Наш эксперимент: журналистка CityDog.by не брилась с сентября – и вот что получилось

Наш эксперимент: журналистка CityDog.by не брилась с сентября – и вот что получилось
Помню, как брилась моя мама: подмышки, зона бикини, лобок. Она еще советовала: «Бритва должны быть острой, и лучше бриться чаще – тогда раздражения не будет». У мамы была красивая голубая бритва Venus как из рекламы, до сих пор в голове играет припев этой песни «I’m your Venus, I’m your fire... At your desire».

Помню, как брилась моя мама: подмышки, зона бикини, лобок. Она еще советовала: «Бритва должны быть острой, и лучше бриться чаще – тогда раздражения не будет». У мамы была красивая голубая бритва Venus как из рекламы, до сих пор в голове играет припев этой песни «I’m your Venus, I’m your fire... At your desire».

«Первые волосы у меня появились в 11, и мне было стыдно»

Первые волосы у меня появились под мышками в лет 11 – я тогда очень переживала и не понимала, что с этим делать. Рассказать маме? А если это ненормально и слишком рано, а если меня отругают? Было много вопросов, поэтому я какое-то время молчала, а потом мама все увидела сама.

И мне купили бритву – такую же красивую, как в рекламе, но уже розовую. Бриться первый раз было страшно, но и любопытно – теперь я была как девушка из рекламного ролика. Меня тогда до глубины души тронула насадка для бритвы: на ней были такие зелено-голубые полоски с гелем, чтобы станок легко скользил по телу, – в этом был какой-то намек на заботу.

Потом я начала брить зону бикини, и у меня появилось дикое раздражение. Оно никогда не проходило – только если я переставала бриться. Иногда побреешься, а потом дня четыре все чешется – крайне неудобно, особенно если ты на уроке отвечаешь у доски или загораешь на пляже Минского моря.

Но я старалась следовать советам, тем более мама говорила мне: «Это так негигиенично – ходить волосатой». А по телевизору показывали новые маст-хэвы: теплый воск, готовые восковые полоски, новые бритвы с «мягкими головками» и эпиляторы. Но однажды мама принесла домой крем для эпиляции – она купила его в конфискате, ведь в конце девяностых в белорусских магазинах о таком еще даже не слышали.

Как ни странно, но волосы на ногах у меня не росли. Они, конечно, были, но очень тоненькие и светлые. И все бы ничего – ходи и радуйся. Но я начала переживать: все девочки со двора, кроме меня, стали брить ноги. Они обсуждали между собой новые станки, кремы для увлажнения кожи после бритья, а я просто молчала.

И тогда я решила, что тоже так хочу! Достала мамин крем, нанесла на кожу, подождала 10 минут, как говорилось в инструкции, смыла. И мои ноги наконец-то стали идеальными, так мне тогда показалось.

Через месяц у меня появились первые волосы на ногах. И я начала брить ноги, как и все девочки во дворе – теперь я была с ними. А через пару лет, когда мама увидела, что я брею ноги, она меня отругала. Оказалось, что ноги она не бреет, как и моя тетя: у них просто не растут волосы. Поэтому, если бы я не нанесла тот крем, возможно, и у меня бы сейчас не было волос на ногах.

«А ты можешь не брить зону бикини – мне нравятся твои волосы»

Свое тело – ноги, подмышки, зону бикини и лобок – я продолжала брить почти через день. Особенно это было важно летом: не дай бог у тебя будет хоть немного волос и их увидит парень – это был настоящий стыд!

Бриться с такой интенсивностью было сложно: не всегда хватало времени и сил, а еще дикое раздражение – это очень выматывало. Но я не сдавалась, ведь я «настоящая девушка», хотя зимой иногда могла позволить себе отдых – правда, не больше четырех дней. 

И все эти годы меня мучил лишь один вопрос: что я буду делать, когда у меня появится партнер? Если ему будут неприятны мои волосы, я просто физически не смогу бриться каждый день, что мне тогда делать?

И вот спустя десять лет я вышла замуж. Первое время, конечно, тема волос меня дико смущала: я старалась чаще бриться, покупала специальные кремы, чтобы раздражение проходило быстрее. А потом мой муж спросил: «Скажи, а ты бы могла не брить зону бикини? Мне нравятся твои волосы». 

Сказать, что я обрадовалась, – ничего не сказать. Я перестала брить лобок и зону бикини. Однако радостного было мало – меня вдруг начало ломать: это же так уродливо, а у актрис и моделей такого нет, это же так неэстетично.

Но мне повезло, потому что муж не прекращал рассказывать, что волосы – это нормально и они есть у всех. Тем более что бритье в этой зоне доставляет мне такой дискомфорт. Он поддерживал меня как мог, и я привыкла. 

