«Нашлись люди, которым мы нужны». В Минске ищут старших друзей для детей

2016-03-15
Люди   Тема  
 
46

«Нашлись люди, которым мы нужны». В Минске ищут старших друзей для детей

Общение и дружба
CityDog.by встретился с воспитанниками детского дома №7 и их неформальными наставниками, которые стали для ребят настоящими «старшими друзьями».
0
0
0

CityDog.by встретился с воспитанниками детского дома №7 и их неформальными наставниками, которые стали для ребят настоящими «старшими друзьями».

В конце февраля в Минске стартовал проект «Команда мечты», инициатором которого стало учреждение по социальной адаптации детей-сирот «Нити дружбы». Основная цель программы – помочь воспитанниками детского дома найти свое место в обществе.

Немного цифр: в прошлом году в стране насчитывалось 28 704 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 15,2% воспитываются в интернатных учреждениях. Процент усыновленных детей старше 11 лет – 0,7%. Большинство неусыновленных детей старше 11 – мальчики, которым нужен пример мужского поведения. Впрочем, девочкам пример женского поведения тоже необходим.

«К этим детям относятся с пренебрежением»

Людмила (35) и Алина (14)

Летом минчанка Людмила первый раз пришла на информационную встречу в «Нити дружбы». Потом были тесты, обучение, моральная и психологическая подготовка. Только в январе ее познакомили с Алиной, для которой она теперь друг.

– Я видела, что многим детям из нашего детского дома находят наставников, – Алина рассказывает, немного стесняясь. – Тогда я подошла к организаторам и спросила: «А кто это такой – наставник?» Мне объяснили, и я попросила: «А можно и мне такого найти?» Я представляла, что, когда ко мне будет приходить наставник, мы сможем с ним гулять и разговаривать обо всем.

– Разве со своими друзьями-сверстниками ты не можешь так общаться?

– Не со всеми получится поговорить о жизни, у многих нет времени, постоянно куда-то идут. А наставник – взрослый, и с ним можно обсуждать многое.

– У вас же есть воспитатели, они с вами общаются?

– В основном проверяют домашнее задание – и все.

Когда Алина заполняла анкету, в ответ на вопрос о том, какими качествами должен обладать твой наставник, девочка написала: «Добрый, хороший и спокойный». Кажется, что может быть банальнее. Но вдумайтесь, каких простых вещей не хватает воспитанникам детских домов.

– Первая наша с Алиной встреча прошла на территории детского дома, – вспоминает Людмила. – Вместе с нами была и Наталья, координатор проекта. Она подготовила вопросы, на которые мы с Алиной вместе отвечали и тем самым узнавали друг друга ближе.

– А потом мы читали правила, – подсказывает Алина, – например, если я три раза не прихожу на встречу, это значит, что наши отношения разрываются. Или: наши наставники – не родители и не спонсоры для нас, то есть я понимаю, что не должна просить у Людмилы еды или денег.

– Людмила, а как проходят ваши встречи?

– Первые полгода обязательно должны были проходить на территории детского дома. Тогда мне хотелось как можно больше времени уделить образованности Алины, тем более что я по образованию учитель. Я предлагала ей начать вместе вспоминать правила русского языка. Но в силу своего возраста она, конечно, не захотела этим заниматься, а я и не настаивала. Вспоминая себя в ее годы, понимаю, что учеба в свободное время – не самое веселое занятие (смеется).

Сейчас Людмила и Алина проходят этап социализации.

– Пообщавшись с Алиной, я поняла, что ей не хватает общения. И это несмотря на то, что у Алины есть брат и сестренка – ее недавно удочерили итальянцы. Алинины сверстницы выглядят куда старше, и интересы у них не совсем совпадают.

Конечно, групповые походы и поездки проходят нормально, но вот так, чтобы одной, – Алина еще не готова, да и в городе она плохо ориентируется. Поэтому мы стараемся гулять, ходить в кино. В ближайшее время сходим на выставку. Во многом наши интересы схожи: я люблю вышивать, Алине это тоже нравится. Мы мастерим с ней поделки и картины.

Вообще, она очень внимательная. Когда я рассказываю ей истории из своей жизни или о своих родственниках, она потом обязательно поинтересуется: «Как твоя та подруга, а как вторая?»

Алина рассказала нам, что ее мечта – стать знаменитой. Девочка очень любит танцевать, и, когда на концерт в детский дом пришла Людмила и увидела, с каким воодушевлением воспитанница участвует во всех танцевальных номерах, была приятно удивлена. «Алина выходит на сцену и держится очень смело, совершенно не стесняется».

