Один день с водителем «сотки»

29.10.2012
Люди   Тема  
 
28
Рубрика Один день

Один день с водителем «сотки»

Главный на Проспекте
Рабочий день водителя «сотки» начинается в 4 утра; самые страшные на проспекте – маршрутки; а к работе по этому маршруту допускают не всех. Целый день CityDog.by провел в зеленом автобусе, одном из символов Минска.
0
0
0

Рабочий день водителя «сотки» начинается в 4 утра; самые страшные на проспекте – маршрутки; а к работе по этому маршруту допускают не всех. Целый день CityDog.by провел в зеленом автобусе, одном из символов Минска.

Выезд на маршрут: 5.20-6.57

Утро начинается в 4.00 – хмуро и темно, организм протестует. Но именно в такое время, а иногда и раньше просыпаются водители автобусов. Мы едем в автопарк №7, чтобы встретиться с нашим героем – Александром Леоновичем Гордеенко, звеньевым маршрута №100. В начале шестого в автопарке уже полно водителей и кондукторов: в 7 утра на маршрут выйдут 242 автобуса.

«Сначала я должен подойти к диспетчеру, показать документ и получить путевой лист, – рассказывает Александр Леонович, – потом идем в здравпункт, проверка на уровень алкоголя, могут замерить давление. Получив разрешение врача, снова возвращаемся к диспетчеру. Она выдает карточку с расписанием движения, отмечает, что я вышел на маршрут, – и можно идти за автобусом».

Автобус найти на стоянке не так-то просто: в парке 342 машины, некоторые уже на маршруте, но и количество запаркованного транспорта впечатляет. Вокруг темнота, гигантские силуэты автобусов, и десятки машин постоянно стартуют с места – ощущения невероятные.

Александр Леонович тем временем ищет свой автобус: напарник где-то оставил его вечером, а где конкретно – неизвестно. Автобус помогают найти местные сторожа. Перед выездом нужно поставить на место зеркала и повесить «дворники» (на ночь их на всякий случай снимают), проверить состояние и внешний вид автобуса, выбрать на компьютере маршрут, который отобразится на электронном табло снаружи автобуса.

«Теперь поедем на дозаправку. Бак 220 литров, но со вчерашнего дня топливо еще осталось, нам нужно залить 163 литра. Расход – около 10 литров за круг, а круг примерно 22 километра. В конце каждой смены фиксируется, сколько топлива потрачено. Перерасхода быть не должно, а экономия, наоборот, поощряется. Над заправкой, кстати, висят камеры. Так что никто солярку не сливает, все продумано».

Мы выезжаем в сторону Московского автовокзала, оттуда автобус выходит на маршрут. Выезд в 6.57, на часах – 6.25. Едем не торопясь, аккуратно проезжая лежачие полицейские и ямки.

«Эти автобусы, можно сказать, на руках носят. Потому что на каждой машине работают всего два водителя. Я вот на этом автобусе уже где-то с 2007-2008 года работаю, как вышел на сотый маршрут первый раз. И я лично несу ответственность за состояние машины. Причем если детали изнашиваются меньше, чем ожидается, я могу заработать немножко. Если, например, та же резина останется в хорошем состоянии, когда по плану ее нужно менять, то часть стоимости резины – это мой заработок», - объясняет Александр Леонович.

Приезжаем на Московский автовокзал. Здесь перед выездом нужно отметиться еще в одном кабинете – у «диспетчера на линии». Этот диспетчер будет решать все оперативные вопросы: авария, поломка, пробка, какие-то сложности – нужно звонить ей и объяснять ситуацию.

 

 

Смена до разрыва: 6.57-11.00 

Сегодня Александр Леонович отрабатывает «односменку с разрывом» – это самая сложная смена, в часы пик, с большим «разрывом» в обеденное время. На маршруте водитель находится с 7.00 до 11.00 и с 13.30 до 18.00. В 6.57 мы выезжаем на первый круг. Точнее – в 6.58, то есть опаздываем на целую минуту. Хотя это не так и страшно: допускается отклонение от расписания +/- 3 минуты.

