За «Горизонтом»: как бывшее здание завода незаметно превратилось в креативный кластер

22.08.2016
Тема  
 
9
Рубрика Public Space

За «Горизонтом»: как бывшее здание завода незаметно превратилось в креативный кластер

История, которую ты помнишь
Завод «Горизонт» уже много лет ждет своего инвестора, незаметно превращаясь в культурный центр. CityDog.by попытался разобраться, как это случилось – и что сейчас переживают обветшалые заводские стены.
0
0
0

Завод «Горизонт» уже много лет ждет своего инвестора, незаметно превращаясь в культурный центр. CityDog.by попытался разобраться, как это случилось – и что сейчас переживают обветшалые заводские стены.

У большого завода на улице Куйбышева как будто две жизни. Официальная, во время которой в цехах в центре Минска рабочие собирали телевизоры, – и неофициальная, когда сюда пришли мы с вами: в «Арт-Сядзібу», «Корпус8» или даже Blackhall Bar. И вторую невозможно понять без первой: не зря куратор и искусствовед Оксана Жгировская рассказывает, что выставку «Радиус нуля» решили провести тут именно потому, что завод был символом развития экономики БССР. Как же вышло, что помещения промышленного гиганта остались не у дел, и как рушились радужные мечты властей создать на их месте международный деловой центр?


Видео с официального YouTube-канала «Горизонта»: слайдшоу из фотографий жизни завода разных лет под кавер песни «Если в сердце живет любовь». «Горизонт дальше неба и выше скал в каждом доме любимцем стал, в каждом взгляде блестит мечтой», – поет девушка за кадром. 


Официальная история «Горизонта»:
от радиозавода имЕНи Ленина до пустых цехов

Объединение «Горизонт» создали в 1972 году: новое производство начали на базе радиозавода имени Ленина, который многие по старинке называют «БелВАР». В цехах между Красной и Куйбышева собирали телевизоры с самой большой диагональю в стране и первые советские цветные телевизоры. В конце 80-х и на «Горизонте» создали много малых, дочерних и совместных предприятий: там работали выходцы с «Горизонта», которые пытались выжить на условиях самоокупаемости. Фирмы вроде «Сигнала» и «Альмагора» выпускали телевизоры, спутниковые приемники, прочую радиотехнику и даже мебель. Часть из них давно перестала существовать, некоторые живут до сих пор. С середины 90-х тут начали собирать телевизоры по заказу японских фирм – Sharp, Panasonic, Toshiba.

Именно тогда заводскую территорию начали сдавать арендаторам, и предприятие, бывшее некогда режимным, превратилось чуть ли не в проходной двор. Писали, что уровень брака в телевизорах в то время доходил до 25%.

Подписанный в 2003 году генплан Минска предусматривал вынос за пределы городской черты двух дюжин столичных предприятий. Тогда «Горизонт» в этот список не попал: предприятие незадолго до того посетил президент, завод готовился из ПО стать ОАО. Несколько лет спустя склады и производственные мощности перенесли на окраину города (была информация, что завод и вовсе собирается переехать в Смолевичи), а в новый генплан включили радикальное преобразование территории. Ответственной за снос цехов и постройку нового многофункционального комплекса была назначена компания «Горизонт-Белинвест-Девелопер», учредителями которой стали «Горизонт» и «Белинвестбанк».

Иностранная компания Cushman&Wakefield разработала технико-экономическое обоснование проекта, а творческая мастерская Бориса Школьникова подготовила проект застройки.

Необходимый объем инвестиций огромной площадки оценили в 239 288 207 евро, на окупаемость собирались выйти через 10-12 лет. Что же хотели построить? Международный деловой центр, где разместятся главные офисы и представительства крупнейших белорусских компаний и банков, а также государственные учреждения – всего 9 офисных зданий; 4-звездочная гостиница на 200 номеров, торговые центры, магазины и SPA-салоны. Около четверти территории отвели под зеленые зоны, доступные для всех. От существующей застройки должны были остаться только угловые здания – они не принадлежали «Горизонту». Сносить старые корпуса должны были начать уже весной 2013 года, в 2015-м гостиницу и бизнес-центр собирались ввести в эксплуатацию; окончательно завершить строительство обещали за 5-7 лет. Попутно изменили проект: теперь на сайте компании красуются рендеры от самой Cushman&Wakefield.

