«Раньше модно было быть трудоголиком – сейчас в топах новая волна». Организаторы Vulitsa Ezha – о том, почему превратили фестиваль в двухдневный пикник

«Раньше модно было быть трудоголиком – сейчас в топах новая волна». Организаторы Vulitsa Ezha – о том, п...
На пятом году существования Vulitsa Ezha из локального фестиваля уличной еды превращается в городской пикник. Про качественный отдых, новые впечатления и рестораны в формате фуд-трака разговариваем с Юлей Иванчиковой, PR-менеджером Vulitsa Ezha.

На пятом году существования Vulitsa Ezha из локального фестиваля уличной еды превращается в городской пикник. Про качественный отдых, новые впечатления и рестораны в формате фуд-трака разговариваем с Юлей Иванчиковой, PR-менеджером Vulitsa Ezha.

Почему Vulitsa Ezha стала большим пикником (и чем отличается от «Песочницы»)

– Чем локальный фестиваль уличной еды отличается от большого городского пикника?

– Миссия Vulitsa Ezha – развитие гастрономической культуры и повышение уровня фестивальной культуры в целом. Наш принцип очень простой: делать качественный продукт по честной цене.

В прошлом году мы добавили новые зоны и активности, прислушивались и работали над ошибками, у нас было время на формирование ценностей, которые важны в городских мероприятиях. И теперь это уже не просто фестиваль уличной еды, это большое городское событие, где можно не только попробовать что-то совершенно новое, но и хорошо отдохнуть.

И мы хотим говорить про это. Про гастросообщество, про отдых и про заботу о людях, про то, чего им не хватает. Мы выросли из концепции просто фестиваля – теперь мы большой городской пикник.

– Так чем они отличаются?

– Раньше мы были больше именно про еду, про то, чтобы показать городу, что уличная еда может быть качественной и интересной. Не обязательно ходить в заведения, чтобы вкусно поесть. У нас и сейчас такое бывает, особенно у людей старшего возраста: чтобы куда-то выйти, надо как-то соответствующе одеться, по дресс-коду. То есть для родителей поход куда-то – это целенаправленный выход.

У нашего поколения такого нет. Мы стремимся к тому, чтобы чувствовать себя комфортно здесь и сейчас. А наш основной посыл как раз в том, что еда может быть доступной. Полезная, вкусная, разная.

Когда мы начинали, то ходили по заведениям, предлагали рестораторам и владельцам кафе поучаствовать в фестивале, придумать и показать блюда в уличном формате. Нас не все понимали. Участников 15 рискнули. Зато теперь никто не удивляется фуд-тракам и концепции качественной уличной еды.

Да, в рамках фестиваля мы сделали большой кусок работы, но в рамках города общепит у нас все еще «провисает». Хочется не просто монопродукта, а выбора и разнообразных позиций.

– «Песочница» – ваш конкурент?

– Мы единственные, кто проводит гастрономические фестивали в Беларуси, поэтому конкуренции нет.

Самый большой наш конкурент – это мы сами. Внутренняя мотивация работает лучше любого конкурента. Мы начинали с фестиваля, который собрал пару тысяч человек, а теперь они собирают более 15 тысяч человек за выходные. И это не предел.

Почему на Vulitsa Ezha вход платный

– Расскажи про ценообразование и почему фестиваль платный.

Нам хотелось перемен и другого отношения к себе. Много лет нас упрекали в том, что у нас платный вход на фестивали, но ни одно мероприятие с бесплатным входом не может быть организовано достаточно безопасно и комфортно для посетителей.

Не хочется говорить про другие фестивали, но платный вход в том числе формирует бюджет фестиваля. Вы не будете стоять в огромных очередях, где обязательно закончится еда, будет регулируемый трафик, места для отдыха, активности. Мы за то, чтобы постараться сделать времяпровождение людей суперкомфортным.

– Как формируется чек и почему он такой?

– В этом году в Гродно вход на территорию фестиваля – 5 рублей, в Минске – 10 рублей. Плата за вход позволяет частично покрыть издержки. Фактически гости Ботанического сада получают фестиваль по цене от самой локации.

