«А не мудак ли ты?» Рассказываем, как получить необычную и востребованную специальность

«А не мудак ли ты?» Рассказываем, как получить необычную и востребованную специальность
Каждый год минские вузы покидают тысячи выпускников, которые не знают, чем они хотят заниматься. Каждый год тысячи минчан понимают, что им осточертела их работа и ее срочно пора менять. Сегодня мы рассказываем о трех перспективных и актуальных профессиях, где наверняка будет сложно – но интересно.

Каждый год минские вузы покидают тысячи выпускников, которые не знают, чем они хотят заниматься. Каждый год тысячи минчан понимают, что им осточертела их работа и ее срочно пора менять. Сегодня мы рассказываем о трех перспективных и актуальных профессиях, где наверняка будет сложно – но интересно.

Data Scientist

иван

data scientist

– У data scientist пока нет точного определения: это что-то между аналитиком данных, статистиком и инженером по машинному обучению. Спектр возможных задач очень широк: от предсказания поведения покупателей до компьютерного зрения и самоуправляемых автомобилей.

Data scientist придумывает, как решить проблему с помощью анализа данных и машинного обучения. Он определяет, какие данные для этого нужны, и исследует их, решает, какую математическую модель стоит использовать и как проверить, хорошо ли модель работает с данными, которые она не видела в процессе обучения.

Весь этот процесс включает в себя программирование. Специалист пишет программу для обучения модели и проверки качества ее работы, а также автоматизирует этот процесс.

«Около года я бессистемно читал книги и статьи, но почти не двигался с места»

Я пришел в эту профессию без профильного образования. В школе я углубленно изучал английский, а после получил высшее экономическое в провинциальном вузе. Технические, естественно-научные и математические дипломы котируются выше гуманитарных, но мне кажется, что в СНГ отсутствие «корочки» не будет проблемой. Если, конечно, хватает знаний.

Разве что придется чуть больше продемонстрировать работодателю: сделать самостоятельно какой-нибудь проект и выложить на Github, занять место повыше на Kaggle, платформе для соревнований по машинному обучению.

Я работал тестировщиком, но в какой-то момент мне это наскучило. Знакомый подкинул идею заняться машинным обучением и дал ссылку на курс Воронцова. Правда, для меня он оказался сложноват. Около года я бессистемно читал книги и статьи, но почти не двигался с места: было интересно, но совсем непонятно, с какой стороны за это браться.

«Полуночные обсуждения, элемент соревнования, забытый драйв сессии»

Полностью я влился в обучение, когда попал в сообщество open data science (ods.ai) и начал проходить их курс mlcourse_open. Одновременно со мной его проходили еще несколько сотен человек, и это было круто: полуночные обсуждения, элемент соревнования, забытый драйв сессии…

Митинги и датафесты поначалу не приносили очевидной пользы: многое было непонятно, это обескураживало. Зато потом, когда у тебя уже есть какой-то опыт, ты обнаруживаешь, что кто-то бился над той же проблемой, что и ты, и вам есть что обсудить.

Чтобы влиться в сферу, стоит подтянуть высшую математику до уровня понимания базовых операций линейной алгебры, логарифмов и производных. Обязательно понадобится хотя бы элементарная статистика: мне понравился курс на Stepic от Анатолия Карпова.

Более сложные вещи эффективнее изучать позже, когда уже понимаешь, как именно они помогут тебе в решении задач. Но уже на старте желательно хоть немного уметь программировать на Python, для начала сгодится любой популярный онлайн-туториал.

«Я получил оффер после первого собеседования»

Начать знакомство с машинным обучением можно с курса mlcourse.ai, но здесь я могу быть пристрастен: это перезапуск mlcourse_open. Многие хвалят вводный курс на Coursera от Andrew Ng. Меня в свое время отпугнуло то, что кодить нужно было на Octave (не самый полезный навык), но сейчас вроде появилась версия на Python.

Курс fast.ai от Jeremy Howard по актуальности опережает учебную литературу, но не факт, что сгодится для новичка, а вот в Стэнфорде есть много хороших онлайн-курсов для любого уровня. На русском языке изучение нейросетей можно начать с курса от Семена Козлова.

Лучше не замыкаться, обсуждать свои проблемы на форумах. Участвовать в соревнованиях на Kaggle: за счет соревновательной мотивации и простоты проверки гипотез можно быстро прокачаться в некоторых аспектах. Полезно сделать личный проект: и ради опыта полного цикла разработки с постановкой задачи, сбором данных и выбором метрики, и чтобы было о чем поговорить на собеседовании.

Наверно, я бы еще год прокачивал знания и мониторил вакансии, если бы в разговоре с друзьями не пообещал отправить резюме. В итоге я получил оффер после первого собеседования и принял его.

Сейчас я занимаюсь относительно простыми проблемами: анализирую и предсказываю поведение покупателей. Это не научный фронтир, зато моя работа пересекается с хобби, и мне интересно ее делать.

 

Разработчик игр

дмитрий

технический лид и руководитель небольшой геймдев-студии

– Сразу скажу: геймдев – это не про «круто» или «нужно». Это актуальная и прибыльная индустрия? Всегда найдутся более актуальные и прибыльные. Востребованная? Нам намного больше нужны толковые учителя и доктора. Ты либо хочешь и делаешь игры, либо нет.

Сам я попал в индустрию случайно и вот уже восемь лет занимаюсь разработкой. Сейчас совмещаю роли технического лида и руководителя небольшой студии. Мои обязанности мало чем отличаются от задач любого другого руководителя: планирование, постановка задач, решение конфликтов.

«Хочу в геймдев, вот моя игра по инструкции с “Хабра”»

Супертворческие ребята в арте, суровые технари на разработке, дотошные бухгалтеры, хладнокровные юристы – лишь малая часть специалистов игровой студии. Попасть в геймдев просто: достаточно показать на реальном примере, что ты чего-то стоишь.