В августе 2014 года президент поручил доработать проект; тогдашний мэр Николай Ладутько сообщил, что теперь они рассматривают комплекс «Горизонта» и комплекс бывшего 1-го троллейбусного депо как единую инвестплощадку. В конце 2015-го утвердили еще один генплан Минска: территорию вроде бы застроят высотками. Но когда? Вопрос остается открытым.

 

Неофициальная история «Горизонта»:
как заводские помещения стали креативным кластером

Креативный класс был обязан добраться до пустующих заводских помещений в центре города – по крайней мере, к этому его обязывали мировые тенденции.

Рагнар Сиил

– В городах по всему миру хватает пустых обветшалых зданий – будь то старые заводские корпуса или военные объекты, которые стоят без дела в ожидании лучших времен, – рассказывает эстонский специалист по креативным индустриям Рагнар Сиил, эксперт программы ЕС «Культура и Креативность». – А креативные индустрии предлагают решения, способные дать этим местам новую жизнь. Ведь люди культуры часто видят те возможности, которые не разглядят другие. Сейчас происходит бум хабов, кластеров, фабрик, кварталов, инкубаторов и других типов культурных центров. Такие места создают возможность для совместной работы вместе с другими профессионалами, прекрасно подходят для экспериментов и инноваций, и к тому же их часто дешевле арендовать, чем обычный офис в центре города. Это крайне важно, потому что развитие таких креативных пространств имеет прямое влияние на прилегающие районы, принося туда больше инвестиций.

«Арт-сядзібА»

Видимо, культурная жизнь завода «Горизонт» началась с «Арт-Сядзібы» – когда 24 декабря 2011 года Павел Белоус организовал здесь открытие арт-пространства. Объявление о том, что в торговом доме «Горизонт» сдаются площади в аренду, «сядзібаўцы» увидели просто на стене здания.

Дакументальны фільм «Арт-Сядзіба. Ад ідэі да падзеі»

– У памяшканні не было нічога. Сцены пустыя, запчасткі нейкія валяліся. Навокал таксама нікога не было, толькі офіс нейкіх праграммістаў. Для нас усё гэта было авантурай: грошай не было, але вырашылі адкрывацца, – вспоминает Павел.

Граффитисты SIGNAL раскрасили стены помещения, Франак Вячорка принес диван, откуда-то взялись ковры и прочие важные предметы интерьера – и «Арт-Сядзіба» начала свое существование с первого сольного концерта Полины Республики. До лета 2012 года здесь прошло много мероприятий: одним помещение предоставляли просто так, другие платили аренду.

– Прыбіральшчыц у нас не было, таму мы прымушалі ўсіх разувацца перад уваходам у «Арт-Сядзібу». Цікавая гэта была карціна, калі на калідоры стаялі пяцьдзясят пар абутку. У той час у нас збіралася беларускамоўная моладзь, пачынальнікі хіпстарства – і выглядала ўсё гэта крыху дзіўна, але ж было законна.

В июне 2012 года администрация договор расторгла: якобы за нарушение противопожарной безопасности и временного режима. С тех пор «Арт-Сядзіба» переезжала уже шесть раз – но ту, первую площадку, Павел Белоус до сих пор называет легендарной. Здесь проходили лекции «Летучего университета» и фестиваль CPM, выступал Пит Павлов – «тады мы адчулі, што такія месцы, як “Арт-Сядзіба”, цікавыя для мінчан».

«Радиус нуля»

В марте 2012 года в культурной истории завода случилось еще одно важное событие. В цехе прошла масштабная выставка «Радиус нуля. Онтология арт-нулевых» – проект, подобных которому в Минске еще не было.

– Мы около года с Русланом Вашкевичем искали помещение, – вспоминает искусствовед и куратор Оксана Жгировская. – Нам хотелось, чтобы выставка была как интервенция в городское пространство, так как сам проект был своего рода интервенцией в официальную историю искусств. Мы осознавали, что сам размах выставки и количество участников диктует большой масштаб. В итоге нашли помещение завода «Горизонт», который был символом индустрии и развития экономики БССР, и момент трансформации этого символа, попытка нивелировать экс-символ, нам показалась интересной.

Заводская администрация счет за аренду выставила «недетский», но к идее выставки отнеслась лояльно.

– На следующий день после открытия директор вызвал меня «на ковер» и указал на все нарушения: спиртные напитки, курение… – перечисляет Руслан Вашкевич. – Одного из них было бы достаточно, чтобы расторгнуть договор аренды. Но нам просто вынесли предупреждение и попросили в следующий раз следить за порядком. Директор сказал: «Я понимаю, у вас же здесь такой пиар, такая реклама!» В целом «Радиус нуля» прошел грандиозно. Все были довольны. Люди, которые восприняли выставку как должное, были очень удручены тем, что через несколько недель от нее не осталось и следа. Возможно, именно наш проект заставил руководство «Горизонта» иначе посмотреть на людей культуры.