Коммерческие партнеры не могут закрыть все расходы фестиваля: это и аренда площадки, и сцены, электроснабжение, охрана, клининг. Это достаточно большой расходник. И если мы хотим развивать культуру отдыха, улучшать проект в целом – бюджет также нужно увеличивать.

Почему на Vulitsa Ezha (не) пойдут наши родители

– В 2017-м Мингорисполком решил организовать свой фестиваль уличной еды с шашлыками. Как ты относишься к таким мероприятиям и можно ли переманить людей оттуда к вам?

– Большинство посетителей мингорисполкомовского фестиваля – достаточно взрослые люди, которые имеют немного другие ценности и не всегда являются аудиторией Vulitsa Ezha. Наши гости – люди, которые ищут что-то новое, которые не боятся пробовать, хотят хорошо отдыхать.

Люди 50+ часто находятся в таких мировоззренческих рамках. В большинстве они всегда делали что-то для кого-то, но не для себя. Они очень подвержены мнению «а что другие скажут?». Но многие из них, как, возможно, наши с вами родители, поездили по миру и многое смогли увидеть.

Конечно, все зависит от уровня дохода. Но есть мы, дети, которые могут помочь открыть им хотя бы наш город немного с другой, новой стороны. Мы можем сломать их парадигму и прийти с ними на фестиваль, показать, как изменился Минск.

В прошлом году я сама приводила своих родителей на мероприятия, которые мы сами делали. Сказать, что они офигели и гордились своей дочерью и всей командой, – ничего не сказать. Серьезно, так просто можно хорошо провести в городе время? Поесть? Послушать музыку? Они кайфанули. Ни мы, ни они не очень умеют сейчас отдыхать. Ведь отдых – это не про пройтись по магазинам, это прямо нужно ничего не делать.

Почему белорусы «зажатые и нерешительные»

– Какие отзывы вы обычно собираете после мероприятия?

– Очень многие люди ждут, что их будут развлекать: возьмут за руку и поведут. От этого люди очень зажаты, нерешительны, а ожидания порой отличаются от концепции мероприятия. Не хочется обобщать, но это своего рода портрет среднестатистического белоруса.

Я достаточно давно работаю с фестивальной культурой и всегда читаю отзывы и комментарии не только о наших фестивалях, но и коллег. Я всегда немного недоумеваю от комментариев в стиле «я не понимаю, за что плачу» – музыка, еда, общение с друзьями… Нет ценности комфортного отдыха, как будто это само собой разумеющееся.

– Парадигма «работаю, но сэкономлю, чем тратить на себя»?

– Да, мы постоянно работаем, гонимся за каким-то определенным социальным статусом, а когда приходит время отдыха – не всегда выделяем бюджет на новые впечатления в рамках города, а не путешествий. А качественный отдых именно про это. Он должен быть здесь и сейчас, постоянным. Заряжаться можно от чего-то нового и вдохновляющего, но также это доступно и в Минске.

Раньше было очень модно быть трудоголиком, но сейчас в топах новая волна: про баланс и гармонию. Я считываю это в своем окружении.

Нам не хватает свободы и внутреннего ребенка в состоянии удовлетворения и покоя. Мы очень скованны. Недавно я ездила к родственникам, скакала с племянницей с мячом с единорогом – на меня смотрели, как будто я с другой планеты: взрослой девушке неинтересно обсуждать проблемы нефти и курса доллара, она весело проводит время с ребенком.

Зачем Vulitsa Ezha понадобился Гродно

– Вы пробуете уйти от минскоцентричности и повторить фестиваль в Гродно (25-26 мая. – Ред.). Минчане туда поедут?

– Думаю, да. Мы очень этого хотели бы. И хотим в этом немножечко помочь, направить региональные города.

Каждый час из Минска отходят автобусы, маршрутки, поезда. 3-4 часа – и ты в новом городе Беларуси. А кайфанешь не меньше, чем если бы пересек границу и выехал в Вильнюс или Варшаву.