«Если опаздываешь больше чем на 3 минуты – то это уже езда «вне графика», за такую езду оплата меньше. Хотя бывает всякое, все-таки центральный проспект. Вот недавно на ул. Короткевича асфальт меняли, так я на 27 минут опоздал. «Сотку» называют элитным маршрутом, но какой он элитный? Сложный – это да, тут движение большое, людей много. «Сотка», конечно, не вершина карьеры, но на этот маршрут не каждого берут, только если ездишь без нарушений. И зарплата чуть больше – 200 тысяч доплачивают за сложность».

«Сейчас, на первом круге, людей будет немного, потому что еще рано. Вот назад поедем – тогда набьется полный автобус. Я работаю на «сотке»уже давно, но это не значит, что только на ней. Например, за октябрь я тут всего 5 дней отработал, но это из-за отпуска. В ноябре 11 дней буду работать, еще 6 дней – на 73 маршруте. По проспекту все уже примелькалось, внимания не обращаю ни на здания, ни на людей. Что-то строят, открывают какие-то кафе – я даже не замечаю. На фурах я не работал, не знаю, но на автобусе не хочется спать. Тут же не прямая дорога без остановок, тут постоянное напряжение, постоянно сосредоточен».

До разрыва, то есть до 11 часов, автобус успевает сделать три круга. Постепенно светлеет, людей на остановках становится больше, на проспекте – заторы.

Больше всего водителям автобусов мешают маршрутки и частные машины, которые забирают-высаживают пассажиров перед остановочным пунктом.

«Маршрутки – самые страшные на дороге. Они возникают не пойми откуда и высаживают пассажиров посреди остановки. А мне ее никак не объехать, и приходится ждать. Водителя легковушки, конечно, несложно объехать, но лучше было бы и вежливей, если б люди высаживали или ждали пассажиров в конце остановки. Если в час пик, например, нужно из первой полосы в третью перестроиться, приходится лезть внаглую. Автобус большой, конечно, никто не хочет сталкиваться, но гораздо приятней, когда водитель мигнет фарами – и пропускает тебя. Велосипедисты по проспекту почти не ездят, но велосипедиста же проще объехать, чем машину, поэтому ничего страшного в них не вижу».

На конечной у водителя от трех до шести минут. Ни на перекур, ни на другие личные дела времени нет. Поэтому с 7 до 11 работа непрерывная. В 11 часов – перерыв на обед.

«Я живу недалеко, в Уручье, поэтому на обед успеваю заехать домой. Дома, конечно, все давно привыкли к моему графику: я ложусь часов в 10-11 вечера, встаю в 3-4 часа утра. У меня двое детей, сын уже живет отдельно, а дочь сидит за компьютером, ни она мне, ни я ей не мешаю. Да и вообще – спать лег, дверь закрыл – какие проблемы? А просыпаться рано уже привычка, иногда даже до будильника глаза откроешь и лежишь, ждешь, когда он уже зазвонит».

 

 

Разрыв: 11.00-13.00

 Смена после разрыва: 13.20-18.00 

После обеда снова встречаемся на Московском вокзале. Нужно опять зайти к диспетчеру и в медпункт, проверить уровень алкоголя. «Мало ли чем я на обеде перекусил», – шутит Алесандр Леонович. 13.34 – снова выезд на маршрут.

После обеда меняется погода: то начинается, то прекращается снег. Но такие условия – не самые плохие. 

«Конечно, снег, дождь – ничего хорошего в этом нет, видимость ведь ухудшается. Но основная проблема в том, что из-за плохой видимости случается больше аварий на проспекте, пробки, вылет из графика. Самые проблемные в плане аварий места – перекрестки Независимости и Бровки, Независимости и Козлова и, конечно, площадь Победы».

«Мы так плавно едем, потому что коробка-автомат. Ужас был бы, если бы приходилось все время дергать рычаг коробки передач. Есть кнопки открытия дверей: на каждую дверь кнопка и центральная, которая открывает сразу все. В «сотке» обычно пользуешься центральной кнопкой. Еще в автобусе система автоматической блокировки: если сумку, например, защемило, и дверь до конца не закрылась, то автобус не тронется».