Портфолио не обязательно должно состоять из коммерческих проектов, стоит показывать и то, что делалось для себя. Главное – четко понимать, чего именно ты хочешь.

«Хочу в геймдев, вот моя игра по инструкции с “Хабра”» – плохой пример. Должны быть искренность и страсть. Если они есть, то человек, скорее всего, и не думает, как попасть в индустрию, – он и так будет делать то, что хочет.

«А не мудак ли ты?»

Я учился в БГУИР на факультете компьютерных систем и сетей. Высшее образование не обязательно для трудоустройства, но время в университете точно проходит не зря.

Да, бывает много странных моментов, не всегда имеющих отношение к образованию, но и это своего рода урок. В работе ведь тоже никогда не бывает все идеально. Нужно уметь справляться с разными задачами, порой бредовыми и ненужными на первый взгляд.

Образование за пределами университета неизбежно. Это непрерывный процесс: ни один вуз не даст полного набора навыков, которого хватило бы на всю жизнь. И большую часть необходимых знаний все равно придется добывать самому.

Здесь каждый выбирает свой путь: я люблю книги и глубокий подход к теме. Другим нравятся онлайн-курсы на ресурсах вроде Udacity и Coursera. Те, кому обязательно нужен живой преподаватель, могут смотреть в сторону школ polygon.by, «ШАГ» или образовательного центра ПВТ.

Про soft skills (надпрофессиональные навыки, не связанные с должностными обязанностями. – Ред.) у нас с коллегами была шутка, что сразу на собеседовании нужно спрашивать: «А не мудак ли ты?» И если нет, то человека можно брать.

«Спрос на рынке превышает предложение»

Спрос на рынке превышает предложение, но с зарплатами не все так просто. Если человеку не принципиально, какими проектами заниматься, то в Минске есть технические вакансии с предложением и 3000$, и 5000$. Есть компании, готовые брать людей без опыта на совсем скромные суммы вроде 300$.

Но если хочется делать что-то большое, красивое и вечное… Во-первых, в нашем городе таких студий единицы. Во-вторых, стоит серьезно занизить ожидания от зарплаты.

 

Стратег

Сергей Шыма

стратег, работает в отделе R&D (инновации) крупной белорусской компании. До этого 7 лет работал в рекламных агентствах.

– Работа в рекламном агентстве – постоянный стресс от потока входящих клиентских запросов и дедлайнов. Меня как креативщика раздражало, что все зависят от случая: понравится или не понравится клиенту твоя идея. Это большой эмоциональный рандомайзер.

В поисках системы я обратился к профессиональной литературе. Так я узнал про account planner. Сейчас такого специалиста в агентстве называют стратегом.

«Бизнес часто не видит, какую роль в жизни людей играет его продукт или сервис»

Стратег глубоко погружается в задачу, анализирует ее со всех сторон и выбирает наиболее эффективное направление для ее решения. Это важно: направление, а не само решение. Стратег является голосом клиента в агентстве, потому что глубоко понимает проблемы бизнеса.

Он же доносит мнение потребителей до клиента: как ни странно, бизнес часто не видит, какую роль в жизни людей играет его продукт или сервис. Предприниматель видит, что какая-то ниша на рынке пустует, строит бизнес-модель, находит инвестиции, запускает производство... А людей спросить забывает. И в результате терпит убытки.

Эта профессия тесно связана с исследованиями, поиском нестандартных подходов к решению задач, внедрению инноваций и оптимизации бизнес-процессов. Стратег не ограничивает себя строго коммуникацией, но ищет пути для достижения целей бизнеса при помощи различных инструментов и методик.

«Университеты не выпускают таких специалистов»

Университеты не выпускают таких специалистов, но закладывают основу для умения учиться дальше. «Вышка» учит соблюдать дедлайны, работать самостоятельно и искать решения в смежных дисциплинах. Сам диплом вторичен.

Овладеть основами профессии помогают профильные курсы. В Минске, например, есть школа «ИКРА». На курсе «Путь стратега» учат системному подходу в коммуникации, дают базовые инструменты и фреймворки по работе с брендом и аудиторией, разбирают кейсы и проводят практические занятия.

Можно обратиться и к профильной литературе. Для погружения советую начать с «Правда, ложь, реклама» Джона Стила и «Силы простоты» Джека Траута. Тем, кто уже в теме, помогут «Как растут бренды» Байрона Шарпа и сборник эссе Eat Your Greens.

«Даже коллеги не будут поддерживать ваши слишком революционные подходы»

Каким бы гениальным стратегом вы ни были, какие бы грандиозные инновации вы ни предлагали, вам прежде всего надо уметь договариваться с людьми, искать консенсусы, вдохновлять и действовать согласованно.

Главная проблема любой инновации – несвоевременность. Люди часто не готовы к изменениям. Даже коллеги не будут поддерживать ваши слишком революционные подходы.

В этом и проявляется настоящее мастерство стратега: объединять и вести людей под одним знаменем. Не важно, идея это, новый проект или рекламный лозунг.

«За один проект на фрилансе можно получить от 500 до 15 000$»

Стратегия становится все более востребованной специальностью. Правда, мало кто понимает истинный смысл и структуру стратегии. Но все хотят работать системно с предсказуемым результатом. И это как раз то, что стратегия может дать любому бизнесу.

Спрос на специалистов велик. Периодически агентства и международные компании ищут себе стратегов. Вакансии можно найти в профессиональных русскоязычных группах стратегов в Facebook или Telegram.

Там же появляются объявления о подработке: за один проект на фрилансе можно получить от 500 до 15 000$, все зависит от сложности задачи.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

поделиться