первые клубы и дизайнерские студии

Под влиянием «Радиуса нуля» или нет, но «лофтовые» помещения завода «Горизонт» с тех пор действительно часто стали сдавать людям творчества. Вспышки случались то тут, то там: в июне 2013 года на Киселева, 12 заработал Blackhall Bar, в августе в здании на пересечении Машерова, 9 и Куйбышева, 22 свою студию Art Room открыли дизайнеры Валерия Аксенова и Екатерина Прус-Анискович вместе с визажистом-стилистом Ксенией Тырсиковой. Но потом культурная жизнь начала концентрироваться в «Корпусе 6»: через полтора года существования туда переехал и Art Room. Кажется, получилось это почти случайно.

– На одну из встреч Fashion Coffee пришла девушка Мария, которая работала с арендой помещений в «Горизонте». Предложила нам посмотреть, что есть в «Корпусе 6». Нам понравилось, и мы приняли решение переезжать, – вспоминает Ксения Тырсикова.Она рассказывает, что тогда из «творческих» организаций по адресу Куйбышева, 22 можно было найти только школу танцев – но, видимо, «девушка Мария» за работу с креативным Минском взялась всерьез.

«Корпус8»

Летом 2015 года, после статьи об «адметнай» Studio67, представители «Горизонт-Белинвест-Девелопер» предложили команде Вадима Жука арендовать у них помещение – так появился «Корпус8».

– Сначала нам предлагали площади в «Корпусе 6», но нас они не устроили, – объясняет директор Studio67 Вадим Жук. – Нам понравилось другое промышленное здание, и мы предложили работать над ним. Договор аренды заключили на три года, ведь на тот момент у завода был план: весь этот квартал должен пойти под снос, а на его месте появятся жилые здания. Но и тогда казалось понятным, что найти инвестора будет тяжело, – сейчас и подавно.

«КОРПУС 6»

Пока в «Корпусе8» штукатурили, шпаклевали и красили, чтобы подготовить площадку для креативного хаба – пространства, где разные компании смогут с пользой сосуществовать друг с другом, – «Корпус 6» тоже оживал. В ноябре прошлого года компанию магазину бытовой техники Horizont уже составляли фото- и изостудии, живые квесты, спортклубы и ателье дизайнерской одежды. «Прогуляться» по этажам заводского здания можно благодаря Ксении Тырсиковой, которая зафиксировала «Корпус 6» образца 2015  года в своем блоге: к вашим услугам – первый этаж и антресоль.

– Такое ощущение, что мы попали в струю, – рассуждает Ксения. – И то, что сейчас происходит со зданием «Горизонта», мне очень нравится. Можно жить, не выходя из «Корпуса 6». Одна публика притягивает другую: например, девочка идет в шоу-рум и видит, что рядом школа танцев. Или наоборот: идет танцевать и заглядывает в шоу-рум. Поселили всех очень грамотно.

креативный кластер

В феврале последний этаж превратился в открытое пространство «Верх» – и «Корпус 6», с его ярко расписанными стенами вдоль лестницы и, кажется, самыми страшными туалетами в городе, окончательно признали модным городским местом. Впрочем, как правильно отмечает Ксения Тырсикова, было бы желание жить красиво: обитатели четвертого этажа, фотостудия «Матрешка» и арт-центр «Крок», например, объединились и отремонтировали общий туалет на этаже самостоятельно. 

Удивительно, но то, о чем говорит Ксения Тырсикова, – разумное соседство, которое всем идет на пользу, – это и есть концепция креативного хаба, которую в «Корпусе8» воплощает Вадим Жук. Получается, предприятие «Горизонт-Белинвест-Девелопер» превратило заводской корпус в креативный кластер – и даже называет происходящее именно так.

– Безусловно, у нас сформировались такие творческие кластеры – «Корпус 6» и «Корпус 8», – где собираются представители творческих инициатив города: те, кто танцует, поет, занимается фотографией или дизайном – всем, что связано с творчеством. Меня радует, что у нас так много молодых людей, которые готовы вести бизнес, – говорит директор «Горизонт-Белинвест-Девелопер» Инна Георгиевна Ковалева.