Рядом – кнопка, включающая запись с объявлениями остановок. Александр Леонович говорит, что нажимает ее автоматически, даже не всегда слышит, что там говорит этот голос. Периодически, правда, прислушивается, чтобы не было сбоев.

«Есть мнение, что можно зеркалом заднего вида зацепить людей на остановке. Относительно моделей постарше это правда. Но на «сотке» новые машины, зеркало очень высоко, тут должен быть кто-то двухметровый, чтобы его зацепило. А вот то, что водитель имеет процент с проданных билетов – почти правда. Раньше было как: кондуктор продает билеты за 1 700, водитель – за 2 000. Разница полностью шла водителю. Сейчас водитель сдает все деньги, но получает премию в зависимости от количества проданных билетов».

«У нас совсем не работают женщины: очень сложная работа, нервная, физически тяжелая. Например, летом в кабине жарко, ты все время под солнцем. Есть даже случаи смертей на работе, когда у людей не выдерживало сердце. И на пенсию, если 20 лет отработал на городских маршрутах, уходишь в 55 лет. А если за городом на автобусах работал, то в 60. Для того чтобы стать водителем автобуса, нужно пройти обучение в ЦАУК (Центральный автомобильный учебный комбинат), потом откатать почти две сотни часов с опытным водителем. Но все равно, когда в первый раз садишься за руль, хоть и учился, и ездил, все равно приходишь со смены весь выжатый».

 

 

Окончание смены, возвращение с маршрута: 18.00

Смена начиналась в темноте, а заканчивается в сумерках. Но автобус нельзя бросить на вокзале: нужно возвращаться в парк, сдавать машину, везти ее на мойку, ставить на стоянку.

«Моются автобусы каждый день после смены, причем автоматическую мойку поставили только пару лет назад, до этого мыли только по бокам, а зад и морду или водитель выбегал и щетками тер, или уборщицы вручную протирали».

«Вот и все, рабочий день закончился. Отметиться у диспетчера, сдать путевой лист – и можно ехать домой. Завтра у меня выходной, да и вообще выходных на «односменке» много: 12 в месяц, успеваешь отдохнуть. И отпуск 39 дней. Поэтому, наверное, и работаешь нормально».

 

CityDog.by благодарит за помощь Генерального директора КТУП «Минсктранс» Леонтия Трифоновича Папенка, а также руководство (лично – директора Владимира Яковлевича Романова) и отдел перевозок филиала «Автобусный парк №7». 


 Фото
 CityDog.by.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
29.10.2012
Люди   Тема  
 
28
0
0
0
КОММЕНТАРИИ
ava
хороший материал, атмосферный :)
ОТВЕТИТЬ
Честно, было интересно и познавательно. Я теперь буду относиться с большим (ударение на первую о) уважением к водителям.
Ну а фото - просто супер.
ОТВЕТИТЬ
Екатерина 29-10-2012, 14:40
+10 17 7
А зарплата-то какая???????????
ОТВЕТИТЬ
владимир 29-10-2012, 14:52
+30 34 4
Болше бы таких статеек :)
следущую с нарядом Скорой Помощи...
ОТВЕТИТЬ
очень приятный водитель. Всем улыбается :)
ОТВЕТИТЬ
Отличный материал! Приятный водитель! Нужная работа.
Но становится понятно, почему автобусы у нас ездят так медленно. Медленнее разгоняется, меньше износ и расход, больше премия водителю. Но пользоваться таким неторопливым транспортом можно только от безысходности, если маршрутки или троллейбуса нет. Плюс на двухполосной дороге, за таким тихоходом собирается хвост.
ОТВЕТИТЬ
медленный - потому что расписание, эта дура разгоняется хорошо
ОТВЕТИТЬ
А расписание автопарк (т.е. город) задает. Медленнее разгоняется, меньше износ и расход, меньше расходов автопарка и города.
ОТВЕТИТЬ
arthur.delaite.by 29-10-2012, 17:02
+25 28 3
Отличный репортаж. Намного лучше написано, по сравнению с тем же onliner. Спасибо большое.
ОТВЕТИТЬ
Валерия 29-10-2012, 17:15
+17 21 4
Хорошая статья,спасибо!
P.s. на счет онлайенера - тьфу-тьфу,не дай бог.
ОТВЕТИТЬ
Оля-ля 29-10-2012, 17:33
+10 13 3
очень понравилось, спасибо!
ОТВЕТИТЬ
Марина 29-10-2012, 18:28
+38 40 2
и мне очень понравилась статья! У нас на маршруте №269 в Колодищи раньше работал водитель, который желал пассажирам приятного дня и хорошего настроения) Да и вообще был невероятно вежлив каждый раз, когда я попадала на его маршрут) А потом он поблагодарил за письменную благодарность, которую оставили наши жители в книге предложений) До сих пор вспоминаю его с улыбкой!
ОТВЕТИТЬ
ava
По поводу экономии печально конечно. Как будто маршрут и автобус это вещь в себе.
Цель - добраться людям до места назначения, и лучше бы делать это побыстрее. И график пересчитать в связи с этим.
ОТВЕТИТЬ
ava
Чтобы добраться до места назначения побыстрее, можно банально встать на 5 минут раньше и выйти на 5 минут раньше - уже 10 минут экономии, а не как наши любят приходить на работу впритык; и получается - все несутся, сломя голову, давятся в этом автобусе ("мужчина ну прижмитесь еще чуть-чуть").