– Сейчас у меня нет возможности ходить на танцы, в детском доме такого кружка нет. Иногда к нам приходит хореограф и помогает в организации концерта, – объясняет Алина. – Кроме танцев мне еще очень нравится заниматься с маленькими детьми. Я часто помогаю воспитателям в детском доме, играю с малышами.

– Все воспитанники детских домов очень хорошие, но у многих людей существует стереотип. С таким я столкнулась даже среди своих знакомых, – с сожалением рассказывает наставница. – Только когда ты начинаешь общаться с этими детьми, ты еще больше понимаешь, насколько сильно стереотип мешает жить и тебе, и особенно воспитанникам детских домов. Он ограждает их от социума, и к ним относятся с каким-то пренебрежением – даже с опаской. А все должно быть наоборот, ведь у них нет положительного примера в жизни, которым может стать любой взрослый.

«Просто уделите два часа в неделю не себе любимому»

Андрей (25) и Руслан (15)

Андрей узнал о проекте наставничества совершенно случайно – через соцсети. Ему понравилась идея помощи в адаптации к жизни детей. Он пришел на информационное собрание.

– Мне казалось, что все просто. Грубо говоря, «пришел – изъявил желание – начали взаимодействовать». Но на деле все намного серьезнее. Мы прошли специальный курс, где нам рассказали об особенностях воспитания и общения с такими детьми. Плюс работа с психологом.

Нас предупреждали, что дети могут не пойти на контакт и даже могут не реагировать на нас. Но я хотел довести дело до конца.

– Я сразу согласился, когда мне предложили найти наставника, – смущается улыбчивый девятиклассник Руслан. – Почему бы и нет? Со своими сверстниками я не могу быть достаточно откровенен, да и от общения с ними я не смогу получить такого количества знаний, которые мне пригодятся в жизни.

А кем ты видишь себя в будущем?

– Сложно сказать. Сейчас я увлекаюсь футболом: в проекте «Команда мечты» мы с ребятами из разных детских домов играем и тренируемся вместе со взрослыми мужчинами. Но как возможную профессиональную деятельность футбол я не рассматриваю, не настолько хорошо играю. Единственное, чего я точно хочу, – открыть свое дело и стать бизнесменом. Вот хочу – и все! (Смеется.)

– Интересы Руслана совпали с моими, думаю, поэтому нас объединили, – рассказывает Андрей, у которого за плечами два высших образования (инженер-строитель и экономист-менеджер) и который ведет собственный бизнес. – Я могу передать Руслану свой опыт. Постепенно начну подтягивать его в свое окружение. У Руслана есть желание – и это главное. Нужно теперь подтолкнуть его сделать первый шаг.

А как отнеслись ваши родственники и знакомые к тому, что вы решили стать наставником для воспитанника детского дома?

– Когда моя мама узнала, ее переполняла неимоверная гордость. Но, честно, я не считаю, что совершил какой-то героический поступок. В этом нет ничего сверхсложного: просто уделите два часа в неделю не себе любимому, а человеку, который может нуждаться в вас. По-моему, это естественная потребность каждого человека.

 

«Но знаете, если разделиться поровну, то будет несложно»

Анна, Cтепан (12) и Юрий

Сегодня Анна и Юрий встречаются со Степой в третий раз. Супружеская пара приехала поддержать своего воспитанника, который участвует в футбольном матче.

– Как-то раз ко мне подошла Наташа, руководитель проекта, и спрашивает: «Хочешь себе наставников, супружескую пару?» – «Конечно!» – «Тогда завтра у вас состоится первая встреча». Я рад, что нашлись люди, которым я нужен.

Знаете, у нас в детском доме есть девочка Вероника, у нее у первой появился наставник Оля. И я видел, что она всегда сопровождает Веронику, помогает с учебой, они ездят гулять, много разговаривают. Я подумал, что со мной тоже такое будет.

Анна считает, что участие в подобном проекте – естественное желание для человека. Хотя у девушки в студенческие годы был небольшой опыт общения с воспитанниками Осиповичской школы-интерната для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, во время первых встреч со Степой она очень волновалась.

– Нет, когда мы встречались первый раз, была Наташа, поэтому мы не очень волновались. А второй раз мы встретились 8 марта – и Степа мне подарил открытку, которую сам нарисовал. После такого поздравления все волнение отошло на второй план. В этот день воспитательница разрешила нам выйти на улицу прогуляться. Степа показал нам стадион, на котором они с мальчишками играют в футбол. Сводил в гости к себе в квартиру (квартира – это блок, состоящий из нескольких комнат, общей кухни и туалетной комнаты. – Ред.), там чистенько, хорошо!

