я черпал идеи, глядя на витрины Bergdorf Goodman и Barneys, а новогодние витрины Saks вообще стоит упомянуть отдельно.
 

Витрины Bergdorf Goodman.
 

Витрины Barneys.
 

Витрины Saks.
 

В Лондоне эталонами были Selfridges и Harvey Nichols.
 


Потом стало интересно следить за Парижем: Le Bon Marche и Printemps делали там что-то удивительное.
 


Вообще, для того чтобы делать хорошие витрины, просто обязательно много путешествовать. Сегодня это делать проще, чем 20 лет тому назад. К тому же сейчас границы расширились и благодаря Facebook, Instagram и Youtube: находишь работы дизайнеров на любой вкус, вдохновляешься и что-то берешь на заметку. Но этого все равно мало: я убежден, что за идеями нужно отправляться непосредственно в путешествия. Именно в поездках примечаешь что-то интересное и нестандартное, что потом привносишь в свою работу.


ГДЕ УЧИТЬСЯ НА ВИТРИНИСТА

Помимо возможностей путешествовать, человек, который хочет заниматься оформлением витрин, должен иметь академическое художественное образование, отмечает Берг. Будущий витринист не сможет работать полноценно без знаний канонов живописи и композиции – это очень важные моменты. Но, как и в любом деле, здесь бывают и исключения.

 – Бывают самородки, которые нигде не учились, но настолько хорошо чувствуют все нюансы, настолько одаренно подходят к выполнению задач, что лишь удивляешься.  Наверное, это доказывает тот факт, что хороший витринист – художник не только по образованию, но и, в первую очередь, по своей натуре. Но профессионалом благодаря лишь таланту в этой сфере тоже не станешь. Тут нужно стажироваться и учиться ремеслу, работая в каких-то креативных командах. Вы начнете делать витрины не раньше, чем через полтора года осваивания в этой среде. А профессионалом сможете назвать себя только лет через 5–7.
 

Витрины минского ЦУМа, весна 2018-го.


ПОЧЕМУ ВИТРИНЫ ЗАПАДНЫХ МАГАЗИНОВ ВСЕГДА ТАКИЕ КРУТЫЕ

– Самое большое отличие в работе витринистов на Западе и на постсоветском пространстве – это менталитет начальников. Там боссы привыкли распределять задачи и поручения среди работников, потому что безоговорочно доверяют своим командам. 

А специфика нашего начальства – это уверенность в том, что они разбираются в деле лучше всех остальных. Они не могут довериться своим подчиненным и раскрыть потенциал людей, которых сами же наняли на работу. Они могут быть хороши в бизнесе, но провальными в стратегии, менеджменте и пиаре. А отражается это на работе всего коллектива.  

К тому же хорошие витрины – это дорогое удовольствие. Каждый раз на создание элементов уходит очень много материалов. Особенно для новогодних, самых сложных витрин: в московском ЦУМе, например, большое количество аксессуаров и мебели закупалось на протяжении многих лет и хранилось специально для новогодних периодов. 

В общем, многие наши компании и мультибрендовые магазины просто не готовы на это тратиться. За исключением разве что западных монобрендов: Dior, Gucci, Prada, Chanel, Louis Vuitton – они, конечно, делают витрины на высоком уровне. Если обобщить, конечный результат всегда зависит от бюджета, команды и идеи.
 

Так украшает витрины Dior.
 

А это уже Gucci.
 

Витринисты особенно выделяют работы Prada, где всегда стремились делать сюжеты драматичными.
 

Chanel – просто и со вкусом.

Провокационный Louis Vuitton.


ЧТО СЕЙЧАС САМОЕ ТРЕНДОВОЕ В ВИТРИНИСТИКЕ

– Однозначно не digital-тематика, хотя у нас все почему-то уверены в обратном. Наши дизайнеры думают, что это новое веяние – но за границей оно уже давно отошло, потому что тема эта, я  бы сказал, довольно безэмоциональная и провальная, она не говорит ни о чем. Витрина – это прежде всего товар, это что-то, до чего человек захочет дотронуться. И это должно быть настолько близко и понятно, чтобы, рассматривая, зритель ощущал, что он действительно это трогает. 

Самое важное в витрине – это идея. И детали – а это уже внимательность к мелочам и какие-то подмеченные интересные нюансы.  Ну и, как бы банально это ни звучало, главный тренд – это работа, сделанная с любовью. Если дизайнеры вкладывают в витрину позитивное настроение, то все сработает: и продажи будут большие, и реакция будет положительная. Проверено.
 

Витрины минского ЦУМа обновили в марте – в таком виде на их фоне можно фотографироваться до осени.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: архив героя, CityDog.by.

ЗАО «МТБанк», УНП 100394906

Еще по этой теме:
Механический мини-спектакль: в ЦУМе обновили витрины (фото)
Посмотрите на поэта, чьи стихи украшают витрины ЦУМа
Восковой индеец, распластавшийся медведь и танцующая такса. Смотрите, на что способны оформители минских витрин
поделиться