Чтобы пересчитать график, сперва наши люди должны отвыкнуть кататься "зайцем" чего в этой стране не будет никогда.
Все правильно сделано - транспорт берегут, ездят по времени, что люди со своими навигаторами и "транспотами" не думали, что приложения зря скачаны. Мир :)
ОТВЕТИТЬ
и мне понравилось. тоже спасибо выражаю! :-)
ОТВЕТИТЬ
очень интересно и хорошо написано! фотографии очень даже хорошие!
а главное замысел - рассказать об одном дне жизни простого человека, который трудится во благо нашей любимой столицы, и на благо её жителей!

в статье очень мягко написано про водителей маршруток, я бы написал, что большинство этих "ездюков" просто опастно подпускать к любым видам транспорных средсв!!! они по мимо того, что своей жизнью рискуют, они подвергают опасности жизни других людей!
ОТВЕТИТЬ
буду теперь талоны у водителей покупать :)
ОТВЕТИТЬ
прыемны мужчына :)
ОТВЕТИТЬ
ava
Спасибо, очень хорошая интересная статья. Заставляет задуматься о разных профессиях а главное о людях и об уважении к ним.
ОТВЕТИТЬ
Александра 03-11-2012, 04:09
+4 10 6
Какой талантливый материал! И столько свежих фото Минска! Порадовали тех, кто на чужбине и просветили заодно. Браво!
ОТВЕТИТЬ
Что это за сайт такой? Почему нет ругани в комментариях? Где всеобщая озлобленность? Вы из другой вселенной, господа? Теперь буду постоянно сюда заходить.
ОТВЕТИТЬ
a pochemu u vas avtobusi zapravlajut sami voditeli i utrom a ne specialjnije ljudi i vecherom, kak u nas, v Rige?
ОТВЕТИТЬ
ava
точно я не знаю, но сами водители - ради экономиии, наверное, чтобы не оплачивать труд заправщиков тоже, а вот почему утром - не знаю, может быть, чтобы за ночь слили? А может просто привычка. А разве есть какая-то существенная разница, когда его заправлять?
ОТВЕТИТЬ
приятный человек, побольше бы таких.
ОТВЕТИТЬ
Никола 04-04-2013, 18:06
+4 6 2
Теперь ешё больше буду уважать водителей транспорта! Спасибо за очень хороший материал)
ОТВЕТИТЬ
Катерина 30-05-2013, 15:38
0 5 5
Отличная статья, поднимает настроение!
ОТВЕТИТЬ
>>Причем если детали изнашиваются меньше, чем ожидается, я могу заработать немножко. Если, например, та же резина останется в хорошем состоянии, когда по плану ее нужно менять, то часть стоимости резины – это мой заработок»

несколько порочная система, на мой взгляд
ОТВЕТИТЬ
ЗАЛОГИНЬТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
VKONTAKTE
Или комментируйте с помощью капчи
НОВОЕ НА CITYDOG.BY