Когда Степе было 6 лет, он увлекся футболом и сейчас участвует в проекте «Команда мечты», где мальчишки играют со взрослыми мужчинами. На вопрос, не сложно ли гонять мяч наравне с дядьками, отвечает честно и очень серьезно:

– Ну да, иногда сложно. Но знаете, если разделиться поровну, то будет несложно.

Степа окончательно не определился с профессией, но сейчас хотел бы стать учителем или футболистом.

– Учителем, потому что мне нравится учиться и у меня хорошие оценки. В первой четверти у меня был общий балл 6,0, во второй – 6,9. А недавно мне приснилось, что в третьей будет 7,5.

Когда мы прощались, мой взгляд случайно упал на Степин календарь формата А4, где детским почерком аккуратно написано: «22 марта, вторник. Встреча с Аней и Юрой».

 

Если вы хотите поучаствовать в проекте «Команда мечты», обращайтесь к организаторам. Впрочем, любой желающий может прийти и поддержать ребят: вместе сыграть, рассказать о своем увлечении этой игрой, показать мастер-класс или даже поучиться у ребят. Игры проходят каждую субботу и понедельник по адресу: ул. Ангарская, 2, корпус 2. Но будьте готовы: тренер футбольного клуба «Динамо» заставит и вас выложиться по полной во время игры.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
2016-03-15
Люди   Тема  
 
