Это фантастика. Архитектор издал в Германии путеводитель по Минску – и это лучшее, что мы до сих пор читали

Это фантастика. Архитектор издал в Германии путеводитель по Минску – и это лучшее, что мы до сих пор читали
Сегодня в пространстве Оk16 на улице Октябрьской архитектор Дмитрий Задорин представит свое детище, над которым он работал три с половиной года и которое минчане ждали не один десяток лет. Architectural Guide Minsk – это не просто путеводитель по городу, это 540-страничное монументальное признание в любви Городу Солнца.

Сегодня в пространстве Оk16 на улице Октябрьской архитектор Дмитрий Задорин представит свое детище, над которым он работал три с половиной года и которое минчане ждали не один десяток лет. Architectural Guide Minsk – это не просто путеводитель по городу, это 540-страничное монументальное признание в любви Городу Солнца.

Дмитрий Задорин окончил архитектурный факультет нидерландского университета Delft – одну из самых известных в мире архитектурных школ, успел поработать в известных архитектурных компаниях в Москве, но вернулся в Минск, чтобы написать большую книгу о городе своего детства. И ее презентация состоится сегодня.

Я родился в Минске, но уехал отсюда, когда мне было 14

– Мне пришлось переехать с родителями в Нидерланды и потерять все то дорогое детство, которое у меня было здесь.

Во время учебы в университете я время от времени приезжал в Минск – то на неделю, то на две. Потом перебрался в Москву, работал там и ездил сюда раз в месяц. Время пребывания в Минске увеличивалось, но мне все равно было мало.

Однажды в Москве я познакомился с Филиппом Мойзером – основателем немецкого издательства DOM Рublishers. Помню, он сунул мне в руки свою визитку, на которую я сначала даже не обратил внимания. Забросил ее, а через несколько месяцев, когда разбирал бумаги, наткнулся – и решил написать издателю.

Спустя несколько недель мы встретились. Главным интересом Филиппа было типовое домостроение, потому что он и сам этим занимался. Во мне он увидел человека, который поможет ему написать об этом. А после издатель предложил мне продолжить серию путеводителей по разным городам Восточной Европы и написать книгу о Минске. В тот период в моей жизни все как-то совпало: я решил, что в Москве нужно все бросать, ехать домой и писать.

По своей натуре я тугодум и «тугопис» – на книгу у меня ушло 3 года

...с учетом того, что некоторые материалы для нее я начал собирать еще лет в 20. Для сравнения, мой издатель, который и сам пишет такие путеводители, за год умудряется издавать их по 3-4 штуки.

Я же хотел убить двух зайцев – сделать путеводитель для издательства и написать книгу о городе детства для себя. Для этого мне нужно было как-то восстановить то, что осталось в моих воспоминаниях, и одновременно выполнить заказ издателя. А он запросил включить в книгу 200 объектов.

200 – это сложная задача. Можно легко выбрать три главных здания Минска, пять, десять – но из них путеводитель не составишь. Поэтому я распечатал большую карту города и начал ее заштриховывать. У меня был в памяти тот Минск, который мне хотелось найти и про который я должен был рассказать.

Я вырос на Востоке и ходил в школу на Якуба Коласа, поэтому центральную часть города знал хорошо. И чем дальше в стороны я отходил, тем более незнакомый и интересный Минск обнаруживал. Конечно, я бывал там в детстве – ездил на «двойке» в гости к родной сестре бабушки, которая жила в Чижовке. Теперь я бродил с фотоаппаратом в поисках тех самых знакомых мест из детства. Большинство из них находил, но что-то так и не смог восстановить.

Например, мебельный ангар, куда мы ездили с отцом покупать какое-то дерево – может, его уже нет, а может, я просто его не узнал. За исключением таких мелочей весь город скоро превратился для меня в большое и понятное полотно.

Я люблю Минск за то состояние детства, которое у меня практически отняли

И в книге мне очень хотелось его воссоздать. Помню, когда из Москвы я приезжал сюда ненадолго, всегда думал: «Только не меняйся, мне дорого вот это». Конечно, по итогу привыкаешь к новому, когда живешь здесь больше пяти лет. Но вскоре я понял, что мой таинственный Минск детства растворился и ушел.

И пришел к выводу, что не нужно заниматься ностальгией в архитектуре, потому что все неизбежно меняется. Например, школа №137, которую сейчас оштукатурили и превратили в фиолетово-розовую массу. Или мой дом, который похожая участь постигла одним из первых еще в 2001 году, – и тогда, кстати, это посчитали очень удачным экспериментом. И таких примеров довольно много.

Но есть и неплохие моменты: например, то, как отреставрировали входное плато перед кинотеатром «Пионер», мне кажется очень и очень достойным. Мы с коллегами даже чуть не выпили за это.