Инна Ковалева

– Но то, что культурное движение сосредоточилось вокруг двух корпусов, получилось само собой? Или это был ваш план?

– Я бы сказала, и то, и другое. Когда приходят клиенты, они высказывают свои пожелания, объясняют, какие условия им необходимы. Само собой, пришлось определить такие места в составе комплекса для творческих людей: таких в Минске сейчас много, их активность растет. А это место – все-таки сердце города. Здесь рядом старый город, Троицкое предместье, и я вижу наш комплекс их продолжением. Здесь присутствует соответствующая атмосфера.

Инна Георгиевна рассказывает, что с «творческими» арендаторами тоже бывают проблемы, но все стараются находить компромиссы. Сейчас в «Корпусе 6» готовят новые площади для сдачи в аренду, средняя ставка – 5-6 евро. Сколько времени придется провести арендаторам в ожидании инвестора, директор, конечно же, не знает, но «Горизонт-Белинвест-Девелопер» прикладывает все усилия, чтобы проект был реализован.

– А сами вы у ваших арендаторов бываете?

–  Я периодически хожу, осматриваю помещения, общаюсь с арендаторами по волнующим их вопросам…

– Нет, не с проверкой, а на мероприятиях. Например, в «Корпусе8»?

– Нет. Я думаю, это было бы некорректно, – вежливо отвечает Инна Георгиевна. Но рассказывает, что к Международному дню защиты детей они вместе с открытым пространством «Верх» провели мероприятие: организовали праздник для более 250 ребят из детских домов. – Хорошо, что молодежь сегодня готова заниматься благотворительностью. 

…В коридоре за дверью директорского кабинета, между принтером и батареей, приютился макет: «Многофункциональный центр в границах ул. Куйбышева – пр-т Машерова – ул. Красная – ул. Киселева» –как его представляла иностранная компания Cushman&Wakefield. Деловой центр в окружении дорожек, газончиков и машин хотел бы, чтобы старые корпуса завода снесли, оставив только угловые здания. Но пока он высится только на картонной коробке – и ни к чему не обязывает настоящие корпуса завода «Горизонт», один из которых креативный хаб, а другой – кластер. Ну кто бы в 2011 году мог подумать, что так получится?

Официальная группа Программы ЕС «Культура и Креативность» в Facebook. Присоединяйтесь!

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: shkolnikov.by, abu.byby-ava.livejournal.compartisanmag.byCityDog.by.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
22.08.2016
Тема  
 
9
0
0
0
КОММЕНТАРИИ
Выше крыши 23-08-2016, 17:04
Этот комментарий был скрыт, так как не соответствует правилам комментирования. См. п. 2.
ОТВЕТИТЬ
Пацан 23-08-2016, 17:12
+1 1 0
бабло решает. За него не только в десны могут
ОТВЕТИТЬ
ava


спасибо, тихонько поорал с пикчи
ОТВЕТИТЬ
по простому - место для тусовок молодежи.
ОТВЕТИТЬ
Ирина 23-08-2016, 19:15
+22 29 7
Наверное один из самых качественных материалов за всю историю ситидога. Это не луки в центре собирать.
Жаль, что без поддержки со стороны редакция на настоящую журналитику не способна.
ОТВЕТИТЬ
ILIKEMINSK 23-08-2016, 23:10
+5 8 3
Приходите ко мне в школу керамики в 6 корпусе! pora_school в вк и poraceramicschool в фб. Приглашаю:)
ОТВЕТИТЬ
Андрей 24-08-2016, 00:47
+1 5 4
Действитель качественный материал, уровня холдинга LAM в России -кул

Ума поставить его в жесткий топ на центральной стр мин. на неделю не хватает...
ОТВЕТИТЬ
всякое 24-08-2016, 02:42
+5 7 2
Так материал качественный или уровня холдинга LAM? Вы уж как-нибудь определитесь!
ОТВЕТИТЬ
Василий 25-08-2016, 19:42
+2 2 0
А упомянуты только те, что заплатили?
ОТВЕТИТЬ
Наталья 26-08-2016, 14:16
+1 1 0
Очень красивая статья. И фотографам отдельное спасибо за искусство. А заходишь в здание, а там туалеты сломанные и грязные... А арендодатель ничего с этим не делает годами... Видимо, только интересуется.
ОТВЕТИТЬ
ЗАЛОГИНЬТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
VKONTAKTE
Или комментируйте с помощью капчи
НОВОЕ НА CITYDOG.BY