46
0
0
0
КОММЕНТАРИИ
Heisenberg 15-03-2016, 12:44
+136 136 0
Добрый пост наконец-то, приятно читать!
ОТВЕТИТЬ
Я тоже хочу Андрея в наставники.
ОТВЕТИТЬ
Я бы хотела поучаствовать, но морально не потяну. Я читаю эту статью уже со слезами на глазах, а пробыв пару часов с ребенком вообще в депрессию впаду. Жалко их. Хотя в принципе чего жалеть детей, которым лучше находиться под опекой государства, чем где-нибудь в каком-нибудь бомжатнике с родителями алкоголиками. Но все равно жалко, что некоторые получают больше любви, тепла и ласки, чем остальные, хотя разницы между детьми нет. Не говоря о каких-то материальных благах.
В общем, пойду плакать дальше:(
ОТВЕТИТЬ
я тоже сопли намотаю на кулак ( детей реально жалко, но это наши заморочки, не их. они уже привыкли к такой жизни, а мы могли бы просто быть рядом. По-любому, рада за тех. у кого появились наставники. И тут еще вопрос. кто кого наставляет . Рядом с ребятами из детдома учишься сам.
ОТВЕТИТЬ
Андрей Подкас 16-03-2016, 16:19
+15 16 1
Вы немного не правы) Многие из этих детей вам еще фору дадут в моральной выдержке, им ваша жалость не нужна, а нужны нормальные конструктивные отношение (общение, дружба), из которых они могут перенимать ваш жизненный опыт! У меня у самого было много стереотипов о детдомовцах до начала проекта, теперь понимаю, что был не прав) Смелее, координаторы проекта помогают наставникам, главное ваше желание!)
ОТВЕТИТЬ
А мне стало очень грустно от того, что 6,0 мальчик считает хорошим баллом. не знаю почему. Может потому что в моей школе оценки ниже 8 считались плохими
ОТВЕТИТЬ
Водичка 15-03-2016, 20:18
+22 27 5
Вы наверное из того рода школы где 10 рисуют в выпускных классах.
В моей допустим самый большой балл у одноклассницы был 8.9, а сам рвал одно место и вытянул на 7,4
ОТВЕТИТЬ
нет, из той школы, где на оценку работали. но это же школьная программа, там нагрузки вообще минимум. может у меня была школа для умственно отсталых, но у нас больше 2х параграфов за урок не брали, а это 10-15 минут чтения перед сном, а если на уроке слушал, то 5, просто пройтись по деталям. весь учебник как правило можно прочитать за несколько часов. это не универ, где в учебнике 1000 страниц и все сухим научным текстом описано. вот я не верю, что можно одно место рвать и всего на 7,4 натянуть.
ОТВЕТИТЬ
А я верю 16-03-2016, 11:44
+9 11 2
У меня одной со всей параллели балл был 8,7, у след. человека 7,6 и все рвали одно место даже на эти оценки. 10ки в школе не ставили принципиально, 9ки - редкая редкость :) И какого было удивление, когда приехали поступать, а в минске у многих баллы за аттестат 9,6; 9,9. Это было за гранью реальности и так удивительно
ОТВЕТИТЬ
Приятно покрасоваться на фоне 12-летнего ребёнка из детдома. Это на фоне своих сверстников с равными условиями нужно ещё стараться, чтобы выглядеть круче, а тут вообще ничего не надо - стал рядом - и ты уже супермен.
ОТВЕТИТЬ
Марина Анатольевна 08-04-2016, 12:48
0 0 0
Не важно, какую цель преследует тот или иной человек, все зависит от вашего видения ситуации и ваших действий. Можно просто поговорить и забыть,а можно последовать его примеру. Все зависит от ВАС и ВАШЕГО ВЫБОРА. ПО НАСТОЯЩЕМУ, ВАЖНО ТОЛЬКО ТО, КАКУЮ ЦЕЛЬ ПРЕСЛЕДУЕТЕ ВЫ;)
ОТВЕТИТЬ
то есть из всей статьи вас зацепила только ремарка про оценки?
мне вас жаль.
ОТВЕТИТЬ
Kiwi, давайте учитывать то, что в Вашей школе у детей были родители. В Ваших силах прийти, помочь и повысить балл.
ОТВЕТИТЬ
Ну мне вообще никто из родителей с учебой не помогал никогда и даже домашку они мою отказывались проверять. я просто говорю , что это грустно, когда свои не столь выдающиеся когнитивные способности оценивают с таким позитивом
ОТВЕТИТЬ
Сам факт того, что они у Вас были говорит о многом, Вам читали книги в детстве, наверное, много разговаривали. Не дразнили 'детдомовцем' и т.д.
ОТВЕТИТЬ
Причем тут дразнили детдомовцем до оценок в школе? Дети вообще жестоки.
Наверное, это хорошо, что к этим детям больше снисхождения и они относятся к этому как " у меня хорошие оценки, 6,0 , но будут еще лучше", а не "у меня не очень оценки сейчас, всего 6,0, но будут лучше " как было с каждым в моей школе. этих детей безумно жалко, но нельзя компенсировать недостаток родительской любви снисхождением. Когда-нибудь этот ребенок вырастет и пойдем на работу, где сокращают людей, которые считают, что больше 50 % выполненого объема это уже хорошо. потому что нужны люди, которые делают 100%. Эти дети не умственно отсталые и не инвалиды. Они в будущем станут полноценными членами общества, к которому окажутся неприспособленными, потому что из-за жалости им никто не объяснил, что просто хорошо что-то делать в нашей стране недостаточно, надо пахать как проклятый на лучший результат
ОТВЕТИТЬ
laura palmer 15-03-2016, 22:45
+16 19 3
и чего вы добились,паша как проклятый на лучший результат?неужели в епам взяли?
ОТВЕТИТЬ
Воркаут 15-03-2016, 23:10
+39 43 4
аа, ну вы из тех, кто будет до конца гнобить "а почему не десятка". Бедные ваши детки.
ОТВЕТИТЬ
Кто-то еще считает, что школьные оценки - залог успеха в жизни. Снимите Ваши розовые очки.
ОТВЕТИТЬ
невозможно всё знать на 100%
это вообще какое-то странное наследие советской школы - что или ты отличник, или полный лох)
на самом деле это нормально, если человек лучше справляется с одними предметами, а в другими хуже
к слову я как раз из тех отличников, которых родители упрекали даже за 8-ки, что стоило мне кучу нервов и здоровья
и в жизни эти оценки нафиг нигде не пригодились
ОТВЕТИТЬ
ну вы и чмо
ОТВЕТИТЬ
да, а еще с*** редкостная. но даже у таких как я есть право на точку зрения.
ОТВЕТИТЬ
А вот я с Вашей точкой зрения солидарна. Более чем.
ОТВЕТИТЬ
так и у меня право есть. и я его восполняю в своей точке зрения относительно вашей точки зрения.
искренне надеюсь, что ваша черствость аукнется вам по жизни тем же.
ОТВЕТИТЬ
"но даже у таких как я есть право на точку зрения"
Здесь кто-то запрещает вам высказываться? Вы имеете право высказаться, мы имеем право не согласиться с вашей точкой зрения (или нажать на какашку возле вашей реплики).
ОТВЕТИТЬ
грустный слон 16-03-2016, 01:44
+47 48 1
Кажется, что несмотря на школьные оценки, во многих вопросах вам не хватает образования. Почитайте о теории привязанности или возрастной психологии - это поможет вам разобраться в том, почему вещи, которые дети в обычных семьях усваивают автоматически (гораздо раньше, чем вообще идут в школу) детям из детских домой даются значительно труднее. И этому есть нейробиологическое объяснение.
В остальном, достаточно прочитать несколько толковых книг и вы поймете, что как ни грустно - сравнение не уместно. Даже если родители вам не помогали, они у вас были, а это невероятная привилегия, которую вам, судя по всему, трудно даже осознать.
ОТВЕТИТЬ
грустный слон 16-03-2016, 01:46
+12 12 0
Это было для kiwi, конечно же
ОТВЕТИТЬ
"это грустно, когда свои не столь выдающиеся когнитивные способности оценивают с таким позитивом"