Хотя к зоне бикини у меня еще долго оставались вопросы, и, уезжая на отдых, я продолжала бриться, ведь на пляже столько людей. 

А потом я узнала про феминизм, объективацию и гендерные стереотипы. Уже три года я изучаю эти темы, пишу об этом тексты и дружу с женщинами, которые давно перестали брить не только лобок, но и ноги с подмышками. 

Правда, самой решиться выйти на улицу в платье и с небритыми ногами у меня никак не получалось. Много раз пробовала, выходила из подъезда, разворачивалась – и шла домой, чтобы переодеться в джинсы и, уже опаздывая, бежать на работу.

И дело было не только в осуждении со стороны – я сама не могла представить свои ноги волосатыми, как будто этого боялась. Пока не наступила осень 2018 года, и я просто перестала бриться – потому что перешла на джинсы и брюки.

Сначала я ничего не замечала – холода, бриться лень, и все равно не видно. Так прошел месяц, и я взялась за бритву, а потом себя остановила. Мне вдруг захотелось побороть свой страх и разрешить себе увидеть свое настоящее тело. Любопытство пересилило все, и я решила перестать бриться.

На втором месяце эксперимента стало сложнее. Я постоянно дергала мужа с вопросом: «Ну как тебе?», «А это не ужасно выглядит?» А он каждый раз успокаивал и повторял: «Я ничего плохого в этом не вижу, ты для меня никак не изменилась». 

И я продолжала растить свои волосы, каждый раз проверяя в душе, насколько я стала волосатее. Волосы росли, я носила брюки, и никто о моем эксперименте не знал.

«А если тренер спросит у меня про волосы, что я ему скажу?»

А потом я пошла на фитнес, где общая маленькая раздевалка и много девушек. И меня вдруг охватила паника: а если они все увидят мои волосы и начнут задавать вопросы? Я даже мысленно готовила корректные ответы, но такие, чтобы сразу очертить границы. 

Этих вопросов я ждала очень долго, почти пять месяцев, но их так никто и не задал. Хотя каждый раз, оказываясь в раздевалке, я пыталась ускорить процесс: придумывала, как бы так надеть майку, чтобы высоко не поднимать руки. Я так терзалась этими переодеваниями, что по дороге домой начинала ругать себя за то, что стесняюсь того, что естественно и нормально.

Но особенно «переживательно» я почувствовала себя, когда мы с мужем пошли в бассейн. Перед походом я несколько дней думала: «А может, хватит, пора и побриться?» Но моя рациональная часть остановила меня, и мы пошли в бассейн так – оба очень волосатые. 

Душ перед бассейном – это была дичь. Я выбрала самую крайнюю кабинку и сильно себя мылила, чтобы никто ничего не увидел. А потом аккуратненько пошла в бассейн, где с подбадривающими словами меня ждал муж. 

Все прошло хорошо, никто ничего не заметил – даже в парилке, куда мы тоже сходили во время сеанса. Я чувствовала себя очень неловко, пытаясь вжать в себя все волосы на теле. Просидела я там недолго – минут пять, – но зато смогла!

Сейчас я все меньше переживаю из-за своих волос. Этот эксперимент ломает меня, мой образ мышления и восприятие своего тела. Это очень странный диалог со своим телом: я ведь понимаю, что волосы – это часть меня, они есть по всему телу и я не одна такая. Но в то же время я чувствую себя одинокой – все женщины вокруг выбритые и такие гладкие, что прямо кожа блестит. 

Вообще, все эти волосатые полгода очень похожи на шизофрению, когда дома один человек говорит мне: «Все в порядке, все хорошо, ты прекрасна и даже твой муж тебя поддерживает», а на улице я слышу в своей голове: «Ты здесь одна такая! И как тебе не стыдно вываливать все свои волосы наружу».

Но я не собираюсь сдаваться: я хочу отстоять свое тело, потому что оно мое. И больше ни у кого нет на него прав. Вопрос волос на теле такой же, как выбор лака для ногтей или прически, – это не связано с гигиеной, иначе почему мужчины не умирают от инфекции, которая скопилась на их волосатых ногах? 

А вопрос эстетики и красоты – это вообще очень субъективная история. Если нам нравятся татуировки, мы же не заставляем своих партнеров или родителей их сделать, потому что это эстетично. Так и с волосами: нельзя заставить кого-то брить ноги или подмышки, только потому что это «некрасиво». Это выбор каждого. 

Поэтому в ближайшую поездку к морю я даже не стану брать с собой бритву, чтобы не было искушения. Потому что волосы на теле – это и есть мое тело.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: CityDog.by.

поделиться