Чем больше я углублялся в написание книги, тем сложнее было выбрать между какими-то объектами. Пришлось фильтровать – собирая материал, я не только уделял внимание своим личным предпочтениям, но и пытался понять, что действительно важно и памятно для города. Для этого изучил, наверное, все советские журналы, с помощью которых пытался вытянуть из каждого периода основные моменты. Выбирал и исторические сооружения, и что-то новое – но все по принципу глобальной значимости для города.

Я разделил Минск на 7 лиц, где каждое лицо – это что-то вроде слоя

Но слои мы воспринимаем только на карте, а лицо – то, что можем увидеть и что характеризует город.

Первое лицо – конечно, здания, потому что именно они входят в историю и фиксируют ту или иную эпоху. С 17-го века в Минске их осталось очень мало, чуть больше – с 18-го, еще больше объектов с 19-го и очень много с 20-го. Здания несут в себе много историй – взять хотя бы Петропавловскую церковь, которая появилась вопреки католикам, агрессивно подавлявшим в то время другие веры.

Второе лицо – площади. Это основа Минска, структура, на которую нанизана вся столица. В общем-то, как и в любом классическом городе, создававшемся в сталинское время. Если иностранцам нравится читать про здания, то местным будут интересны материалы именно про площади – и в книге это главный набор историй для минчан.

Следующее лицо Минска – природа. Парки, водно-зеленый диаметр, который сам по себе, пожалуй, уже самый крупный памятник города.

Типовое домостроение и жилая застройка – еще один пункт. Это то, что сформировало минский феномен, и то, о чем, к моему удивлению, до сих пор так мало говорят.

Следующая история про метро и еще одна – про памятники и монументы, ведра слез и крови. 

Я делал все самостоятельно – структуру, текст, фотографии и верстку

Искал и соотносил материалы, работал с архивами. Они у нас открыты, но сложность в том, что нельзя полноценно использовать информацию, если знаешь архив плохо. Многие вещи не настолько очевидны: есть личные архивы, есть материалы по министерствам и институтам. Выстроить сеть этих элементов не так-то просто, для этого нужно время.

Его я провел там очень много: в последние годы на вопросы других посетителей архива я могу ответить раньше, чем его сотрудники. В общем, когда я слышу, как кто-то говорит, что целых две недели сидел в архиве, понимаю, что человек захватил только случайную часть информации. Это нужно собирать годами.

Сколько времени отнимала работа над книгой?

Всё. Конечно, когда у меня появлялись возможности хоть как-то подзаработать, я этим пользовался: читал лекции, выступал в составе передвижной академии, делал переводы. Это приносило какие-то деньги, но в остальном работа над путеводителем была фактически благотворительной деятельностью. В итоге книга получилась внушительной – когда издатель подарил мне 30 путеводителей из этой серии, я понял, что мой в два раза толще остальных.

Главная книга про Минск для меня и для города еще не написана – и, возможно, кто-то сделает это за меня. 

Я очень хочу написать об Октябрьской площади

Это нужно сделать по двум причинам. Первая – удивительный срез архитектурной истории. С 1944 по 1984 годы площадь оставалась без главного здания: первым был Дворец культуры профсоюзов, потом появилось здание с магазином «Центральный», а потом Мингорисполком и музей Великой Отечественной войны. Но определиться с главным зданием так и не могли – и за эти 40 лет было представлено порядка 200 его разных проектов, многие из которых я уже нашел и отсканировал.

Вторая причина – противостояние модернистов, которые хотели снести практически весь верхний город и превратить площадь во что-то уникальное, и тех, кто стоял за сохранение наследия.

Интересно наблюдать за тем, как менялись проекты, как архитекторы адаптировались к изменениям города. Все те люди, которые сейчас формируют центр Минска, появились как раз тогда. И то, что в то время считалось альтернативным взглядом, сейчас уже лет 15 как основной вектор развития центра города. А что касается противостояния – оно закончилось в 1980 году, когда Мингорисполком издал постановление о необходимости сохранения исторической части города.

Эти два фактора кажутся мне прекраснейшей причиной для того, чтобы писать эту книгу. Если путеводитель предназначен скорее для иностранцев и для части заинтересованных минчан, то книга об Октябрьской площади раскроет историю Минска изнутри и наконец будет предназначена именно для нас.

Презентация путеводителя Дмитрия Задорина Architectural Guide Minsk начнется в 19:00 в пространстве Оk16 (Октябрьская, 16). Вход свободный. Книгу можно будет купить за 50 руб. Тем, кто не успел найти ее на презентации, DOM Рublishers предлагает заказать книгу в интернет-магазине издательства.  

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: CityDog.by.

Еще по этой теме:
Новаторы. Этот архитектор спроектировал главную улицу Минска – и пропал без вести
«Соглашайся – или тебя уволят». Бывший главный архитектор Минской области о том, почему мы все недовольны архитектурой
Новаторы. Этот архитектор построил одно из самых стильных зданий в Минске (посмотрите, как там атмосферно)
поделиться