Для Гродно это абсолютно новый формат городских мероприятий, до этого у них были только городские мероприятия и фестиваль Sunday, а тут появился совершенно новый гастроформат. И это интересно.

В прошлом году фестиваль собрал около 5 тысяч гостей, несмотря на то что перед самим мероприятием погода испортилась, – это хороший показатель. Из «фишек» этого года – мы почти полным составом привезем наши активности: кулинарную школу, кинотеатр, большую детскую зону, маркет. Там будет 60–70% минских резидентов, остальная часть – гродненские.

Какой Vulitsa Ezha будет в этом году

– На Vulitsa Ezha реально привлечь рестораторов типа Прокопьева?

– Прокопьев или Свободы, 4 – мы открыты всем. Участники нашего феста всегда представляют свои новые блюда – и этот нюанс вызывает сложности.

Многое на нашем фестивале было в принципе впервые в Минске – и это предмет нашей гордости. Когда-то «Джон Дори» первыми делали свои устрицы на выезде на нашем фестивале. А казалось бы, только ресторанный формат!

– Что изменилось в Vulitsa Ezha за эти 5 лет?

– Разнообразие и «сила» участников, новые форматы еды и развлечений (например, лектории) и в целом развитие урбанизма и жизни в городе. Люди задумываются, как сами могут поменять ее в лучшую сторону.

Мы делаем большую ставку на чилл-зону и детскую зону: вторая в этом году действительно большая! Ведь для родителей радость ребенка, возможность занять его – на первом месте, но и им самим важно отдохнуть, зная, что ребенку комфортно и интересно.

Мы за то, чтобы приходить на фестивали с детьми, с друзьями, с семьей. Семья – это ведь очень широкое понятие. Это наши родные – родители, бабушки, дети; близкие люди, друзья, которым мы доверяем, с которыми делимся своими эмоциями. Поэтому в некотором смысле мы да, семейный фестиваль.

– Дог-френдли?

С собаками в ботсад, к сожалению, пока нельзя – это их условие. В первую очередь это место, где собраны очень ценные коллекции растений, и наша задача – сохранить их и во время фестиваля.

– Тема экологии – новый черный. Как развиваете это направление?

– Это очень горячая тема, и мы однозначно считаем, что невозможно сделать полностью экологичный фестиваль в один момент, тем более радикальными методами. Мы против навязывания. Мы хотим дать каждому возможность прийти к этому самостоятельно, при этом с удовольствием покажем, что начать можно с малого и это не так сложно.

Будет раздельный сбора мусора, в том числе пластика, а «Экология города» расскажет, с чего начать. Я знаю, что на меня, возможно, ополчатся многие экоактивисты, но мы реалисты и пока не можем полностью избавиться от пластика: все-таки такая ситуация с экологией должна меняться на уровне законов. Мы же постараемся предложить гостям выбор.

– Раньше нашим стритфудом было «Хутка-смачна». Где вы находили примеры, кем вдохновлялись, когда только задумывали «улично» кормить людей?

– Здесь не будет какого-то четкого ответа. У каждого в команде будет своя история. Потому что вдохновение находит тебя в самых неожиданных местах.

Лично я очень долго ездила по гайдам, изучала город по уже рекомендованным кафе, музеям, фестивалям, но в какой-то момент я стала просто рандомно выбирать места, оставлять место для импровизации: вышел из дома и пошел. Это работает куда лучше спланированных точек и маршрутов.

 

ВАЖНО: 8-9 июня (12:0022:00), Ботанический сад

 

более 100 уникальных блюд на фуд-корте;
 две музыкальные сцены;
 горячие баттлы на кулинарной школе от Gefest;
 несколько чиллаут-зон с барами;
 маркет с локальной едой и дизайнерскими вещами;
 образовательный лекторий на тему городского сообщества; 
 уличный кинотеатр;
 бьюти-корнер;
 огромная детская зона от «Мамслет»;
 премия Ezha Awards.

 

Билеты: 10 руб. (дети до 12 лет – бесплатно). Все подробности ищите вот тут.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

поделиться