Действительно грустно. Тем более в вашем случае: родители, хорошая школа, аттестат с высоким баллом. А мозгов нет, одно высокомерие изо всех щелей прёт.
ОТВЕТИТЬ
Писали вы уже как-то о подобном проекте. Старший друг, что ли. Написала им, заполнила анкету длиннющую, с рекомендациями - ни ответа ни привета. Вот такое вот отношение к неравнодушным людям.

Вообще этим многие грешат - волонтеры, занимающиеся животными, соцфонды разные. Звонишь, предлагаешь помощь, тебя благодарят, обещают перезвонить - и все. Я понимаю, что у них много забот и проблем, ну перезвонили не в назначенный день, а через неделю - так нет, как будто их Зевс пожирает.
ОТВЕТИТЬ
Судя по тому, что напиcала Людмила, она летом пришла на первую встречу, а только в январе ее познакомили с девочкой. Процесс не быстрый.
ОТВЕТИТЬ
Яна, если Вас интересует конкретно этот проект, все расскажу подробно. Я здесь видела только внимательных, обязательных людей.
ОТВЕТИТЬ
мимо проходила 15-03-2016, 17:05
+13 14 1
Скажите, а в региональных центрах Беларуси такое планируется?
С радостью приняла бы участие, но не из Минска :(
ОТВЕТИТЬ
Дмитрий 15-03-2016, 17:05
-20 4 24
Андрей (25) - Пынзарь из Дома-2?
ОТВЕТИТЬ
ava
Будем надеяться, что проект получится провести и во второй раз, но уже в большем масштабе.
ОТВЕТИТЬ
ага, а наставаников своих они не матюкают так же, как и воспитателей??
ОТВЕТИТЬ
а вот интересно, тот кто минус за комментарий поставил -- проработал хотя бы один день в детском доме? мне в первый день стажировки один воспитанник заявил: "Чё, работать пришла? Ну п**да тебе, малая!"
ОТВЕТИТЬ
Воркаут 15-03-2016, 23:09
+17 23 6
как и в обычной школе. Вы только плодите стереотипы о страшном тупом детдомовце.
ОТВЕТИТЬ
Представьте себе- не матюкают
ОТВЕТИТЬ
а каких детдомовцев вы ожидали увидеть на практике? воспитанных невинных ангелочков?
ОТВЕТИТЬ
Наташа 15-03-2016, 23:55
+9 10 1
После таких статей возвращается вера в человечество и корпорации. Белагропром тоже молодцы большие!
ОТВЕТИТЬ
Марина 16-03-2016, 18:36
+6 6 0
А вот те, кто участвовали, скажите, а дети не обижаются потом? Как-то странно прозвучало у девочки: по правилам нельзя просить денег и пр. Я в детстве всегда что-то хотела, и не опыт перенимать точно. Нет ли у Вас ощущения, что приручили, но не додали чего-то? Спрашиваю, так как проект интересен, но это же большая ответственность или нет?
ОТВЕТИТЬ
Марина 16-03-2016, 18:39
+12 13 1
Т.е. я буду думать, что помогаю вся такая умная опыт передаю, хотя какой у меня опыт... А ребенок будет думать: может меня полюбят и помогут по-настоящему, к себе заберут((
ОТВЕТИТЬ
чем не приманка для "продуманно"-осторожного педофила?
ОТВЕТИТЬ
Андрей 21-03-2016, 02:29
+1 1 0
не увидел, или невнимательно читал - в статье есть контакты для желающих присоединиться к движению?
ОТВЕТИТЬ
Андрей Подкас 23-03-2016, 10:42
+2 2 0
+375 (25) 919-32-37 Яна - Координатор проекта
ОТВЕТИТЬ
Артем 22-03-2016, 10:29
+1 2 1
Для того, чтобы стать Наставником (значимым взрослым) для воспитанника детского дома необходимо зарегистрироваться на информационную встречу http://kidsmentor.org/
ОТВЕТИТЬ
ЗАЛОГИНЬТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
VKONTAKTE
Или комментируйте с помощью капчи
НОВОЕ НА CITYDOG.BY